Статья на Международной научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
статья по информатике и икт по теме

Штатнова Людмила Евгеньевна

 

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shtatnova-statya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ

Штатнова Л. Е.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская гимназия» , село Верхний Услон

          В последнее время кейс технологии  широко применяются в практике обучения. Но ожидаемый результат этого метода, к сожалению, остается не очень высокой. Причины могут быть разные . Это и недостаток времени на уроке, недостаточно опыта, большая предварительная работа не оправдывает полученный результат.

 Умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу, ситуационный анализ - вот важнейшие характеристики кейс-метода. Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.

   Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа. К кейс -технологиям относятся:

  1. метод ситуационного анализа;
  2. ситуационные задачи и упражнения;
  3. анализ конкретных ситуаций ;
  4. метод кейсов; метод инцидента;
  5. метод ситуационно-ролевых игр;
  6. метод разбора деловой корреспонденции;
  7. игровое проектирование;
  8. метод дискуссии.

Цель данной технологии: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы:

  1. анализировать информацию,
  2. сортировать ее для решения заданной  задачи,
  3. выявлять ключевые проблемы,
  4. генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  5. выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

Структура  КЕЙСА может быть следующей.

1.Основная часть.

Включает в себя реальную историю или реальные факты.

Советы:

-информацию дополнять видеороликами, картинками;

-выбирать историю, основанную на жизненных фактах и затрагивающую эмоциональную сферу.

2.Практическая часть.

Учитель направляет учащегося на освоение какой-либо темы для изучения проблем физики, информатики, химии, истории и т.д.

 Данная часть включает следующие составляющие:

-вопрос, на который нет однозначного ответа;

-роль, предложенная рабочей группе;

-продукт, который должна представить группа(презентация, макет);

-время, а именно, конкретное время, отведенное на выполнение всего задания.

Откуда брать ситуации? 

Самый лучший путь получения конкретных ситуаций — придумать их самому. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией. Даже с учетом всех полезных рекомендаций описать конкретную ситуацию очень и очень непросто. Первая проблема, которую приходится решать, это ответ на вопрос: откуда брать исходный фактический материал, после творческой обработки которого и рождается более или менее удачная ситуация?

Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации.

Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д.

Третий вариант, по всей видимости наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации.

          Тема урока: « Мы создаем компьютерную фирму»

Тип урока: деловая игра с применением кейс -технологии по информатике.

                                                      Ход урока

Игра  проходит с элементами Сингапурской методики .   Сегодня завершающее занятие по пройденным темам, которое пройдет в виде деловой игры. Здесь вы обобщите знания по темам «Работа с электронными таблицами и моделирование в них». Прежде чем вы получите задание, каждый из вас сейчас расскажет своему партнеру, какие умения и навыки он получил при изучении вышеназванных тем.

          Под музыку учащиеся передвигаются по классу, после остановки музыки каждый ищет себе партнера и создает пару(скрепляют поднятые правые руки оба партнера ). Задают друг другу один и тот же вопрос: «Что ты узнал нового по данной теме и где это можно применить». Каждый должен поблагодарить своего партнера, сказав «спасибо».

         После этого УЧИТЕЛЬ опрашивает каждую пару о том, что знает каждый их них. Например: «Мария, кто был твой партнер?»,

Мария называет: «Ярослав». Скажи нам, Маша: «Что узнал Ярослав нового по данной теме и где это можно применить». Затем Ярослав отвечает, что знает по этой теме Маша. И так, с каждой парой.

Создание кейс – ситуации.

     Я, представитель иностранной фирмы, выделяю ГРАНТ на открытие  двух фирм в Казани, в преддверии Универсиады, по продаже компьютеров и периферийный устройств. Директором первой фирмы я назначаю Анохину Марию, а второй- Егорову Кристину.

    В штатное расписание каждой фирмы я рекомендую включить бухгалтера, менеджера, дизайнера, психолога, главного бухгалтера. Вы можете вносить изменения в свой штат, но обосновать это. В начале урока вы получили бейбджи разного цвета: одни оранжевого, другие зеленого . С оранжевым цветом – директор Анохина М., с зеленым цветом – Егорова К.

Сейчас попрошу директоров получить кейсы, критерии оценки, задания,   распределить обязанности в своих командах, организовать работу в группах на получение конечного результата. Итак, докажите что ваши способности можно узнать, применив их на деле.

     Задания:

1.Директору: распределить обязанности и нацелить на конечный результат, распределить прибыль, составить бизнес- план(или проект), предоставить отчет своей фирмы.

2.Психологу: на каждого сотрудника составить график биоритмов физического , эмоционального, интеллектуального циклов по дате рождения на каждый месяц.

3.Дизайнеру: создать логотип фирмы и рекламный проспект.

4. Менеджеру: разработать прайс-лист для покупателей на приобретение товара.

5.Бухгалтеру, главному бухгалтеру: составить  расчетную ведомость заработной платы на всех сотрудников по штатному расписанию, рассчитать прибыль от продаж.  

     Критерии оценки работы:

  1. Правильное и точное выполнение поставленных задач.
  2. Умение работать в одной команде.
  3. Умение четко и аргументировано представить результаты работы.

Презентация фирм и защита отчетов о проделанной работе.

      Выходит первый директор со своими сотрудниками, представляет их, на экран проецируются результаты работы. Каждый сотрудник предоставляет отчет о проделанной работе. Компьютерный дизайнер представляет логотип фирмы и рекламный проспект.  Психолог показывает модели биоритмов всех сотрудников и анализирует полученные данные.  Бухгалтеры отчитываются по начислению зарплаты и полученной прибыли и делают ближайший прогноз на прибыль. Менеждер отчитывается по продажам. И самое главное , директор подводит итог работы своей команды и дает оценку проделанной работы.

       Подводя итоги деловой игры, хочу сказать словами римского философа Сенеки, ЧТО СВОИ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ УЗНАТЬ, ТОЛЬКО ПОПЫТАВШИСЬ ПРИМЕНИТЬ ИХ НА ДЕЛЕ.

      СЕГОДНЯ ВЫ ПРЕКРАСНО СПРАВИЛИСЬ С ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ И СТАЛИ БЛИЖЕ НА ОДИН ШАГ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ. ВЕДЬ КАКУЮ БЫ ВЫ НЕ ВЫБРАЛИ ДОРОГУ В ЖИЗНИ, ВАМ ВСЕГДА ПРИГОДЯТСЯ НАВЫКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ПЛАНИРОВАНИЯ, АНАЛИЗИРОВАНИЯ, ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СЕБЯ И ДРУГИХ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»

Профессиональное развитие руководителей образовательных организацийhttp://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty...

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Сборник статей XII Международной научно-практической конференции ИНТЕРНАУКА

Конференция по теме "Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования" Материал статей участников XII Международной научно-практической конференции....

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой...

Сборник материалов научно-практической конференции " Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

В сборнике представлены тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации государственных образовательных стандарт...