Игровые технологии обучения
статья по информатике и икт по теме

Гришина Елена Алексеевна

Описание технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко считал, что  «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

 Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- дидактическим целям;

- организационной структуре;

- возрастным возможностям их использования;

- специфике содержания.

2. По характеру педагогического процесса бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические и другие.

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры -драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

 Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности

При раскрытии сущности  игровой технологии следует выделить следующие компоненты• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены в таблице Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

 Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша  экспедиция оказалась в Архангельской области…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

 Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра – это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

 В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игру или игровой момент можно провести  на различных этапах урока.  Большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов открывается на уроках информатики в начальной  школе.

Примеры применения игровых технологий на уроках информатики.

Конспект  урока

«Выигрышная стратегия»

Цели:

  • Познакомиться с выигрышной стратегией в игре
  • Научиться применять её в конкретных задачах
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК

Используемые образовательные технологии: репродуктивная, эвристическая, игровая, здоровьесберегающая, групповая, ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Повторение пройденного (репродуктивный метод обучения). 3 минуты.
  3. Объяснение нового материала. Учитель предлагает классу поиграть в следующую игру. На доске изображён ряд бусинок. Можно закрашивать одну или две бусинки. Выигрывает тот, кто закрасит последнюю бусинку. Учитель выбирает второй ход и выигрывает. Проводится несколько раундов игры и задаётся вопрос: «Почему учитель при данных условиях всегда выигрывает»? Ученики предлагают свои варианты ответов и так находится решение задачи ( эвристическая и игровая технологии). 4 минуты.
  1. Задача «Закрась бусинки, число которых кратно 4 ». Обсуждение с классом выигрышной стратегии для этого случая. Игра. 5 минут
  2. Задача «Закрась произвольное число бусинок». Обсуждение выигрышной стратегии и игра в парах (групповая и игровая технологии). 5 минут.
  3. Задача «Закрась яблоки на яблонях». Решаем самостоятельно в парах (групповая и игровая  технологии). 5 минут.
  1. Физкультминутка – 3 минуты.
  2. Выполнение практического задания. Задача Баше, игра с компьютером. Информационно-компьютерная и игровая технологии. 10 минут.
  3. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.

Конспект урока

«Решение задач с использованием циклов»

Цели:

  • Научиться решать задачи с циклами
  • Научиться анализировать исходные данные задачи
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК

Используемые образовательные технологии: репродуктивная, эвристическая, игровая, здоровьесберегающая, групповая, ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Повторение пройденного (репродуктивный метод обучения). 3 минуты.
    Вопросы:
  1. Что такое ветвление?
  2. Как ветвление изображается на блок-схеме?
  3. Какого типа вопрос должен стоять в ромбике?
  4. Что такое цикл?
  5. Приведите примеры циклических алгоритмов.
  1. Решение задач. 20 минут.
  1. Задача «Налови рыбы». Чтение диалога Незнайки с роботом Янтом в лицах (игровая технология). Обсуждение темы «Почему не вернулся Янт?». Какое условие надо поставить, чтобы Янт вернулся с рыбалки? Предложения детей (эвристический метод обучения).
  2. Задача «Собери пирамидку». Задание: проанализировать условие, стоящее в ромбике и обвести цветным карандашом команды, которые выполняются несколько раз.
  3. Задача «Помоги Золушке разобрать фасоль». Решаем самостоятельно в парах (игровая и групповая технологии).
  1. Физкультминутка – 3 минуты.
  2. Выполнение практического задания. Используя заданный циклический алгоритм, сделать рисунок в графическом редакторе. Информационно-компьютерная технология. 10 минут.
  3. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 2 минуты

Конспект урока

«Решение логических задач»

Цели:

  • Способствовать развитию логического мышления
  • Способствовать развитию внимания
  • Научиться анализировать исходные данные задачи

Используемые образовательные технологии: игровая, групповая, здоровьесберегающая, ИКТ, дифференцированное обучение.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Разминка – 5 секунд на раздумье. 15 вопросов. Эвристическая технология.  (3  минуты).
  3. Работа в парах. Выполните следующие задания: (6 минут)
  1. Напишите в течение трёх минут слова, имеющие отношение к школе.
  2. Составьте со словом ключ столько предложений, сколько это слово имеет значений. (игровая технология).
  1. Теоретический материал. Как решать логические задачи табличным способом. Объяснительно-иллюстративный метод обучения с применением информационно-компьютерной и игровой технологии. Показ презентации. 7 минут
  2. Физкультминутка  - 3 минуты
  3. Выполнение практических заданий.  Разноуровневые задания – дифференцированное обучение. 16 минут.
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

Игровые технологии обучения математике

 Игровые технологии обучения математике в старших классах Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его инт...

Игровые технологии обучения

Презентация к выступлению об игровых технологиях обучения...

Игровые технологии обучения на уроках русского языка

  Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые т...

Игровые технологии обучения.

Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, пер...

Статья "Использование игровых технологий обучения в специальной (коррекционной) школе".

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся,  воспитанников  на творческо-по...

Игровая технология обучения географии

Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...