Организация и формы контроля на уроках информатики
презентация к уроку по информатике и икт по теме

 

Организация  и формы контроля на уроках информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация  и формы контроля на уроках информатики

Составными частями совместной деятельности учителя и учащегося по освоению программного материала являются 1) ориентировочная, 2) исполнительная, 3) контролирующая. В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе учитель-ученик, позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. При этом различают: 1) внешний контроль; 2) взаимоконтроль, 3) самоконтроль.

При выборе форм контроля и оценивания необходимо исходить из того, что истина, как всегда, кроется в разумном использовании и сочетании самых разнообразных – традиционных и инновационных - форм контроля и оценивания.

При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения таких контролирующих действий, как:

  1. сверка с образцом (ответом);
  2. решение обратной задачи;
  3. проверка на частном случае;
  4. проверка полученных результатов по условию задачи;
  5. примерная оценка искомых результатов;
  6. решение задачи различными способами;
  7. моделирование.

К примеру, при изучении темы «Основы процедурного программирования: разветвленные алгоритмы» можно предложить ряд заданий для решения и самопроверки.

Запишите условие на языке Pascal:

  1. Число А положительное
  2. Число В неотрицательное
  3. Число Н принадлежит [5;15]
  4. Число М двузначное
  5. Число С кратно 5
  6. Число Р четное

Ответ:

  1. А>0
  2. B>=0
  3. (H>=5) and (H<=15)
  4. (M>=10) and (M<=99)
  5. (C mod 5) = 0
  6. (H mod 2) = 0

Внешний контроль. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. В систему проверки и контроля должны быть включены разнообразные способы контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:

  1. ни одно задание не должно быть оставлено без проверки и оценивания со стороны преподавателя;
  2. незамедлительное сообщение результатов проверки.

Диктант. Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций. Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут:

  1. диктоваться преподавателем через определенный интервал времени;
  2. демонстрироваться через проектор поочередно;
  3. быть представленными в виде таблиц с набором ответов.

К примеру, диктант «Двумерные массивы» может быть проведен в рамках изучение темы «Основы процедурного программирования».

  1. Запишите команду, с помощью которой можно определить (зарезервировать) место под массив М, состоящий из 4 столбцов и 5 строк.
  2. Какова размерность данного массива?
  3. Каков размер данного массива?
  4. Запишите команду, позволяющую присвоить элементу, расположенному в 3-й строке и 2-м столбце значение 0.
  5. Используя арифметический цикл и оператор присваивания, заполните массив М по следующему правилу: первая строка состоит из 2, вторая - из 3, …, пятая – из 6.
  6. Запишите команду, позволяющую вывести на экран элемент, расположенный в правом верхнем углу таблицы М.
  7. Запишите команду, позволяющую вывести на экран любой элемент, расположенный во 2-й строке массива М.
  8. Запишите команду, позволяющую вывести на экран среднее арифметическое элементов, расположенных в углах таблицы М.
  9. Запишите команды, с помощью которых можно обменять местами элементы, расположенные в правом нижнем и левом верхнем углах.
  10. Используя полную развилку, определите, какой элемент массива меньше – расположенный в правом нижнем или левом верхнем углу.

Тест. Тесты чаще всего представлены тремя видами:

  1. первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно-два слова, которые считают недостающими;
  2. второй вид тестов предполагает, что учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, отличать верно сформулированное предложение от неверного;
  3. третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Количество ответов ограничено тремя наиболее значимыми, так как набор ответов должен быть легко обозримым для учащихся.

В своей работе активно используем тест-оболочку TestMaster, для которой разработаны и используются тестовые задания для разных классов по темам, изучаемым в курсе информатики. Электронные контролирующие системы, как правило, входящие в состав электронных учебников и пособий или представляющие автономный программный продукт, могут быть использованы учащимися на уроке (и, что очень важно, дома) для осуществления объективного автоматизированного контроля уровня обученности. Помимо контролирующе-оценивающей функции, данная технология способствует развитию пользовательских навыков, исключает субъективный фактор, объединяет во времени тестирование и выставление отметки.

К примеру, тест «Перевод чисел» проводится в 10 классе при изучении темы «Представление числовой информации»

  1. Для перевода целого числа из десятичной системы в систему с основанием q, необходимо...
  1. Умножать на q
  2. Делить на q
  3. Вычитать q
  4. Складывать с q
  1. При переводе чисел необходимо деление производить до тех пока, ...
  1. Не получим частное, равное 1
  2. Не получим отрицательное число
  3. Не получим частное, меньшее делителя
  4. Не получим частное, меньшее 10
  1. По окончании процесса деления необходимо выписать ...
  1. Все остатки, начиная с последнего
  2. Все остатки, начиная с первого
  3. Все частные, начиная с последнего
  4. Все делители, начиная с последнего
  1. Переведите число 173 из десятичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
  1. 552, 1310
  2. 255, 10D
  3. 255, AD
  4. 215, 10D
  1. Чему равен десятичный эквивалент чисел 101012 и 101018?
  1. 10101, 1001
  2. 41, 513
  3. 20, 64
  4. 21, 65
  1. Какое из чисел 1100112, 1114, 358 и 1В16 является наименьшим?
  1. 1100112
  2. 1114
  3. 358
  4. 16
  1. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в троичной системе счисления?
  1. 13
  2. 25
  3. 26
  4. 39
  1. В классе 128 девочек и 156 мальчиков. Сколько учеников в классе? (ответ выразите в десятичной системе)
  1. 21
  2. 14
  3. 23
  4. 27
  1. Выпишите числа 1114, 1116, 1018 в порядке возрастания
  1. 1114, 1116, 1018
  2. 1116, 1114, 1018
  3. 1018, 1114, 1116
  4. 1116, 1018, 1114
  1. В классе 30 учеников: 14 девочек и 14 мальчиков. В какой системе велся счет?
  1. В троичной
  2. В восьмеричной
  3. В десятичной
  4. В шестнадцатеричной

Самостоятельная работа. Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях. Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.

По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида:

  1. обучающие (цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства);
  2. контролирующие (цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания).

К примеру, самостоятельная работа «Вычисления в электронной таблице» проводится в 9 классе.

1. Запишите адрес ячейки, расположенной во 2 столбце 7 строки.

2. Изобразите фрагмент электронной таблицы и заштрихуйте область, соответствующую диапазону:

а) B1:D4;

б) E2:A2.

3. Запишите формулы с использованием встроенных функций Excel для вычисления:

a) суммы чисел, расположенных в ячейках А1, В2, С3;

б) модуля числа –5;

в) среднего арифметического чисел, расположенных в диапазоне от А2 до Е2.

4. Запишите выражения в виде формул по правилам Excel:

а) ; б) .

5. Распределите в 3 столбца адреса А1, $A1, $A$1, B1, B$1:

а) содержат только относительные ссылки;

б) содержат только абсолютные ссылки;

в) содержат относительные и абсолютные ссылки.

6. В ячейку В2 внесли формулу =А2+В1. Как она изменится при копировании в ячейку:

а) В3;

б) С2;

в) С3.

Практическая работа:

  1. позволяет преподавателю судить об уровне логического и абстрактного мышления учащихся, а также о способности реализовать свои возможности при решении конкретных задач на практике и устанавливать взаимосвязь с изучаемым материалом;
  2. позволяет учителю пробудить у учащихся интерес к приобретению знаний;
  3. дает ученикам возможность проявить логику мышления, неординарность, что вселяет в них уверенность в дальнейшем образовании.

В качестве примера приведем текст, предлагаемый на практической работе по теме «Списки» (10 класс).

КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ

Валеология (от лат. «валео» – «здоровье» и греч. «логос» — «слово», «учение») – наука о здоровье. Главное – научить человека не болеть, ценить собственное здоровье и сохранять его.

  1. Узнайте свой организм. Нужно понимать хотя бы в общих чертах, как он работает, что ему полезно и вредно, что способствует поддержанию здоровья.
  2. Живите в согласии с природой. Пользуйтесь любой возможностью побыть в парке, в лесу, у реки, на море, в горах. Цените любую погоду.
  3. Доброта и милосердие. В согласии с обществом жить не менее важно, чем в согласии с природой.
  4. Укрепляйте в себе уверенность, что вы здоровы. Желайте здоровья всем окружающим. Воспринимайте своё тело как здоровое, даже если вас беспокоит какой-либо недуг.
  5. Закаляйтесь. Лучший способ закалки – обливаться холодной водой.
  6. Правильное питание. Признаком здоровья является, в частности, хороший аппетит. А он, в свою очередь, связан с правильной организацией труда, отдыха и питания.
  7. Следите за весом. У детей и подростков питание должно быть регулярным, сбалансированным, с полным набором витаминов и незаменимых аминокислот.
  8. Давайте себе физическую нагрузку. Движение должно занимать не менее 3 ч в день.
  9. Еженедельно баня или сауна. Баня, конечно, прежде всего, гигиеническая процедура. Кроме того, это не менее интенсивное закаливающее воздействие, чем обливание холодной водой.
  10. Ограничьте употребление лекарств. Это особенно касается их необоснованного применения с «профилактической» целью.
  11. При простуде не бойтесь повышенной температуры тела. Она – признак борьбы, идущей в организме, борьбы за здоровье, за восстановление нарушенных функций.
  12. Спите не менее 6–7 часов в сутки. Сон необходим человеку. Это отнюдь не пассивное состояние тела, а активный физиологический процесс, во время которого организм совершает свою важную работу.
  13. Найдите в себе веру. Любая вера предполагает не бесцельное существование, избавляет от внутренних конфликтов, от хронического эмоционального стресса, который влечёт за собой заболевания.
  14. Сохранение здоровья – это тоже труд. Сохранение здоровья требует от каждого человека труда. О сохранении вашего здоровья, кроме вас самих, никто не позаботится.

Контрольная работа. Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида:

  1. проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы;
  2. итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года.

Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов. Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции.

К примеру, контрольной работой завершается изучение темы «Основы логики» в 10 классе.

1. Вычислить значение логического выражения, если A=истина, В=ложь, С=истина.

а) (АvB)&BvА&

б) A&B&С&

2. Выделите в составных высказываниях простые. Обозначьте каждое из них буквой и запишите в форме логического выражения с помощью логических операций каждое составное высказывание.

а) Приставка есть часть слова, и она пишется раздельно со словом.

б) Тише едешь – дальше будешь.

в) Две прямые на плоскости параллельны или пересекаются.

г) Число является простым тогда и только тогда, когда оно делится только на единицу и само на себя.

3. Построив таблицы истинности, определите, являются ли выражения равносильными.

а) &

б) AB(A&B)v(&)

4. Используя логические законы, упростите логическое выражение.

а) (A&B)v(A&)v(B&(Cv))

б)

5. Постройте логическую схему для логического выражения.

а) vB&C

б) &A

Зачет. Это одна из форм наиболее успешного закрепления  знаний по пройденному материалу.

Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решает предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания.

При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек-инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми, многовариантными.

В 10 классе изучение темы «Создание презентаций» завершается выполнением творческой работы и теоретическим зачетом, вопросы к которому представлены ниже.

  1. Запуск редактора презентаций
  2. Выбор варианта создания презентации
  3. Создание слайда: выбор автомакета слайда
  4. Выбор шаблона оформления презентации
  5. Заполнение слайда
  6. Форматирование текста на слайде
  7. Добавление нового слайда
  8. Перемещение по готовым слайдам презентации
  9. Запуск презентации на выполнение (демонстрацию)
  10. Сохранение готовой презентации
  11. Анимация объектов
  12. Выбор способа появления слайда
  13. Добавление объектов OLE на слайд
  14. Создание интерактивной презентации (использование гиперссылок)
  15. Добавление звукового сопровождения

Метод учебного портфолио. При оценке знаний учащихся в современной школе применяется метод учебного портфолио, основной смысл которого – показать все, на что способен учащийся, что он знает и умеет. Метод учебного портфолио – это, прежде всего, качественная оценка уровня обученности учащегося. Данный метод предполагает всесторонний анализ учебно-познавательной деятельности учащихся, поощрение не только оценки, но и самооценки, и взаимооценки учащихся. Он направлен на сотрудничество педагога и учащегося (это также один из основополагающих принципов проектного метода обучения), является формой непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся.

Состав учебного портфолио зависит от конкретных целей обучения по данной образовательной программе. Поэтому в учебный портфолио могут быть включены следующие продукты учебно-познавательной деятельности учащихся:

  1. работы самого учащегося, выполненные в учебном классе и дополнительно дома, обязательный проектный минимум согласно разделам и темам данной программы;
  2. самостоятельные работы учащихся, представленные ими на конференции;
  3. участие в различных конкурсах, фестивалях, проводимых как сторонними организациями, так и дистанционно в сети Интернет;
  4. заметки педагогов, соучеников, родителей (внешняя оценка) о том, насколько эффективно учащийся использует полученные знания.

Таким образом, учебный портфолио позволяет проследить динамику учебного процесса, изменение его качественного уровня. При использовании этого метода педагог обязательно должен проводить постоянный мониторинг совместной деятельности, в случае необходимости оказать учащимся помощь. С другой стороны он требует высокого уровня квалификации педагога. Этот метод дает новое понимание развитию проблемы оценки достижений учащихся.

При всех видимых преимуществах, к недостаткам метода можно отнести большие затраты времени, как на учебном занятии, так и при подготовке к нему, при оценивании и анализе работ.

Приведем примерную структуру портфолио учащегося 10 класса (информационно-технологический профиль), I полугодие:

  1. Доклад по одной или нескольким из предложенных тем («Р. Хартли», «К. Шеннон», «Азбука Морзе», «Морской семафор» и т.д.)
  2. Творческая работа «Кодирование и декодирование информации»
  3. Исследовательская работа «Анализ графической системы домашнего персонального компьютера»
  4. Творческая работа «Создание озвученного документа»
  5. Индивидуальная расчетная работа «Представление целых чисел в формате с фиксированной запятой в памяти компьютера»
  6. Исследовательская работа «Тестирование параметров домашнего персонального компьютера»
  7. Доклад «Периферийное устройство» (по выбору учащегося)
  8. Схема «Иерархическая система папок Windows»
  9. Исследовательская работа «Сравнение параметров различных моделей периферийного устройства»
  10. Аналитическая работа «Подбор конфигурации компьютера»
  11. Творческая работа «Мини-учебник: учимся работать с прикладным программным обеспечением»
  12. Индивидуальная расчетная работа «Построение таблиц истинности»
  13. Индивидуальная расчетная работа «Построение логических схем»

Оценивание. Результаты контроля выражаются в оценке, характеризующейся установлением степени соответствия знаний и умений учащихся программным требованиям. Это соответствие может иметь цифровую или другую символическую форму выражения и фиксации оценки, именуемой отметкой.

В процессе обучения могут использоваться различные шкалы отметок:

  1. оценивание знаний и умений учащихся по ошибкам (погрешностям и недочетам);
  2. оценивание по «производительности» формируется с учетом объема верно выполненной работы;
  3. комбинированное оценивание: учитываются как ошибки, так и объем выполненной работы.

При оценке устного ответа возможно использование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале:

На «5» оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей.

На «4» оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения.

На «3» оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

На «2» оценивается ответ, при котором учащийся демонстрирует отрывочные, бессистемные знания, неумение выделить главное, существенное в ответе, допускает грубые ошибки.

Критерии оценок в зависимости от объема выполненной работы:

Объем выполненной работы

Менее 50%

От 51% до 70%

От 71% до 90%

От 91% до 100%

Отметка

2

3

4

5

Например, при оценивании результатов выполнения теста, включающего 10 заданий можно:

Отметку «3» выставить в случае, когда ученик верно выполнил 5-6 заданий;

Отметку «4» - за 7-8 заданий;

Отметку «5» - за верно выполненные 9 или 10 заданий.

В классах с углубленным изучением или в сильных классах:

Объем выполненной работы

Менее 60%

От 61% до 80%

От 81% до 94%

От 95% до 100%

Отметка

2

3

4

5

Метод рейтинговой оценки. В соответствии с современной личностно ориентированной образовательной парадигмой рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как одна из отвечающих поставленным задачам в связи с возможностью: 1) определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса; 2) получить объективную динамику образования ученика; 3) корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса; 4) планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом образования; 5) дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.); 6) повысить объективность оценки знаний; 7) развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения.

В качестве примера приведем рейтинговую таблицу одного урока, проводимого в 11 классе по теме «Исследование физических моделей».

Тестирование

Реализация компьютерной модели

Исследование модели

Дополнительно

Количество баллов, полученных после прохождения теста: от 0 до +5 баллов

Внес (задал) исходные данные +2 балла

Получил расчетные данные по формулам

+3 балла

Изменяя исходные данные, нашел результат (диапазон углов) +2 балла 

Скорректировал модель +2 балла 

Выполнил поиск результата с помощью скорректированной модели +2 балла

Внес изменения в дизайн заготовки

+1 балл 

Выполнил одно задание из раздела «ДОПОЛНИТЕЛЬНО» +1 балл 

Публичная защита проекта (выступление с обобщением результатов)

+1 балл

Просуммируйте все баллы, полученные Вами на том или ином этапе выполнения проекта. Ваша итоговая отметка может быть определена по следующим критериям:

«5» – от 15 до 19 баллов

«4» – от 11 до 14 баллов

«3» – от 7 до 10 баллов

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок-зачет по теме "Архитектура ПК". Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке.

Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения.

Обычно в начале урока приходится решать проблему активизации внимания учащихся, быстрого вхождения в рабочий ритм. Для этого  использую различные приёмы. Один из них, хорошо подходящий как для математики, так и для информатики: предложить головоломку, которая решается в течение одной минуты. Это заставляет сосредоточиться и приготовиться к дальнейшей плодотворной работе.

Ребусы 

Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д.

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов). В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся.

Кроссворды

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания.

 Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация и формы контроля на уроках информатики Учитель информатики МБОУ СОШ с. Войсковая К азинка А ндрианова М.В.

Слайд 2

При этом различают : Составными частями совместной деятельности учителя и учащегося по освоению программного материала являются 1 ) ориентировочная, 2) исполнительная, 3) контролирующая

Слайд 3

сверка с образцом (ответом); решение обратной задачи; проверка на частном случае; проверка полученных результатов по условию задачи; примерная оценка искомых результатов; решение задачи различными способами; моделирование. При обучении самоконтролю особое внимание следует уделить ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения таких контролирующих действий, как :

Слайд 4

Запишите условие на языке Pascal : Число А положительное Число В неотрицательное Число Н принадлежит [ 5;15 ] Число М двузначное Число С кратно 5 Число Р четное Ответ : А >0 B>=0 (H>=5) and (H<=15) (M>=10) and (M<=99) (C mod 5) = 0 (H mod 2) = 0 К примеру, при изучении темы «Основы процедурного программирования: разветвленные алгоритмы» можно предложить ряд заданий для решения и самопроверки .

Слайд 5

Диктант «Двумерные массивы» может быть проведен в рамках изучение темы « Основы процедурного программирования». Запишите команду, с помощью которой можно определить (зарезервировать) место под массив М, состоящий из 4 столбцов и 5 строк. Какова размерность данного массива? Каков размер данного массива? Запишите команду, позволяющую присвоить элементу, расположенному в 3-й строке и 2-м столбце значение 0. Используя арифметический цикл и оператор присваивания, заполните массив М по следующему правилу: первая строка состоит из 2, вторая - из 3, …, пятая – из 6. Запишите команду, позволяющую вывести на экран элемент, расположенный в правом верхнем углу таблицы М. Запишите команду, позволяющую вывести на экран любой элемент, расположенный во 2-й строке массива М. Запишите команду, позволяющую вывести на экран среднее арифметическое элементов, расположенных в углах таблицы М. Запишите команды, с помощью которых можно обменять местами элементы, расположенные в правом нижнем и левом верхнем углах. Используя полную развилку, определите, какой элемент массива меньше – расположенный в правом нижнем или левом верхнем углу. Внешний контроль. Диктант.

Слайд 6

Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного, хорошей отработки навыков и умений при выполнении элементарных операций . Диктант представляет собой перечень вопросов, которые могут: диктоваться преподавателем через определенный интервал времени; Демонстрироваться через кодоскоп поочередно; Быть записанными на магнитофон; Быть представленными в виде таблиц с набором ответов . Диктант

Слайд 7

Вариант 1 1.Что является объектом исследования науки информатики? 2.Что такое информация ? 3.Запишите какой-нибудь известный вам исторический факт. 4.Запишите какое-нибудь известное вам математическое правило. 5.Объясните свойство информации «полнота». 6.Приведите пример неопределенного сообщения. 7.Будет ли для вас информативным следующее сообщение: «2 x 2=4»? Ответ обоснуйте. 8. Приведите пример работника информационной сферы. 9.С помощью какого органа человек получает большую часть информации? 10.Какие действия человек выполняет с информацией? 11.От кого человек может принять информацию? 12.В какой форме человек передает информацию? 13.Приведите примеры древнейших информационных носителей. 14.Назовите техническое средство связи, через которое происходит обмен информацией. 15.Как называется оперирование фактами в соответствии с правилами? 16.Какие устройства ранее использовали люди для интенсификации обработки информации? 17.Приведите пример передачи информации в живой природе. Вариант 2 1.Что изучает наука информатика? 2.Назовите три основные сущности окружающего нас мира. 3.Назовите какой-нибудь известный вам факт из физики. 4.Назовите какое-нибудь известное вам правило русского языка. 5.Какие свойства информации вам известны? 6.Приведите пример своевременного сообщения. 7.От чего зависит, будет ли для вас информативным принимаемое вами сообщение? 8.Приведите пример информационной деятельности людей. 9.Какие виды образной информации получает человек с помощью органов чувств? 10.Какие информационные процессы вам известны? 11.Кому человек может передать информацию? 12.Приведите пример хранения информации на внешнем носителе в образной форме. 13.Приведите примеры современных информационных носителей. 14.Чем является телефонная линия связи при разговоре по телефону? 15.Что является результатом обработки информации? 16.Что является универсальным устройством для обработки информации? 17.Приведите пример обработки информации в вашей деятельности. Диктант. Информация и информационные процессы.

Слайд 8

Большую роль в развитии самостоятельного мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа. По своему назначению самостоятельные работы можно разделить на два вида: обучающие ( цель – выяснить, насколько прочно усвоены основные понятия, как они связаны между собой, как учащиеся осознают иерархию этих понятий, выделяют их существенные и несущественные свойства) контролирующие ( цель – проверить умение учащихся применять на практике полученные знания) Самостоятельная работа

Слайд 9

ВАРИАНТ 1 1.Сформулируйте определение алгоритма. 2.Как вы понимаете термины: а) «конечный набор действий»; б) « из класса однотипных»? Приведите поясняющие примеры. 3.Перечислите свойства алгоритма. 4.Объясните суть любого ( на ваш выбор ) свойства алгоритма. 5.Перечислите виды алгоритмов. ВАРИАНТ 2 1.Объясните суть свойства « определенность». 2.Объяснит суть свойства « однозначность». 3.Объясните суть свойства « результативность». 4.Объясните суть свойства « массовость». 5.Объясните суть свойства « конечность». ВАРИАНТ 3 1.Как бы вы доказали, что предложенная вам последовательность действий является алгоритмом? 2.Докажите, что практическое применение теоремы Пифагора – это алгоритм. 3.Можно ли известное вам явление « круговорот воды в природе» считать алгоритмом? Поясните. 4.Можно ли данную последовательность действий считать алгоритмом? Достать ключ. Вставить его в замочную скважину. Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки. Вынуть ключ. Открыть дверь. 5.В одной из русских сказок герою дается поручение: « Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Можно ли набор действий считать алгоритмом? Обоснуйте свой ответ, пользуясь свойствами алгоритма. ВАРИАНТ 4 1.Сформулируйте определения алгоритмов: а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического. 2.Приведите пример конкретной задачи, которая бы решалась помощью алгоритма: а)линейного, б)разветвляющегося, в)циклического. 3.Перечислите способы записи алгоритмов. 4.Запишите алгоритм решения задачи в виде блок – схемы: y = √ a + 2 b . 5.Определите вид алгоритма из п.4 ОБУЧАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. АЛГОРИТМЫ, ИХ ВИДЫ, СВОЙСТВА И СПОСОБЫ ЗАПИСИ .

Слайд 10

ВАРИАНТ 1 1.Запишите определение алгоритма. Подчеркните в определении слова, в которых отражаются основные свойства алгоритма. 2.Объясните суть свойства « однозначность». Что произойдет, если нарушить это свойство? 3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а) приготовление торта; б) пошив одежды. 4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи? 5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: « Определите площадь круга» ВАРИАНТ 2 1.Запишите определение программы. Чем программа отличается от алгоритма? Приведите пример, по которому это отличие можно увидеть. 2.Объясните суть свойства « результативность». Что произойдет, если нарушить это свойство? 3.Назовите исполнителя следующих видов работы: а)ремонт обуви; б)пломбирование зуба. 4.Что такое полный набор исходных данных для решения задачи? 5.Определите и запишите полный набор исходных данных для решения задачи: « Вычислите катет прямоугольного треугольника». ВАРИАНТ 1 1.Составьте алгоритм вычисления площади треугольника по формуле Герона ( алгоритм запишите в виде блок – схемы ). Определите вид алгоритма. 2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: "Определите, принадлежит ли точка С( х,у ) отрезку АВ, если известны координаты концов отрезка" ВАРИАНТ 2 1.Ссоставьте алгоритм для нахождения площади и гипотенузы прямоугольного треугольника ( алгоритм запишите в виде блок – схемы ). Определите вид алгоритма. 2.Запишите в виде блок – схемы алгоритм решения следующей задачи: « Меньшее из двух данных чисел возведите в квадрат, а большее уменьшите в 2 раза. Если числа равны, то найдите их сумму». КОНТРОЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Слайд 11

первый вид тестов предполагает заполнение пропусков «многоточий» таким образом, чтобы получилось истинное высказывание. Учащиеся ограничиваются тем, что вместо многоточий они указывают одно-два слова, которые считают недостающими; второй вид тестов предполагает, что учащиеся должны установить, истинно или ложно каждое из предложенных высказываний. Учащиеся должны не просто дать ответ «да» или «нет», а проявить умение рассуждать, делать соответствующие выводы, отличать верно сформулированное предложение от неверного; третий вид тестов предлагает на выбор несколько ответов, среди которых есть верный и неверный и ответ, предполагающий отказ от выполнения задания. Тест. Тесты чаще всего представлены тремя видами:

Слайд 12

Устройство , обрабатывающее информацию – это а) оперативная память; в)процессор; б)внешняя память; г)монитор; д) клавиатура. Дисковод – это устройство для а) обработки информации ; в ) хранения оперативной информации; б) чтения и записи информации ; г)долговременного хранения информации; д)только чтения информации. Буфер принтера – это а)устройство для подключения принтера к компьютеру; б)часть внешней памяти, куда поступает печатаемый текст; в)часть оперативной памяти, куда поступает печатаемый текст; г)программа, связывающая принтер с процессором; д)программа, связывающая принтер с оперативной памятью. Для хранения слова «ИНФОРМАЦИЯ» в памяти компьютера требуется а)10 байтов; б)5 байтов; в)20 байтов; г)1 байт; д)9 байтов. Вставьте вместо многоточия нужные слова: «Магнитные диски – устройства для …». а)обработки информации; в)ввода информации; б)долговременного хранения информации; г)вывода информации; д)обмена информацией. Адреса машинных слов меняются с шагом 4.Компьютер имеет объем оперативной памяти, равной 0,5Кбайт. Сколько машинных слов составляет оперативную память компьютера? а)64; б)256; в)128; г)32; д)16. Наименьшая адресуемая часть оперативной памяти – это а)байт; б)бит ; в)машинное слово; г)килобайт; д)файл. Вы работаете на компьютере с четырехбайтовым машинным кодом, значит, адреса машинных слов меняются с шагом а)16; б)2 ; в)8; г)4 ; д)1 . Вставьте вместо многоточия нужные слова: "... памяти означает, что любая информация заноситься в память и извлекается из нее по...". а)Дискретность, адресам; в)Дискретность, битам б)Адресуемость, значениям; г)Адресуемость, байта; д)Адресуемость , адресам. Тест 2. ЭВМ и информация

Слайд 13

Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изученного, что даст возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контрольные работы, которые можно разделить на два вида: 1.проверочные контрольные работы – предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы; 2.итоговые контрольные работы – являются завершающим моментом повторения в конце года. Необходимым компонентом этих работ служат задания на повторение основных теоретических вопросов. Контрольная работа является составной частью процесса обучения и несет на себе образовательную, воспитательную и развивающую функции. Контрольная работа

Слайд 14

ВАРИАНТ 1 1.Представьте в развернутой форме: а) 4563; б) 100101 2 ; в) АС6 16 . 2.Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную; 3.Выполните действия: 1) в двоичной системе счисления: а)11001101011+1110000101;б) 101011-10011; в) 1011х101. 2) в восьмеричной системе счисления: а)564+234; б) 652-465. 3) в шестнадцатеричной: а)DF45+128A; б)92D4-11AЕ. 4.Используя кодировочную таблицу ASCII , определите код буквы Y и изобразите его в восьмиразрядном формате. ВАРИАНТ 2 1.Представьте в позиционном виде: а) 7045; б) 110101 2 ; в) 1 D 5 16 . 2.Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную; 3.Выполните действия: 1) в двоичной системе счисления: а) 1110101011 + 1110110101; 1011 – 1100011; в) 10101 x 111. 2) в восьмеричной системе счисления: а) 641 + 427; б) 254 – 125. 3) в шестнадцатеричной: а)F154+12DA; б)12С4-9Е1. 4.Используя кодировочную таблицу ASCII , определите код буквы Z и изобразите его в восьмиразрядном формате. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ.

Слайд 15

Это одна из форм наиболее успешного закрепления знаний по пройденному материалу. Открытые зачеты. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а так же дополнительными вопросами и задачами. Ученик самостоятельно выбирает уровень зачета и решают предложенные задачи. Зачет считается сданным только в том случае, если ученик выполнил все предложенные задания. При изучении некоторых разделов, также учитывая особенности учебной группы, иногда целесообразно проводить закрытые зачеты. В этом случае учащиеся не знакомятся предварительно с вопросами и заданиями по теме, а получают их во время поведения зачета. При этом возможно использование карточек – инструкций в том случае, если учащийся не может справиться с заданием, но это отражается на оценке или ученик выполняет дополнительное задание. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы или курса, обязательно должны быть дифференцированными или разноуровневыми , многовариантными. Зачёт

Слайд 16

УРОВЕНЬ 1. ВАРИАНТ 1. Написать командный файл, который запрашивает: « Хотите ли вы узнать параметры форматирования (да – Y , нет – N ?» - и при ответе «да» ( Y ) выдает указанные параметры, а в противном случае прощается с вами. ВАРИАНТ 2. Написать командный файл, который запрашивает: «Хотите ли вы узнать, как работать с программой ARJ . EXE (да – Y , нет – N )?» - и при ответе «да» ( Y ) выдает указанные сведения, а в противном случае прощается с вами. ВАРИАНТ 3. Написать командный файл, который запрашивает: «Какая у вас дискета (360 Кбайт или 1,2 Мбайт)?» - и выполняет форматирование данной дискеты, выдав перед этим на экране соответствующее сообщение. ВАРИАНТ 4. Написать командный файл, который распечатывает имена файлов, имеющих расширение EXE и находящихся в подкаталоге корневого каталога диска F . Имя подкаталога задается как параметр. УРОВЕНЬ 2. ВАРИАНТ 1. Написать командный файл, который выдает сообщение о наличии в каталоге заданного файла. Имя файла и место поиска задаются как параметры. ВАРИАНТ 2. Создать текстовый файл на диске. Написать командный файл, который копирует созданный текстовой файл на дискету, запрашивая в случае наличия на дискете файла с таким же именем подтверждение о выполнении копирования. Имя текстового файла задается как параметр. ВАРИАНТ 3. Написать командный файл, используя команду FOR , выводит на экран содержимое каталога NU , находящегося на диске С в каталоге NC . После этого появляется вопрос «Хотите ли вы распечатать содержимое данного каталога на принтере?» При положительном ответе содержимое каталога распечатывается. ВАРИАНТ 4. Написать командный файл, который при наличии заданного файла выдает сообщение «Вы действительно хотите удалить файл с именем \имя файла\?». При подтверждении файл удаляется. Если же такого файла нет, то выдается соответствующее сообщение. Полное имя файла задается как параметр. ВАРИАНТ 5. Написать командный файл, который проверяет наличие заданного в качестве параметра файла и ищет в найденном файле подстроку, также заданную как параметр. ВАРИАНТ 6. Написать командный файл, который изменяет атрибуты всех файлов с расширением EXE на HIDDEN (скрытый). Имя диска и каталога, где находятся EXE - файлы, как параметры. ЗАЧЕТ. « КОМАНДНЫЕ ФАЙЛЫ »

Слайд 17

Обычно в начале урока приходится решать проблему активизации внимания учащихся, быстрого вхождения в рабочий ритм. Для этого использую различные приёмы. Один из них, хорошо подходящий как для математики, так и для информатики: предложить головоломку, которая решается в течение одной минуты. Это заставляет сосредоточиться и приготовиться к дальнейшей плодотворной работе. Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии.

Слайд 18

Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д. Ребусы

Слайд 19

Ребусы МОНИТОР

Слайд 21

ДИСКОВОД

Слайд 23

КОМПЬЮТЕР

Слайд 24

Много ребусов на этом сайте http ://allforchildren.ru/

Слайд 25

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов). В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся . Метод проектов

Слайд 26

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды

Слайд 27

По горизонтали: 4. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на гибких магнитных дисках (дискетах). 7. Устройство, предназначенные для вывода на экран текстовой и графической информации. 9. Ячейки памяти, которые служат для кратковременного хранения и преобразования данных и команд. 11. Линия связи к которой подключена сеть. 13. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на жестких магнитных дисках. 14. Устройство ввода звуковой информации. 15. Системная магистраль передачи данных. По вертикали: 1. Устройство для вывода чертежей на бумагу. 2. Электронная схема, которая управляет работой какого-либо внешнего устройства. 3. Устройство для обмена информацией между компьютерами через телефонные, оптоволоконные и др. сети. 5. Вспомогательный процессор, предназначенный для выполнения математических и логических действий. 6. Небольшая электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. 8 . Устройство вывода звуковой информации. 10. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер с бумажных носителей информации. 12. Печатающее устройство, предназначенные для вывода информации на бумагу. 14. Манипулятор для ввода информации в компьютер .

Слайд 28

По горизонтали: 4. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на гибких магнитных дисках (дискетах). 7. Устройство, предназначенные для вывода на экран текстовой и графической информации. 9. Ячейки памяти, которые служат для кратковременного хранения и преобразования данных и команд. 11. Линия связи к которой подключена сеть. 13. Устройство для записи, считывания и длительного хранения информации на жестких магнитных дисках. 14. Устройство ввода звуковой информации. 15. Системная магистраль передачи данных. По вертикали: 1. Устройство для вывода чертежей на бумагу. 2. Электронная схема, которая управляет работой какого-либо внешнего устройства. 3. Устройство для обмена информацией между компьютерами через телефонные, оптоволоконные и др. сети. 5. Вспомогательный процессор, предназначенный для выполнения математических и логических действий. 6. Небольшая электронная схема, выполняющая все вычисления и обработку информации. 8 . Устройство вывода звуковой информации. 10. Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер с бумажных носителей информации. 12. Печатающее устройство, предназначенные для вывода информации на бумагу. 14. Манипулятор для ввода информации в компьютер . Ответы : По горизонтали: 4.Дисковод. 7.Монитор. 9.Регистры. 11.Магистраль. 13.Винчестер. 14. Микрофон. 15. Шина. По вертикали: 1.Плоттер. 2.Адаптер . 3.Модем. 5.Сопроцессор. 6.Микропроцессор. 8.Колонки. 10.Сканер. 12.Принтер. 14.Мышь .

Слайд 29

По вертикали: 1. Поисковая система в сети Интернет. 2. Операционная система корпорации Майкрософт ( Microsoft ). 4. Клавиша на клавиатуре компьютера для перевода строки. 5. Популярный формат графических изображений. 6. Простой растровый графический редактор компании Microsoft . 9. Свободный, многоплатформенный звуковой редактор. По горизонтали: 3. Числовая система кодирования символов, позволяющая представить знаки практически всех письменных языков. 7. Компьютерный шрифт класса нео -гротеск, относящийся к стилю шрифты без засечек. 8. Мультимедийная платформа компании Adobe для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. 10. Поисковая система и Интернет-портал. 11. Язык программирования общего назначения. 12. Полнофункциональная и свободная операционная система .

Слайд 30

По вертикали: 1. Поисковая система в сети Интернет. 2. Операционная система корпорации Майкрософт ( Microsoft ). 4. Клавиша на клавиатуре компьютера для перевода строки. 5. Популярный формат графических изображений. 6. Простой растровый графический редактор компании Microsoft . 9. Свободный, многоплатформенный звуковой редактор. По горизонтали: 3. Числовая система кодирования символов, позволяющая представить знаки практически всех письменных языков. 7. Компьютерный шрифт класса нео -гротеск, относящийся к стилю шрифты без засечек. 8. Мультимедийная платформа компании Adobe для создания веб-приложений или мультимедийных презентаций. 10. Поисковая система и Интернет-портал. 11. Язык программирования общего назначения. 12. Полнофункциональная и свободная операционная система. Ответы : По вертикали : 1. Google 2. Windows 4 . Enter 5. Gif 6. Paint 9. Audacity По горизонтали : 3. Unicode 7. Arial 8 . Flash 10. Yandex 11. Pascal 12. Linux .

Слайд 31

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем невозможно без постоянного следования правилу : не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от нас -взрослых .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые формы контроля на уроках музыки

Представлены тематические и итоговые тесты для 2-8 классов по программе Д.Кабалевского...

Тестовая форма контроля на уроках русского языка в 10-11 классах (с помощью компьютера)

Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы « в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С.Пушкин, надо...

Использование тестовых форм контроля на уроках географии.

Тестовые формы контроля в настоящее время широко используются учителямя для контроля знаний учащихся....

Доклад: "Формы и методы контроля на уроках информатики"

В данной работе рассказывается о формах и методах контроля на уроках информатики....

Использование разнообразных форм контроля на уроках географии

Тесты  являются одной из форм проверки усвоения материала обучающимися наряду с другими формами контроля. По сравнению с другими формами контроля тесты имеют ряд преимуществ, но не надо забывать ...

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики. Выступление на педсовете. Презентация....

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...