Модернизация процесса обучения младших школьников
материал по информатике и икт по теме

Астежева Марида Мухамедовна

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модернизация процесса обучения младших школьников

через  использование компьютерных технологий.

 

На сегодняшний день актуальной становится не схема «знаю - не знаю,  умею – не умею, владею – не владею», а тезис, «ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и сделаю». На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего его к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать, еще не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть. В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение.

Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В настоящее время появилась потребность в становлении общества, как информационного. На данном этапе развития образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать, если перегруженные дети пропускают часть информации, которую им не под силу усвоить?

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

 Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. На современном этапе развития общества резко возрастает потребность внедрения в образовательный процесс инновационных технологий, основанных на достижениях экономики, педагогики и психологии.

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе и в начальной школе в частности. В начальной школе курс информатики должен органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в начальной школе. Учителю, преподающему информатику надо самому понять и принять те неограниченные возможности, которые предоставляет компьютер. Занятия на уроке информатики вместили в себя то, что с трудом помещается в традиционные школьные уроки.

Становится понятно, что компьютерные технологи в современной школе занимают все большее место в процессе обучения. Одним из основных направлений применения компьютера в дидактике начальной школы являются:

- изучение основ информатики и вычислительной техники:

- применение информационных технологий в образовательном процессе. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории.

Информатизация всего общества привела к тому, что в реальной жизни дети начинают общаться с компьютером значительно раньше, чем в школе. Это лишний раз подтверждает, что возраст, с которого необходимо начинать учить детей работе с компьютером, должен снижаться, приближаясь к нижнему пределу, т.е. к младшим классам.

Несмотря на медицинские и социальные опасения, начальной школе не стоит отказываться от потрясающих технических, информационно-коммуникативных возможностей ИТ. Но они должны занимать свое место, не принижая роль Личности Учителя, которая только и способна воспитать Личность, а, также, не пытаясь заменить другие технологии и практическую деятельность детей. Это относится ко всем школьникам,  особенно к младшим: они только начинают осваивать учебную деятельность, и могут это сделать лишь под руководством взрослого; практическая деятельность руками, тактильный опыт играют огромную роль в развитии детей; первые шаги в овладении компьютерной техникой ограничивают ее широкое самостоятельное использование. Все это говорит о целесообразности использования ИТ в начальной школе в сочетании с другими технологиями и видами работы (и с учетом санитарных норм).

У нас в школе уроки информатики ведется с 3 класса. Для полноценного общения ребенка с компьютером, необходимо применить им (учащимся) все те знания и умения, полученные на других уроках. Так возникает интегративная цепочка. Буквально с первых уроков в компьютерном классе ребенку надо найти на клавиатуре клавиши со стрелками и начать их использовать, а это значит, что он должен непроизвольно вспомнить уроки математики, на которых повторяли то, что ребенок принес из дошкольного детства: ориентация на плоскости и в пространстве. Тут же возникла первая интегративная цепочка: математика – информатика. И нет сомнения, что так обстоит с каждым предметом.

О целесообразности использования ИТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально - логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки. Огромная важность учета стилей познания очевидна:  если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

    ИТ значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации за счет реализации принципа мультимодальности. В соответствии с этим принципом, в процессе обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный, кинестетический. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на человека. Кроме того, ИТ позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью ИТ их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

     Соединение зрительного ряда (динамического изображения, графики, символических записей) со звуковым, теоретической учебной информации с практической позволяет лучше ее понимать и усваивать на основе  наглядно-образного и вербально-логического мышления (одновременно развивая и оба вида мышления). Это особенно важно при изучении такого сложного и абстрактного предмета как математика.

     За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. И, по-моему, не стоит сомневаться, что эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако мой опыт работы показывает, что дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений: прослушивание музыки, игры и т.п. Нужно признать, что компьютерные игры развивают не только интеллект детей, но и их моторику, точнее способствуют формированию моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Итак, компьютерные игры развивают множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но». Как и любого предмета, у интернета есть свои плюсы и минусы. Плюсы: сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить успеваемость детей в школе. Но здесь есть свои недостатки, такие, как неточные данные, а также неподходящие для детей области, доступ к которым открыт. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на пятнадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер практически  не используется.
    Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в начальной школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Большинство учителей начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий в начальных классах. Свою работу они строят на основе интуиции и эмпирического опыта, отмечая при этом отсутствие литературы по данному вопросу.                                                        
             Стоит отметить, что компьютер необходимо рассматривать не только как средство обучения, но как один из важнейших элементов образовательного процесса. Но дидактические показатели такого использования компьютера остаются невыявленными.

       Внедрение компьютерных технологий в школьное образование позволяет сделать обучение не только более интересным, но и личностно ориентированным, и, следовательно, более эффективным. Программное обеспечение, которое предлагается ребенку, поможет повысить его школьную мотивацию.

                 Необходимо понимать, что информационная среда сама по себе не является ни обучающей, ни развивающей. Чтобы она могла выполнять эти функции, информация должна быть структурирована, а воспитанник должен обладать не только сформированной способностью избирательности к поглощению информации и умением использовать ее для самообразования, но и определенной устойчивостью к негативному воздействию информации.
Актуальность проблемы разработки личностно ориентированных моделей обучения, позволяющих использовать современные компьютерные технологии, недостаточная разработанность, ее теоретическая и практическая значимость на сегодняшний день, несомненно, выходит на первый план.

Традиционная система воспитания была нацелена на передачу определенного запаса знаний и умений для выполнения заданной свыше инструкции.  Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на активной, а не на пассивной основе.

          Думаю, что не секрет, - для достижения успеха в наше время недостаточно академических знаний и умения критически мыслить, необходима техническая квалификация. Мощное высокопроизводительное программное обеспечение, полностью интегрировано с Интернетом, как никогда ранее, дает возможность учащимся создавать и обмениваться информацией. Одно только знание того, что проект будет увиден и оценен сверстниками и родителями, заставляет ученика в полной мере использовать все имеющиеся у него знания и возможности.

         Результат обучения как компонент методической системы является конечным «продуктом» образования, т.е. – это высококвалифицированный специалист, соответствующий современному уровню общества. Выпускник школы должен адаптироваться, и научится хорошо ориентироваться в динамично меняющемся мире, создавать новое применяя полученные знания, умения и навыки, решать профессиональные задачи, возникающие перед ним в его дальнейшей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В статье уделено внимание важности адаптационного периода школьника и необходимости использования на логопедических занятиях различных направлений здоровьесберегающей педагогики....

Статья. Роль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.

СтатьяРоль игры в процессе воспитания и обучения младших школьников.       Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность ...

Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку

Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...

« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...

Статья "Методика работы со стихотворными текстами на уроках английского языка в процессе обучения младших школьников"

Статья касается  важности использования поэтических текстов, песен, сказок в процессе обучения английскому языку....


 

Комментарии

Астежева Марида Мухамедовна

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.