Репортаж с урока как одно из средств повышения качества обучения
статья по русскому языку по теме

Сенькина Елена Владимировна

 

«Настоящий учитель не будет запрещать приносить мобильный телефон на урок. Он придумает, как можно этот телефон использовать с пользой для обучения,»- подобное высказывание я увидела как-то в интернете и подумала: « Здорово!»

Функции некоторых телефонов сегодня  впечатляют: фото, видео, интернет…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.32 КБ
Файл v_pomoshch_reporteru.docx21.99 КБ
Файл kriterii_ocenki.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Мобильный телефон: запрещаем или «приручаем»?

(Репортаж с урока как одно из средств повышения качества обучения)

«Настоящий учитель не будет запрещать приносить мобильный телефон на урок. Он придумает, как можно этот телефон использовать с пользой для обучения,»- подобное высказывание я увидела как-то в интернете и подумала: « Здорово!»

Функции некоторых телефонов сегодня  впечатляют: фото, видео, интернет…

В прошлом году в качестве домашнего задания после темы «Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля.» предложила снять  камерой мобильного телефона видеорепортаж с урока. Договорилась с некоторыми преподавателями, чтобы они разрешили снимать на своем уроке. Они согласились с условием, что съемка  никак не повлияет на ход урока (прежде всего дисциплина) и отснятый материал никогда не попадет в интернет.

Обсуждая  итог работы со студентами, было высказаны следующие мнения:

съемка репортажа дает  возможность

  1. проанализировать урок и свою деятельность на уроке,  не только отвечая на стандартный вопрос урока: «Достигнута ли цель?» (см. рекомендации репортеру  -вопросы для интервью)
  2. сразу же после урока коротко воспроизвести ключевые моменты занятия (то есть некоторым образом повторить- закрепить материал)

Преподаватели отметили, что подобная работа помогла

  1.  взглянуть на урок глазами студентов (некоторые преподаватели, например,  вынуждены были согласиться с интервьюируемыми, что иногда непонятно формулируют вопрос)
  2. проанализировать результативность урока
  3. выявить материал, вызвавший наибольшее затруднение и др.

Кроме того, как преподаватели, так и студенты, зная, что на уроке будет съемка, тщательнее к нему готовились.

 В этом году мы проводим  конкурс репортажей. Думаю, полезных выводов, творческих находок и  интересных идей будет больше.

Итак, снимаем РЕПОРТАЖ С УРОКА

Цель: формирование навыков практического использования публицистического стиля при создании видеорепортажа.

Задачи:

обучающие:

  1. расширение сведений об  особенностях публицистических жанров

развивающие:

развить:

  1. навыки грамотной устной речи
  2. умения пользоваться средствами публицистического стиля для эмоционального воздействия на зрителя,
  3. ораторские способности,
  4. умение работать в команде(репортер-оператор)
  5. умения анализировать ход урока, полученные на уроке  знания, возникающие трудности усвоения материала и пути их преодоления
  6. творческие способности, критическое, образное мышление, коммуникативные умения и  навыки

воспитательные:

  1. воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Ожидаемый результат:

  1. повышение мотивации к самообучению;
  2. формирование новых компетенций;
  3. развитие навыков грамотного (как с точки зрения норм русского языка, так и с точки зрения этики) общения
  4. реализация творческого потенциала;
  5. повышение личностной самооценки;
  6. развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств
  7. развитие навыков публичных выступлений
  8. развитие умения анализировать ход урока, полученные знания, возникающие трудности с усвоением материала



Предварительный просмотр:

В помощь  репортеру:

Основная цель вашего видеорепортажа- рассказать о том, как прошел урок, что интересного (важного, нового) узнали студенты.

Начните с сообщения о том, ГДЕ  и КОГДА происходят события, о которых планируете рассказать (предмет, тема урока, дата).

Составляющими видеопродукта могут быть:

  1. Собственно репортаж с места событий (фрагмент урока)
  2. Стендап (см.ниже)
  3. Интервью с участниками урока (студенты, преподаватель)

!Учтите, что видеосъемка может вестись только с согласия преподавателя и отвечающего (подберите убедительные аргументы ,чтобы получит согласие).!

Работа в кадре

 

 Основные рекомендации

 

1. В кадре выигрышнее смотрится тот, кто стремится общаться со зрителем, а не просто проговаривает заученные слова. Если трудно общаться с камерой, иногда рекомендуют представлять за объективом своих знакомых.

2. Произносить текст рекомендуется умеренно эмоционально. Основной посыл: «Я знаю нечто интересное и хочу рассказать это вам».

3. Смотреть нужно в основном в объектив. Но взгляд не должен быть «стеклянным», в частности, следует не забывать моргать.

4. Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу и т.п.

5. Однако фигура человека в кадре не должна быть «замороженной». Нужно не переставать «жить». Естественные движения корпуса делают речь убедительней.

6. Нужно продумать, чем занять руки, если в них нет микрофона.

7. Жесты руками добавляют убедительности, но есть смысл их прорепетировать и обсудить с оператором.

8. В телеэфире нужно стараться проговаривать все звуки. Это достигается с помощью более активной, чем при обычной речи, артикуляции. Примечание: активная артикуляция не только не портит внешность человека в кадре, но чаще наоборот – добавляет его речи убедительности. Во всяком случае, это лучше, чем «парализованные» губы и челюсти.

 

Стендап

  

Стендап (англ. standup – стойка) - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.

 Стендап — это законченное, самостоятельное действие внутри репортажа, которое тесно связано с другими его частями. В стендапе репортер обращается к зрителям, а не беседует со своими героями.

   Стендап делают для того, чтобы:

  1. сделать лицо корреспондента узнаваемым,
  2. подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события,
  3. подвести итог или рассказать о перспективах событий;
  4. привлечь внимание зрителя к важной информации;
  5. показать интересный объект;
  6. плавно перейти от одной части сюжета к другой;
  7. решить проблему нехватки видеоряда.

 

Основные требования к стендапу:

  1. продолжительность не более 20 секунд;
  2. фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
  3. текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
  4. текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.

 

Типы стендапов

  1. Стендап в начале сюжета
  2. Стендап в середине сюжета («мостик»)
  3. Стендап в конце сюжета(используется как концовка или как анонс продолжения темы).

 

Стендап можно снять:

- стоя;

- сидя;

- в движении.

Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать стендап на фоне чего-то статичного, чем на фоне людей, особенно если они делают что-то интересное.

 

Что нужно помнить:

  1. постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
  2. будьте свободным, не напрягайтесь;
  3. смотрите в камеру;
  4. будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
  5. в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
  6. запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
  7. объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;

 

Постарайтесь НЕ:

  1. не выучивайте текст стендапа наизусть;
  2. не ставьте знаки препинания кивком головы;
  3. не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
  4. не думайте о микрофоне в кадре;
  5. не надевайте солнцезащитные очки;
  6. не делайте стендап в головном уборе даже в мороз.

Интервью (от англ. interview — встреча, свидание):

Это  из самых распространённых жанров журналистского творчества.

Психологическая подготовка к интервью очень важна как для репортера, так и для героя репортажа. Настройтесь сами и постарайтесь убедить интервьюируемого в том, что беседа будет полезна  и для него .

Интервью может провалиться по многим причинам, но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов Продумайте систему вопросов для собеседника.

Первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

Составьте список последующих вопросов ,главные из них во время интервью держите наготове на случай внезапного провала памяти.

Возможные вопросы:

  1. Было ли психологически комфортно на занятии?
  2. Что нового узнали (чему научились) на уроке?
  3. Что показалось особенно интересным?
  4. Как полученные знания (умения) могут пригодиться в дальнейшем?
  5. Весь ли материал усвоен?
  6. Что вызвало затруднение (какой материал непонятен)?
  7. Как планируете восполнить оставшиеся пробелы?

 И др.

При подготовке к интервью учитывайте:

  1. определение цели интервью и характера необходимых сведений
    изучение предмета интервью и собеседника
  2. предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов
  3. формулирование вопросов таким образом, чтобы исключить возможность уклонения от ответа
  4. предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов
  5. соблюдение этики общения

Помните, что  журналистский труд требует  хорошей памяти, внимания, наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности.


Примеры видеорепортажей в сети интернет:

http://www.youtube.com/watch?v=Zz-Nhn-yC90

http://www.youtube.com/watch?v=w5PB30jve2Q&list=PL1C069122B7D184E0&index=1

http://www.youtube.com/watch?v=BG-jRaH6eAo

 

Репортажи с уроков русского языка (статьи)

http://sosh24.ucoz.ru/load/reportazhi_s_urokov_russkogo_jazyka/1-1-0-19

Источники:

http://al-dedov.narod.ru/infa/standup.htm



Предварительный просмотр:

Критерии оценки:

Критерии оценки видеорепортажа

Кол-во баллов

Показатели

Логичность изложения материала, взаимосвязанность частей репортажа

0

3

5

Логика изложения отсутствует

Отмечены частичные нарушения логики изложения

Текст репортажа, переходы от одной части к другой  логически выдержаны.

Внешний вид репортера, манера поведения в кадре.

0

3

5

Репортер явно не владеет ситуацией,  не использует средства установки контакта с аудиторией, скованно ведет диалог

. Сценарий репортажа, вопросы для интервью, текст стендапа  не продуман.

Внешний вид  и манера держаться в целом соответствуют обстановке, репортер в целом  владеет ситуацией, достаточно быстро находит выход из непредвиденных обстоятельств,  использует некоторые приемы установления контакта с аудиторией, вступает в диалог

 

Внешний вид  безупречен, репортер держится уверенно, владеет ситуацией, готов к непредвиденным поворотам и умеет находить из них выход. Репортер  легко устанавливает контакт с аудиторией, использует разнообразные приемы для привлечения внимания (вербальные, невербальные, образные)

Речь репортера.

0

3

5

Речь нелогична, однообразна, монотонна, имеет нарушения речевых норм и речевого этикета

 Допущены небольшие нарушения логики изложения, допущены единичные речевые ошибки, в целом соблюдается речевой этикет.

Выступление развернутое, логически выстроенное, разнообразен синтаксический строй, отсутствуют речевые ошибки ,соблюден речевой этикет, речь яркая, выразительная, эмоциональная.

Творческий подход

0

3

5

Отсутствует творческий подход.

подход автора.

Представлен интересный, творческий подход к репортажу, есть авторские находки.

Техническое качество материала  (звук, видео)

0

3

5

Неудовлетворительное качество материала

В целом хорошее качество материала, незначительное ухудшение звука или качества картинки.

Хорошее качество  как звука, так и видео.

Максимальное количество баллов 25.

Оценка «5» 20-25 баллов

 Оценка «4» 15-20 баллов

Оценка «3» 10-15 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как одно из средств повышения качества обучения

Статья содержит примеры задач краеведческой направленности для 5 класса...

Использование информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращ...

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...

«Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения»

Актуальность. Значимость этой темы очевидна, так как игровой и соревновательный методы одни из массовых, эмоциональных и привлекательных методов физической культуры.Главная цель всех занятий, в т...

Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения

Выступление на РМО. Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры, как средство повышения качества обучения...

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения.

Проектная деятельность на уроках русского языка как средство повышения качества обучения. В основе технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать ...