Конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

 Головина Ирина Валерьевна

 

Урок разработан в соответствии с программой курса "Информатика и ИКТ" 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока37.5 КБ
Файл Презентация2.34 МБ
Microsoft Office document icon Карточки заданий31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 
«Действия с информацией. Хранение информации»

5 класс



Цели урока:

  1. образовательные: раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и      деятельности человека; помочь учащимся усвоить какие действия можно совершать с информацией;
  2. развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;
  3. воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры интеллектуального труда.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку.

Основные понятия:

  1. информация;
  2. действия с информацией;
  3. оперативная (внутренняя память);
  4. внешняя память;
  5. память отдельного человека;
  6. память человечества.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: разгадать анаграммы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного. Практическая работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (слайд № 1-2)

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. 

  1. Актуализация знаний: На прошлых уроках мы с вами познакомились с компьютером. Я предлагаю вам разгадать анаграммы (слайд № 1). К какому виду устройств относятся перечисленные устройства.(устройства ввода информации). А какие еще группы устройств вы знаете? А давайте вспомним что такое информация?
  2. Изучение нового материала. (слайд № 3 – 4)

Окружающий нас мир – мир информации. (Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию.)А какие действия мы можем осуществлять с информацией.

Действия с информацией – это такие операции с ней, как поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и др. (Например, чтение газеты, заучивание правила, решение задачи, фотографирование и др.) 

 Чтение газеты, заучивание правила, решение задач, фотографирование – это действия с информацией.
Приготовление обеда, уборка квартиры – это действие с продуктами, с вещами.
Каждое 
действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

  1. Постановка цели урока: Хранение информации


Далее более детально рассматривается хранение информации. При рассказе о памяти человека используются понятия внутренней (оперативной) и внешней памяти. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти.

  1. Человек хранит определённую информацию в собственной памяти - "в уме" (имена, телефоны, правила и пр.)
  2. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
  3. В отличие от памяти человека, которую можно назвать внутренней памятью, записные книжки и справочники можно назвать внешней памятью.
  4. Память человечества содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди (знания в книгах, живописных полотнах, скульптурах и пр.
  5. Хранение различных видов информации: фотография (лица людей, пейзажи, явления природы); кинофильмы (движущиеся предметы – танцы, жесты, пантомима); ноты, фонограф, пластинки и пр.
  6. Память компьютера – это устройства, в которых хранятся данные.
  7. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Совершим путешествие во времени и узнаем о том, как хранили информацию раньше. (слайд – 7-10.)

  1. Домашнее задание: РТ: №4 с.5.

  1. Закрепление: практическая работа за компьютером.

  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.




Подписи к слайдам:

шымь
некарс
авитарулавк
кромифон
мышь
сканер
клавиатура
микрофон
Действия с информацией
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)
хранение
обработка
получение
поиск
передача
удаление
кодирование
1
2
3
4
5
6
7
Основные действия с информацией – получение, передача, хранение, обработка.
Как вы думаете?
Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения? покраска стен?Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры? Можно ли информацию потерять?
ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Путешествие во времени
Память – самый первый инструмент хранения информации.
Волхвы и шаманы , сказители и певцы в виде былин, сказаний передавали знания поколениям
Стихийные бедствия, войны и эпидемии уничтожали целые племена.
Наскальные росписи (недостаток – неоднозначность прочтения)
Знаковые письма
Иероглифические письма (V-IV тыс. до н. э.) Древний Египет, клинопись в Двуречье;Алфавитное письмо (II – I тыс. до н.э. Финикия).
Середина XV – начало книгопечатанья в ЕвропеСередина XVI в. – начало книгопечатания в России
1839 г – изобретение фотографии;1895 г. – демонстрация первого кинофильма в Париже;20-е гг. XX в. – изобретение магнитофона.


Предварительный просмотр:

Сохраните текст в своей папке, назвать файл   Поэма.txt

Задание:

Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они  в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.

  1. Компьютер – лучший друг.
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  3. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  4. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  5. Два раза подумай, один раз удали.
  6. Бит байт бережёт.
  7. Что из Корзины удалено, то пропало.
  8. Семь бед – один «Reset» .

Дополнительное задание:

Наберите данный текст в программе блокнот.  Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья кот зеленый,

Златая цепь на цепи том:

Идёт направо – сказку заводит,

Налево – песнь говорит.

И днём и ночью дуб учёный

Всё ходит по дубе кругом…

Задание:

Ниже приведены программистские версии известных пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они  в оригинале. Наберите текст оригинальных поговорок в программе БЛОКНОТ. Сохраните текст в папке 5 а класс.

  1. Компьютер – лучший друг.
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
  3. По ноутбуку встречают, по уму провожают.
  4. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают.
  5. Два раза подумай, один раз удали.
  6. Бит байт бережёт.
  7. Что из Корзины удалено, то пропало.
  8. Семь бед – один «Reset» .

Дополнительное задание:

Наберите данный текст в программе блокнот.  Но для начала правильно расставьте слова и строки в этом отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

У лукоморья кот зеленый,

Златая цепь на цепи том:

Идёт направо – сказку заводит,

Налево – песнь говорит.

И днём и ночью дуб учёный

Всё ходит по дубе кругом…

Команда 1

Разгадайте анаграммы:

шымь

авитарулавк

кромифон

Определите, что объединяет эти слова.

Команда 2

Разгадайте анаграммы:

тернипр

локикон

нитомор

Определите, что объединяет эти слова.

Команда 3

Расскажите, для чего нужны эти устройства компьютеру:

Процессор

Жесткий диск

Оперативная память


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с информацией. Хранение информации

Презентация к уроку информатики 5 класс с примерами и заданиями...

урок информатки 5 класс "Хранение информации . Носители информации"

Урок изучения новых знаний. Урок с использованием системно-деятельностного подхода. На уроке используется презентация, ребята самостоятельно работая с учебником, заполняют кластер....

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

Урок информатики в 5 классе по ФГОС «Действия с информацией. Хранение информации»

План-конспект урока «Действия с информацией. Хранение информации» в 5 класс, рзработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Разработка урока содержит перечень УУД, формируемых на уроке, приложения, ...

Действия с информацией. Хранение информации

Урок изучения нового материала...

Действия с информацией. Хранение информации

Урок изучения нового материала...