Особенности организации учебного процесса обучения младших школьников в условиях пятидневной учебной недели
статья на тему

Наумова Галина Анатольевна

Выступление  на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации  процесса обучения младших школьников в условиях пятидневной учебной недели

Введение пятидневной учебной недели на начальном этапе обучения является одним из значительных и актуальных вопросов современной школы. В последние годы в Советском Союзе трудовой режим общества строится на пятидневной рабочей неделе. В связи с этим, естественно, возникает проблема сближения режима школы с укладом общественной жизни. Большую часть родителей устраивает нововведенная организация обучения, соответствующая ритму их труда и отдыха. Они высказывают желание усилить контакт с детьми, больше времени и внимания уделять вопросам воспитания в семье, общего развития своих детей, их культурного отдыха по субботам и воскресеньям.

В настоящее время пятидневная учебная неделя в виде опыта реализуется в начальных классах многих школ нашей страны. В основу положено совместное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 108 от 22 января 1981 года "О переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста"

Дискуссия о достоинствах и недостатках пятидневной и шестидневной рабочей недели в учебных заведениях не нова. Это больная тема, решение которой не заключается в чьей-то политической воле и не базируется исключительно на подписанных указах. При выборе формата обучения конкретно взятого учебного заведения учитывается множество факторов: тип учебного заведения, профиль, наличие второй смены,  количество учителей-предметников. И это только самые очевидные факторы, влияющие на выбор формата обучения в той или иной школе. Конечно же, большинству детей и родителей не хочется думать об этом, ведь они не сталкиваются с этими проблемами в повседневной жизни. Давайте же подробнее разберемся, какие достоинства и недостатки несут в себе два предлагаемых варианта организации учебного процесса...

Плюсы и минусы шестидневки

Хотя многие видят в рабочих субботах только недостатки, такая система имеет ряд весомых преимуществ, а именно: Сбалансированное распределение учебной нагрузки. Возможность вынести 4-5 уроков на 6-й день недели позволяет более правильно распределить предметы в остальные дни, максимально приблизившись к существующим требованиям. Возможность проводить дополнительные уроки и кружковую работу для учеников среднего звена на 7 уроке (при варианте с пятидневкой таковые часто отодвигаются на более позднее время). Оптимальная нагрузка на учителя. Да и тут тоже есть ряд нормативов. Которые сегодня очень часто нарушаются в школах и гимназиях, что несомненно приводит к снижению качества подготовки учителей к урокам и снижению результативности их работы. Начало рабочего дня чуть позже, чем в школах с 5-тидневной неделей, что дает ученикам возможность лучше выспаться, а сотрудникам школ добраться до места работы. Более широкий ассортимент кружков и секций, что обусловлено меньшей занятостью кабинетов и возможностью проводить занятия по субботам.   Прежде чем перейти к негативной стороне такого формата обучения, стоит уточнить, что далеко не все дети в школах с 6-тидневной неделей учатся по субботам. Нередко для родителей этот факт стает неприятным сюрпризом в 7-8 классе, ведь по возможности ученики 1-6 классов учатся и в таких школах 5 дней в неделю, а суббота вводится, когда количество предметов возрастает. Как правило, такая необходимость возникает в классах с профильным изучением определенных предметов, на которые выделяется зачастую в 2 раза больше часов. Из основных недостатков можно назвать: Проблемы с посещаемостью школы в «рабочий выходной». Если предмет изучается 1 раз в неделю и при этом урок выпадает на субботу, ждите неприятностей (в идеале, конечно, так в расписании быть не должно). Психологический фактор. И дети, и родители и учителя не в восторге от необходимости вставать утром, когда у других членов семьи выходной. Отсутствие официальных выходных. Так, выпадающие на субботу праздники во многих организациях автоматически переносятся на понедельник. Усталость детей ввиду большей нагрузки. И тут стоит вспомнить, что психологически неподготовленные и физически слабые ученики младшей школы, а также дети в период адаптации к переходу в среднюю школу не учатся по субботам! Пожалуй, этот фактор самый весомый на сегодняшний день. Помните, отношение ребенка к учебе и школе в целом формируется, в том числе, и проходя через призму отношения к школе самих родителей!

Плюсы и минусы пятидневки

Вне сомнения, самый важный плюс, который виден невооруженным взглядом – это два выходных подряд! Все рады и счастливы. Маме нет необходимости вставать по утрам, можно запланировать выезд за город или даже небольшое путешествие. Но, что же мы получим в результате? Вставать в школу придется как минимум на полчаса раньше. Находиться в школе ребенок будет дольше. Хотите кружок – пожалуйста, 7-8 урок к вашим услугам (если, конечно, найдутся учителя, желающие сидеть в школе до этого времени). Готовить каждый день придется, соответственно, больше домашних заданий. Как уже говорилось, вместить в 5-тидневку углубленное изучение более чем 1 предмета крайне проблематично (разве что пожертвовав преподаванием других дисциплин). Но что, если ваша цель – качественное конкурентное образование вашего ребенка? Все просто, суббота все равно будет рабочей, ведь другого времени для репетиторов и дополнительных у вас просто не останется.  Не так давно представители политической силы «Справедливая Россия» вынесли на рассмотрение Госдумы законопроект, в котором говорится о необходимости перехода школ на пятидневную рабочую неделю для учеников 1-9 классов. В пояснительной записке в качестве обоснования такого решения депутаты сослались на физическое и психологическое переутомление, которое все чаще диагностируют у детей школьного возраста врачи и психологи. Но, в Госдуме законопроект не набрал требуемого количества голосов и вопрос вовсе не в том, что депутаты не понимают стремления детей и их родителей выспаться в субботу и хоть на два дня забыть о школе. Причин для того, что бы отложить всеобщий переход на 5-тидневную неделю более чем достаточно. К перечисленным ранее стоит добавить и  проблему семей, в которых суббота для родителей – рабочий день, а таких в России тоже достаточно много. Улучшит ли успеваемость и здоровье молодого поколения бесконтрольное сидение перед монитором – вопрос риторический. Именно поэтому депутаты решили, что этот вопрос требует более глубокого изучения.  Возможно, этот вопрос всплывет снова к началу 2018-2019 учебного года, и кто знает, каким будет решение после рассмотрения всех «За» и «Против» отказа от шестидневки.

Давайте обратимся к истории вопроса. Пятидневка появилась 14–17 лет назад в порядке эксперимента – только для детей, которые начинали учиться с 6 лет. Но постепенно этот режим работы распространился на всю школу – начальную, основную и среднюю. Были, правда, попытки Министерства образования упорядочить процесс, ввести два варианта учебных планов – для пяти– и шестидневок, но большинство школ пошло по другому пути: прежнее содержание, рассчитанное на 6 рабочих дней, вместили в укороченный режим пятидневки. Это привело к неминуемым перегрузкам: в начальной школе появилось по 5 уроков, в средней и старшей – по 7–8. А рабочий день с учетом времени на приготовление уроков растянулся у младших школьников до 7–8 часов, у старших – до 13–14. Но и это не все. В условиях переполненности – пятидневка потребовала пойти на сокращение уроков до 40 минут и перемен – до 5–7. Сократились до минимума и перерывы между сменами, а в отдельных школах они вообще отсутствуют. Подытоживая, скажем: пятидневка была достигнута исключительно за счет детей – за счет их перегрузки, ухудшения условий учебы. Как же это сказалось на состоянии здоровья школьников? Елена Леонидовна НАУМЕНКО – заведующая отделением гигиены детей и подростков Госсанэпиднадзора считает, что, сегодня, спустя 10–летие, мы констатируем: лишь 5 процентов детей, закончивших среднюю школу, можно считать здоровыми. Показатели заболеваемости резко увеличились буквально по всему спектру: по болезням нервной системы – в 2 раза, органов пищеварения – в 2,5 (в основном за счет роста в 4 раза язвенной болезни желудка и 12–перстной кишки), болезней эндокринной системы, нарушений обмена веществ и иммунитета – в 4 раза, системы кровообращения – в 2,5 раза (обратите внимание: прежде всего – за счет роста гипертонической болезни!), болезней крови и кроветворных органов (в основном за счет анемий) – в 3 раза... Такого "больного" поколения мы не получали прежде никогда. Конечно, причин тому много, но на одном из первых мест – непосильные учебные нагрузки, вызванные переходом на пятидневку. Сегодня наконец мы возвращаемся к норме. Началось это в 1997 году, когда Комитет Госсанэпиднадзора принял новые санитарные правила для школы. В них определена максимально допустимая продолжительность рабочей недели для всех категорий школьников – I, II и III ступеней обучения. Каждая из этих норм медицински выверена, за каждой – многолетняя работа нескольких научно– исследовательских институтов, заключение практических врачей. Только после этого нормы получили одобрение в Комитете Госсанэпиднадзора. Поэтому сама постановка вопроса: какая разница – 3 урока просидит 8–летний малыш в школе или 5? – неправильна. Тем более что речь идет о младшем школьном возрасте, особенно ранимом: в это время происходит формирование психики, характера, да и отношения к школе, к учебе тоже. Конечно, ребенок может и 5, и 6 уроков выдержать, и ничего с ним как будто не случится. Но чем старше он будет становиться, тем больше отклонений в здоровье проявится. А на выходе из школы мы получим те же печальные цифры, о которых говорили вначале. С точки зрения педагогов общеобразовательной школы после того как в 1997 году появились новые санитарные правила, потребовался и пересмотр прежних учебных планов: необходимо было максимальную учебную нагрузку привести в соответствие с требованиями Госсанэпиднадзора. Такая работа была проведена, и с сентября нынешнего года введен новый региональный базисный учебный план. Он предлагает школе на выбор 2 режима работы: 6 – дневный и 5 – дневный. Разница между ними в количестве рабочих часов в неделю. К примеру: в начальной школе при 5–дневной рабочей неделе максимальная нагрузка составляет 23 часа, а при 6–дневной – 26. Понятно, что вторая схема предоставляет школе больше возможностей для развития ребенка. Именно за счет этих дополнительных часов (так называемая "вариативная часть учебного плана") вводятся такие пользующиеся спросом у детей и родителей предметы, как иностранный язык, хореография, мировая художественная культура, математика и конструирование, экология и другие дисциплины развивающего плана. Предметы вариативной части как раз и отличают одну школу от другой, определяют ее лицо, специфику. В дальнейшем – в средней и старшей ступенях – за счет часов вариативной части формируется тот или иной "профиль" школы: физико – математический, гуманитарный, естественно–научный, вводятся спецкурсы, факультативы, которые помогают ребенку развивать способности, готовиться к определенной профессии. А это в интересах и детей, и родителей. Хотим особо подчеркнуть: никаких директивных документов, обязывающих школу вводить шестидневку, ни министерством, ни Главным управлением образования не издавалось. Выбор режима работы – прерогатива школы, и это закреплено в Законе "Об образовании" (ст.32). Но если уж школа выбрала 5– дневную рабочую неделю, то она не имеет права использовать учебную нагрузку, соответствующую шестидневке. Ответ на вопрос, может ли отдельно взятый класс вернуться к пятидневке, зависит от того, предусмотрена ли такая возможность в уставе школы. В Законе "Об образовании" права конкретного класса не разъяснены. При этом в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права родителей. К ним относится, например, участие в управлении школой в той форме, которая определена её уставом, а также знакомство с уставом, лицензией, учебно– программной документацией и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности. Важно, что по закону у родителей нет права устанавливать режим работы школы. То есть они могут лишь высказать пожелания руководству образовательного учреждения или обратиться к нему с просьбой о переходе на пятидневную неделю. Но при этом родители должны четко представлять, от чего они отказываются, чего лишают ребенка, в особенности на перспективу: при 5–дневной рабочей неделе их дети получат лишь минимальное, базовое образование, а предметы развития, дополнительного образования будут из учебного плана исключены.

Расписание уроков для 1 класса составляется в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.11 № 85 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883- 11 «Изменения №1 к СанПиН 2.4.2.2821-10»). Максимальная учебная нагрузка при 5-ти дневной неделе в 1 классе-21час, во 2-4 классах– 23 часа;

Обучение в 1-м классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима в первом полугодии ( сентябрь-октябрь – по 3 урока в день по 35 минут каждый, ноябрь-декабрь – по 4 урока в день по 35 минут каждый, январь-май –по 4 урока в день по 40 минут каждый). Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим образом. В сентябре-октябре проведение четвертого и один раз пятого урока (всего 48 уроков) следует проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации. Уроки в нетрадиционной форме распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 других урока в нетрадиционной форме (4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по ИЗО, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии, 4-5 уроков -театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и литературного чтения).

Максимально допустимая аудиторная нагрузка в течение дня составляет:

- 1 кл – не более 4 уроков;

- 2-4 кл. – не более 5 уроков;

Общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать допустимого.

- 1 кл – не более 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- 2-4 кл. – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

Образование и воспитание подрастающего поколения — это стратегическая задача государства, только сотрудничество школы и родителей позволит создать условия для получения качественных образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников

Основные задачи: вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;обучи...

Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

Модернизация процесса обучения младших школьников

Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на н...

Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку

Тема « Реализация инновационных приемов в процессе обучения младших школьников английскому языку» стала актуальна в связи с обучением младших школьников английскому языку.Кто-то из педагог...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

Материалы к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения"

Презентация к докладу "Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ". Материал может быть полезен педагогам, начинающим работать с детьми с ОВЗ....

ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...


 

Комментарии

Новикова Антонина Юрьевна

Спасибо, Галина Анатольевна, за интересный материал.