Урок-игра "Найди человека"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Долгополова Елена Николаевна

План-конспект открытого урока информатики в 10 классе. Обобщение знаний по теме "Разветвляющиеся алгоритмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshhajushhijj_urok_po_teme_razvetvljajushhijj.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей № 8

Подготовила:

учитель информатики Долгополова Е. Н.

г-к Кисловодск, 2012 г.


1. Тема урока: Обобщающий урок по теме «Разветвляющие конструкции языка Паскаль».

 

2. Задача  урока: повторение и закрепление материала по теме «Разветвляющиеся конструкции языка Паскаль»;

3. Цели урока:

  1. Развитие познавательного интереса,  активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы.
  2. Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
  3. Совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Паскаль для ЭВМ.
  4. Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.

4. Тип урока: обобщающий урок.

5. Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

6. Литература:  

  1. Р. З. Ахметсафина, Е. М. Бронштейн и  др. Методические указания по решению тестовых заданий. Информатика. Уфа, 2000.
  2. Фаронов В.В.  Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. - М.: Нолидж, 1997. - 616 с.
  3. Информатика. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября».
  4. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 256 с.: ил.
  5. Турбо Паскаль 7.0 – К.: Издательская группа BHV, 1996 – 448 с.: ил.

  1. Ход урока:
  1. План урока:
  1. Организационный момент – 1 минута
  2. Этап «В чем соль?» – 5 минут
  3. Этап «Золотоискатели» – 10 минут
  4. Этап «Определи номер» – 5 минут
  5. Этап «Внимание! Розыск!» – 10 минут
  6. Этап Заключительный. Тестовая проверочная работа. – 10 минут
  7. Итог урока. Домашнее задание. – 4 минуты

Подготовительный этап

Учащиеся делятся на одинаковые группы по 4-6 человек, в зависимости от наполняемости класса, примерно равные по способностям. В группах назначаются (выбираются) командиры из сильных учеников. Каждая группа получает домашнее задание: придумать 4 задачи.

Содержание задач может быть следующим:

  1. придумать условие задачи по заданному алгоритму и составить программу;
  2. по заданному условию составить алгоритм и программу;
  3. придумать условие задачи, составить алгоритм и программу на указанную тему (например, определить тип треугольника).

Каждый учащийся должен решить дома «свою» задачу.

Перед уроком столы расставляются так, чтобы каждая группа сидела отдельно от других групп. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения каждого этапа игры.

7.2 Краткое содержание:

Ребята, сегодня мы проводим урок - решение задач по теме «Разветвляющиеся конструкции языка Pascal». Проводим мы его в необычной форме - форме расследования. После выполнения каждого очередного задания вы будете получать «след» - ключ к следующему заданию. Всего заданий 4.

Я – начальник следственного отдела. Вы – следственные группы. К нам поступило заявление о пропаже человека. Каждая группа к концу игры должна выявить существенные данные для поиска пропавшего. За оперативность вы получите соответствующую (по сумме мест) общую на группу оценку.

Этап 1. «В чем соль?»

Вам предлагается по заданным предложениям угадать известную поговорку или пословицу.

Командиры групп получают карточки-задания.

1. Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.

Ответ: «За двумя зайцами погонишься — и одного не поймаешь».

2. Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

Ответ: «Тише едешь — дальше будешь».

3. Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Ответ: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

4. Если сам натворил бед, то сам и отвечай.

Ответ: «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай».

Учащиеся в группах обсуждают задание, записывают ответ. По окончании работы командир зачитывает задание и ответ.

Необходимо подвести итоги: расставить в таблице места.

Ребята, а теперь свяжите это задание с темой урока.

Ответ: Конструкция если ...        то присуща оператору ветвления

Итак, переходим ко 2-му этапу

Этап 2. «Золотоискатели»        

Вы должны «добыть золото» – составить программу на языке Паскаль, набрать её на компьютере и вывести ответ для приведенных чисел.

Задача. Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные.

Даны числа:  5, -2, 4.

Командиры групп получают карточки-задания.

Решение задачи:

var

  a,b,c:integer;

Begin

  Writeln('Введите числа');

  Readln(a,b,c);

  If a>0 then Writeln(sqr(a))

               else writeln(sqr(sqr(a)));

  If b>0 then Writeln(sqr(b))

               else writeln(sqr(sqr(b)));

  If c>0 then Writeln(sqr(c))

               else writeln(sqr(sqr(c)));

  Readln;

  End.

Получившиеся ответы: 25, 16, 16.

Учащиеся в группах, «выполняя» программу, записывают получившиеся ответы. Командиры их зачитывают. Учитель заполняет таблицу результатов.

Учитель: Каким образом связано задание с темой урока?

Ответ: Составляя программу, мы на практике проверили принцип работы разветвляющегося алгоритма.

Этап 3. «Определи номер»

В нашем следственном отделе произошло ЧП! Из сейфа выкраны задания на розыск. Только что мне позвонил «доброжелатель» - он запрятал эти задания в ячейках камеры хранения, номер вы сможете определить, выполнив его условия: вы должны определить результаты выполнения предоставленных вам программ (задания распределяются и выполняются каждым членом группы) и сложить их. Полученное число и есть номер нужной ячейки камеры хранения.

1 карточка

1. а=4; b=7;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. a=7; b=4;        

    if a

    b=a+b;

     writeln (a, b);

3. a=4; b=7;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=4: b=4;

  if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;  

Номер ячейки: 77


2 карточка

1. а=5; b=8;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=8; b=5;        

    if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

3. a=5; b=8;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=5; b=5;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

Номер ячейки: 101

3 карточка

1. а=6; b=10;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=10; b=6;        

   if a

   b=a+b;

writeln (a, b);

 3. a=6; b=10;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=10; b=10;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

Номер ячейки: 112

4 карточка

1. а=3; b=9;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=9; b=3;        

   if a

   b=a+b;

writeln (a, b);

3. a=3; b=9;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=3; b=3;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

Номер ячейки: 84

Командиры называют номер ячейки. Если ответ верный, то учитель выставляет место в таблице, в противном случае команда совместно ищет ошибку и устраняет ее.

Что нам дает выполнение подобного задания?

Ответ: Нужно уметь не только составлять программу, но и «читать» ее, понимать, как работает каждый оператор.

Этап 4. «Внимание! Розыск!»

Вы успешно справились с предыдущим заданием, и теперь каждая группа получила свое задание на розыск:

  1. установить фамилию и возраст пропавшего человека;
  2. определить марку и номер машины похитителей;
  3. установить, кто из соседей дает достоверные показания;
  4. определить район поиска.

Учащиеся групп получают задания:

  1. Вам нужно определить фамилию пропавшей, если известно, что это женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Возраст ее кратен 7. В списке три фамилии. Кто из них? Иванова Е. И., 26 лет; Петрова А. Л., 21 год; Сидорова Е. Н., 16 лет.

Ответ: Петрова А. Л., 21 год.

  1. Вам нужно установить марку и номер машины, в которой уехала пропавшая, если известно, что цвет машины не красный, а номер кратен 9. У дома пропавшей были замечены следующие машины: черный джип с номером 1101; красный «Запорожец» с номером 9909; белая «Волга» с номером 2709.

Ответ: белая «Волга» с номером 2709.

  1. Определить, кто из соседей говорит правду, если известно, что между 7.00 и 11.20 часами пропавшая еще находилась дома, а при ответе
    на вопрос «Когда Вы видели пропавшую на улице в последний раз?» сосед из кв. № 59 ответил - в 9.00 ч, а соседка из кв. № 7 - в 11.30 ч.

Ответ: соседка из кв. № 7.

  1. Определить район поиска (улицу), чтобы выслать ближайшую оперативную машину, если известно, что поиск необходимо осуществлять в пределах следующей фигуры на карте города:

Подходящие под описание машины были замечены в квадратах с координатами: (2; 5) - ул. Садовая; (8; 6) - ул. Пушкина; (8; 2) - ул. Московская. 

Ответ: ул. Московская.

Учащиеся в группах обсуждают задание, составляют алгоритмы и программы, отлаживают программы на компьютерах и получают ответы.

Учитель в ходе отчета задает вопросы по составлению алгоритма и написанию программы. Затем подводит итоги этого этапа, распределяет места.

Чем интересно было это задание?

Ответ: Отрабатывали навыки в составлении алгоритма и программы; отладки программы; необычность формы записи условия задачи.

Этап 5. Заключительный.

Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, указывали друг другу помощь. По сумме мест группы распределились следующим образом... и получили следующие оценки за игру.... Игра окончена.

Для того, чтобы определить, насколько полезным оказался урок, мне хотелось бы предложить каждому из вас ответить на вопросы теста. На работу вам отводится 5 минут.

Учащимся каждой группы раздаются  листочки с тестом.

После выполнения теста, учащиеся проверяют правильность его выполнения по ключу, который учитель открывает на доске. Выставляют «+» и «-» напротив каждого задания. Учитель тут же по количеству «+» оглашает каждому оценку за тест.

Домашнее задание

Вы должны были придумать задачи по теме «Ветвление». Командиры групп, соберите, пожалуйста, ваши задачи и обменяйтесь с другой группой. Распределите между собой задания. Это и есть ваше домашнее задание.        


Приложение

Задания к этапу 1. «В чем соль?»

Если два дела одновременно делать, то ничего не получится.

Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь.

Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи.

Если сам натворил бед, то сам и отвечай.


Задания к этапу 2. «Золотоискатели»        

Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные.

Даны числа – 5, -2, 4.

Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные.

Даны числа – 5, -2, 4.

Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные.

Даны числа – 5, -2, 4.

Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, и в четвертую степень - отрицательные.

Даны числа – 5, -2, 4.

 


Задания к этапу 3. «Определи номер»        

1 карточка

1. а=4; b=7;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. a=7; b=4;        

    if a

    b=a+b;

     writeln (a, b);

3. a=4; b=7;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=4: b=4;

  if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;  

2 карточка

1. а=5; b=8;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=8; b=5;        

    if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

3. a=5; b=8;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=5; b=5;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;


3 карточка

1. а=6; b=10;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=10; b=6;        

   if a

   b=a+b;

writeln (a, b);

 3. a=6; b=10;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=10; b=10;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4 карточка

1. а=3; b=9;        

   if a

   b=a+b;

   writeln (a, b);

2. а=9; b=3;        

   if a

   b=a+b;

writeln (a, b);

3. a=3; b=9;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;

4. a=3; b=3;

     if a

        begin

              a=a+b;

              writeln (a, b);

          end

        else    

          begin

             b=a+b;

             writeln (a, b);

         end;


Задания к этапу 4. «Внимание! Розыск!»

  1. Вам нужно определить фамилию пропавшей, если известно, что это женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Возраст ее кратен 7. В списке три фамилии. Кто из них? Иванова Е. И., 26 лет; Петрова А. Л., 21 год; Сидорова Е. Н., 16 лет.
  2. Вам нужно установить марку и номер машины, в которой уехала пропавшая, если известно, что цвет машины не красный, а номер кратен 9. У дома пропавшей были замечены следующие машины: черный джип с номером 1101; красный «Запорожец» с номером 9909; белая «Волга» с номером 2709.
  3. Определить, кто из соседей говорит правду, если известно, что между 7.00 и 11.20 часами пропавшая еще находилась дома, а при ответе
    на вопрос «Когда Вы видели пропавшую на улице в последний раз?» сосед из кв. № 59 ответил - в 9.00 ч, а соседка из кв. № 7 - в 11.30 ч.
  4. Определить район поиска (улицу), чтобы выслать ближайшую оперативную машину, если известно, что поиск необходимо осуществлять в пределах следующей фигуры на карте города:

Подходящие под описание машины были замечены в квадратах с координатами: (2; 5) - ул. Садовая; (8; 6) - ул. Пушкина; (8; 2) - ул. Московская. 


ТЕСТ

1.        Укажите условие попадания точки с координатами (х, у) в заштрихованную область.

  1. х<1 and х>-1 or у>-1 and y<0;
  2. -1<х ог х<1 and -1<у and y<0;
  3. х<1 and х>-1 and y<0 and у>-1;
  4. х<1 or х>-1 and y<0 or у>-1.

2.        Высказыванию «Если значение переменной х<0, то вычислить квадрат переменной х, иначе значение х уменьшить в 2 раза» соответствует фрагмент программы:

1)        10 if x<0 then x=x/2: goto 30
20 х=х"2

30 print х

2)        10 if x<0 then x=x*2: goto 30
20 х=х/2

30 print x

3)        10 if x<0 then x=x"2
20 х=х/2

30 print x

4)        10 if x<0 then х=х/2
20 х=х"2

30 print x

3.        Чему равно значение переменной z после выполнения фрагмента программы:

10у=3

20 if y<0 or y>5 then z=10-y: goto 40 30 z=3*y 40 print z 1)12;        2) 10;       3)9;         4) 7.

4.        Для определения наибольшего из значений трех переменных a, b и с необходима написать следующий фрагмент программы:

  1. 10 if c>a>b then d=c
  2. 10 if a>b>c then d=a   ч
  3. 10 if b>a>c then d=b
  4. 10 d=a

20 if b>d then d=b

30 if od then d=c


Ключ к тесту

1

3

2

2

3

3

4

4


Литература:  

  1. Р. З. Ахметсафина, Е. М. Бронштейн и  др. Методические указания по решению тестовых заданий. Информатика. Уфа, 2000.
  2. Фаронов В.В.  Турбо Паскаль 7.0. Начальный курс. - М.: Нолидж, 1997. - 616 с.
  3. Информатика. Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября».
  4. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 256 с.: ил.
  5. Турбо Паскаль 7.0 – К.: Издательская группа BHV, 1996 – 448 с.: ил.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

РАЗВЕТВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ  ЯЗЫКА PASCAL

Урок - «детективное» расследование «Найти человека!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....