Пособие для изучения материала по теме «системы счисления»
методическая разработка по информатике и икт по теме

Столбова Юлия Викторовна
В пособии изложены основные сведения, для изучения материала по теме «системы счисления», методические рекомендации к выполнению заданий. Данное пособие предназначено для использования в работе преподавателей информатики в СПО 1 курса технического и гуманитарного профиля, а также для самостоятельного изучения предложенной темы студентами. Методику инновационной игры можно применить не только на занятиях, но и на итоговом контроле полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx242.47 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по науке и высшей школе при правительстве Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства»

Ю.В. Столбова

Информатика

Санкт-Петербург

2013 г.

Комитет по науке и высшей школе при правительстве Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства»

Ю.В. Столбова

Информатика

Допущено Региональным научно-методическим центром при Совете директоров ССУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве учебного пособия для студентов ОУ СПО, первого курса технического и гуманитарного профиля.

Санкт-Петербург

2013 г.

Столбова Ю.В. Информатика

Рецензенты:

  • Директор института №2 Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения А.Р. Бестугин.

  • Директор института №4 Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения А.П. Шепета.

В пособии изложены основные сведения, для изучения материала по теме «системы счисления», методические рекомендации к выполнению заданий. Данное пособие предназначено для использования в работе преподавателей информатики в СПО 1 курса технического и гуманитарного профиля, а также для самостоятельного изучения предложенной темы студентами. Методику инновационной игры можно применить не только на занятиях, но  и на итоговом контроле полученных знаний.

Содержание

Введение        

Системы счисления        

Непозиционные системы счисления        

Смешанные системы счислени        

Позиционные системы счисления        

Десятичная система счисления        

Двоичная система счисления        

Восьмеричная система счисления        

Шестнадцатеричная система счисления.        

Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую        

Основные правила перевода:        

ЗАДАНИЯ        

Проверь себя        

Использованный материал:        

Введение

Методика применения инновационной игры в преподавании курса «Информатика»

Современный рынок труда предъявляет новые повышения требования к качеству профессионального образования выпускников колледжа, основным результатом которого выступает компетентность будущих специалистов. Для достижения данной цели необходимо обеспечить условия перехода теоретического компонента обучения в профессионально-практический, который реализуется при выполнении лабораторных работ или практических занятий.

Данное методическое пособие разработано для студентов первого курса технического и гуманитарного профиля, для самостоятельного изучения темы «Системы счисления». Предоставлен подробный теоретический материал, отдельными разделами представлены карточки с заданиями и результаты вычислений.

При проведении инновационных лабораторных или практических  работ, в отличие от типовых, студентам сообщаются необходимые теоретические сведения, и предлагается самостоятельно продумать порядок проведения работы, определится с темой, подготовить материалы и, выполнив необходимое задание, подготовить отчет о проделанной работе.

«Нестатичность» уроков, смена деятельности, возможность творческого выбора и использование современных ИКТ значительно увеличивает интерес студентов к выполнению заданий, что в свою очередь приведет к более качественному изучению предмета.

Системы счисления

Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.

Система счисления:

  • даёт представления множества чисел (целых и/или вещественных);
  • даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление);
  • отражает алгебраическую и арифметическую структуру чисел.

Запись числа в некоторой системе счисления называется кодом числа.

Отдельную позицию в изображении числа принято называть разрядом, а номер позиции - номером разряда. Число разрядов в записи числа называется разрядностью и совпадает с его длиной.

Системы счисления подразделяются на:

  • позиционные,
  •  непозиционные 
  • смешанные.

В непозиционных системах счисления вес цифры не зависит от позиции, которую она занимает в числе.

 Римская система счисления является непозиционной системой. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква - V пять, X - десять, L - пятьдесят, C - сто, D - пятьсот, M - тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV. При записи чисел в римской системе счисления значением числа является алгебраическая сумма цифр, в него входящих. При этом цифры в записи числа следуют, как правило, в порядке убывания их значений, и не разрешается записывать рядом более трех одинаковых цифр. В том случае, когда за цифрой с большим значением следует цифра с меньшим, ее вклад в значение числа в целом является отрицательным. Типичные примеры, иллюстрирующие общие правила записи чисел в римской система счисления, приведены в таблице.

Таблица 1. Запись чисел в римской системе счисления

1

2

3

4

5

I

II

III

IV

V

6

7

8

9

10

VI

VII

VIII

IX

X

11

13

18

19

22

XI

XIII

XVIII

XIX

XXII

34

39

40

60

99

XXXIV

XXXIX

XL

LX

XCIX

200

438

649

999

1207

CC

CDXXXVIII

DCXLIX

CMXCIX

MCCVII

2045

3555

3678

3900

3999

MMXLV

MMMDLV

MMMDCLXXVIII

MMMCM

MMMCMXCIX

Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.

Денежные знаки — это пример смешанной системы счисления.

Сейчас в России используются монеты и купюры следующих номиналов: по 1, 5, 10, 50 копеек и по 1, 2, 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Чтобы получить некоторую сумму в рублях, нужно использовать некоторое количество денежных знаков различного достоинства.

Предположим, что пылесос стоит 6379 рублей. Для покупки можно использовать шесть купюр по тысяче рублей, три купюры по сто рублей, одну пятидесятирублёвую купюру, две десятки, одну пятирублёвую монету и две монеты по два рубля. Если записать количество купюр или монет, начиная с 1000 руб. и заканчивая одной копейкой, заменяя нулями неиспользуемые номиналы, то получится число 603121200000.

Если перемешать цифры в числе 603121200000, оно представит ложную цену пылесоса. Следовательно, такая запись относится к позиционным системам.

В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число.
Любая позиционная система характеризуется своим основанием. 
Основание позиционной системы счисления - это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
За основание можно принять любое натуральное число - два, три, четыре, шестнадцать и т.д. Следовательно, возможно бесконечное множество позиционных систем.

Примеры позиционной системы счисления - двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления и т. д.

Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли. Без нее вряд ли могла существовать, а тем более возникнуть современная техника. Причина, по которой десятичная система счисления стала общепринятой, вовсе не математическая. Люди привыкли считать в десятичной системе счисления, потому что у них по 10 пальцев на руках.

Древнее изображение десятичных цифр (рис. 1) не случайно: каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней. Например, 0 - углов нет, 1 - один угол, 2 - два угла и т.д. Написание десятичных цифр претерпело существенные изменения. Форма, которой мы пользуемся, установилась в XVI веке.

рис.1

Десятичная система впервые появилась в Индии примерно в VI веке новой эры. Индийская нумерация использовала девять числовых символов и нуль для обозначения пустой позиции. В ранних индийских рукописях, дошедших до нас, числа записывались в обратном порядке - наиболее значимая цифра ставилась справа. Но вскоре стало правилом располагать такую цифру с левой стороны. Особое значение придавалось нулевому символу, который вводился для позиционной системы обозначений. Индийская нумерация, включая нуль, дошла и до нашего времени. В Европе индусские приёмы десятичной арифметики получили распространение в начале ХIII в. благодаря работам итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи). Европейцы заимствовали индийскую систему счисления у арабов, назвав ее арабской. Это исторически неправильное название удерживается и поныне.

Десятичная система использует десять цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы “+” и “–” для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.

В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание - число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры - 0 и 1. Вопреки распространенному заблуждению, двоичная система счисления была придумана не инженерами-конструкторами ЭВМ, а математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в ХVII - ХIХ веках. Первое опубликованное обсуждение двоичной системы счисления принадлежит испанскому священнику Хуану Карамюэлю Лобковицу (1670 г.). Всеобщее внимание к этой системе привлекла статья немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница, опубликованная в 1703 г. В ней пояснялись двоичные операции сложения, вычитания, умножения и деления. Лейбниц не рекомендовал использовать эту систему для практических вычислений, но подчёркивал её важность для теоретических исследований. Со временем двоичная система счисления становится хорошо известной и получает развитие.

Выбор двоичной системы для применения в вычислительной технике объясняется тем, что электронные элементы - триггеры, из которых состоят микросхемы ЭВМ, могут находиться только в двух рабочих состояниях.

С помощью двоичной системы кодирования можно зафиксировать любые данные и знания. Это легко понять, если вспомнить принцип кодирования и передачи информации с помощью азбуки Морзе. Телеграфист, используя только два символа этой азбуки - точки и тире, может передать практически любой текст.

Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для человека: числа получаются длинными и их трудно записывать и запоминать. Конечно, можно перевести число в десятичную систему и записывать в таком виде, а потом, когда понадобится перевести обратно, но все эти переводы трудоёмки. Поэтому применяются системы счисления, родственные двоичной - восьмеричная и шестнадцатеричная.

Восьмеричная система счисления. В этой системе счисления 8 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Восьмеричная система счисления часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Характеризуется лёгким переводом восьмеричных чисел в двоичные и обратно, путём замены каждой цифры эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) Легко догадаться, что для перевода многозначного двоичного числа в восьмеричную систему нужно разбить его на триады справа налево и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой (таблица 2).

Пример:

6118 =011 001 0012

1 110 011 1012=14358 (4 триады)

Ранее восьмеричная система счисления широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.

Шестнадцатеричная система счисления.
Запись числа в восьмеричной системе счисления достаточно компактна, но еще компактнее она получается в шестнадцатеричной системе. В качестве первых 10 из 16 шестнадцатеричных цифр взяты привычные цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а вот в качестве остальных 6 цифр используют первые буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, F. Перевод из шестнадцатеричной системы в двоичную и обратно производится аналогично тому, как это делается для восьмеричной системы.

Ниже приведена таблица соответствия чисел, записанных в разных системах.

Таблица 2. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления

Десятичная

Двоичная

Восьмеричная

Шестнадцатеричная

1

001

1

1

2

010

2

2

3

011

3

3

4

100

4

4

5

101

5

5

6

110

6

6

7

111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

16

10000

20

10

Шестнадцатеричная система счисления широко используется в низкоуровневом программировании и компьютерной документации, поскольку в современных компьютерах минимальной единицей памяти является 8-битный байт, значения которого удобно записывать двумя шестнадцатеричными цифрами.


Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую

Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики.

Основные правила перевода:

1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:

Таблица 3. Степени числа 2

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

Пример: Число 111010002 перевести в десятичную систему счисления.

2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:

Таблица 4. Степени числа 8

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

1

8

64

512

4096

32768

262144

Пример: Число 750138 перевести в десятичную систему счисления.

3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:

При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:

Таблица 5. Степени числа 16

n (степень)

0

1

2

3

4

5

6

1

16

256

4096

65536

1048576

16777216

Пример: Число FDA116 перевести в десятичную систему счисления.

4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число 2210 перевести в двоичную систему счисления.

 

5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число  57110 перевести в восьмеричную систему счисления.

 

6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.

Пример. Число  746710 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.

7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (таблица 2).

Пример. Число 10010112 перевести в восьмеричную систему счисления.

8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой(таблица 2).

Пример. Число 10111000112 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.

9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.

Пример. Число 5318 перевести в двоичную систему счисления.

10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.

Пример. Число ЕЕ816  перевести в двоичную систему счисления.

11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.

Пример 1. Число FEA16 перевести в восьмеричную систему счисления.

Пример 2. Число 66358 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.


После теоритического материала, раздаются карточки с заданием.

ЗАДАНИЯ

Задание 1

Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.  

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

112510

25410

5410

36510

75010

35110

805110

12810

99810

6410

26910

111010

7510

63510

82410

58210

6910

756110

55410

40310

4010

56810

510310

91210

35310

6 вариант

7 вариант

8 вариант

9 вариант

10 вариант

206810

9210

85110

10710

63410

5310

78310

90510

501110

24610

42910

350910

75410

10910

6310

51010

98610

12310

603810

4710

95610

20410

3510

408710

13510

Задание 2

Перевести числа из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

1001112

110112

7358

43028

95А16

FD116

1110012

1000112

2148

76018

DC616

45A16

1011102

111102

3528

71408

AC916

10F16

1101012

110012

2038

45078

73B16

CA116

1011002

101002

1178

70258

FD016

52116

6 вариант

7 вариант

8 вариант

9 вариант

10 вариант

1100112

101012

2648

13758

6А216

D9016

1010112

110002

3608

14578

СA816

34F16

1110002

100012

5308

23518

F3116

D4A16

1101102

101102

3468

35728

AA316

59C16

1111012

110102

4528

25038

В5816

69А16

Задание 3

Перевести числа из разных систем счисления в десятичную систему счисления и по полученным результатам на листочке построить график в системе координат.

Вариант 1

х

у

10000(2)

10(16)

 D(16)

20(8)

1010(2)

17(8)

10(8)

1111(2)

110(2)

11(16)

5(16)

10000(2)

6(16)

16(8)

101(2)

1100(2)

6(8)

B(16)

1000(2)

15(8)

14(8)

1011(2)

1101(2)

11(8)

1111(2)

9(16)

20(8)

13(8)

10010(2)

1011(2)

24(8)

D(16)

13(16)

1110(2)

12(16)

F(16)

10(16)

20(8)

17(8)

10001(2)

12(8)

21(8)

1001(2)

1111(2)

      Вариант 2

3 графика в одной системе координат

х

у

1

10(2)

B(16)

100(2)

14(8)

10(8)

12(8)

1011(2)

C(16)

1111(2)

13(8)

11(16)

110(2)

10011(2)

111(2)

2

1000(2)

A(16)

A(16)

10010(2)

D(16)

21(8)

F(16)

1111(2)

10001(2)

11(16)

3

13(8)

14(8)

1101(2)

23(8)

15(8)

14(16)

16(8)

10101(2)

1111(2)

15(16)

20(8)

24(8)

10000(2)

13(16)

17(8)

22(8)

1110(2)

12(16)

1101(2)

10011(2)

Вариант 3

х

у

11(8)

10000(2)

12(8)

15(8)

110(2)

10(8)

6(16)

111(2)

1010(2)

7(8)

16(8)

А(16)

10010(2)

1011(2)

24(8)

E(16)

17(16)

10000(2)

30(8)

12(16)

10001(2)

21(8)

13(16)

10101(2)

22(8)

1A(16)

11(16)

32(8)

15(8)

15(16)

D(16)

17(10)

13(8)

10011(2)

1010(2)

23(8)

1001(2)

10010(2)

11(8)

10001(2)

1000(2)

21(8)

9(16)

10(16)

Вариант 4

х

у

10010(2)

17(8)

10(16)

17(10)

16(8)

10001(2)

21(8)

13(16)

11(16)

25(8)

20(8)

16(16)

Е(16)

10101(2)

1100(2)

26(8)

1010(2)

17(16)

12(10)

10011(2)

11(8)

22(8)

14(8)

12(16)

А(16)

21(8)

1001(2)

F(16)

12(8)

10011(2)

23(8)

С(16)

11(10)

В(16)

1110(2)

1011(2)

10000(2)

13(8)

22(8)

1100(2)

15(16)

10(16)

10010(2)

1111(2)

Вариант 5

х

у

1110(2)

1010(2)

1101(2)

1011(2)

B(16)

13(8)

1100(2)

D(16)

13(8)

15(8)

12(8)

10000(2)

1101(2)

20(8)

E(16)

10010(2)

20(8)

1111(2)

10(16)

10101(2)

10100(2)

24(8)

10001(2)

10011(2)

22(8)

17(8)

10011(2)

14(10)

13(16)

14(8)

21(8)

A(16)

10000(2)

1010(2)

F(16)

11(2)

11(16)

10(2)

16(8)

2(16)

E(16)

3(8)

1110(2)

12(8)

          Вариант 6

х

у

1111(2)

13(8)

20(8)

1100(2)

10(16)

15(8)

F(16)

10000(2)

1110(2)

11(16)

17(8)

10010(2)

16(10)

12(16)

10011(2)

14(16)

21(8)

18(10)

13(16)

22(8)

10000(2)

10001(2)

17(10)

10(16)

25(8)

15(10)

10110(2)

D(16)

16(16)

14(8)

10111(2)

1101(2)

26(8)

1011(2)

21(8)

B(16)

23(8)

C(16)

10010(2)

15(8)

20(8)

13(8)

1111(2)

11(10)

Вариант 7

х

у

1111(2)

F(16)

101(2)

20(8)

17(8)

1F(16)

1110(2)

21(8)

F(16)

1111(2)

110(2)

15(10)

7(16)

E(16)

1001(2)

15(8)

B(16)

13(8)

14(8)

1011(2)

17(8)

11(10)

10010(2)

B(16)

14(16)

13(8)

10110(2)

1100(2)

11001(2)

D(16)

33(8)

16(8)

11100(2)

17(8)

6(8)

15(10)

F(16)

1111(2)

17(8)

37(8)

1B(16)

11(16)

15(10)

17(8)

          Вариант 8

х

у

110(2)

22(8)

101(2)

11(16)

5(8)

20(8)

100(2)

F(16)

5(16)

17(8)

101(2)

1110(2)

11(2)

А(16)

5(16)

101(2)

1101(2)

3(8)

23(8)

1000(2)

17(16)

10(8)

30(8)

9(16)

10000(2)

13(8)

11001(2)

21(8)

15(8)

12(16)

14(8)

10001(2)

1010(2)

D(16)

1001(2)

13(10)

8(16)

16(8)

11(8)

10(16)

1000(2)

22(8)

110(2)

10010(2)

Вариант 9

х

у

1001(2)

1011(2)

110(2)

В(16)

6(8)

А(16)

1101(2)

12(8)

15(8)

13(8)

1010(2)

1010(2)

1111(2)

10001(2)

14(8)

13(16)

9(16)

10101(2)

12(8)

16(16)

1010(2)

27(8)

1001(2)

18(16)

10(8)

30(8)

111(2)

11000(2)

6(16)

10111(2)

10(2)

27(8)

100(2)

15(16)

7(8)

22(8)

11(8)

10000(2)

1001(2)

14(16)

1110(2)

21(8)

11(8)

В(16)

          Вариант 10

х

у

11(2)

12(8)

101(2)

В(16)

21(8)

1100(2)

12(16)

15(8)

10101(2)

17(8)

19(16)

1111(2)

26(8)

1101(2)

10100(2)

13(8)

13(16)

1010(2)

110(2)

А(16)

3(16)

12(8)

10(10)

14(8)

17(8)

10000(2)

10001(2)

10(16)

16(8)

С(16)

А(16)

1010(2)

1100(2)

11(8)

Е(16)

1000(2)

20(8)

7(16)

22(8)

111(2)

11(16)

10(8)

F(16)

12(8)

Проверь себя

Задание 1

1 вариант

112510 = 100011001012

112510 = 21458

112510 = 46516

25410 = 111111102

25410 = 3768

25410 = FE16

5410 = 1101102

5410 = 668

5410 = 3616

36510 = 1011011012

36510 = 5558

36510 = 16D16

75010 = 10111011102

75010 = 13568

75010 = 2EE16

2 вариант

35110 = 1010111112

35110 = 5378

35110 = 15F16

805110 = 11111011100112

805110 = 175638

805110 = 1F7316

12810 = 100000002

12810 = 2008

12810 = 8016

99810 = 11111001102

99810 = 17468

99810 = 3E616

6410 = 10000002

6410 = 1008

6410 = 4016

3 вариант

26910 = 1000011012

26910 = 4158

26910 = 10D16

111010 = 100010101102

111010 = 21268

111010 = 45616

7510 = 10010112

7510 = 1138

7510 = 4B16

63510 = 10011110112

63510 = 11738

63510 = 27B16

82410 = 11001110002

82410 = 14708

82410 = 33816

4 вариант

58210 = 10010001102

58210 = 11068

58210 = 24616

6910 = 10001012

6910 = 1058

6910 = 4516

756110 = 11101100010012

756110 = 166118

756110 = 1D8916

55410 = 10001010102

55410 = 10528

55410 = 22A16

40310 = 1100100112

40310 = 6238

40310 = 19316

5 вариант

4010 = 1010002

4010 = 508

4010 = 2816

56810 = 10001110002

56810 = 10708

56810 = 23816

510310 = 10011111011112

510310 = 117578

510310 = 13EF16

91210 = 11100100002

91210 = 16208

91210 = 39016

35310 = 1011000012

35310 = 5418

35310 = 16116

6 вариант

206810 = 1000000101002

206810 = 40248

206810 = 81416

9210 = 10111002

9210 = 1348

9210 = 5C16

85110 = 11010100112

85110 = 15238

85110 = 35316

10710 = 11010112

10710 = 1538

10710 = 6B16

63410 = 10011110102

63410 = 11728

63410 = 27A16

7 вариант

5310 = 1101012

5310 = 658

5310 = 3516

78310 = 11000011112

78310 = 14178

78310 = 30F16

90510 = 11100010012

90510 = 16118

90510 = 38916

501110 = 10011100100112

501110 = 116238

501110 = 139316

24610 = 111101102

24610 = 3668

24610 = F616

8 вариант

42910 = 1101011012

42910 = 6558

42910 = 1AD16

350910 = 1101101101012

350910 = 66658

350910 = DB516

75410 = 10111100102

75410 = 13628

75410 = 2F216

10910 = 11011012

10910 = 1558

10910 = 6D16

6310 = 1111112

6310 = 778

6310 = 3F16

9 вариант

51010 = 1111111102

51010 = 7768

51010 = 1FE16

98610 = 11110110102

98610 = 17328

98610 = 3DA16

12310 = 11110112

12310 = 1738

12310 = 7B16

603810 = 10111100101102

603810 = 136268

603810 = 179616

4710 = 1011112

4710 = 578

4710 = 2F16

10 вариант

95610 = 11101111002

95610 = 16748

95610 = 3BC16

20410 = 110011002

20410 = 3148

20410 = CC16

3510 = 1000112

3510 = 438

3510 = 2316

408710 = 1111111101112

408710 = 77678

408710 = FF716

13510 = 100001112

13510 = 2078

13510 = 8716

Задание 2

1 вариант

1001112 = 3910

110112 = 2710

7358 = 47710

43028 = 224210

95A16 = 239410

FD116 = 404910

2 вариант

1110012 = 5710

1000112 = 3510

2148 = 14010

76018 = 396910

DC616 = 352610

45A16 = 111410

3 вариант

1011102 = 4610

111102 = 3010

3528 = 23410

71408 = 368010

AC916 = 276110

10F16 = 27110

4 вариант

1101012 = 5310

110012 = 2510

2038 = 13110

45078 = 237510

73B16 = 185110

CA116 = 323310

5 вариант

1011002 = 4410

101002 = 2010

1178 = 7910

70258 = 360510

FD016 = 404810

52116 = 131310

6 вариант

1100112 = 5110

101012 = 2110

2648 = 18010

13758 = 76510

6A216 = 169810

D9016 = 347210

7 вариант

1010112 = 4310

110002 = 2410

3608 = 24010

14578 = 81510

CA816 = 324010

34F16 = 84710

8 вариант

1110002 = 5610

100012 = 1710

5308 = 34410

23518 = 125710

F3116 = 388910

D4A16 = 340210

9 вариант

1101102 = 5410

101102 = 2210

3468 = 23010

35728 = 191410

AA316 = 272310

59C16 = 143610

10 вариант

1111012 = 6110

110102 = 2610

4528 = 29810

25038 = 134710

B5816 = 290410

69A16 = 169010

Задание 3

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Использованный материал:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. Мультимедийный электронный учебник

http://inf.e-alekseev.ru/text/Schisl_perevod.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Системы счисления"

Данный материал можно использовать как для отработки знаний учащихся, так и для объяснения нового материала....

Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"

В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....

Дидактический материал то теме "Системы счисления"

Таблицы сложения и умножения для 2-ой, 8-ричной и 16-ричной систем счисления...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Изучение темы "Системы счисления": методическое пособие. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. –54 с.

В пособии представлен методический материал для ученика и для учителя, который поможет при изучении темы "Системы счисления" в школьном курсе информатики....

Раздаточный материал по теме "Системы счисления".

Раздаточный материал по теме "Системы счисления"....