Программа факультативных занятий 8 класс "Логика и компьютер"
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Чеснокова Елена Борисовна

 

Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.

Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.

Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_8_klass_logika_i_kompyuter.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГИКА И КОМПЬЮТЕР

Программа факультативных занятий

 для учащихся  7-х классов

Курс рассчитан на 34 часа

учитель  информатики и ИКТ

МБОУ  СОШ №6

Чеснокова Елена Борисовна

2012-2013

Пояснительная записка

        Факультативные занятия знакомит учащихся с логическими задачами и некоторыми методами их решения с использованием возможностей компьютера для наглядной иллюстрации процесса решения. Для логических задач характерно то, что вычисления, если они вообще есть, имеют вспомогательный характер. Главное в решении логических задач – это корректные рассуждения, то есть, цепочка суждений, ведущая от исходных данных к искомому результату. Кроме того, логические задачи, как правило, носят занимательный характер. Однако это обстоятельство не является определяющим: легко можно представить себе совсем не занимательную логическую задачу и занимательную задачу по теории игр или теории вероятностей.

Решение логических задач с помощью компьютера поддерживается применением любого программного продукта, позволяющего визуализировать процесс логического решения задачи и несложного для использования его учащимися.

Факультативные занятия рассчитаны на учащихся 8 классов. Программа занятий рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

        Активное усвоение данного материала способствует развитию не только логического мышления и математических способностей учащихся, но и их интеллекта в целом.

        Цели курса: повысить интерес учащихся к математике и информатике, развить у них логическое мышление и математические способности.  

   Задачи курса:

  • формирование знаний о различных типах логических задач и методах их решения;
  • формирование умений использования компьютера для графического представления процесса решения задачи;
  • формирование знаний о компьютерных логических играх.

 Формы проведения занятий: беседа,  лабораторно-практические работы и др.  


Содержание

Логическая возможность. Дерево логических возможностей.

Дерево логических возможностей как инструмент графического изображения процесса решения задачи. Простейшие задачи на подсчет логических возможностей. Отыскание объекта с заранее заданным набором свойств.

 

Задачи на затруднительные положения

Задачи на переправы: «волк, коза, капуста»; «рыцари и оруженосцы»  и т.п. Задачи на переливания,  делёж чего-либо и т.д. Общий способ решения задач на дележи.

Задачи на установление соответствия между элементами различных множеств.

 Установление соответствия, в частности, взаимно – однозначного,  между элементами двух множеств. Соответствие между тремя множествами. Задачи типа «Кто есть кто».  Использование для этой цели таблиц и простых графов.

Задачи, основанные на истинных и ложных суждениях.

Задачи типа: «Два города», «Рыцари и лжецы», «Принцесса или тигр». Задача о колпаках и её обобщения.

Всемогущие «И», «ИЛИ» и «НЕ».

 Задачи, основанные на использовании простейших фактов математической логики, в частности, на использовании в неявном виде конъюнктивных и дизъюнктивных нормальных форм.

Игровые и логические задачи на компьютере.

Классификация игровых программ. Развлекательные игры и демонстрационные программы. Логические игры типа: «Быки и коровы», «Морской бой» и т.п.


Планирование

№ п/п

Тема

1

Введение. Логика.

2

Дерево логических возможностей как инструмент графического изображения процесса решения задачи.

3

Простейшие задачи на подсчет логических возможностей

4

Отыскание объекта с заранее заданным набором свойств

5

Задачи на затруднительные положения

6

Задачи на переправы: «волк, коза, капуста»

7

Задачи на переправы: «рыцари и оруженосцы»

8

Задачи на переливания,  делёж чего-либо и т.д.

9

Общий способ решения задач на дележи.

10

Множества

11

Соответствие между множествами

12

Задачи типа «Кто есть кто»

13

Таблицы

14

Графы

15

Деревья

16

Задачи с графами и деревьями

17

Задача «Два города»

18

Задача «Рыцари и лжецы»

19

Задача «Принцесса или тигр»

20

Задача о колпаках и её обобщения

21

Понятия «истина» и «ложь»

22

Отрицание

23

Логическая операция «И»

24

Логическая операция «ИЛИ»

25

Логическая операция «НЕ»

26

Конъюнкция

27

Дизъюнкция

28

Решение задач, с использованием логических операций

29

Классификация игровых программ

30

Развлекательные игры

31

Демонстрационные программы

32

Логические игры типа: «Быки и коровы», «Морской бой»

33

Комбинаторика

34

Решение задач по теме «Логика»


 Результаты

В итоге проведения факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:

  • о типах логических задач и методах их решения,
  • о графическом представлении процесса решения задачи,
  • об использовании логических связок и некоторых фактов математической логики при решении логических задач.

Учащиеся овладеют способами деятельности, которые позволят:

  • строить дерево логических возможностей при решении логических задач,
  • строить таблицы и графы соответствий между элементами множеств,
  • находить противоречия при решении задач, основанных на истинных и ложных суждениях, методом от «противного».

Изучение курса данных факультативных занятий предполагает:

  • повышение интереса  учащихся к задачам преобладающе логического характера;
  • развитие логического мышления и аналитических способностей;
  • формирование опыта творческой и исследовательской деятельности.


Рекомендуемая литература

  1. Шапиро, С.И. Решение логических и игровых задач. /С. И. Шапиро. – М.: Радио и  связь, 1984 – 153 с.
  2. Байиф, Жан-Клод. Логические задачи. / Жан-Клод Байиф. – М.: Мир, 1983 – 167 с.
  3. Лихтарников, Л.М. Занимательные логические задачи. / Л.М. Лихтарников. – СПб.: «Лань», «МИК», 1996 – 126 с.
  4. Бизам, Д.  Игра и логика. / Д. Бизам, Я. Герцег. – М.: Мир, 1975 – 375 с.
  5. Бизам, Д.  Многоцветная логика. / Д. Бизам, Я. Герцег. – М.: Мир, 1978, 437 с.
  6.  Персональный компьютер в играх и задачах. – М.: Наука, 1988 – 168 с.
  7.  Касаткин, В.Н. Логическое программирование в занимательных задачах. / В. Н. Касаткин. – Киев: Техника, 1980 – 128 с.
  8.  Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. / Б. А. Кордемский – М.: Техиздат, 1954 – 568 с.
  9.  Нивергельт, Ю. Машинный подход к решению математических задач.  / Ю. Нивергельт, Дж. Фаррар, Э. Рейнголд – М.: Мир, 1977 – 352 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Программа факультативных занятий по физической культуре

Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...

Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...

Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"

Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...

Программа факультативного занятия "Кружевница"

Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков:Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания...

Рабочая программа факультативных занятий по информатике «Мы с компьютером на Ты!» для 5-9 классов

Основным направлением программы факультативных занятий  по информатике является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возм...