Нетрадиционные уроки: создание обучающей среды для повышения качества обучения.
учебно-методический материал по информатике и икт по теме

Клементьева Наталья Викторовна

         В современном мире у обучающихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы, в том числе и информатике как базового курса школьной программы. Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в настоящее время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало труднее. Современная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные уроки:

создание обучающей среды для повышения качества обучения

                В современном мире у обучающихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы, в том числе и информатике как базового курса школьной программы. Особый интерес представляют вопросы, связанные с применением информационных технологий в образовании, так как в настоящее время обычными методами обучения удовлетворить индивидуальные запросы обучающихся стало труднее. Одним из самых доступных средств  в данном случае является использование компьютера. При изучении информационных технологий и услуг сети Интернет у учеников повышается кругозор знаний, также они получают практические навыки работы с персональным компьютером и сетью Интернет, что обязательно пригодится им в дальнейшей жизни. Сегодняшние ученики школ достаточно активно интересуются информационными и Интернет технологиями, сеть Интернет в данном случае выступает отличным средством для развития их творческих способностей.
        Ученые, занимающиеся проблемами информатизации школьного образования, придерживаются точки зрения, что школьный курс информатики хронологически распадается на три части: пропедевтическую, общеобразовательную и профильно-ориентированную. Таким образом, чтобы получить полноценное научное мировоззрение, развить свои творческие способности, обучающиеся должны овладеть основами компьютерного математического моделирования, уметь применять полученные знания в учебной и профессиональной деятельности. В этом им призваны помочь нетрадиционные формы обучения данному предмету.

        Современная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм урока.

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и к информатике и, тем самым, повысить эффективность обучения.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. Особенно интересны игровые уроки. На них в увлекательной и игровой форме  можно дать ученикам тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлёкшись, ребёнок и не замечает, что учится – он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации. А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит их толковый организатор. Однако использование игровых технологий не позволяет изучить предмет «играючи», лёгких путей в науку не бывает, тем не менее надо искать все возможности для учения с интересом.

Нетрадиционную форму урока можно рассматривать как одну из форм, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Это попытка повышения эффективности обучения, возможность свести  воедино  и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для обучающихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое  состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя  нетрадиционный урок, с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, с другой стороны – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

        Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нетрадиционными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, так  как  в неё можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы обучающихся.
        При подготовке нетрадиционных уроков важно придерживаться  следующих принципов:

  • в организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении - от рутины и формализма;
  • необходимо максимально вовлечь обучающихся класса (группы) в активную деятельность на уроке;
  • основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность;
  • важно поддерживать множественность мнений, альтернативность;
  • нужно развивать отношения взаимопонимания с учениками;
  • педагог должен уважительно относиться не только к детскому знанию, но и к незнанию;
  • необходимо использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

        Форм нетрадиционных уроков много. Существующая в педагогической теории их классификация неоднозначна и неполна. Я перечислю те виды нетрадиционных уроков,  которые использую в своей работе наиболее часто:

  • уроки-игры;
  • уроки-дискуссии, конференции;
  • уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
  • уроки-семинары.

        Такие формы урока я использую во время проведения предметного месячника по математике, физике и информатике. Выставки ребусов, стенгазет, выступления с докладами, уроки-викторины, КВНы и другие формы занятий интересны детям и они с удовольствием принимают участие в их подготовке.        В своей работе нетрадиционные уроки я стараюсь проводить как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.  Как правило, они посвящены какой-то конкретной теме, и   для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном  счете, приведёт к падению у обучающихся интереса к предмету и учёбе. 

        Уроки нетрадиционной формы приносят пользу только тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков.
Я считаю, что такие формы помогают повысить активность детей на уроке, развить их внимание, а, следовательно, улучшить успеваемость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репортаж с урока как одно из средств повышения качества обучения

«Настоящий учитель не будет запрещать приносить мобильный телефон на урок. Он придумает, как можно этот телефон использовать с пользой для обучения,»- подобное высказывание я увидела как-то в ин...

Использование деятельностного подхода и современных технологий на уроках математики и физики - фактор повышения качества обучения и воспитания.

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя.Современное образование отказывается от традиционного представления резул...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?Здесь на помощь прихо...

Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качества обучения иностранным языкам»

Сообщение на тему " Возможности предоставляемые информационно-образовательной средой для повышения качкства обучения иностранным языкам"...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС...

Использование нетрадиционных форм урока как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?...