Эссе на тему "Учебник нового поколения"
статья по информатике и икт на тему

Сухих Анна Ярославовна

Эссе содержит собственные размышления на тему "Каким должен быть современный учебник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnik_novogo_pokoleniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему

«Учебник нового поколения»

Автор: Сухих А.Я.

    «Учебник нового поколения» - это учебник для компетентностно- ориентированного обучения. Он должен быть направлен, прежде всего, на ребенка: учитывать, с одной стороны, его возрастные возможности, с другой – требования современности. Учебник должен стать книгой, созданной самим учеником в процессе открытия и получения знаний: это значит, что «пустые  страницы» в учебнике ученик будет заполнять своими собственными «открытиями». Для личностного развития школьник должен быть постоянно включен в исследовательскую деятельность. В связи с этим необходимо совершенствовать дидактическую систему учебника, в ней должны быть отражены интерактивные методы обучения. Необходимо изменить вид заданий: отказаться от системы репродуктивных упражнений, основу содержания учебника должно составлять решение практических задач и жизненных ситуаций, развивающие личностный опыт ученика.
Учебник, несомненно, должен иметь контрольно-измерительные материалы, которые могут быть представлены в виде электронного носителя как приложение к учебнику. В таком случае каждый ученик получит возможность выявить, на каком уровне он находится, проконтролировать себя и оценить образовательные возможности по предмету.
Современный учебник должен быть направлен на коммуникацию ученика не только с одноклассниками, но и с людьми, живущими с ним в одной стране. Для этого нужно предусмотреть задания с использованием ресурсов Интернета.
Главная задача учебника – воспитание у школьника самостоятельности, которая позволит ему преодолеть собственную ограниченность не только в области знаний и навыков, но и в любой другой сфере человеческих отношений.

Я считаю, что каждый учебник должен соответствовать государственному стандарту образования. Интерактивный учебник - удобный, современный ходовой товар. С его помощью значительно легче отыскивать нужный материал, чем перерывать пыльные пачки журналов. Необходимую информацию дети значительно легче усваивают с помощью УМК. Вообще, электронные версии учебников уже не конкуренты печатным. Но нельзя не считаться с тем, что для большинства сельских школ интерактивные учебники недоступны в силу их дороговизны. Учителя таких школ по старинке пользуются тем, что есть. Хорошо, когда это не сказывается на качестве знаний. Современные методики обучения должны идти в ногу со временем.

Конечно же, "учебники нового поколения " должны стать настоящим помощником ученику в овладении новыми знаниями и навыками, в которых будут воплощены идеи модернизации образования. Хотелось бы, чтобы такой учебник способствовал развитию ключевых компетенций учащихся - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках, в реальной жизни. Хотелось бы, чтобы в учебниках была как обязательная часть, так и вариативная, чтобы были предусмотрены проверочные работы, тренинговые упражненияи и, чтобы учебный материал был нацелен на создание образовательной среды, способствующей социально - личностному, познавательному развитию каждого ребёнка и сохранению его индивидуальности. А ещё - учебник должен быть в удобном формате для детей.

В скором времени, наверное,все школьные компьютеры (точнее большинство) начнут постоянно работать с ОС Линукс. Некоторые школы вопрос с переходом на новую ОС решили по своему- приобрели ОС Windows. Это хорошо, а что делать тем, кто не может это сделать - нет материальных средств. Всем хорош Линукс, но как учить детей по учебникам, которые написаны под ОС Windows. Когда они будут изданы? Когда мы сможем начать ими пользоваться? Конечно хорошему учителю все-равно какой учебник, но все же.... Хочется получить ответ - что с учебником?

Я считаю, что учебник «нового поколения» должен способствовать развитию ключевых компетентностей учащихся – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности на уроках в реальной жизни для решения практических задач.
Информация в нем должна быть научно – достоверной и соответствовать современным требованиям науки, должно осуществляться проблемное изложение материала, обучение должно быть развивающим, т.е. должен осуществляться деятельностный подход. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал. Учебник должен быть пригоден к использованию современных методов обучения, направлен на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, критического мышления. Изложение материала должно иметь личностно-ориентированный характер: материал рассчитан на лево- и правополушарных обучающихся. Также учебник должен давать возможность работать по индивидуальным образовательным траекториям.

Современный этап развития общества характеризуется резким количественным ростом потока информации, широким внедрением цифровых и сетевых Интернет - технологий в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование.
Я думаю, что будущее всё же за электронными учебниками.
Компьютерное представление учебного материала обладает большими возможностями для визуализации этого материала.
Учитель химии уже сейчас имеет возможность проводить химические опыты без использования реактивов.
Учитель географии, организуя работу с электронной картой, вместе с детьми может побывать в любой точке земного шара.
Учитель истории - совершить путешествие из эпохи в эпоху. Электронный учебник поможет легко воспроизвести и запомнить соответствующую историческую обстановку.
Упражнения на закрепление и повторение, которые требуют для своего выполнения элементарных действий или которые могут быть представлены в виде последовательности элементарных действий (упражнения на вставку букв, упражнения с выбором правильного варианта ответа), реализуются с помощью компьютерных программ также достаточно эффективно.
Уже сейчас наблюдается тенденция по интеграции звуковых и зрительно – звуковых средств наглядности в мультимедийные комплексы для демонстрации на большом экране изображений со звуковым сопровождением на уроках литературы, ИЗО, музыки.
Содержание таких учебников легко изъять и на его место вложить новое. Имеется уникальная возможность обновления материала через Интернет.
Не надо отказываться, конечно, и от традиционных средств обучения. Никакой самый совершенный электронный ресурс не сумеет нам заменить человеческого общения и учительского участия в нашей судьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я учу детей нового поколения" (Учитель Года 2016 г.)

Данное эссе является авторской разработкой и может быть использовано только с разрешения автора!...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Данное эссе - попытка раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразитьсобственные педагогические принципы и подходы к образованию, своепонимание миссии педагога в современном мире, необходимость...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ti...

Эссе "Я учу детей нового поколения"

Эссе «Я учу детей нового поколения»«Я люблю то, что делаю,И делаю то, что люблю …»    Я, Головко Елизавета Николаевна, работаю в МКОУ Смаглеевская СОШ  учителем математики с 2009 г...

эссе " Я учу детей нового поколения"

Статья раскрывает мотивы выбора учительской профессии,отображаетпедагогические принципы и подходы к образованию...

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Конкурс   «Учитель  года»...

Эссе "Я учу детей нового поколения" для конкурса Учитель года 2016 года

Эссе написано для муниципального этапа конкурса "Учитель года"...