Основы проектной деятельности.
методическая разработка по информатике и икт по теме

Громова Елена Викторовна

Пояснительная записка и КТП занятий по проектной деятельности с учениками основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota.doc71 КБ
Файл chto_takoe_proekt.docx114.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски отбор талантливых учеников, оказание им всемирной поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования.

Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Безусловно, важнейший уровень ученического проектирования – школьный. На  занятиях, посвященных проектной деятельности,   должна осуществляться кропотливая совместная работа ученика и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных. Школьники должны научиться вести дискуссию по теме исследования, ориентированно оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе. Проектная и исследовательская деятельность способствует построению индивидуальной траектории образовательного процесса.

Основу метода проектов составляют следующие положения:

1.      Развитие познавательных умений и навыков учащихся;

2.      Умение ориентироваться в информационном пространстве;

3.      Умение самостоятельно конструировать свои знания;

4.      Умение интегрировать свои знания из различных областей наук;

5.      Умение критически мыслить.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Это задача личностно-ориентированной педагогики.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

Говоря об ученическом проектировании, необходимо выделить основные концептуальные положения, на которых базируется работа со школьниками

1.      Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных способностей.

2.      Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся.

3.      Формирование обще-учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития ученика.

4.      Улучшение учебной мотивации и развития познавательных интересов.

5.      Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

6.      Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у учеников и учителей.

7.      В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

8.      В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

9.      Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложнявшихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен.

10.  Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

11.  Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

12.  Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

13.  Предпосылкой к проектной деятельности является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы.

14.  Направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в массовой средней школе предполагает наличие и решение следующих проблемных аспектов:

1.      Проблема, которая актуальна и требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения.

2.      Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.      Самостоятельная деятельность ученика.

4.      Структурирование содержательной части проекта или научного исследования.

5.      Использование исследовательских методов, т.е. выявление проблемы, цели, задач, гипотезы исследования, определения путей решения, анализ, выводы, конечный результат и подведение итогов работы.

Использование проектной и научно-исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой стороны – предусматривает хорошо продуманные, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен уметь:

·      владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся;

·      уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом;

·      устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск;

·      уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Организация научно-исследовательской и проектной работы школы – процесс достаточно сложный, однако педагоги готовы работать качественно и целеустремленно, если их исследования действительно внедряются в практику школьной жизни.

Одним из важных направлений научного исследования в школе сегодня является проблема формирования познавательной мотивации учащихся как глубинного мотива учебной деятельности.

Направления научно-исследовательской и проектной деятельности.

1. Концептуально-стратегическое направление:

·      разработка приобретенных направлений и целей деятельности школы;

·      разработка стратегически важных и основополагающих документов школы;

·      разработка программ развития школы по различным аспектом деятельности.

2. Плавно-прогностическое направление:

·      прогнозирование научно-исследовательской и проектной работы в школе в целом;

·      планирование научно-исследовательской деятельности по отдельным направлениям;

·      планирование научных изысканий отдельных педагогов;

·      прогнозирование направлений научного поиска.

3. Научно-методическое направление:

·      создание необходимого банка данных для эффективности научно-исследовательской работы в школе.

4. Мотивационно-стимулирующее направление:

·      формирование положительной мотивации участия в научной работе педагогов;

·      поощрение инновационно-преобразующей деятельности педагогов;

·      повышение профессиональной мотивации педагогов.

5. Аналитико-диагностическое направление:

·      контроль и оценка эффективности вводимых изменений, исследований, проводимых в школе;

·      регулирование исследовательской деятельности педагогов.

6. Организационно-управленческое направление:

·      совершенствование организационных структур;

·      совершенствование или изменение существующих планов, проектов

·      координация усилий педагогов;

Необходимым условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.

Учитель должен изучать:

·         методические аспекты работы над научным исследованием, которые связаны с учением о воспитании и обучении подрастающего поколения и взрослых людей;

·         нормативные источники, связанные государственным законодательством, директивными документами;

·         научно-педагогические источники, связанные с произведениями выдающихся педагогов, работами современных исследователей в области школьной, профессиональной педагогике;

·         специальные исследования по общей возрастной и педагогической психологии;

·         различные материалы по передовому педагогическому опыту;

·         материалы педагогической печати;

·         материал, подготовленные молодежными редакциями российского и местного радиовещания и телевидения;

·         продукты ученического творчества (доклады, рефераты, творческие работы, рисунки);

·         художественную литературу (книги о выдающихся ученых, писателях художниках, новаторах производства);

·         все другие источники, включая мемуарную литературу, личные записи постоянных наблюдателей за процессом обучения, воспитания учащихся.

Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать:

·         естественному развитию убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены в реальной жизни для решения важных задач;

·         развитию представления о существовании органической связи между различными предметами, преподаваемыми в школе;

·         формированию навыков написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчетов, аналитических справок и др.;

·         приобретению опыта работы с различными источниками информации;

·         правильному выбору будущей специальности;

·         воспитания чувства рачительного отношения к окружающей среде и формированию сознания, что природу необходимо оберегать;

·         естественному отвлечению от пагубного уличного влияния и, в частности, от праздного проявления интереса к алкоголю и наркотикам.

Работая над проектом или научным исследованием, ученик приобретает следующие знания и умения:

·         учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения познавательных и практических задач;

·         приобретает коммуникативные навыки и умения, работает в группе, исполняет разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник);

·         знакомится с разными точками зрения на одну проблему;

·         овладевает практическими навыками научно-исследовательской работы;

·         проектное обучения активизирует деятельность учеников, т.к. оно –

§  личностно ориентировано,

§  самомотивируемо,

§  позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,

§  приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда.

Проектная и научно-исследовательская деятельность в школе – это полезная альтернатива классно-урочной системе. Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе.

Календарно-тематическое планирование курса

 «Основы проектной  деятельности»

Тема занятия

дата

план

факт

1

 Что такое проект?

2

Типы проектов

3

Дневник проектной деятельности

4

Проблема, цели и задачи исследования.
Как сформулировать проблему? Что такое проблема?

5

Гипотеза проекта

6

Продукт проекта

7

План действий. Этапы работы над проектом.
Поисковый

8

Источники информации

9

Исследование в проектной деятельности

10

Формы защиты проекта

11

Требования к проекту

12

Требования к презентации проекта

13

Критерии оценивания проекта и его презентации

14

Что необходимо подготовить к защите проекта

15

Анализ проектной работы

16

Защита проектов

17

Защита проектов

Курс рассчитан на 1 час в неделю, на полугодие.

Всего 17 часов

        Основные тезисы к занятиям смотрите в приложении «Что такое проект?»



Предварительный просмотр:

1. Что такое проект?

Проект ― работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.

Результаты выполнения проекта должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте, если практическая ― конкретный продукт (стенгазета, театральная постановка, матрёшка, выставка рисунков, буклет, презентация, приспособление для занятий физкультурой, комплекс упражнений на по профилактике здорового образа жизни и т. д.).

Проект ― это пакет документов для создания изделия, замысел, план, прообраз какого-либо объекта.

Проект ― это шесть «П»:

Проблема

Проектирование (Планирование)

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, чертежи, рисунки, планы и отчеты и др.)

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Таким образом, проект ― это самостоятельно выполняемый вами комплекс действий по решению значимой для вас проблемы, который завершается созданием продукта.

Первые характерные особенности проекта: выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание проектного продукта.

Ещё одно его свойство ― планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта вам необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи; определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. Осуществление плана работы над проектом, как правило, вы начинаете с изучения литературы, других источников, со сбора информации, возможно, с проведения различных исследований, анализа и обобщения имеющихся и полученных данных, формулирования выводов и формирования на этой основе собственной точки зрения на проблему проекта и способы её решения.

Для воплощения найденного способа решения вами создаётся проектный продукт.

Проект обязательно должен иметь письменную часть ― отчёт о ходе работы ― это Дневник проектной деятельности. В нём описываются все этапы работы, начиная с определения проблемы проекта, все решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация, проведённые эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т. п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы.

Непременным условием является публичная защита проекта ― своего рода презентация, в ходе которой вы не только рассказываете о ходе работы и показываете её результаты, но и демонстрируете собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, и то, чему вы научились в процессе работы над проектом. Элемент самопрезентации ― важнейшая сторона работы, поскольку она предполагает рефлексивную оценку вашего труда и приобретённого опыта.

2. Типы проектов

Практико-ориентированный проект предполагает деятельность, направленную на решение практических задач, поставленных участниками проекта, результатом этой деятельности является продукт. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Проектным продуктом могут стать учебные пособия для кабинета физики, макеты и модели, инструкции, памятки, пакет рекомендаций по восстановлению экономики России и т. п. Важно оценить реальную возможность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект предполагает деятельность, направленную на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Информационный проект предполагает деятельность, направленную на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т. п. Это может быть публикация в средствах массовой информации, в том числе в Интернете.

Творческий проект связан с деятельностью, направленной на привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Игровой или ролевой проект предусматривает деятельность, направленную на предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, театрализованная постановка, состязание, викторина, экскурсия и т. п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссёр-постановщик, судья, литературный персонаж).

3. Дневник проектной деятельности

Важным и необходимым элементом при разработке проекта и его реализации является дневник проектной деятельности. Дневник предназначен для организации работы над индивидуальными и групповыми проектами и охватывает все этапы ― от оформления замысла до оценки результатов. Дневник позволяет понять и соблюдать последовательность действий в рамках работы над проектом, организовать поиск и обработку информации, подготовиться к консультациям и работе в группе. Следует особо отметить, что дневник является не контрольным, а вашим рабочим материалом. Все ваши решения по поводу цели проекта и необходимых шагов по её достижению заносятся в дневник. В структуре дневника будут выделяться страницы, которые постепенно заполнятся вами. Вы часто будете возвращаться к этим страницам, систематизировать информацию, планировать консультации и групповые обсуждения, а после вносить изменения и дополнения в свои заметки, например, дописывать задачу, которую упустили, но на формулировку которой вас натолкнули вопросы учителя и т. д.

4. Проблема, цели и задачи исследования.
Как сформулировать проблему? Что такое проблема?

Проблема проекта ― это противоречия между существующей ситуацией и вашим представлением о желаемой ситуации, которые нужно решить. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для вас. Её решение должно быть важно для вас. Проблема отражает тему проекта. Она легко преобразуется в цель. Например:

Тема

Проблема

Цель проекта

Древнерусский город

При изучении былин мы неправильно представляем себе место их действия.

Изготовить модель древнерусского города.

Система автоматического полива комнатных растений

Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.

Организовать систему автоматического полива комнатных растений.

Люби и изучай свой край

Обучающиеся начальных классов мало знают о своём крае.

Выпустить брошюру для обучающихся начальных классов нашей школы о природе родного края.

Дело Дубровского

Дубровский пострадал от несправедливого суда.

Рассмотреть дело Дубровского с позиции современного судопроизводства.

Помните! В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема. При выборе проблемы посоветуйтесь с руководителем проекта.

Как сформулировать цель и задачи?

После того как сформулирована проблема и тема вашего проекта, необходимо подумать над целью и задачами. Определить цель проекта означает ответить себе и другим на вопрос о том, зачем вы его проводите.

Цель ― это то, что вы хотите достичь в результате работы над проектом.

Помните! Формулировка цели всегда начинается с существительного «исследование», «изучение», «выявление» и т. д.

Подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать. Это будут ваши задачи.

Задачи ― это последовательно выполненные «шаги», которые необходимо предпринять для достижения цели.

Помните! Это обычно делается в форме перечисления: 

изучить…

проанализировать…

описать…

установить…

выявить…

сформулировать…

охарактеризовать…

исследовать…

создать…

слепить…

начертить…

изготовить…

построить…

озеленить…

разработать…

Дневник проекта

Отчёт и презентации

Онлайн-урок

5. Гипотеза проекта

Гипотеза ― недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

если…, то…;

так…, как …;

при условии, что…;

предположим…;

допустим…;

возможно…;

что, если…

Например: «Что такое хлебное дерево?»

Гипотеза: «Предположим, оно вырастает из сухарей…»

Например: «Почему цыплята жёлтые?»

Гипотеза: «Возможно, потому что желток в яйце жёлтый…»

6. Продукт проекта

В ходе подготовки к презентации участники проекта готовят продукт проектной деятельности. В ряде случаев на вид продукта указывает тема проекта.

Наиболее распространённые виды продукта проектной деятельности:

web-сайт;

атлас;

видеофильм;

видеоклип;

виртуальная экскурсия;

выставка;

дизайн-макет;

дневник путешествий;

игра;

карта (географическая, топографическая, тематическая, аналитическая, государственная, звёздная карта, карта природы и т. д.);

коллекция (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.);

костюм (одежда человека или маскарадная или театральная одежда);

модель (модель Земли, самолёта и т. д.);

музыкальное произведение;

мультимедийный продукт (энциклопедии, обучающие и развивающие программы; игры видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных мультимедийная презентация и т. д.);

отчёт по результатам анализа данных социологического опроса;

отчёт по результатам сравнительно-сопоставительный анализа (анализ чего-либо, построенный на сравнении и сопоставлении литературных героев, медицинских терминов, других объектов);

презентация нового продукта (подробнее о формах презентации можно будет узнать из других разделов);

пакет рекомендаций (письменный или устный благоприятный отзыв, совет, и т. д.);

путеводитель;

публикация (сказка, справочник, статья; сборник сочинений);

рекламный проспект;

сценарий;

фотоальбом;

электронная газета;

электронный журнал.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Часто ваш продукт виден из темы вашего исследования. Например, в проекте «Изготовление воздушного змея» продуктом, конечно, будет изготовленный воздушный змей, а в проекте «Исследование влияния климата на растительный и животный мир России» может завершиться защитой реферата или вылиться в презентацию атласа несуществующего материка.

Соответствие продуктов различным типам проектов

Исследовательский

Информационный

Творческий

—  Web-сайт

—  Анализ данных социологического опроса

—  Атлас, карта

—  Публикация в СМИ

—  Справочник Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования

—  Web-сайт Видеофильм

—  Газета, журнал

—  Коллекция

—  Мультимедийный продукт

—  Прогноз

—  Справочник

—  Экскурсия

—  Видеофильм

—  Выставка

—  Игра

—  Коллекция

—  Костюм

—  Модель

—  Музыкальное сочинение

—  Праздник

—  Сборник сочинений, стихов, рисунков

Дневник проекта

Отчёт и презентации

7. План действий. Этапы работы над проектом.
Поисковый

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Данный этап является наиболее сложным: вам необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Например, девятиклассница Аня обратила внимание на то, что в последнее время она с трудом засыпает, плохо спит ночью, тяжело встаёт утром и постоянно чувствует себя невыспавшейся.  ходе беседы с учительницей физкультуры выяснилось, что с подобными проблемами сталкивается множество людей разных возрастов, особенно тяжело переносят недостаток сна дети и подростки. Постепенно стала вырисовываться исходная проблема проекта: бессонница. Причём решение данной проблемы для автора проекта имеет практический смысл, побуждает действовать. А тема проекта была сформулирована так: «Как бороться с бессонницей».

Аналитический

Когда ваша проблема проекта сформулирована, вы определяете цель и задачи проекта, предполагаемый результат и планируемый продукт своей деятельности.

Например, проблема Ани ― бессонница. Что поможет её решить? Надо разработать способы борьбы с бессонницей и подумать, в каком виде представить их публике. Может быть, это будут советы для тех, кто страдает от бессонницы?

У вас есть исходная проблема проекта ― бессонница. Вы видите цель своей работы ― способы борьбы с ней. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта, определить задачи и способы работы, наметить сроки и оценить имеющиеся ресурсы.

Практический

На этом этапе вы приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придётся внести некоторые изменения в первоначальный план. Возможно, вам понадобится несколько коротких встреч, во время которых вы с руководителем проекта обсудите результаты вашей работы. На этом этапе вы работаете со страницами Дневника проектной деятельности, заносите новые идеи или корректируете план работы. Помните, что результат проекта и качество полученного продукта зависит только от вас. В конце практического этапа вы уже должны понимать, насколько полученный продукт соответствует запланированному. Тем самым вы уже можете видеть, обеспечивает ли ваш продукт достижение цели проекта или нет.

Презентационный

Презентация проекта предназначена для представления полученного продукта. Презентация ― это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели ― наилучшим образом показать результат вашей работы и то, что вы приобрели в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, ― важнейший социальный навык.

Ваша презентация может быть нацелена на:

продвижение продукта (коммерческое или некоммерческое распространение);

привлечение ресурсов (например, для доработки или тиражирования продукта);

информирование (формирование общественного мнения);

самопрезентация (позиционирование себя как специалиста в определённой области).

Формы презентации могут быть разных жанров. Это может быть:

выставка;

аукцион;

спектакль;

концерт;

видеожурнал;

дегустация;

рекламная акция;

демонстрация моделей и т. д.

При подготовке презентации вам необходимо обратить внимание на нормы публичной речи, регламент выступления, использование невербальных средств (поза, жесты, мимика, темп речи и т. д.) и наглядных материалов (таблицы, серии рисунков, чертежи, схемы, диаграммы и т. д). Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7―10 минут на выступление. За это короткое время вам необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными вами открытиями.

В ходе презентации вам, как автору проекта, может быть, придётся отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать с благодарности тому, кто его задаёт (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и даёт вам ещё один шанс показать свою компетентность).

При подготовке к презентации вы используете страницы дневника проектной деятельности, раздел «Устная презентация».

Контрольный этап

После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, вам необходимо написать отчёт о работе над проектом, его письменную часть. Отчёт о ходе работы ― очень важная часть проекта. Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь вы осуществляете оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, вы анализируете, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности, насколько были обоснованы изменения, внесённые в первоначальный план. Здесь же вы даёте оценку собственным действиям, оцениваете приобретённый опыт. Вы создаёте портфолио проекта, в котором, кроме собственно письменной части, отчёта о работе, будут помещены рабочие материалы, черновики, дневник работы над проектом и т. п. Это может потребоваться членам проектной комиссии при оценивании, если какие-то аспекты работы будут недостаточно освещены в её письменной части.

Итак, на контрольном этапе вы:

проводите оценку продукта проекта в соответствии с критериями;

проводите оценку результативности проекта;

обсуждаете оценки, высказанные участниками группы, если проект был групповым;

производите оценку своей деятельности и оценку своего собственного продвижения.

По завершении этапа заполняете страницы дневника проектной деятельности.

8. Источники информации

Работа над проектом всегда требует изучения дополнительных источников информации по вашей теме. Новая для вас информация может изменить взгляд на проблему, над которой вы работаете, помочь скорректировать этапы работы и аргументировать ваше суждение на этапе представления продукта.

Вся информационная среда делится на три типа источников информации:

документ;

человек;

предметно-вещевая среда.

Понятие «документ» употребляется сегодня в двух смыслах:

материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве (диск, флеш-карта, книга и др.);

документ ― это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт (паспорт, договор, патент на изобретение и др.).

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Может дать большую и интересную информацию из области своих знаний и своего опыта.

Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.

 

Советы «Как работать с текстом»

При внимательном чтении текста нужно решить 4 задачи.

Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чём или о ком идёт речь.

Продумать прочитанное, т. е. разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой части основную мысль.

Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую конструкцию предложений.

Дать себе отчёт: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приёмам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения?

При работе с текстом можно использовать: 
А) План текста ― это совокупность названий основных мыслей выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых вы детализируете заглавие текста, данное автором.
Для составления плана необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.
Б) Тезисы ― это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте.
Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования. 
В) Конспект ― это эффективный вид записи не только учебной, но и научной литературы.

Конспекты бывают нескольких видов:

плановые 
Плановый конспект ― конспект книги по её содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

свободные 
Свободный конспект ― конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

текстуальные 
Текстуальный конспект ― конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

тематические 
Тематический конспект ― конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

Конспект должен быть:

содержательным и полным;

по возможности кратким;

правильно оформленным.

Сегодня любая учебная, исследовательская и проектная деятельность не обходится без обращения к источникам информации в сети Интернет. Всемирная сеть обладает неисчерпаемым ресурсом в любой области деятельности человека, что, безусловно, имеет свои положительные и отрицательные стороны. В работе с информацией надо уметь оценивать качество материала. По этой причине вам предлагаются проверенные источники информации, которые могут быть полезны в вашей работе.

 

Поисковые интернет-системы:

http://www.yandex.ru/

http://www.google.com/

http://search.msn.com/

http://ru.search.yahoo.com/

http://www.rambler.ru/

http://www.aport.ru/

Интернет-сайты как источники информации:

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница. «Википедия» ― универсальная энциклопедия

Библиотеки:

Государственная научная педагогическая библиотека им. Ушинского. http://www.gnpbu.ru 

Библиотека Максима Мошкова. http://www.lib.ru 

Публичная интернет-библиотека Евгения Пескина. http://public-library.narod.ru/ 

Научная фантастика Василия Головачёва. http://www.golovachev.ru 

Энциклопедия КМ. http://mega.km.ru 

КМ-литература. http://www.km.ru/literature 

Электронная Библиотека по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам. http://www.finbook.biz 

Электронная библиотека «Альдебаран». http://aldebaran.ru 

Мир энциклопедий. http://www.encyclopedia.ru 

Каталог художественных произведений. http://libraries.allbest.ru 

Со списком бесплатных электронных библиотек можно познакомиться на сайте http://nedorazvmenie.livejournal.com/869551.html.

Не забывайте вести список литературы и адресов тех ресурсов сети Интернет, которые использовали в работе. Они понадобятся вам при составлении библиотечного списка в проекте.

В списках литературы принято:

размещать источники информации по алфавиту,

указывать их год издания,

указывать место издания и издательство, в котором вышла книга,

указывать количество страниц в ней.

Если используется материал сайта, то указывается его электронный адрес, например:

Фолкэн Ч. Психология ― это просто. ― М.: «Издательско-торговый дом ГРАНД», 2000, стр. 640.

Добрушина Е.Р. Что значит нет? // В сб.: Дискурсивные слова: контекстное варьирование и семантическое единство. ― М.: Азбуковник, 2003, стр. 250.

Словарь структурных слов русского языка под ред. проф. В.В. Морковкина. ― М.: Лазурь, 1997, стр. 700.

Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Моск. физ.-техн. ин-т. ― Электрон. журн. ― Долгопрудный: МФТИ, 1998. ― режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru.

9. Исследование в проектной деятельности

1. Понятие исследования и его составляющие

Исследование ― процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

Логика исследования

Установление объекта изучения.

Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.

Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

Проверка гипотезы.

Оформление результатов исследования.

Определение сферы применения найденного решения.

Проверка и уточнение выводов.

 

Этапы исследования

Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования.

Выдвижение гипотезы их решения.

Обсуждение методов исследования.

Проведение сбора данных.

Анализ полученных данных.

Оформление конечных результатов.

Подведение итогов, корректировка, выводы.

2. Методы исследования

Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат. Для каждого проекта выбирается свой метод исследования. Метод исследования рекомендуется обсудить с руководителем проекта.

Анализ 
Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.

Дедукция 
Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщённый вывод обо всей совокупности таких случаев.

Индукция 
Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация 
Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Моделирование 
Изучение объекта путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение 
Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение 
Приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание 
Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование 
Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез 
Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент 
Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Опыт 
Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Опрос 
Наиболее распространённая и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Интервью 
Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, при котором используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные чёткие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

Анкетирование 
Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы.

Дневник проекта

Отчёт и презентации

Онлайн-урок

10. Формы защиты проекта

1. Формы защиты проектов для разных типов

Исследовательский проект: 

демонстрация видеофильма;

защита на учёном совете;

иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

научная конференция и пр.

Информационный проект: 

деловая игра;

демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий);

иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

научная конференция;

научный доклад;

реклама;

телепередача и пр.

Творческий проект: 

деловая игра;

спектакль;

инсценировка реального или вымышленного события;

театрализация;

телепередача;

реклама;

соревнования;

экскурсия и др.

Наиболее распространённой и универсальной является мультимедийная презентация.

 

Виды презентаций

Официальная презентация 
Это различного рода отчёты, доклады и т. д. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый шаблон оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты строго дозированы, т. е. развлекательный элемент сведён к минимуму.
Обязательно подведение итогов в конце доклада, а если есть возможность, то имеет смысл давать краткие выводы по ходу дела.
Официальная презентация может быть текстовой (в основном тексты), а также иллюстрационной (в основном картинки). Но также могут быть презентации универсальные, т. е. презентации, в которой есть и текст и множество иллюстраций, которые являются объектом изучения, поскольку без них попросту бессмысленно говорить о графике; есть и анимация.

Официально-эмоциональная презентация 
Эта презентация должна достигать двух целей. С одной стороны, вы хотите передать слушателям некоторую официальную информацию, с другой ― произвести впечатление, воодушевить аудиторию.

«Плакаты» 
В этом случае презентация заменяет собой простейшие средства технического сопровождения. Компьютер используется как обычный слайд-проектор. На слайдах ― только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. Высоко желателен единый шаблон оформления. То есть если он изменяется от слайда к слайду, для этого должны быть какие-то веские причины. Без нужды его не следует менять.

«Двойное действие» 
На слайдах, помимо визуальных материалов, приводится текстовая информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо расширять его.
При правильном распределении внимания вы задействуете три механизма восприятия: зрительно-образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что вы говорите, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Вы можете построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот.

Интерактивный семинар 
Такая презентация проводится в режиме диалога с аудиторией, тогда становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, и особенно разветвления презентации: в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на ваши вопросы и суждения.
В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления.

Электронный документ для самостоятельной проработки 
Если презентация предназначена для самостоятельной проработки, то её интерфейс, навигация по слайдам, возможности разветвления должны быть хорошо продуманы. Можно использовать «флажки», говорящие, что можно двигаться дальше. Материал должен быть изложен исчерпывающе подробно, потому что у зрителя нет возможности переспросить докладчика. Дополнительный материал может вызваться гиперссылками.
Можно использовать специальные Заметки к слайду, но тогда надо оговорить, что они есть. Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на неправильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом, при этом она вами создаётся именно как электронный материал, в расчёте на его чтение с экрана.

Информационный ролик 
Требования совершенно иные, чем раньше. Ролик должен крутиться самостоятельно и независимо от вас, причём автоматически возвращаться на начало. Весь показ проходит в автоматическом режиме. Ваша задача ― привлекать внимание посетителей Выставки, которые проходят мимо вашего стенда. Следовательно, в вашей презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть наглядные материалы, рассчитанные на быстрое восприятие. На одном слайде может быть несколько фотографий, накрадывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок. Должны быть броские или хотя бы понятные заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки. Задача вашего ролика ― заинтересовать посетителя. Соответственно возникают требования к композиции вашей презентации, к её монтажу.

Требования к композиции презентации, к её монтажу:

интригующее начало;

нарастание темпов событий;

полный калейдоскоп событий

Дневник проекта

Отчёт и презентации

11. Требования к проекту

1. Информационный раздел включает: 

название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа);

название работы (большими буквами по центру);

область научных знаний, рассмотренных в проекте;

данные об авторе (Ф.И. полностью, класс, школа);

данные о руководителе;

web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется);

название населённого пункта и год написания (внизу по центру).

 

2. Описание работы включает: 

Введение 

Цель проекта.

Задачи, поставленные для реализации проекта.

Актуальность выбранной темы.
Обоснование актуальности темы с позиции её недостаточной разработанности, объективной сложности изучения, информационной ценности имеющегося материала, а также в связи с многочисленными дискуссиями, возникающими вокруг неё, доказательство того, что тема может представлять научный интерес и практическое значение.

План (содержание работы) работы.

Описание проектной работы и её результатов.

Теоретическая часть

Практическая часть 
Здесь даётся описание методов исследования, ход исследования и его результаты.

Выводы

Список использованной литературы, электронные адреса 
Все официальные источники информации, использованные при написании реферата (Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания и желательно используемые страницы), располагаются в алфавитной последовательности. Список должен содержать не менее четырёх наименований литературы.

Приложение 
Здесь возможны рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы.

Назначение и применение проекта

 

3. Рефлексия

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результатов.

Приобретённые умения, знания, навыки.

Вопросы рефлексии: 

Над чем вы работали? (Вопрос помогает вспомнить весь ход проекта.)

Как вы работали? (Вопрос способствует анализу задач и методов их решения, оценить интересные находки и спонтанные решения, трудности и неудачи.)

Для чего вы это делали? (Вопрос побуждает оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)

Какие знания и умения вам пригодились? (Вопрос помогает оценить не только языковые знания, но и организаторские умения, умение работать в команде.)

Какой опыт вы приобрели? (Вопрос помогает оценить выполнение ролей, взаимопомощь и поддержку.)

Что можно было бы сделать иначе? (Вопрос побуждает к критической оценке процесса проекта и к конструктивным выводам.)

Дневник проекта

Отчёт и презентации

Онлайн-урок

12. Требования к презентации проекта

1) Требования к мультимедийной презентации и буклетам

Содержание информации, её объём 

Оформите титульный слайд, указав тему выступления, авторов работы и руководителя, место учёбы.

Приведите оглавление презентации, которое структурно будет отображать содержание презентации и вашего выступления.

Создайте отдельный слайд с терминами из вашей презентации. Для обращения к словарю терминов на соответствующих страницах материала целесообразно размещать кнопку для перехода.

Важно, что бы ваша презентация продемонстрировала способность к анализу, синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т. п.).

Укажите тему своего исследования, проблемный вопрос, цели работы, ход работы, выводы, информационные ресурсы.

Используйте короткие предложения.

Заголовки формулируйте кратко, понятно.

Не заполняйте один слайд большим объёмом информации.

Ключевые мысли отображайте на каждом отдельном слайде.

Расположение информации и шрифт 

Располагайте важную информацию в центре слайда.

Надписи над картинками делайте под ними.

Для заголовков используйте шрифт не менее 24, для информации не менее 18.

Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации.

Выделяйте информацию курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием.

Используйте рисунки, схемы, диаграммы для иллюстрации важных фактов.

Виды слайдов 

Используйте разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.

Оформление слайдов 

Соблюдайте единый стиль оформления.

На одном слайде не используйте более трёх цветов.

Для текста используйте контрастные цвета.

Используйте анимационные эффекты, но не злоупотребляйте ими, они не должны отвлекать внимание.

Проверьте, работают ли ссылки.

 

2) Требования к составлению буклета 

Не забудьте про название.

Укажите имя автора, нет ничего слаще собственного имени.

Продумайте, для какой цели вы выпускаете буклет.

Не забудьте, что публикация должна отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

Используйте короткие заголовки, цитаты.

Привлеките внимание полезной информацией.

Используйте рисунки, но всё должно быть в меру.

Не забудьте про эстетичность оформления.

 

3) Требования к составлению коллажа 

Коллаж может быть выполнен на бумаге любого формата.

Необходимо чётко обозначить тему своей работы.

Коллаж должен отражать тему исследования, основополагающий вопрос.

Материал может быть письменный, графический, с наклеенными иллюстрациями, выполненными рисунками. Главный критерий ― он должен раскрывать тему.

Работа должна быть выполнена аккуратно.

 

4) Требование к публичному выступлению 

Логическое построение выступления, соответствие теме.

Грамотность речи.

Раскрытие теоретической части вопроса.

Раскрытие практической части.

Глубина выводов.

Умение ответить на вопросы.

13. Критерии оценивания проекта и его презентации

1. Критерии оценки проекта

 

1. Критерии (баллы)

 

«5»

«3»

«1»

Понимание логики исследования

В презентации чётко обозначены цель, проблема и ход исследования учащегося, отражены этапы исследования, применённые им методы, средства. В полной мере отражены гипотеза исследования (если исследование предполагает наличие гипотезы), сформулированы задачи исследования (в случае, если это необходимо). В заключение презентации приведены лаконичные, ёмкие выводы учащегося, выделен его личный вклад в разработку заявленной проблемы, его нововведение (если таковое предполагает исследование). Приведён список использованной литературы и Интернет-ресурсов, информация об авторах проекта.

В презентации недостаточно чётко обозначены цель, проблема, ход исследования. Не вполне отражены методы и средства исследования, логика исследования не вполне ясна. Отражены результаты исследования, выводы учащегося.

В презентации не отражены логика исследования, цель, проблема, ход исследования. Недостаточно понятно изложены результаты исследования. Не приведены выводы учащегося, или они размыты и неясны.

Актуальность работы. Практическое применение.

Обоснована актуальность исследования. Показаны перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретического плана, то указано, насколько важны полученные выводы для теоретической науки, при разработке каких проблем могут быть использованы данные выводы).

Исследование не является в полной мере актуальным для данного ученика. Однако показаны реальные перспективы практического применения результатов исследования (если исследование теоретическое, то показано, где могут быть использованы выводы исследования и т. д.).

Исследование неактуально для учащегося, значимость исследования для общества, науки и пр. надуманны. В презентации не отражены области применения результатов исследования.

Глубина

Проведён глубокий и детальный анализ проблемы, учащийся опирался в исследовании на авторитетные, достоверные источники информации, работал с научной литературой, интернет-ресурсами. В работе наряду с работами «классиков» науки использованы материалы (ссылки на материалы) современных статей, работ, исследований по проблеме. Работа сопровождена примерами, иллюстрирующими глубокое понимание учащимся сути поставленной проблемы, логики исследования.

Проведён достаточно полный анализ проблемы, работа опирается на достоверные научные источники информации и пр. Работа базируется на устоявшихся концепциях, наблюдается незначительный разрыв положений исследования с современными представлениями. В работе использованы примеры. При этом имеются ряд незначительных несоответствий и противоречий.

Анализ проблемы проведён недостаточно полно. Работа выполнена на базе устаревших, неверных или непроверенных материалах. Отсутствуют примеры, которые бы могли показать уровень понимания материала учащимся.

Научно-исследовательский подход

В основе работы лежит знание теории, с помощью которой обобщены данные самостоятельного экспериментального исследования.

Работа носит характер обобщения литературы, заканчивается предложением новой идеи, но не подкреплена исследовательской базой.

 

Работа носит реферативный характер.

Содержательность и логичность изложения

Работа выполнена содержательно, материал изложен логично и последовательно, наглядный материал уместен.

Работа выполнена содержательно, однако выводы логически не обоснованы.

Работа выполнена несодержательно, отсутствует логичность и последовательность в изложении материала.

 

Презентация проекта (мультимедийная)

Текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики.

Средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации.

Число слайдов превышает 15, тексты слайдов отображает полное содержание проекта.

Защита проекта

Эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала. Автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией.

В выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы.

Чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.

 

2. Критерии оценки презентации проекта

Критерии

Элементы

Максимальное количество баллов

Создание слайдов

Титульный слайд с заголовком.

5

Минимальное количество ― 10 слайдов

5

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики).

5

Библиография

5

Содержание

Использование эффектов анимации.

5

Вставка графиков и таблиц.

5

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных.

5

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов.

5

Графики, импортированные из Excel.

5

Организация

Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы.

5

Слайды представлены в логической последовательности.

5

Красивое оформление презентации.

5

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

Максимальное количество баллов

 

65

14. Что необходимо подготовить к защите проекта

Подготовка к защите проекта включает в себя:
а) оформление портфолио;
б) подготовку стендовой защиты и (или) электронной презентации;
г) подготовку публичного выступления;
д) подготовку вопросов к проектам других участников конференции.

 

Памятка для подготовки публичного выступления

Общие рекомендации 

Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.

Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5―7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.

Употребляйте только понятные вам термины.

Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

Подумайте и составьте возможные вопросы.

Техника подготовки 

Проведите репетицию вашего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложи их по порядку.

Заранее продумайте детали своего рабочего места.

Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.

Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

Рекомендации выступающему 

Начните своё выступление с приветствия.

Формулируйте свои мысли кратко и ясно.

Огласите название вашего проекта, сформулируй основную идею и причину выбора темы.

Не забывайте об уважении к слушателям в течение твоего выступления.

Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя ― за помощь.

Старайтесь ответить на все вопросы.

Вопросы оппонентов 

Помните о возможности попросить повторить вопрос.

Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.

На поставленный вопрос следует отвечать кратко.

Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».

Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе…»

После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.

Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

Рекомендации оппонентам 

Своё выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.

Оппоненты своё выступление предваряют вопросами докладчику.

Вопросы на уточнение: «Уточните, пожалуйста» (далее, следует просьба, что требуется уточнить).

Вопросы на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).

С помощью вопросов выясняются:

основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов,

как эти факторы учитывались или устранялись;

допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели;

обоснованность применения тех или иных методов и др.

Задача оппонента ― дать квалифицированную оценку проекта, т. е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.

Оппонент выделяет сильные стороны проекта.

Критические замечания высказываются на положительном фоне, например: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако…».

Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.

Делаются предложения по улучшению работы.

15. Анализ проектной работы

Удачно ли была выбрана тема проекта?

Оптимально ли были определены цель деятельности и её задачи?

Глубоко ли вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней ещё остались?

Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования?

Рационально ли вы использовали имеющиеся средства?

Какие виды деятельности были наиболее интересны?

Достаточно ли было времени на разработку проекта?

Какие знания и умения вы приобрёл в процессе работы над проектом?

Какие способности вы развивали?

Хорошо ли выбрана вами форма представления результата?

Достаточно ли содержателен и эстетичен письменный отчёт?

Насколько был хорош доклад о вашем проекте на его публичной презентации?

Удачно ли вы отвечали на вопросы оппонентов и других участников защиты?

Что из твоего опыта проектной деятельности вам следует сохранить и использовать в будущем?

Где и зачем в будущем вам может пригодиться приобретённый опыт?

СЛОВАРЬ

Актуальный ― важный, существенный для настоящего момента (для науки, для практики, лично для автора и т. п.).

Алгоритм ―
1) совокупность действий, правил для решения данной задачи;
2) упорядоченная совокупность проектных действий, включающих основные этапы реализации и проблемные области творческого проектирования.

Альтернатива ― необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.

Анализ ― метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Вариант ― видоизменение, разновидность.

Гипотеза ― научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Задачи ― то, что требует исполнения; это последовательные этапы организации и проведения исследования (изготовления изделия) от начала и до конца.

Изучить ―
1) усвоить в процессе обучения;
2) научно исследовать, познать;
3) внимательно наблюдая, ознакомиться, понять.

Информация ―
1) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством;
2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии человека.

Исследовать ―
1) подвергнуть научному изучению;
2) осмотреть для выяснения, изучения чего-нибудь.

Каталог ― это составленный в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов (книг, экспонатов и т. п.).

Качество ― то или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-нибудь.

Консультант ― специалист в какой-либо области, дающий советы по вопросам своей специальности.

Консультация ―
1) совет, разъяснения специалиста по какому-либо вопросу;
2) один из видов учебных занятий ― беседа преподавателя с обучающимся с целью расширения и углубления их знаний.

Контроль ― проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки.

Корректив ― частичное исправление, поправка.

Критерий ― признак, на основании которого производится оценка, суждение, определение или классификация чего-либо.

Метод исследования ― способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Объект исследования ― это непосредственный носитель той или иной проблемы, то, что изучает исследователь в процессе своей познавательной деятельности.

Оптимальный ― наиболее благоприятный.

Отчёт ― подробное письменное сообщение о своей работе, о выполнении какого-либо задания (например, проект).

Оценка ― мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь.

План ― заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Поиск ― действия ищущего, розыски чего-нибудь.

Предмет исследования ― это наиболее существенные с практической точки зрения свойства и стороны объекта, их познание важно для решения выбранной проблемы.

Презентация ― публичное представление, предъявление своего продукта.

Проблема ―
1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования;
2) ситуация, когда субъект осознаёт, что ему не хватает знаний.

Проект ― это самостоятельно выполненный обучающимся комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Процесс ― ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь.

Респондент ― человек, отвечающий на вопросы анкеты, или тот, у кого берется интервью.

Ресурс ―
1) запасы, источники чего-нибудь;
2) средство, к которому обращаются в необходимом случае.

Рефлексия ―
1) размышление о своём внутреннем состоянии;
2) самоанализ, самопознание, самонаблюдение.

Самооценка ― оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.

Способ ― действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Творчество ― создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Тема ― предмет, основное содержание рассуждения, изложения.

Технология ―
1) совокупность производственных методов и процессов, а также научное описание способов производства;
2) процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт.

Цель ―
1) те научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования, изготовления продукта;
2) предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.

Этап ― отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"

Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс

   Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности»     составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс          ...