Тематическое планирование по информатике 2 класс по ФГОС
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Потеряева Людмила Борисовна

Тематическое планирование составлено с требованиями ФГОС автор Горячев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_2kl_fgos.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по информатике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе примерной программы   «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии)» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.

Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.

Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.

Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём   применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;

- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

2)расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;

3)создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Особенности построения курса  «Информатика и ИКТ».

В курсе выделяются следующие разделы:

- описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

- описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

- описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

- применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

         Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Исходными документами для составления рабочей  программы по информатике являются:

- Приказ Министерства образования и науки  РФ № 373 от 06.10.2009  « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования»

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.10.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»

- Федеральный перечень учебников , рекомендованных               (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,  реализующих программы общего образования приказ министерства образования и науки РФ № 2080 от 24.12.2010

- Авторская программа  А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011. - 192с.

- Методическое письмо ГОАУ ЯО ИРО «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области в 2011- 2012 учебном году.

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический  комплекс  по программе А.В. Горячева.

№ п/п

Название пособия

 Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование  

    1-4

  2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

 2.

Информатика. Учебник, 2-й класс. («Информатика в играх и задачах»).В 2-х ч. (ч. 1 – 64 с., ил.; ч. 2 – 96 с., ил.)

2      

   2012

М.: Баласс

Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.

 3.

Информатика (Информатика в играх и задачах) Методич. рекоменд.для учителя по курсу информатики

1-2        

   2011

М.: Баласс

Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.

В соответствии с учебным планом  школы на 2012-2013  учебный год рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует часам отведенными программой.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Планируемые результаты по предмету  «Информатика и ИКТ».

Личностные результаты


К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  1. критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  1. уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  1. осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  1. начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

  1. планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  1. поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  1. моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  1. анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
  1. синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  1. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  1. подведение под понятие;
  1. установление причинно-следственных связей;
  1. построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  1. аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  1. выслушивание собеседника и ведение диалога;
  1. признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  1. предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  1. выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  1. разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  1. находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  1. приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  1. точно выполнять действия под диктовку учителя;
  1. отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предмета  «Информатика».

Тематическое планирование уроков информатики во 2 классе.

Наименование раздела

По программе

По рабочей программе

Отличительные признаки и составные части предметов

           11

         

            11

План действий и его описание

           11

           

            11

Логические рассуждения

           12

            13

Итого

           34

            35

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Информатика 2 класс – 35 часов

№ урока

дата

Тема

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся

освоение предметных

знаний

универсальные

учебные действия

Отличительные признаки и составные части предметов (11)

1.1

3.09

Выделение признаков предметов.

Ознакомление с признаками предметов. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку

– анализ графических объёктов, поиск и выделение необходимой информации;– выполнение задания с использованием рисунков;

– уметь слушать и быть внимательным.

Ознакомление с признаками предметов. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.

2.2

10.09

Описание предметов. Сравнение предметов по их признакам.

Учиться описывать и сравнивать предметы по их признакам.

Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

– выполнение задания с использованием рисунков;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться описывать и сравнивать предметы по их признакам. Учиться обобщать и классифицировать предметы по какому-либо общему признаку.

3.3

17.09

Знакомство с понятием составных частей предметов.

Знать составные части предметов. Учиться описывать и определять предметы через их составные части.

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

– выполнение задания с использованием рисунков;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться описывать и определять предметы через их составные части.

4.4

24.09

Обобщение и классификация предметов по их действиям.

Уметь описывать и определять предметы по их действиям.

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Учиться определять и называть действия предметов. Учиться описывать и определять предметы через их признаки, составные части и действия.

5.5

1.10

Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия.

Научить описывать и определять  предметы через их признаки, составные части и действия

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

6.6

8.10

Симметрия. Знакомство с понятием симметричности фигур.

Усвоить понятие симметричные фигуры. Закрепить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево»

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– уметь слушать и быть внимательным.

Учиться ориентироваться на листе бумаги, находить оси симметрии некоторых фигур.

7.7

15.10

Симметрия. Знакомство с понятием «оси симметрии».

Ввести понятие оси симметрии, научить находить  ось симметрии некоторых фигур

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– уметь слушать и быть внимательным.

Учиться ориентироваться на листе бумаги, находить оси симметрии некоторых фигур.

8.8

22.10

Знакомство с координатной сеткой.

 Сформировать представление  о координатной сетке. Находить предметы на координатной сетке.

 – выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение использовать таблицы;

– уметь слушать и быть внимательным.

Познакомиться с локализацией предметов на координатной сетке. Учиться находить предмет на координатной сетке.

9.9

29.10

Контрольная работа №1 по теме «Отличительные признаки и составные части предметов»

Выяснить какие знания и действия помогут для решения заданий. Проверка усвоения материала первой четверти.

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

10.10

12.11

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Разобрать характерные ошибки. Отработать и закрепить знания и умения

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

11.11

19.11

Повторение изученного материала по разделу.

Повторить пройденный материал. Закрепить приобретенные навыки

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

План действий и его описание (11)

12.1

26.11

Изучение действий предметов и их результатов.

Определять результат действия, действие, которое привело к данному результату

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату.

13.2

3.12

Знакомство с понятием «обратное действие»

Познакомить с понятием «обратное действие». Научить определять действие, обратное данному

- умение работать с информацией, предложенной в виде рисунка;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Определять действие, обратное заданному.

14.3

10.12

Последовательность действий и состояний в природе.

Провести подготовку к введению понятия «алгоритм».

– умение выполнять действие по заданному алгоритму;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.

15.4

17.12

Составление линейных планов действий.

Определять последовательность событий

16.5

24.12

Поиск ошибок в последовательности действий.

Определять последовательность событий

17.6

31.12

Алгоритм. Знакомство со способами записи алгоритмов.

Ввести понятие «алгоритм». Научить составлению и выполнению алгоритма

– умение выполнять действие по заданному алгоритму;

– анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму.

18.7

14.01

Поиск ошибок и исправления алгоритмов.

Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма

– умение выполнять действие по заданному алгоритму;

– анализ (сопоставление) текстовой и графической информации

Учиться составлять и выполнять алгоритмы. Учиться находить ошибки в алгоритме и исправлять алгоритм.

19.8

21.01

Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Выяснить, для чего в алгоритме условие и как от него зависит порядок действий. Учить составлять вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Формирование умения составлять и выполнять алгоритмы с условием (ветвлением).

– умение выполнять действие по заданному алгоритму;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение строить логическую цепь рассуждений.

Составлять алгоритмы с ветвлениями.

20.9

28.01

Контрольная работа № 2 по теме раздела «План действий и его описание»

Выяснить какие приобретённые знания и действия помогут для решения заданий.

Проверка усвоения материала второй четверти.

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

21.10

4.02

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Обсудить и разобрать характерные ошибки в контрольной работе.

Отработать и закрепить приобретённые знания и умения.

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

22.11

11.02

Повторение изученного материала по разделу.

Выяснить какие приобретённые знания и действия помогут для решения заданий.

Обобщить и повторить материал второй четверти.

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– умение выполнять действие по заданному алгоритму.

Обобщить и закрепить приобретённые знания.

Логические рассуждения (12)+1

23.1

18.02

Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества». Способы задания множеств.

Знакомство с понятиями: «множество», «элементы множества». Учить определять принадлежность элемента множеству.

– выбор критериев для классификации объектов;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять принадлежность элемента множеству (классификация по одному свойству).

24.2

25.02

Сравнение множеств. Знакомство с понятием «отображение множеств»

Ввести понятия «равенства множеств», «пустое множество».

Учить сравнивать множества по числу элементов в них.

– выполнение задания с использованием рисунков и схем;

– анализ информации.

Учиться сравнивать множества по числу элементов.

25.3

4.03

Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование»

Знакомство с понятиями «кодирование» и «декодирование». Учить ставить в соответствие предметам или действиям другие предметы или действия.

– знаково-символические действия;

– выполнение задания с использованием таблиц, рисунков и схем.

Формирование представления о некоторых приёмах кодирования.

26.4

11.03

Знакомство с понятиями «вложенности» (включения) множеств, «подмножество»

Знакомство с понятиями «подмножество», «вложенность» множества. Учить отношениям между множествами: включение, равенство.

– анализ объектов с целью выделения признаков;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять отношения между множествами: вложенность (включение), равенство.

27.5

18.03

Изучение операций над множествами: пересечение и объединение множеств.

Выяснить когда множества пересекаются. Учить определять элементы принадлежащие пересечению множеств.

Выяснить когда множества объединяются. Учить определять элементы принадлежащие объединению множеств.

– выбор критериев для классификации объектов;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Учиться определять элементы принадлежащие пересечению  множеств (классификация по двум и более свойствам).

28.6

8.04

Контрольная работа  №3 по теме «Множество. Операции над множествами»

Выяснить какие приобретённые знания и действия помогут для решения заданий.

Проверка усвоения материала третьей четверти. 

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

29.7

15.04

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Обсудить и разобрать характерные ошибки в контрольной работе.

Обобщить и повторить материал третьей четверти.

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Обобщить и закрепить приобретённые знания.

30.8

22.04

Повторение по теме «Множество. Операции над множествами»

Обсудить и разобрать характерные ошибки в контрольной работе.

Обобщить и повторить материал третьей четверти.

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности.

– взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

31.9

29.04

Высказывание. Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».Отрицание.

Знакомство с понятиями «высказывание», «истина» и «ложь». Формирование умения определять истинность или ложность простейших высказываний. Знакомство с понятием «отрицание». Учить отрицанию с помощью частицы «не». Учить строить высказывания, по смыслу отрицающие данные.

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

– умение строить логическую цепь рассуждений;

– уметь слушать и быть внимательным.

– выбор критериев для классификации объектов;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные.

32.10

6.05

Изучение высказываний со связками «и», «или». Поиск путей  на простейших графах.

Обсудить и разобрать высказывания, которые имеют связку «И», «ИЛИ».

Учить классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам.

– выбор критериев для классификации объектов;

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».

Учиться классифицировать предметы по 2 и более свойствам. Учить объединять множества по 2 и более свойствам.

33.11

13.05

Знакомство с задачами комбинаторного типа.

Учить решать некоторые задачи комбинаторного типа. Учить поиску выигрышной стратегии в некоторых играх.

– выполнение задания с использованием рисунков и схем.

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.

Находить выигрышную стратегию в некоторых играх.

34.12

20.05

Контрольная работа №4 по теме раздела «Логические рассуждения»

Выяснить какие приобретённые знания и действия помогут для решения заданий.

Проверка усвоения материала четвёртой четверти. 

– анализ информации;

– самоконтроль, оценка процесса и результатов деятельности;

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.

35.13

27.05

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного материала.

Обсудить и разобрать характерные ошибки в контрольной работе.

Мотивация к обучению; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

к – взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Осознание качества и уровня усвоения своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование для 1 класса по ФГОС

тематическое планирование составленно на основе рабочей программы по физической культуре под редакцией Б.Б Егоров, Ю.Е. Пересадина....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Тематическое планирование по Информатике и ИКТ (ФГОС), 6 класс

Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...

тематическое планирование биология 8 класс по ФГОС

тематическое планирование по ФГОС 8 класс биоогии к учебнику Колесов Д.В и Маш Р.Д....

Календарно - тематическое планирование для 2 классов по ФГОС

Календарно - тематическое планирование написано на основе ФГОС нового поколения...

Календарно-тематическое планирование литература 5 класс по ФГОС

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по УМК Г.С.Меркина. Включены разделы: тема, количество часов, дата, планируемые результаты....