Табличный способ решения логических задач.
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

7 класс. Информационные модели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_________________________________________

«Табличное решение логических задач»

ФИО:  Шарина Наталья Викторовна

 Место работы: МОУ гимназия №17, МАО гимназия №9 городского округа Королёв, Московская область

Должность: учитель информатики 

Предмет: Информатика и ИКТ 

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: Табличные информационные модели. Урок 3. Табличное решение логических задач. 

Базовый учебник: «Информатика и ИКТ», 7 класс, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 71с.   § 2.6.


Цель  урока: закрепить понятие табличная форма представления информации, познакомить учеников с возможностью использования таблиц для решения логических задач, которые не имеют математического решения.

Задачи:

- обучающие: обобщить понятия формы представления информации, как систему знаний. Дать представление о применении таблиц для решения логических задач;

- развивающие: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное;

- воспитательные: воспитание требовательности, внимательности при заслушивании и чтении задачи. Воспитание осторожности и внимательности при работе за компьютером.

Тип урока: урок-лекция, изучение нового материала, урок - игра (проверка и закрепление знаний).

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, компьютеры для учеников.


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)



Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационно-мотивационный

1. Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы

2. Объявляет план и тему урока и раскрывает обучающие цели.

3. Обобщает опорные знания.

1. Слушают и осмысляют цели предстоящего занятия

2

2

Закрепление.

1. Объясняет учащимся требования, которые будут предъявляться при проверке домашнего задания и знаний.

1. Работа в группах.

 Подготовка 1-2 вопросов в группе по теме: «Формы представления информации».

3

3.

Проверка знаний учащихся

Слушает ответы учащихся. Оценивает корректность формулировки вопросов.

Письменно в группе отвечают на вопрос

10

4.

Подведение итогов проверки домашнего задания

Оценивает работу каждой группы. Ставит оценку и комментирует ее.

Слушают комментарий учителя. Выражают свое мнение.

3

5

Введение нового материала

Презентация «Табличное решение логических задач»

1. Постановка задачи

2. Создание проблемной ситуации

3. Разрешение проблемной ситуации

4. Анализ полученного решения

1. Записывают задачу

2. Пытаются решить задачу математически

3. Слушают объяснение нового материала

15

5

Физкультминутка

1

6

Работа по усвоению новых знаний.

  1. Объясняет ученикам, как правильно выполнить практическую работу.
  2. Раздает задание индивидуально каждому ребенку.

(задание составлено индивидуально, с учетом способностей учеников)

3. Отвечает на вопросы учащихся, обобщает этап урока по введению нового материал.

1. Работают с заданием.

2. Задают вопросы по новому материалу.

3.

15

5

Рефлексия деятельности

  1. Оценивает практическое выполнение работы учащихся.
  2. Оценивает общую деятельность учащихся и подводит итог урока.
  3. Сообщает домашнее задание.

3. Благодарит учащихся за урок.

1. Слушают и осмысляют итоги урока.

2. Записывают домашнее задание.

3. Задают вопросы по домашнему заданию.

4. Выражают отношение к уроку.

5


Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Табличное решение логических задач»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ЦОР

Компакт диск

Презентация

«Табличное решение логических задач»


Раздаточный материал.

Группа _____________________________________________________________

Ф.И. учеников ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Номера вопросов:

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда не в Риме.
  2. Парижанка не снимается в кино.
  3. Та, кто живее в Риме – певица
  4. Линда равнодушна к балету

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда не в Риме.
  2. Парижанка не снимается в кино.
  3. Та, кто живее в Риме – певица
  4. Линда равнодушна к балету

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда не в Риме.
  2. Парижанка не снимается в кино.
  3. Та, кто живее в Риме – певица
  4. Линда равнодушна к балету

Где живет Айрис и какова ее профессия?

Три дочери писательницы Дорис Кей – Джуди, Айрис и Линда тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах искусств – пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэтому Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

  1. Джуди живет не в Париже, а Линда не в Риме.
  2. Парижанка не снимается в кино.
  3. Та, кто живее в Риме – певица
  4. Линда равнодушна к балету

Где живет Айрис и какова ее профессия?


В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

В первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор у танкиста, а сержант у минометчика;

  1. Во втором туре капитан выиграл у танкиста;
  2. В третьем и четвертых турах минометчик из за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
  3. В четвертом туре майор выиграл у связиста;
  4. Победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

  1. В первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор у танкиста, а сержант у минометчика;
  2. Во втором туре капитан выиграл у танкиста;
  3. В третьем и четвертых турах минометчик из за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
  4. В четвертом туре майор выиграл у связиста;
  5. Победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

  1. В первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор у танкиста, а сержант у минометчика;
  2. Во втором туре капитан выиграл у танкиста;
  3. В третьем и четвертых турах минометчик из за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
  4. В четвертом туре майор выиграл у связиста;
  5. Победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

В финале турнира Российской Армии по шахматам встретились представители шести воинских званий: майор, капитан, лейтенант, старшина, сержант и ефрейтор, причем разных специальностей: летчик, танкист, артиллерист, минометчик, сапер и связист. Определите специальность и звание каждого из шахматистов по следующим данным:

  1. В первом туре лейтенант выиграл у летчика, майор у танкиста, а сержант у минометчика;
  2. Во втором туре капитан выиграл у танкиста;
  3. В третьем и четвертых турах минометчик из за болезни не участвовал в турнире, поэтому свободными от игры оказались капитан и ефрейтор;
  4. В четвертом туре майор выиграл у связиста;
  5. Победителями турнира оказались лейтенант и майор, а хуже всех выступил сапер.

Та что живет в Риме певица (Для таблицы) Линда не живет в Риме, значит Линда не певица, по условию задачи она не балерина. Значит она снимается в кино. Парижанка не снимается в кино. Значит парижанка балерина. Джуди и Айрис не могут жить в чикаго. По условию Джуди не живет в париже, следовательно Джуди в риме. Фйрис Парижанка и балерина.

Пение

рим

Балет

парижанка

Кино

чикаго

Париж

Рим

Чикаго

Джуди

+

-

-

1

Айрис

-

-

Линда

-

-

+

париж

2

рим

чикаго

майор

капитан

лейтенант

старшина

сержант

ефрейтор

Летчик

1

+(4)

1

-

1

-

Танкист

1

2

1

-

1

+(5)

Артиллерист

+(1)

-

-

-

-

-

Минометчик

1

3

1

+

1

3

Сапер

5

-

5

-

+(3)

-

Связист

4

-

+(2)

-

-

-

1 Лейтенант (связист) и майор (артиллерист)

2. Капитан (летчик)

3. Ефрейтор (танкист)

Старшина (минометчик)

Сержант (сапер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табличный способ решения логических задач.

В данном уроке рассматриваются основные принципы решения логических задач табличным способом. Используется презентация Л.Л. Босовой ЦОР.  Организована работа в парах.  В заключении предлагае...

Табличный способ решения логических задач.

Представлен план урока "Табличный способ решения логических задач"....

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...

табличный способ решения логических задач

В презентации разобраны разные логические задачи, решение которых можно представить одной и более таблицами....

Табличный способ решения логических задач

На уроке  учащиеся знакомятся  с методами  решения логических задач. Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений...

Методическая разработка (презентация) на тему: "Табличный способ решения логических задач"

Презентация создана в помощь при разборе темы "Табличный способ решения логических задач". Содержит пример разбора решения задач и задачи для самостоятельного решения учениками....