Роль учителя и обучающихся в работе телекоммуникационных проектов.
статья по информатике и икт по теме

Мещерякова Наталия Николаевна

Телекоммуникационные проекты интересны своей формой. Учащиеся активно включаются в работу уже на предварительном этапе. В статье рассматриваются этапы работы и необходимые требования к подготовке учителя и учащихся для работы в телекоммуникационных проектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon telekommu2006.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ СОШ № 69 им С. Есенина г. Липецка.

Информационные технологии могут выступать и как средство развития познавательных процессов, творческих способностей учащихся.

Огромный соблазн для учителя представляет чрезмерное использование мультимедийных обучающих программ и презентаций на уроках. С помощью таких средств можно "занять" большое количество времени, возлагая ответственность за его проведение на создателей этих программ. Однако конспектирование информации с экрана вредно для глаз, а "просто прочтение" не запоминается учащимися.

Современные средства информационных технологий  с одной стороны, позволяют школьникам и учителям самим создавать ресурсы, используемые в учебном процессе: обучающие презентации, тесты, учебные пособия, программы для компьютерного класса. Все эти средства могут создаваться учащимися под контролем учителя для последующего использования, что позволяет реализовать практические навыки, сформированные на уроках.

С другой стороны: средства информационных технологий позволяют внедрять метод проектного обучения для создания междисциплинарных проектов. Это позволяет сформировать опыт научно - исследовательской деятельности учащихся.

Широкие возможности применения метода проектов дают основание для существования множества его типов. Особое место в этой типологии занимают исследовательский  и телекоммуникационный проекты.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы и детализации ее положений в задачах, аргументированного выбора методов исследования, проведения различного рода экспериментов, глубокого осмысления полученной информации и формулирования выводов в соответствии с поставленными задачами.

Одной из форм работы с одаренными детьми является работа в телекоммуникационных проектах. Одаренные дети – неповторимые личности – становятся способными к научным изысканиям, когда начинают действовать вне школы, внешкольных, классных занятий. Осуществить такую работу можно в телекоммуникационных проектах.

Свое применение на практике эта деятельность приобретает сразу. Учитель становиться направляющим, перестает быть единственной инстанцией несения истины. Участие в сетевых проектах требует от учителя компетентности в своем предмете, ведь руководя работой учеников, решая поставленные задачи и имея достойных соперников, учитель получает оценку вместе с детьми. Участие в хорошо организованных проектах может повысить уровень знаний и интереса к предмету, сформировать адекватную оценку у ученика.

Такая работа формирует навыки сетевого взаимодействия, позволяет почувствовать обучающемуся возможности телекоммуникационной проектной деятельности, позволит познакомиться и поработать со сверстниками из других городов.

Телекоммуникационный проект.

Это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель - исследование какой-то проблемы; согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

  1. Телекоммуникационные проекты, как и проекты любого вида, могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.
  2. Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся.

        Что в таких случаях требуется от учителя? Это:

  • умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  • владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Ребенок может развивать свои потенциальные способности, природные задатки только при условии, если он будет иметь возможность работать в различных режимах, но с приоритетным акцентом на индивидуальной самостоятельной деятельности;
  • владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способностью генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
  • владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);
  • наконец, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

        От учащихся требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
  • владение компьютерной грамотностью, что предполагает:
  • умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
  • владение коммуникативными навыками;
  • умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
  • в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.

        Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникационной технологии?

  • умение войти в сеть (электронную почту);
  • умение составить и отправить по сети письмо;
  • умение "перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
  • структурировать полученные письма в специальной директории;
  • работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;
  • входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конференциях информацию;
  • пользоваться различными услугами Интернета.

        Я считаю, что участие в таких проектах способно развивать обучающихся и интеллектуально, и нравственно. Мои ученики участвуют в телекоммуникационных проектах с большим интересом и энтузиазмом. Выполняют задания, проявляют творчество.

Такими телекоммуникационными проектами я хочу назвать межрегиональные фестивали «Интернет и мы» г. Воронеж 2004, 2005 гг., «Родное Черноземье» г. Липецк 2004 г. и «Обучающие сетевые олимпиады по информатике ОСО-2006».

Для работы  в телекоммуникационных проектах необходимо предусмотреть следующие этапы:

I этап предварительный

Проводится важная педагогическая работа:

- подбор группы участников;

- выбор проблемной области;

- подбор задачи, учитывая интерес, посильная задача, способствующая развитию и становлению личности.

- подготовка визитки команды – приветствия партнеров;

      - выбор партнеров в сети. При этом важно учитывать требования к участникам совместного проекта. Они достаточно высоки, хотя имеет смысл сказать и о "правилах хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящимися на расстоянии, просто невозможна. Это, прежде всего:

  • доброжелательность при всех обстоятельствах;
  • обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
  • взаимопомощь в работе;
  • тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер научного исследования;
  • полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Проводится регистрация: для команды. Определяются:  название, исполнители, руководители объединенной команды, определяются контактные адреса, телефоны. Формулируется задача.

Этап включает:

  • Беседы с консультантом, чтение литературы;
  • Погружение ученика в проблему, которая породила задачу;
  • Понятным становится название задачи, каждый видит, понимает важность, реальность и актуальность представленной работы;
  • Развитие навыков работы в рабочих средах.
  • Обсуждение  участников команды в своей команде и в объединенной команде – на форуме с рассказом о проекте (организует учитель с целью – ознакомления учащихся  с разнообразием решения задачи, появляется возможность проверить правильность своих идей, контроль за соблюдением порядка выполнения работы).

2 этап Осмысление.

Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с преподавателями, распределяет ролевые функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля.

      Каждый ученик понимает важность, реальность, актуальность предстоящей работы, свою роль, конкретные действия, которые надо предпринять для реализации проекта, какие информационные источники, технологии и устройства необходимы.

3 этап Работа над проектом.

        На этом этапе основными формами деятельности являются подбор материала и создание презентации на уровне макета. Ученики углубляют свои знания, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют Internet; одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, принтером, проектором, фото- и видеокамерами. Ученики используют все знания, которые они получили на уроках. Все свои материалы учащиеся складывают в проектную папку.         Учитель консультирует учащихся по мере необходимости, контролирует степень сложности задачи для каждого, рекомендует литературу для самостоятельных занятий, направляет самостоятельную работу школьников.

        Эффективным контролирующим мероприятием в середине этапа III становится предварительная защита. Члены группы рассказывают о задаче, проделанной работе, демонстрируют текущее состояние презентации. При необходимости учитель может предложить учащимся пересмотреть некоторые положения и принципы выполнения работы. Предварительная защита выявляет и тех, кто по той или иной причине отстает от примерного поэтапного графика. Своевременное вмешательство учителя позволяет выправить положение. При положительной предварительной защите укрепляется уверенность в реальности получения хорошего результата, появляется дополнительная мотивация, ощущение собственной успешности.

4 этап Защита проекта.

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада в соответствии с созданной компьютерной презентацией, синхронизации по времени, отработке анимационных эффектов, проверке работы гиперссылок, видового и звукового рядов, распределении ролей и функций каждого участника группы на защите. Учителя проводят общий инструктаж по проведению защиты, просматривают проект и подготавливают учащихся группы к докладу, дают рекомендации. Выполняется комплексная проверка знаний и умений, полученных учащимися.

Защита проектов происходит в виде конференции, на которую приглашают учителей и учащихся других классов. Приглашение слушателей преследует две цели: образовательную (повышение мотивации к овладению компьютерными технологиями) и воспитательную (использование предметных терминов, правил ведения дискуссии). На защиту каждой группе отводится 5—7 минут, за которые учащиеся группы, поделив заранее между собой части сообщения, должны рассказать о проделанной работе по всем этапам.

5 этап Анализ проекта

Этот этап является самым важным, так как позволяет подвести итоги, обсудить вместе с детьми сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, планы на будущее.

        Если успешно выполнены все требования, то работа над проектом будет продолжена уже по графику оргкомитетов.

Учитель информатики Мещерякова Н.Н. 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие школьников в телекоммуникационном проекте «Travelling around Northern Ireland»

Участие обучающихся в телекоммуникационных проектах повышает их познаватиельный интерес к предмету, стимулирует к самостоятельному поиску информации, обогащает  знаниями, выходящими далеко за гра...

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ "Знатоки МиФики"

Данный проект, « Знатоки МиФики», предлагается  для учащихся 7-9 классов,...

Телекоммуникационный проект «Знатоки истории»

В 2006 году нами был реализован телекоммуникационный проект «Знатоки истории», посвященный 100-летию аграрной реформы П.А. Столыпина. Проект проходил на Омском образовательном портале по адресу:...

Всероссийский обучающий телекоммуникационный проект – конкурс «Разрабатываем систему менеджмента качества школы в условиях реализации ФГОС»

Аннотация проекта:Выбор тематики проекта определен актуальной проблемой, связанной с необходимостью разработки и внедрения системы менеджмента качества образования в соответствии с основной образовате...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Контроль и оценивание достижений обучающихся при работе над проектом на уроках английского языка

Контроль и оценивание достижений учащихся – это обычная процедура для современной системы преподавания. Чаще всего используются традиционные формы и методы: контрольные  и самостоятельные р...

Выступление на тему: "Роль учителя биологии в реализации воспитательного потенциала проекта внеурочных занятий "Разговоры о важном"

С 1 сентября 2022 года российские школы ждет много нововведений. Это не только еженедельная церемония исполнения гимна и поднятия флага, но и новый дополнительный предмет. Во всех школах страны в ново...