Урок по теме: "Метод координат". Информатика 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Диденко Виктория Владимировна

Урок № 13 информатики в 5 классе

Тема:  "Формы представления информации. Метод координат"

Цели урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме: «Кодирование информации»; познакомить учащихся с методом координат.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня  урок пройдет в форме игры «Умники и умницы». За каждый верный ответ или правильно выполненное задание вы будете получать медаль «Умник» или «Умница». Победит сильнейший. Желаю каждому из вас победы.

 2. Обобщение пройденного материала

Ответьте на вопросы. 

1) Что можно назвать кодом?   

2) Что вы понимаете под кодированием информации , декодированием?                                                                                              

3) Как кодируется числовая информация? Приведите примеры.                                                                                                                               

4) Как кодируется текстовая  информация? Приведите примеры.                                                                                                                                

5)  Что такое Азбука Брайля?                                                                                                                                

6)  Как кодируется музыка?                                                                                                                                         

7)  Как  кодируется информация на дорогах?                                                                                                  

8)  Что такое штрих – коды?                                                                                                                                                 

9)  Как  кодируется информация в школе?                                                                                                                      

10)  Как  кодируется информация при пересылке по почте?                                                                               

11)  Какие сигнальные коды вы знаете?                                                                                                         

  После  каждого верного ответа на экране появляется слайд из презентации    Л.Л. Босовой «В мире кодов».     (Слайды № 2 – 12)     

А теперь вам необходимо разгадать кроссворд по теме предыдущего урока, расположенный  на ПК (Приложение 1).   

Сохраните  задание в электронном виде в своих папках для дальнейшей проверки. Тот, кто полностью справится с заданием получит медаль «Умник» или «Умница».                                                                                                                                                                          

 

 

3. Изучение нового материала

     На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

  • Графический – с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков;
  • Числовой – с помощью чисел;
  • Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

     Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?

    Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.

    Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

 

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

Ответ: Метод координат

Итак, тема нашего урока:  «Метод координат».                                                                                       Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

Презентация

     Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

     Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.

   Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.

А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.

В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»).

Работаем вместе

Потренируемся строить точки на координатной плоскости, для этого мы будем пользоваться электронным практикумом «Координатная плоскость».                                                                                   

 Каждый обучающийся выходит к доске и отмечает на координатной плоскости точку с соответствующими координатами, остальные обучающиеся отмечают точки в рабочих тетрадях и если нужно исправляют ошибки. Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получиться рисунок    (Слайд ).

4. Закрепление, проверка осознанности усвоения.

 Рекомендации по проведению занятия

При проведении данного занятия учителю необходимо учитывать количественный состав учащихся, т.к. от этого зависит размер конечного слова, получаемого в результате прохождения индивидуального образовательного маршрута, а также набор схем для построения изображения и ключ для разгадывания зашифрованного слова или фразы. В данной разработке представлены задания для количественного состава групп от 6 до 13 человек.

            В ходе пояснения индивидуального задания учащимся даются четкие указания о выборе схемы, ключа и готового слова в зависимости от реального количества присутствующий ребят (в соответствующих папках, заранее установленных на ПК, название файлов указывают на количественный состав, например: файл готовое слово (6).doc в папке Приложение 2 (готовые слова) –  файл для составления итогового слова группы из 6 человек и т.п.).

            В заготовках схем (файл схемы (заготовки).doc в папке Приложение 4 (схемы)) возле номера варианта поясняется к какому количественному составу подходит данная схема).

 

Слова, получаемые в результате индивидуальной и групповой работы после прохождения индивидуального образовательного маршрута:

 

Кол-во человек в группе

Заготовка слова

Верный ответ

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТЬ

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИСКЕТА

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОСИТЕЛЬ

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЧЕСТЕР

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕДАТЧИК

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОДИРОВАНИЕ

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАНАЛ+СВЯЗИ

  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕКОДИРОВАНИЕ

 

5. Физкультминутка
6.  Обобщение.

 

8. Домашнее задание

а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5 (5 - письменно)). б) Рабочая тетрадь № 31  стр.30

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_koordinat.doc102 КБ
Файл metod_koordinat.rar302.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 13 информатики в 5 классе

Тема:  "Формы представления информации. Метод координат"

Цели урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме: «Кодирование информации»; познакомить учащихся с методом координат.


Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня  урок пройдет в форме игры «Умники и умницы». За каждый верный ответ или правильно выполненное задание вы будете получать медаль «Умник» или «Умница». Победит сильнейший. Желаю каждому из вас победы.

 2. Обобщение пройденного материала

Ответьте на вопросы.                                                                                                                                                 1) Что можно назвать кодом?                                                                                                                                   2) Что вы понимаете под кодированием информации , декодированием?                                                                                              3) Как кодируется числовая информация? Приведите примеры.                                                                                                                                4) Как кодируется текстовая  информация? Приведите примеры.                                                                                                                                5)  Что такое Азбука Брайля?                                                                                                                                 6)  Как кодируется музыка?                                                                                                                                          7)  Как  кодируется информация на дорогах?                                                                                                  8)  Что такое штрих – коды?                                                                                                                                                  9)  Как  кодируется информация в школе?                                                                                                                      10)  Как  кодируется информация при пересылке по почте?                                                                                11)  Какие сигнальные коды вы знаете?                                                                                                           После  каждого верного ответа на экране появляется слайд из презентации    Л.Л. Босовой «В мире кодов».     (Слайды № 2 – 12)    

А теперь вам необходимо разгадать кроссворд по теме предыдущего урока, расположенный  на ПК (Приложение 1).    Сохраните  задание в электронном виде в своих папках для дальнейшей проверки. Тот, кто полностью справится с заданием получит медаль «Умник» или «Умница».                                                                                                                                                                          



3. Изучение нового материала

     На прошлых уроках мы познакомились с многообразием форм представления (кодирования) информации. На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

  1. Графический – с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков;
  2. Числовой – с помощью чисел;
  3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

     Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как вы понимаете данное выражение?

    Действительно, рисунки, схемы, чертежи способны заменить долгие разъяснения. Любая информация, в том числе и графическая, может быть представлена с помощью чисел. Сегодня на уроке мы познакомимся с таким способом представления графической информации.

Для того, чтобы узнать как он называется вам необходимо расшифровать головоломку.

    Головоломка. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:

(3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
(1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

Ответ: Метод координат

Итак, тема нашего урока:  «Метод координат».                                                                                       Сегодня на уроке мы научимся представлять графическую информацию с помощью чисел.

Презентация

     Чтобы связать числа и точки используют системы координат. А знаете ли Вы, кто первым их предложил всему миру и объяснил, как ими пользоваться? Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

     Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат.

   Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки.

А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси OY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на плоскости.

В жизни мы часто встречаемся с подобной системой (шахматная доска, зрительный зал, местонахождение парты в классе, игра «Морской бой»).

Работаем вместе

Потренируемся строить точки на координатной плоскости, для этого мы будем пользоваться электронным практикумом «Координатная плоскость».                                                                                    Каждый обучающийся выходит к доске и отмечает на координатной плоскости точку с соответствующими координатами, остальные обучающиеся отмечают точки в рабочих тетрадях и если нужно исправляют ошибки. Если каждый обучающийся правильно укажет точку на координатной плоскости, то в результате должен получиться рисунок    (Слайд ).

4. Закрепление, проверка осознанности усвоения.

 Рекомендации по проведению занятия

При проведении данного занятия учителю необходимо учитывать количественный состав учащихся, т.к. от этого зависит размер конечного слова, получаемого в результате прохождения индивидуального образовательного маршрута, а также набор схем для построения изображения и ключ для разгадывания зашифрованного слова или фразы. В данной разработке представлены задания для количественного состава групп от 6 до 13 человек.

        В ходе пояснения индивидуального задания учащимся даются четкие указания о выборе схемы, ключа и готового слова в зависимости от реального количества присутствующий ребят (в соответствующих папках, заранее установленных на ПК, название файлов указывают на количественный состав, например: файл готовое слово (6).doc в папке Приложение 2 (готовые слова) –  файл для составления итогового слова группы из 6 человек и т.п.).

        В заготовках схем (файл схемы (заготовки).doc в папке Приложение 4 (схемы)) возле номера варианта поясняется к какому количественному составу подходит данная схема).


Слова, получаемые в результате индивидуальной и групповой работы после прохождения индивидуального образовательного маршрута:

Кол-во человек в группе

Заготовка слова

Верный ответ















ПАМЯТЬ

















ДИСКЕТА



















НОСИТЕЛЬ





















ВИНЧЕСТЕР























ПЕРЕДАТЧИК

























КОДИРОВАНИЕ



























КАНАЛ+СВЯЗИ





























ДЕКОДИРОВАНИЕ

5. Физкультминутка
6.  Обобщение.

8. Домашнее задание

а) § 1.8 (ответить на вопросы: 1-5 (5 - письменно)). б) Рабочая тетрадь № 31  стр.30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Метод координат"

Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока -  урок по...

Модель урока по теме "Метод координат в пространстве" на основе Ресурсов ЕК ЦОР.

Модель урока по теме "Метод координат в пространстве" на основе Ресурсов ЕК ЦОР. Содержит пример технологической карты урока....

урок по теме Метод координат 5 класс

Автор: Калинина Н.А., учитель информатики Название ОУ: МАОУ «СОШ№2» Томская область, г. Колпашево Предметная область: метапредметный урок по информатике Название урока: «В мире координа...

Разработка к уроку по теме "Метод координат"

Материал поготовлен ля развития интереса обучающихся к данной теме...

Методическая разработка урока на тему "Метод координат"

В данной методической разработке, мы введем понятие метода координат....

Открытый урок по теме "Метод координат"

Информатика.ФГОС. 5 класс.Тема урока: Метод координат.Планируемые образовательные результаты:предметные – представление о методе координат;метапредметные – понимание необходимости выбора той или иной ...

Проект урока по теме "Метод координат", 5 класс

Проект урока по теме "Метод координат", 5 класс...