Спецкурс "Основы программирования на Паскале"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Курс по программированию для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, универсальный профиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Основы алгоритмизации и программирования» является расширением курса «Информатика и ИКТ». Курс ведется за счет школьного компонента и рассчитан на 68 часов (по 34 часа в 10 и 11 классе).
Изменение взглядов на предмет информатики как науки, её место в системе научного знания требует существенных изменений в содержании образования по информатике. В связи с этим особую актуальность приобретают раскрытие личностных резервов учащихся и создание соответствующей среды.
Никакая система задач, какой бы хорошей она ни была, никакие тренинги памяти, внимания и т. п. не дают того эффекта, который возникает в случае, если учащиеся осознают необходимость решения тех или иных задач, если у них появляется острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если они видят смысл в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Содержание обучения, представленное в программе элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов — блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов — способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
Проявления трудолюбия, целеустремленности и одухотворённости, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования», стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Концепция курса
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
В рамках предлагаемого элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования» изучение основ программирования на языке Pascal — это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса:
- понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
- овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
- научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Pascal.
Задачи курса:
- познакомить с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
- научить составлять и читать блок-схемы;
- сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;
- изучить основные конструкции языка программирования Pascal, позволяющие работать с простыми скалярными и составными (массивами, файлами, множествами, строками) типами данных;
- научить работать с графическими средствами языка программирования Pascal;
- научить применять подпрограммы при написании программ на языке программирования Pascal;
- научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Методы обучения
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у старшеклассников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка — обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.
Формы организации учебных занятий
Организация учебного процесса предусматривает наличие двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм:
- урочная форма, когда учитель во время урока объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания.
Планируемые результаты курса
В рамках курса «Основы алгоритмизации и программирования» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- умеют составлять алгоритмы для решения задач;
- умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
- владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
- умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Основы алгоритмизации и программирования» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
- алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;
- программа должна выполнять поставленные задачи;
- по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).
Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;
- итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он организуется в форме защиты творческих работ. По усмотрению учащихся как сами работы, так и полученные отзывы могут использоваться для комплектации портфолио.
Аппаратное обеспечение:
- IBM PC-совместимый компьютер.
- Процессор не ниже Pentium-100.
- Оперативная память не меньше 16 Мб.
Программное обеспечение:
- Операционная система: Windows 2000 (или выше).
- Одна из сред разработки:
Borland Pascal 7.0,
Turbo Pascal 7.0,
Free Pascal 2.0 (или выше),
TMT Pascal 3.9 (или выше).
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Основы языка программирования | 3 | |
Основные сведения о ЯП. Типы алгоритмов. | 1 | ||
Переменные, константы, описания типов в Паскале. | 1 | ||
Структура программы. Ввод и вывод данных | 1 | ||
2 | Встроенные функции, операторы. | 12 | |
Встроенные функции. Запись математических выражений. | 1 | ||
Условный оператор. | 1 | ||
Решение задач с применением условного оператора. | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С1. | 1 | ||
Цикл с параметром. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с параметром. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Цикл с предусловием. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с предусловием. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Цикл с послеусловием. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с послеусловием. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Обобщающий урок. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
3 | Регулярный тип данных | 14 | |
Одномерные массивы. Правила заполнения. | 1 | ||
Работа с элементами массива | 1 | ||
Основные алгоритмы обработки массивов. Поиск элементов. | 1 | ||
Сортировка элементов массива. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С2 | 1 | ||
Обобщающий урок. | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
Двумерные массивы. Правила заполнения. | 1 | ||
Работа с элементами двумерного массива. | 1 | ||
Поиск элементов. | 1 | ||
Сортировка элементов массива. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С2 | 1 | ||
Обобщающий урок. | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
4 | Повторение | 1 | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
6 | Резерв времени | 3 |
11 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Введение. Повторение. | 1 | |
2 | Строковый и символьный тип данных. | 5 | |
Строковый и символьный тип данных. | 1 | ||
Стандартные процедуры и функции для работы со строками. | 3 | ||
Функции преобразования типов | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
3 | Подпрограммы | 7 | |
Понятие процедуры | 1 | ||
Решение задач с применением процедур | 1 | ||
Понятие функции. | 1 | ||
Решение задач с применением процедур и функций (задания ЕГЭ В14) | 1 | ||
Рекурсия. | 2 | ||
1 | |||
4 | Множества. Записи | 4 | |
Структурированный тип данных –множества. | 1 | ||
Структурированный тип данных – запись. | 1 | ||
Решение задач. | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
5 | Файловый тип данных | 7 | |
Файловый тип данных. Операции для работы с файлами. | 1 | ||
Обработка текстовых файлов. | 2 | ||
Обработка типизированных файлов | 2 | ||
Решение задач (ЕГЭ С4) | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Ефимова О, Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2000. – 432с.
- Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 135 с.
- Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 116 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данному курсу
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами;
- решать задачи с применением операторов цикла и комбинированных задач;
- решать задачи с использованием структурированных переменных;
- решать прикладные задачи с использованием подпрограмм записывать выражения по правилам языка;
- составлять, читать, модифицировать программы на языке Паскаль
Должны знать:
- структуры операторов и особенностей работы основные составляющие языка Паскаль;
- основные процедуры и функции работы с массивами, строками, множествами, записями и файлами типы данных и их представление в памяти;
- структуру и методику создания и применения подпрограмм управляющие конструкции (ветвление, циклы);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29638.jpg)
Разноуровневые задания по программированию на Паскале
Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...
Сборник задач для программирования в Паскале
Задания можно использовать на уроках или во время подготовки к ГИА....
Практическая работа "Встроенный задачник" (Программирование на Паскале)
Практическая работа "Встроенный задачник " составлена по материалам книги "PascalABC в теории и практики " В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для работы в программе PascalABC по теме "Линейные" алгор...
Практическая работа "Целые числа" (программирование на Паскале), 9 класс
Практическая работа "Целые числа" составлена по материалам книги "PascalABC в теории и практики" В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для освоения учащимися нахождения целой части и остатка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-342536-1385737338.gif)
Программирование на Паскале - первый уровень. Простые (линейные) программы
Данная презентация является вводной при изучении программирования на языке Паскаль. Учащиеся знакомятся с простыми (линейными) программами. На уроке идет разбор данных программ. Рассматриваются операт...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39895.jpg)
Программирование на Паскале
В учебно-методическом пособии, адресованном прежде всего учащимся школы, рассказывается об основах программирования на языке Паскаль. Теоретический материал излагается так, что его последовательное из...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-493856-1412719839.jpg)
Программирование на Паскале. Создание диалоговых программ.
Урок является одним из первых уроков изучения темы «Программирование на Паскале», на котором повторяются знания и умения, полученные учащимися на предыдущих занятиях и которые являются опорными ...