Рабочая программа по информатике 8-9 классы к учебнику Угринович
рабочая программа по информатике и икт по теме

Белоконева Любовь Павловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ»

в основной школе

 

Рабочая программа составлена на основе :

  1. учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа 13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;

  2. федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( Приказ 1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);

  3. примерной программы (стандарты второго поколения) по информатике и ИКТ (Москва: Просвещение, 2010год.)

  4. авторской программы «Информатика и ИКТ» (8-9 кл.) Н.Д. Угринович (2011 г.). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год

 

УМК

  1. «Информатика и ИКТ-8» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год

  2. «Информатика и ИКТ-9» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_informatike_8-9_klassy_ugrinovich.odt43.72 КБ

Предварительный просмотр:

            Утверждаю                                                                                        Согласовано

Директор МБОУ ООШ №13 х. Михайлов                                                  Зам. директора по УВР

___________________/Н.И.Синякова/                                           ______________/Н.Н.Чехлатая/

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов

  Рабочая программа

по информатике

( основне общее образование)

на 2012-2013 учебный год

Составила учитель информатики

Белоконева Любовь Павловна

х.Михайлов

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе учебного предмета «Информатика и ИКТ»  

в основной школе

Рабочая программа составлена на основе :

  1. учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год;
  2. федерального компонента государственного   стандарта основного общего образования          ( Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России);
  3. примерной программы (стандарты второго поколения) по информатике и ИКТ (Москва: Просвещение, 2010год.)
  4. авторской программы  «Информатика и ИКТ» (8-9 кл.)  Н.Д. Угринович  (2011 г.). Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год                              

УМК

  1. «Информатика и ИКТ-8» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год
  2. «Информатика и ИКТ-9» Н.Д.Угринович Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 год

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20- 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов, интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического и практического компонентов курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

 овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  В задачи преподавания  информатики входит:

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

 воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Место предмета в учебном плане

     Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлов на 2012-2013 учебный год отводит 102 часа для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VIII классе – 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и IX классе – 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Контроль знаний

8 класс: 15 практических работ, 2 практикума, 2 контрольных тестирования

9 класс:  19 практических работ, 8 практикумов, 5 контрольных тестирований

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

(Приказ №1089 от 05.03.2004г. Минобразования России)

в результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

• единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

• выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

- проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

* следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  (102 часа)

Информация и информационные процессы (5 часов)

Информация. Информационные объекты различных видов.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

  1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
  2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации ( 13 часов)

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

  1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
  2. Форматирование.
  3. Определение разрешающей способности мыши.
  4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.
  5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Практикум:

  1. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

Коммуникационные технологии (16 часов)

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

  1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети.
  2. Подключение к Интернету.
  3. «География» Интернета.
  4. Путешествие по Всемирной паутине.
  5. Работа с электронной Web-почтой.
  6. Загрузка файлов из Интернета.
  7. Поиск информации в Интернете.
  8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Практикум:

  1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование Web-страницы (Web-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство

Обработка графической  и мультимедийной информации (13 часов)

Растровая и векторная графика.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.

Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

  1. Кодирование графической информации.
  2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
  3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
  4. Анимация.
  5. Кодирование и обработка звуковой информации.
  6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
  7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.

Практикум:

          III.       Создание графического объекта

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и век-

торного).

Создание изображений с использованием графической панели.

Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

         IV.      Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации; вставка изображений.

Настройка анимации.

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

         V.       Запись и обработка видеофильма

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.

Обработка текстовой информации (14 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

  1. Кодирование текстовой информации.
  2. Вставка в документ формул.
  3. Форматирование символов и абзацев.
  4. Создание и форматирование  списков.
  5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
  6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.
  7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум:

       VI.     Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления.

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Обработка числовой информации (9 часов)

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Практические работы:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
  2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
  3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
  4. Построение диаграмм различных типов.
  5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практикум:

      VII.      Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

Алгоритмы и исполнители (19 час)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

  1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
  2. Проект «Переменные».
  3. Проект «Калькулятор».
  4. Проект «Строковый калькулятор».
  5. Проект «Даты и время».
  6. Проект «Сравнение кодов символов».
  7. Проект «Отметка».
  8. Проект «Коды символов».
  9. Проект «Слово-перевертыш».
  10. Проект «Графический редактор».
  11. Проект «Системы координат».
  12. Проект «Анимация».

Практикум:

     VIII.    Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражения, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

Формализация и моделирование (11 час)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Практические работы:

  1. Проект «Бросание мячика в площадку».
  2. Проект «Графическое решение уравнения».
  3. Проект «Распознавание удобрений».
  4. Проект «Модели систем управления».

Практикум:

      IX.      Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

      X.     Работа с моделями

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Информационные технологии в обществе (2 час)

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

􀂃 Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеозображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

􀂃 Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

􀂃 Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

􀂃 Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

􀂃 Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

􀂃 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

􀂃 Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

􀂃 Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

􀂃 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

􀂃 Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

􀂃 Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства

􀂃 Операционная система.

􀂃 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

􀂃 Антивирусная программа.

􀂃 Программа-архиватор.

􀂃 Клавиатурный тренажер.

􀂃 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

􀂃 Звуковой редактор.

􀂃 Простая система управления базами данных.

􀂃 Простая геоинформационная система.

􀂃 Система автоматизированного проектирования.

􀂃 Виртуальные компьютерные лаборатории.

􀂃 Программа-переводчик.

􀂃 Система оптического распознавания текста.

􀂃 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

􀂃 Система программирования.

􀂃 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

􀂃 Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

􀂃 Программа интерактивного общения

􀂃 Простой редактор Web-страниц

Тематическое планирование учебного материала

8 класс

№  

Тематическое планирование    

теория

практика

итого

1

Информация и информационные процессы

3

2

5

2

Компьютер как универсальное устройство для  обработки информации

6

7

13

3

Коммуникационные технологии

7

9

16

Итого                                                                                      16

18

34

Поурочное планирование учебного материала 8 класс

№ урока

Тема урока

Практическое

задание

Дата

Д/з

Информация и информационные процессы(5 ч)

1

Информация в природе, обществе и технике

п 1.1 вопросы

2

Кодирование информации с помощью знаковых систем

 

п. 1.2 вопросы

№1.1 с.23

№1.2 с. 25

3

Количество информации

п. 1.3 вопросы

№1.3,1.4 с.28

1.5-1.7 с.29

№1.8-1.10 с.31

П/р№1.1 с.124

4

Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.

Практическая работа №1.1

П/р №1.2 с.126

5

Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

Практическая работа №1.2

Глава 1 вопросы

Компьютер - средство автоматической обработки информации(13 ч)

6

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера.

п.2.1;2.2.1-2.2.2 вопросы

7

Устройство компьютера.

п.2.2.3-2.2.5 вопросы

№2.1с.46

№2.2 с.50

8

Файлы и файловая система.

п.2.3 вопросы

№2.3-2.5 с.53

№2.6 с.57

П/р №2.1с.130

9

Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

Практическая работа №2.1

п.2.3 вопросы

10

Программное обеспечение компьютера.

Форматирование дискеты.

Практическая работа №2.2

п.2.4 вопросы

№2.7 с. 60

№2.8 с. 63

11

Графический интерфейс операционных систем и приложений.  

Практическое задание 2.9-2.10

п.2.5-2.6 вопросы

12

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Установка даты и времени.

Практическая работа №2.3

Практическая работа №2.4

п.2.5-2.6 вопросы

13

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Практическая работа №2.5

п.2.7  вопросы

№2.11 с.72

14

Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Практикум I.

п.2.7  вопросы

15

Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Практикум I.

п. 2.7 вопросы

16

Правовая охрана программ и данных.

Защита информации.

п. 2.8. вопросы

17

Итоговое повторение. Компьютер - средство автоматической обработки информации.

Глава 2

18

Контрольное тестирование. Компьютер - средство автоматической обработки информации.

Глава 2

Коммуникационные технологии (16ч)

19

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Состав Интернета.

Практическая работа № 3.1; 3.2

п. 3.1, 3.2, 3.3.1 вопросы

20

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Практическая работа № 3.3

п. 3.3.2, 3.3.3 вопросы

21

Всемирная паутина. Электронная почта.  Файловые архивы.  

Практическая работа № 3.4

п. 3.4.1- 3.4.3 вопросы

22

Электронная почта.  

Практическая работа № 3.5

23

Общение в Интернете. Мобильный интернет.

Практическая работа № 3.6

п. 3.4.4- 3.4.6 вопросы

24

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Практическая работа № 3.7

п. 3.5, 3.6 вопросы

25

Web-страницы  и   Web-сайты. Структура Web- страницы. Форматирование текста на Web- странице.

Практическая работа № 3.8

п. 3.7.1- 3.7.3 вопросы

26

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.

Практическая работа № 3.8

п. 3.7.4- 3.7.6 вопросы

27

Интерактивные формы на Web-страницах.

Практическая работа № 3.8

п. 3.7.7 вопросы

28

Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML.

Практическая работа № 3.8

п. 3.7    вопросы

29

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Практикум II.

Глава 3

30

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Практикум II.

Глава 3

31

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Практикум II.

Глава 3

32

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.

Практикум II.

Глава 3

33

Контрольное тестирование. Коммуникационные технологии.

Глава 3

34

Повторение. Коммуникационные технологии.

Тематическое планирование учебного материала

9 класс

№  

Тематическое планирование    

теория

практика

итого

1

Обработка графической  и мультимедийной информации

3

2

13

2

Обработка текстовой информации

8

5

14

3

Обработка числовой информации

8

8

9

4

Алгоритмы и исполнители

19

5

Формализация и моделирование

11

6

Информационные технологии в обществе

2

итого

68

Поурочное  планирование учебного материала 9 класс

урока

Тема урока

Практические

уроки

Дата

Обработка графической и мультимедийной информации(13ч)

1

Кодирование графической информации

п1.1.1-1.1.2 вопросы

№1.1-1.4с.13       №1.5с.15

2

Палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB

Практическая работа           № 1.1

п1.1.3

 вопросы

№1.6-1.7с.20

3

Растровая и векторная графика

Практическая работа           № 1.2

п.1.2 вопросы

№1.8с.24

4

Интерфейс и основные возможности графических редакторов

п.1.3 вопросы

5

Интерфейс и основные возможности графических редакторов

Практическая работа           № 1.3

п.1.3 вопросы

6

Растровая  и векторная анимации

Практическая работа           № 1.4

п.1.4 вопросы

7

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа           № 1.5

п.1.5 вопросы

№1.9-1.11с.44

8

Цифровое фото и видео

Практическая работа           № 1.6

п.1.6 вопросы

9

Цифровое фото и видео

Практическая работа           № 1.7

п.1.6 вопросы

10

Создание графического объекта

Практикум III

Глава 1

11

 Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов

Практикум IV

Глава 1

12

Запись и обработка видеофильма

Практикум V

Глава 1

13

Контрольное тестирование. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации.

Глава 1

Обработка текстовой информации (14 час)

14

Кодирование текстовой информации

Практическая работа           № 2.1

п.2.1 вопросы №2.1-2.2с.52

15

Создание документов в текстовых редакторах

п.2.2 вопросы

16

Ввод и редактирование документа

Практическая работа           №2.2                      Практическое задание 2.3-2.6

п.2.3 вопросы

17

Сохранение и печать документов

Практическое задание 2.7

п.2.4 вопросы

18

Форматирование документов

Практическая работа           № 2.3

п.2.5 вопросы №2.8-2.10с.63

19

Создание и форматирование списков

Практическая работа           № 2.4

20

Таблицы

Практическое задание 2.11

п.2.6 вопросы

21

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Практическая работа           № 2.5

22

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.

Практическая работа           № 2.6

п.2.7-2.8 вопросы

23

Системы оптического распознавания текстов.

Практическая работа           № 2.7

24

Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

  Практикум     VI   

Глава 2

25

Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

  Практикум     VI   

Глава 2

26

Публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

  Практикум     VI   

Глава 2

27

Контрольное тестирование. Кодирование и обработка текстовой  информации

Глава 2

Обработка числовой информации (9 часов)

28

Кодирование числовой информации

п.3.1.1 вопросы №3.1-3.5 с.80

29

Кодирование числовой информации

Практическая работа           № 3.1

п.3.1.2 вопросы №3.6с.82

30

Электронные таблицы

п.3.2.1-3.2.2 вопросы №3.8с.86 №3.9с.89

31

Электронные таблицы

Практическая работа           № 3.2 Практическая работа  № 3.3

п.3.2.3-3.2.4 вопросы №3.10-3.12 с.93

32

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Практическая работа           № 3.4

п.3.3вопросы

33

Базы данных в электронных таблицах

п.3.4 вопросы

34

Базы данных в электронных таблицах

Практическая работа           № 3.5

п.3.4 вопросы №3

35

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Практикум     VII   

Глава 3

36

Контрольное тестирование. Кодирование и обработка числовой  информации

Глава 3

Алгоритмы и исполнители (19 час)

37

Алгоритм и его формальное исполнение

п.4.1 вопросы №4.1с.108

38

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языке объектно-ориентированного и процедурного программирования

п.4.2 вопросы №4.2-4.4

39

Переменные: тип, имя, значение

п.4.3 вопросы

40

Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Практическая работа           № 4.1

п.4.3 вопросы

41

Арифметические, строковые и логические выражения

п.4.4 вопросы

42

Проект «Переменные»

Практическая работа           № 4.2

п.4.4 вопросы

43

Функции в языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

п.4.5 вопросы

44

Основы объектно-ориентированного и процедурного программирования

п.4.6 вопросы

45

Проект «Калькулятор»

Практическая работа           № 4.3

Глава 4

46

Проект « Строковый калькулятор»

Практическая работа           № 4.4

Глава 4

47

Проект « Дата и время»

Практическая работа           № 4.5

Глава 4

48

Проект « Сравнение кодов символов»

Практическая работа           № 4.6

Глава 4

49

Проект « Отметка»

Практическая работа           № 4.7

Глава 4

50

Проект « Коды символов»

Практическая работа           № 4.8

Глава 4

51

Проект « Слово-перевертыш»

Практическая работа           № 4.9

Глава 4

52

Алгоритмы и исполнители

Глава 4

53

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Практикум     VIII   

Глава 4

54

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Практикум     VIII   

Глава 4

55

Контрольное тестирование. Алгоритмы и исполнители

Глава 4

Формализация и моделирование (11 час)

56

Окружающий мир как  иерархическая система

п.5.1 вопросы

57

Моделирование, формализация, визуализация

п.5.2.1-5.2.2 вопросы          №5.1-5.2с.148

58

Моделирование, формализация, визуализация

п.5.2.3 вопросы

59

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

п.5.3 вопросы

60

Построение и исследование физических моделей

п.5.4 вопросы

61

Приближенное решение уравнений

Практическая работа           № 5.2

п.5.5 вопросы

62

Экспертные системы распознавания химических веществ

Практическая работа           № 5.3

п.5.6 вопросы

63

Информационные модели управления объектами

Практическая работа           № 5.4

п.5.7 вопросы

64

Работа с учебной базой данных.

Практикум   IX

Глава 5

65

Работа с моделями

Практикум   X

Глава 5

66

Контрольное тестирование. Формализация и моделирование

Глава 5

Информационные технологии в обществе (2 час)

67

Информационное общество. Информационная культура.

п.61-6.2 вопросы

68

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

п.6.3 вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Разработанная программа разработана на основе ФГОС, авторской программы и примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ». Образовательные результаты структурир...

Рабочая программа по информатике 8-9 класс по учебнику Н.Д.Угриновича

Рабочая программа по информатике для 8-9 классов....

Рабочая программа по информатике для 9 класса к учебнику Угриновича Н.Д.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Содержит разделы: №№п\п, Тема, дата, Основное содержание, Средства обучения, Контроль, Межпредметные связи. В пояснительной записке Образовательные резуль...

Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д.Угринович (35 часов)

Рабочая программаИнформатика и ИКТ 7 классучебник: «Информатика и ИКТ 7 класс» Н.Д.Угринович, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний,2012.программа: Угринович Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для 7-9 клас...

рабочая программа по информатике 8 - 9 класс к учебнику Угринович Н.Д.

рабочая программа по информатике составлена к учебнику Угринович Н.Д.  1 час в неделю с учетом распределения рабочего времени по триместрам....

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)

Рабочая программа по информатике 10-11 класс по учебнику Н.Д. Угринович (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по информатике в 7 классе по учебнику Н.Д. Угриновича

рабочая программа, включающая пояснительную записку, содержание курса и требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса, критерии и нормы оценивания знаний, умений навыков  обучающихся...