Обобщающий урок-игра "Компьютер для начинающих" 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Хвастунова Тамара Аркадьевна

В архиве можно найти план-конспект указанного урока, вопросы по теме и интерактивную разработку на Visual Basic Application для Excel "Самыйумный" по мотивам игры телеканала СТС. Для запуска интерактивного содержимого необходимо внимательно прочитать файл readme.txt и выполнить инструкции :) Удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра

по информатике

 5 класс

Разработано: учителем информатики

МОУ «Гимназия №20»

Коробовой Т.А.

Саранск 2011


Урок-игра по информатике: «Самый умный»

Предмет: информатика.

Преподаватель: Коробова Т.А.

Место урока в учебной программе: урок может проводиться в 5 классе общеобразовательных учебных учреждений, с изучением курса «Информатика и ИКТ» по программе Л. Л. Босовой. В данном случае занятие было проведено в 5 классе МОУ «Гимназия №20».

Цель урока:  закрепление тем раздела «Компьютер для начинающих».

Задачи урока:

образовательные

  1. Повторение пройденного материала;
  2. Закрепление материала;
  3. Проверка знаний по теме;

воспитательные

  1. Привитие учащимся любви, интереса к информатике;
  2. Воспитание духа соревнования, коммуникабельности, креативного мышления;

развивающие

  1. Формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  2. Развитие зрительной памяти.

Идея урока:

В основу урока-игры «Самый умный» положена одноимённая телеигра телеканала «СТС».

Предварительная подготовка:

1.

Составлены тестовые вопросы по главе 2 «Компьютер для начинающих» учебника Босовой Л.Л «Информатика и ИКТ», 5 класс

(Приложение)

2.

Для проведения урока-игры было создано приложение в программном пакете MS Excel (VBA) (Приложение), состоящее из 9 модулей и 11 пользовательских форм, включающее в себя три игровых раунда.

3.

Необходимо выбрать 12 участников. Дать каждому предварительно задание найти и рассмотреть дополнительный материал по любой из предложенных тем (Приложение) и повторить пройденный материал по Главе 2.

4.

Учащиеся класса, не вошедшие в число участников, являются счётной комиссией и помощниками ведущего.

5.

Учитель готовит весь необходимый для проведения игры материал.

Оборудование:

  1. Компьютер с установленным пакетом MS Office;
  2. Колонки;
  3. Мультимедийный проектор с экраном;
  4. Стол и стулья для помощников;
  5. Столы и стулья для участников игры;
  6. Место для ведущего;
  7. Бейджи с именами участников;
  8. Фонограммы для музыкального оформления;
  9. Бланки для счётной комиссии;

Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке

  1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
  1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (инструктаж по правилам игры, игровых вопросов);
  2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация созданного приложения);
  1. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
  1. Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха);
  2. Познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, источников информации, выполнение дополнительных заданий, получение внепрограммных знаний (при подготовке к уроку-игре));
  3. Социальные (необходимость взаимоподдержки, создание ситуации взаимопомощи);
  1. Форма организации работы на уроке (индивидуальная);

План урока:

  1. Вступительное слово ведущего;
  2. 1 раунд – «Тестовый»;
  3. 2 раунд – «Буквоед»;
  4. Музыкальная пауза, физминутка;
  5. 3 раунд – «Финал»;
  6. Подведение итогов игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра состоит из 3 раундов:

  1. Тестовый;
  2. Буквоед;
  3. Финальный;

В каждом раунде свои правила.

Первый раунд: участники получают бланки с тестовыми вопросами. Параллельно вопросы отображаются на экране проектора (Приложение) и озвучиваются ведущим. По истечении отведенного времени (3 минуты), помощник ведущего собирает заполненные бланки и передает их в счётную комиссию.

Второй раунд: участникам необходимо составить как можно больше слов из слова «Информатика». Время на работу ограничено (3 минуты). По истечении времени работы передаются счётной комиссии.

За время музыкальной паузы подсчитывается количество баллов, набранных каждым из участников (за каждый правильный ответ 1 раунда – 2 балла, за каждое верное слово 2 раунда – 1 балл). В финальный 3 раунд проходят только 3 участника. В случае равенства очков 3 места и ниже, для участников поделивших эти места проводится «перестрелка» на запасных вопросах по всему пройденному материалу курса «Информатика и ИКТ» (Приложение).  

Финальный 3 раунд;

Каждому финалисту присваивается свой цвет (Красный, Жёлтый, Синий), каждый цвет соответствует теме, которую участник выбрал в качестве дополнительной (Приложение).

На экране представлено табло из шестнадцати пронумерованных ячеек. Все ячейки серого цвета. Участникам сообщается, что сейчас табло откроется на несколько секунд, их цель – запомнить номера ячеек «своего цвета». Кроме ячеек участников есть ячейки зелёного цвета – общие вопросы составленные по материалу Главы 3 учебника «Материал для любознательных». На несколько секунд (например, 10 секунд), ячейки окрашиваются, после чего принимают исходный - серый цвет.

Далее участники по очереди открывают ячейки. За каждой ячейкой скрывается вопрос из темы, соответствующей цвету открывшейся ячейки. За правильный ответ на вопрос своей темы участник получает 2 балла, темы соперника – 3 балла, общий вопрос – 1 балл. Победу одерживает учащийся, набравший максимальное количество баллов.


ХОД УРОКА

1. Вступительное слово преподавателя

На экране высвечивается главное окно приложения.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас пройдёт урок-игра. Нам хочется показать вам, что информатику можно изучать весело.

Мы приглашаем вас на игру «Самый умный»! Наверняка вы смотрели подобную программу на телеканале «СТС». Посвящена сегодняшняя игра теме «Компьютер для начинающих». Эту тему мы разбирали на уроках, а также каждый из вас может опираться на свой жизненный опыт, так как у многих компьютер есть дома и вы с ним знакомы уже достаточно давно.

Интеллектуальную игру «Самый умный» сегодня буду вести я – Тамара Аркадьевна. Помогать проводить мероприятие мне будут ваши одноклассники: моя помощница - … и наша счётная комиссия: … .

Сегодня играют 12 учащихся: … . Которые поборются за звание Самого умного информатика вашего класса.

(Участники коротко рассказывают, какие источники информации они использовали при подготовке к уроку).

На ваших столах сейчас находится только шариковая ручка или карандаш.

Итак, теперь каждый из вас настроился на победу и можем перейти непосредственно к игре. Итак, раунд первый – Тестовый.


2. Тестовый раунд

Каждый из вас сейчас получит бланк с тестовыми вопросами. Подпишите, пожалуйста, свои бланки. Параллельно вопросы будут транслироваться на экране (Приложение) , где вы можете видеть таймер. У вас есть ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь, не пытайтесь подсмотреть или, наоборот, подсказать соседу. В этом раунде каждый играет только за себя. Вам дорога каждая секунда и каждый правильный ответ. Как только время пойдёт, вы начинаете отвечать на вопросы, отмечая правильный на ваш взгляд ответ. Как только на экране появится надпись «Время!», и я сообщу вам, что время истекло, мои помощники соберут у вас бланки с ответами. На все ли вопросы вы ответили или только на некоторые – не имеет значения. За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. За неправильные ответы баллы не снимаются.

Итак, мы начинаем. (вопросы в Приложении).


3. Раунд «Буквоед»

Это последний раунд для всех участников. В финал пройдут только трое сильнейших (и умнейших) участников. В этом раунде вам необходимо составить как можно больше слов из букв, входящих в слово на экране. Слова должны быть именами существительными в единственном числе, написанные без ошибок. Сейчас мой помощник раздаст вам бланки, в правом верхнем углу напишите свои фамилии.

(Помощник раздает бланки)

 Как только на экране появится слово и пойдёт время, необходимо приниматься за работу. На составление слов отводится не много-не мало времени – 3 минуты, т.е. целых 180 секунд. За каждое верное слово вы получите 1 балл. Сумма баллов этого раунда сложится с баллами первого раунда, по итогам, мы определим финалистов нашей игры.

Все готовы? Начали!

Время вышло. (помощник собирает бланки участников). А пока наша уважаемая счётная комиссия подводит результаты, объявляется музыкальная пауза


6. Музыкальная пауза, подведение итогов прошедших раундов

(негромкая ненавязчивая классическая музыка), во время которой можно немного расслабиться, сбросить нервное напряжение и обсудить задания прошедших раундов.

(Ведущий озвучивает вопросы 1 раунда, ученики отвечают, при необходимости учитель вносит поправки в ответ)

Теперь посмотрим, какие слова удалось составить мне из предложенного вам слова, может быть кто-то сможет дополнить мой список? (Приложение)

Счётная комиссия готова предоставить нам результаты прошедших раундов. Итак,

… баллов набрал …, … баллов - … А теперь тройка наших финалистов:

1. …

2. …

3. …

Прошу их занять места за первыми столами, а остальных участников поблагодарить за отличную игру, и занять места в зрительном зале. Сегодня вы не смогли стать самыми умными, вы к этому стремились и вложили все силы. Теперь вы можете от души «поболеть» за ваших одноклассников-финалистов.

(Возможен вариант, что 3 и ниже места поделят несколько участников с равным количеством баллов, тогда предлагается только для них провести так называемую «перестрелку» на дополнительных вопросах (Приложение): участникам, поделившим места, по очереди задаются вопросы, неверный ответ лишает права участия в дальнейшей борьбе. Таким образом в итоге можно определить однозначно лидера или лидеров).


7. Финальный раунд

А теперь настало время узнать, кто же из вас всё-таки самый умный. Кто станет абсолютным победителем сегодняшней игры.

Правила финального раунда: перед вами на экране таблица из 16 пронумерованных серых ячеек. На столе перед каждым из вас лежит жетон определенного цвета (красный, синий, желтый). Каждая из ячеек имеет свой цвет – красный, желтый, синий и зелёный. Каждый из вас, когда готовился к сегодняшнему уроку изучал специальную тему (Приложение). В вашем распоряжении только ваши знания и ваша память, у вас нет ни ручек, ни черновиков. Очень скоро табло откроется, но лишь на несколько секунд, за которые вам необходимо запомнить, где расположены ячейки вашего цвета. После чего вы по очереди называете ячейку, которую хотите открыть. За каждой ячейкой скрывается вопрос. За верный ответ на вопрос своей темы вы получите 2 балла, темы соперника – 3 балла, общий вопрос – 1 балл. Победителем окажется тот, кто наберёт максимальное количество баллов. Подумайте, если вам кажется, что тема соперника вам близка, то можно открывать его ячейки и зарабатывать больше баллов, но не забывайте, что неверный ответ не принесёт ни одного балла в вашу таблицу. Итак, тема красного стола – …, тема синего стола –…,тема желтого стола – … , зелёные ячейки – общие вопросы по всему пройденному материалу. Табло открывается, запоминайте. Надеюсь, все запомнили, то, что необходимо, слово представляется участнику за красным столом. (ученик называет номер ячейки, учитель открывает эту ячейку и зачитывает соответствующий вопрос). Участник за желтым столом, ваш выбор? … и, наконец, синий стол! Уважаемая счётная комиссия, внимательно следите за ходом игры и не забывайте заносить баллы в таблицу финального раунда (Приложение).


8. Подведение итогов и выставление оценок

Вот, наша игра подошла к завершению. Слово предоставляется счётной комиссии.

3 место с … набранными в финале баллами  занимает …

2 место - … баллов - …

И, наконец, ПЕРВОЕ место и звание «Самого умного информатика» 5 класса с … набранными баллами завоёвывает … .

Участники получают оценки:

Финалисты – отлично

Все участники – в зависимости от количества правильных ответов в 1 раунде (8-10 – отлично, 6-7 – хорошо, оценку удовлетворительно и ниже предлагается не ставить).

Думаю, наша уважаемая счётная комиссия и мой помощник потрудились на славу и заслужили отличные отметки за урок.

Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций, узнал что-то новое и интересное для себя.

Спасибо всем и до встречи!!!

(если останется время можно провести рефлексию, обсудить плюсы и минусы мероприятия, по мнению учащихся)


Приложение

1 бланк счётной комиссии

Фамилия, имя

1 раунд

2 раунд

Сумма балов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2 бланк (финал) счетной комиссии

Фамилия, имя

Вопросы

Сумма баллов

Место

1

2

3

4

1

2

3


Вопросы 1 раунда

1. Что такое информация?
А) Это то, что человек слышит на уроке.
Б) Это то, что человек пишет.
В) Сведения об окружающем нас мире.
Г) Наука о компьютерах.

2. Что такое клавиатура?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для хранения информации.
В) Устройство для обработки информации.
Г) Устройство для ввода информации.

3. Что такое процессор?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для обработки информации.
В) Устройство для ввода информации.
Г) Устройство для хранения информации.

4. Что такое программное обеспечение компьютера?
А) Устройства для обработки информации.
Б) Совокупность всех устройств компьютера.
В) Устройства для ввода и вывода информации.
Г) Совокупность всех программ  компьютера.

5. Какие устройства используются для вывода информации?
А) Принтер, процессор, колонки.
Б) Клавиатура, монитор, принтер.
В) Монитор, принтер, колонки.
Г) Монитор, процессор, принтер.

6. Какие группы клавиш существуют?
А) Функциональные, символьные, управления курсором, специальные, дополнительные.
Б) Верхние, средние, нижние, дополнительные, внешние, внутренние.
В)  Буквенные, цифровые, дополнительные, управляющие.
Г) Русские, английские, служебные, цифровые.

7. Что такое Рабочий стол?
А) Картинка на экране и ярлыки.
Б) Значки на экране монитора и панель задач.
В) Изображение на экране компьютера, готового к работе.
Г) Папки, файлы и документы.

8. Что такое окно?
А) Программа, в которой работает человек.
Б) Картинка на экране монитора.
В) Значок на экране монитора.
Г) Область экрана, в которой происходит работа с программой.

9. Что такое программное обеспечение?

А) Операционная система.

Б) Совокупность всех программ компьютера.

В) Программы для работы с текстом.

Г) Компьютер, на который можно установить программы.

10. Основной позицией пальцев на клавиатуре является сочетание клавиш:

А) ЫВАП+ЛДЖЭ.

Б) ЦУКЕ+ГШЩЗ.

В) ФЫВА+ОЛДЖ.

Г) ЖДЛО+АВЫФ.


Темы для финального раунда:

1. Текстовый редактор Блокнот

- Именно столько пунктов верхнего меню в программе Блокнот. (5: Файл, Правка, Формат, Вид, Справка)

- Для сохранения документа в программе Блокнот необходимо нажать именно эти клавиши на клавиатуре. (Ctrl+S)

- По умолчанию, файлы именно с таким расширением создаются программой Блокнот. (.txt)

- Файлы с каким расширением НЕЛЬЗЯ открыть с помощью программы Блокнот? (файлы с любым расширение можно открыть  помощью блокнота, вопрос только в корректности представления информации)

2. Программа MS Word

3. Программа Paint

4. Первый компьютер

5. Компьютерные игры

6. Видеоформаты

7. Аудиоформаты

8. Системный блок

9. Интернет

10. Единицы измерения информации

11. Компьютерные носители информации: от рождения до наших дней.

12. Беспроводные технологии передачи данных.

Общие вопросы:

1. Кто и в каком веке основалал книгопечатание на Руси? (Иван Федоров, XVI век)

2. Фильм именно такой максимальной длины может храниться на лазерном CD-диске (70-72 минуты)

3. Первая компьютерная сеть появилась в этой стране в этот период времени. (США, конец 20 века (1969))

4. Какой объем компьютерной памяти занимает один символ текста?


Вопросы для перестрелки

1. Что такое информация?

2. Наука информатика изучает?

3. Что такое код?

4. Что такое координатная плоскость?

5. Назови 3 устройства ввода информации.

6. Назови 3 устройства вывода информации.

7. Назови все группы клавиш.

8. Для чего используется клавиша PageDown&

9. Что такое кодирование информации?

10. Что такое рабочий стол компьюьера?


Слова из слова «Информатика»:

Картина

Кино

Кит

Ком

Корм

Корма

Кот

Корт

Кран

Крона

Крот

Мак

Март

Мат

Мина

Мир

Мор

Мот

Нимфа

Нора

Нота

Ром

Рот

Тик

Тина

Тиф

Ток

Том

Тон

Тор

Торф

Трон

Фант

Фара

Фирма

Фон

Форма

Формат

Франт

Фронт



Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра

по информатике

 5 класс

Разработано: учителем информатики

МОУ «Гимназия №20»

Коробовой Т.А.

Саранск 2011


Урок-игра по информатике: «Самый умный»

Предмет: информатика.

Преподаватель: Коробова Т.А.

Место урока в учебной программе: урок может проводиться в 5 классе общеобразовательных учебных учреждений, с изучением курса «Информатика и ИКТ» по программе Л. Л. Босовой. В данном случае занятие было проведено в 5 классе МОУ «Гимназия №20».

Цель урока:  закрепление тем раздела «Компьютер для начинающих».

Задачи урока:

образовательные

  1. Повторение пройденного материала;
  2. Закрепление материала;
  3. Проверка знаний по теме;

воспитательные

  1. Привитие учащимся любви, интереса к информатике;
  2. Воспитание духа соревнования, коммуникабельности, креативного мышления;

развивающие

  1. Формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  2. Развитие зрительной памяти.

Идея урока:

В основу урока-игры «Самый умный» положена одноимённая телеигра телеканала «СТС».

Предварительная подготовка:

1.

Составлены тестовые вопросы по главе 2 «Компьютер для начинающих» учебника Босовой Л.Л «Информатика и ИКТ», 5 класс

(Приложение)

2.

Для проведения урока-игры было создано приложение в программном пакете MS Excel (VBA) (Приложение), состоящее из 9 модулей и 11 пользовательских форм, включающее в себя три игровых раунда.

3.

Необходимо выбрать 12 участников. Дать каждому предварительно задание найти и рассмотреть дополнительный материал по любой из предложенных тем (Приложение) и повторить пройденный материал по Главе 2.

4.

Учащиеся класса, не вошедшие в число участников, являются счётной комиссией и помощниками ведущего.

5.

Учитель готовит весь необходимый для проведения игры материал.

Оборудование:

  1. Компьютер с установленным пакетом MS Office;
  2. Колонки;
  3. Мультимедийный проектор с экраном;
  4. Стол и стулья для помощников;
  5. Столы и стулья для участников игры;
  6. Место для ведущего;
  7. Бейджи с именами участников;
  8. Фонограммы для музыкального оформления;
  9. Бланки для счётной комиссии;

Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке

  1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
  1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (инструктаж по правилам игры, игровых вопросов);
  2. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация созданного приложения);
  1. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
  1. Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха);
  2. Познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, источников информации, выполнение дополнительных заданий, получение внепрограммных знаний (при подготовке к уроку-игре));
  3. Социальные (необходимость взаимоподдержки, создание ситуации взаимопомощи);
  1. Форма организации работы на уроке (индивидуальная);

План урока:

  1. Вступительное слово ведущего;
  2. 1 раунд – «Тестовый»;
  3. 2 раунд – «Буквоед»;
  4. Музыкальная пауза, физминутка;
  5. 3 раунд – «Финал»;
  6. Подведение итогов игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Игра состоит из 3 раундов:

  1. Тестовый;
  2. Буквоед;
  3. Финальный;

В каждом раунде свои правила.

Первый раунд: участники получают бланки с тестовыми вопросами. Параллельно вопросы отображаются на экране проектора (Приложение) и озвучиваются ведущим. По истечении отведенного времени (3 минуты), помощник ведущего собирает заполненные бланки и передает их в счётную комиссию.

Второй раунд: участникам необходимо составить как можно больше слов из слова «Информатика». Время на работу ограничено (3 минуты). По истечении времени работы передаются счётной комиссии.

За время музыкальной паузы подсчитывается количество баллов, набранных каждым из участников (за каждый правильный ответ 1 раунда – 2 балла, за каждое верное слово 2 раунда – 1 балл). В финальный 3 раунд проходят только 3 участника. В случае равенства очков 3 места и ниже, для участников поделивших эти места проводится «перестрелка» на запасных вопросах по всему пройденному материалу курса «Информатика и ИКТ» (Приложение).  

Финальный 3 раунд;

Каждому финалисту присваивается свой цвет (Красный, Жёлтый, Синий), каждый цвет соответствует теме, которую участник выбрал в качестве дополнительной (Приложение).

На экране представлено табло из шестнадцати пронумерованных ячеек. Все ячейки серого цвета. Участникам сообщается, что сейчас табло откроется на несколько секунд, их цель – запомнить номера ячеек «своего цвета». Кроме ячеек участников есть ячейки зелёного цвета – общие вопросы составленные по материалу Главы 3 учебника «Материал для любознательных». На несколько секунд (например, 10 секунд), ячейки окрашиваются, после чего принимают исходный - серый цвет.

Далее участники по очереди открывают ячейки. За каждой ячейкой скрывается вопрос из темы, соответствующей цвету открывшейся ячейки. За правильный ответ на вопрос своей темы участник получает 2 балла, темы соперника – 3 балла, общий вопрос – 1 балл. Победу одерживает учащийся, набравший максимальное количество баллов.


ХОД УРОКА

1. Вступительное слово преподавателя

На экране высвечивается главное окно приложения.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас пройдёт урок-игра. Нам хочется показать вам, что информатику можно изучать весело.

Мы приглашаем вас на игру «Самый умный»! Наверняка вы смотрели подобную программу на телеканале «СТС». Посвящена сегодняшняя игра теме «Компьютер для начинающих». Эту тему мы разбирали на уроках, а также каждый из вас может опираться на свой жизненный опыт, так как у многих компьютер есть дома и вы с ним знакомы уже достаточно давно.

Интеллектуальную игру «Самый умный» сегодня буду вести я – Тамара Аркадьевна. Помогать проводить мероприятие мне будут ваши одноклассники: моя помощница - … и наша счётная комиссия: … .

Сегодня играют 12 учащихся: … . Которые поборются за звание Самого умного информатика вашего класса.

(Участники коротко рассказывают, какие источники информации они использовали при подготовке к уроку).

На ваших столах сейчас находится только шариковая ручка или карандаш.

Итак, теперь каждый из вас настроился на победу и можем перейти непосредственно к игре. Итак, раунд первый – Тестовый.


2. Тестовый раунд

Каждый из вас сейчас получит бланк с тестовыми вопросами. Подпишите, пожалуйста, свои бланки. Параллельно вопросы будут транслироваться на экране (Приложение) , где вы можете видеть таймер. У вас есть ровно 3 минуты. Не отвлекайтесь, не пытайтесь подсмотреть или, наоборот, подсказать соседу. В этом раунде каждый играет только за себя. Вам дорога каждая секунда и каждый правильный ответ. Как только время пойдёт, вы начинаете отвечать на вопросы, отмечая правильный на ваш взгляд ответ. Как только на экране появится надпись «Время!», и я сообщу вам, что время истекло, мои помощники соберут у вас бланки с ответами. На все ли вопросы вы ответили или только на некоторые – не имеет значения. За каждый правильный ответ вы получаете 2 балла. За неправильные ответы баллы не снимаются.

Итак, мы начинаем. (вопросы в Приложении).


3. Раунд «Буквоед»

Это последний раунд для всех участников. В финал пройдут только трое сильнейших (и умнейших) участников. В этом раунде вам необходимо составить как можно больше слов из букв, входящих в слово на экране. Слова должны быть именами существительными в единственном числе, написанные без ошибок. Сейчас мой помощник раздаст вам бланки, в правом верхнем углу напишите свои фамилии.

(Помощник раздает бланки)

 Как только на экране появится слово и пойдёт время, необходимо приниматься за работу. На составление слов отводится не много-не мало времени – 3 минуты, т.е. целых 180 секунд. За каждое верное слово вы получите 1 балл. Сумма баллов этого раунда сложится с баллами первого раунда, по итогам, мы определим финалистов нашей игры.

Все готовы? Начали!

Время вышло. (помощник собирает бланки участников). А пока наша уважаемая счётная комиссия подводит результаты, объявляется музыкальная пауза


6. Музыкальная пауза, подведение итогов прошедших раундов

(негромкая ненавязчивая классическая музыка), во время которой можно немного расслабиться, сбросить нервное напряжение и обсудить задания прошедших раундов.

(Ведущий озвучивает вопросы 1 раунда, ученики отвечают, при необходимости учитель вносит поправки в ответ)

Теперь посмотрим, какие слова удалось составить мне из предложенного вам слова, может быть кто-то сможет дополнить мой список? (Приложение)

Счётная комиссия готова предоставить нам результаты прошедших раундов. Итак,

… баллов набрал …, … баллов - … А теперь тройка наших финалистов:

1. …

2. …

3. …

Прошу их занять места за первыми столами, а остальных участников поблагодарить за отличную игру, и занять места в зрительном зале. Сегодня вы не смогли стать самыми умными, вы к этому стремились и вложили все силы. Теперь вы можете от души «поболеть» за ваших одноклассников-финалистов.

(Возможен вариант, что 3 и ниже места поделят несколько участников с равным количеством баллов, тогда предлагается только для них провести так называемую «перестрелку» на дополнительных вопросах (Приложение): участникам, поделившим места, по очереди задаются вопросы, неверный ответ лишает права участия в дальнейшей борьбе. Таким образом в итоге можно определить однозначно лидера или лидеров).


7. Финальный раунд

А теперь настало время узнать, кто же из вас всё-таки самый умный. Кто станет абсолютным победителем сегодняшней игры.

Правила финального раунда: перед вами на экране таблица из 16 пронумерованных серых ячеек. На столе перед каждым из вас лежит жетон определенного цвета (красный, синий, желтый). Каждая из ячеек имеет свой цвет – красный, желтый, синий и зелёный. Каждый из вас, когда готовился к сегодняшнему уроку изучал специальную тему (Приложение). В вашем распоряжении только ваши знания и ваша память, у вас нет ни ручек, ни черновиков. Очень скоро табло откроется, но лишь на несколько секунд, за которые вам необходимо запомнить, где расположены ячейки вашего цвета. После чего вы по очереди называете ячейку, которую хотите открыть. За каждой ячейкой скрывается вопрос. За верный ответ на вопрос своей темы вы получите 2 балла, темы соперника – 3 балла, общий вопрос – 1 балл. Победителем окажется тот, кто наберёт максимальное количество баллов. Подумайте, если вам кажется, что тема соперника вам близка, то можно открывать его ячейки и зарабатывать больше баллов, но не забывайте, что неверный ответ не принесёт ни одного балла в вашу таблицу. Итак, тема красного стола – …, тема синего стола –…,тема желтого стола – … , зелёные ячейки – общие вопросы по всему пройденному материалу. Табло открывается, запоминайте. Надеюсь, все запомнили, то, что необходимо, слово представляется участнику за красным столом. (ученик называет номер ячейки, учитель открывает эту ячейку и зачитывает соответствующий вопрос). Участник за желтым столом, ваш выбор? … и, наконец, синий стол! Уважаемая счётная комиссия, внимательно следите за ходом игры и не забывайте заносить баллы в таблицу финального раунда (Приложение).


8. Подведение итогов и выставление оценок

Вот, наша игра подошла к завершению. Слово предоставляется счётной комиссии.

3 место с … набранными в финале баллами  занимает …

2 место - … баллов - …

И, наконец, ПЕРВОЕ место и звание «Самого умного информатика» 5 класса с … набранными баллами завоёвывает … .

Участники получают оценки:

Финалисты – отлично

Все участники – в зависимости от количества правильных ответов в 1 раунде (8-10 – отлично, 6-7 – хорошо, оценку удовлетворительно и ниже предлагается не ставить).

Думаю, наша уважаемая счётная комиссия и мой помощник потрудились на славу и заслужили отличные отметки за урок.

Вот и подошёл к концу наш урок. Надеюсь, что каждый из вас получил заряд положительных эмоций, узнал что-то новое и интересное для себя.

Спасибо всем и до встречи!!!

(если останется время можно провести рефлексию, обсудить плюсы и минусы мероприятия, по мнению учащихся)


Приложение

1 бланк счётной комиссии

Фамилия, имя

1 раунд

2 раунд

Сумма балов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2 бланк (финал) счетной комиссии

Фамилия, имя

Вопросы

Сумма баллов

Место

1

2

3

4

1

2

3


Вопросы 1 раунда

1. Что такое информация?
А) Это то, что человек слышит на уроке.
Б) Это то, что человек пишет.
В) Сведения об окружающем нас мире.
Г) Наука о компьютерах.

2. Что такое клавиатура?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для хранения информации.
В) Устройство для обработки информации.
Г) Устройство для ввода информации.

3. Что такое процессор?
А) Устройство для печати информации на бумаге.
Б) Устройство для обработки информации.
В) Устройство для ввода информации.
Г) Устройство для хранения информации.

4. Что такое программное обеспечение компьютера?
А) Устройства для обработки информации.
Б) Совокупность всех устройств компьютера.
В) Устройства для ввода и вывода информации.
Г) Совокупность всех программ  компьютера.

5. Какие устройства используются для вывода информации?
А) Принтер, процессор, колонки.
Б) Клавиатура, монитор, принтер.
В) Монитор, принтер, колонки.
Г) Монитор, процессор, принтер.

6. Какие группы клавиш существуют?
А) Функциональные, символьные, управления курсором, специальные, дополнительные.
Б) Верхние, средние, нижние, дополнительные, внешние, внутренние.
В)  Буквенные, цифровые, дополнительные, управляющие.
Г) Русские, английские, служебные, цифровые.

7. Что такое Рабочий стол?
А) Картинка на экране и ярлыки.
Б) Значки на экране монитора и панель задач.
В) Изображение на экране компьютера, готового к работе.
Г) Папки, файлы и документы.

8. Что такое окно?
А) Программа, в которой работает человек.
Б) Картинка на экране монитора.
В) Значок на экране монитора.
Г) Область экрана, в которой происходит работа с программой.

9. Что такое программное обеспечение?

А) Операционная система.

Б) Совокупность всех программ компьютера.

В) Программы для работы с текстом.

Г) Компьютер, на который можно установить программы.

10. Основной позицией пальцев на клавиатуре является сочетание клавиш:

А) ЫВАП+ЛДЖЭ.

Б) ЦУКЕ+ГШЩЗ.

В) ФЫВА+ОЛДЖ.

Г) ЖДЛО+АВЫФ.


Темы для финального раунда:

1. Текстовый редактор Блокнот

- Именно столько пунктов верхнего меню в программе Блокнот. (5: Файл, Правка, Формат, Вид, Справка)

- Для сохранения документа в программе Блокнот необходимо нажать именно эти клавиши на клавиатуре. (Ctrl+S)

- По умолчанию, файлы именно с таким расширением создаются программой Блокнот. (.txt)

- Файлы с каким расширением НЕЛЬЗЯ открыть с помощью программы Блокнот? (файлы с любым расширение можно открыть  помощью блокнота, вопрос только в корректности представления информации)

2. Программа MS Word

3. Программа Paint

4. Первый компьютер

5. Компьютерные игры

6. Видеоформаты

7. Аудиоформаты

8. Системный блок

9. Интернет

10. Единицы измерения информации

11. Компьютерные носители информации: от рождения до наших дней.

12. Беспроводные технологии передачи данных.

Общие вопросы:

1. Кто и в каком веке основалал книгопечатание на Руси? (Иван Федоров, XVI век)

2. Фильм именно такой максимальной длины может храниться на лазерном CD-диске (70-72 минуты)

3. Первая компьютерная сеть появилась в этой стране в этот период времени. (США, конец 20 века (1969))

4. Какой объем компьютерной памяти занимает один символ текста?


Вопросы для перестрелки

1. Что такое информация?

2. Наука информатика изучает?

3. Что такое код?

4. Что такое координатная плоскость?

5. Назови 3 устройства ввода информации.

6. Назови 3 устройства вывода информации.

7. Назови все группы клавиш.

8. Для чего используется клавиша PageDown&

9. Что такое кодирование информации?

10. Что такое рабочий стол компьюьера?


Слова из слова «Информатика»:

Картина

Кино

Кит

Ком

Корм

Корма

Кот

Корт

Кран

Крона

Крот

Мак

Март

Мат

Мина

Мир

Мор

Мот

Нимфа

Нора

Нота

Ром

Рот

Тик

Тина

Тиф

Ток

Том

Тон

Тор

Торф

Трон

Фант

Фара

Фирма

Фон

Форма

Формат

Франт

Фронт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"

Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....

Материалы психолого-педагогического консилиума в 5 классах по итогам обобщения данных классно-обобщающего контроля в параллели 5 классов

Материалы психолого-педагогического консилиума в 5 классах по итогам обобщения данных классно-обобщающего контроля в параллели 5 классов...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Удачи.

Тамара Аркадьевна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316