Игровые технологии обучения.
статья по русскому языку по теме

Кибирева Наталья Аркадьевна

 

  Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может, быть сами что-то потеряли?  Просто ушла радость, и началась «принудиловка».

    Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии обучения.47.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения.

                                А игры не будет, что ж тогда останется?

                                                                Л.Н.Толстой.

Учить детей языку - это значит учить их жизни. Но в качестве учителя жизни русский язык совсем не так прост, как это кажется на первый взгляд. А если ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб, мой царь, родной язык», то станет понятно, как нелегко раскрыть перед учениками его чудные и, скажем прямо, трудные законы.

  Образы окружающего мира создаются на основе эмоционально-образного восприятия слова. Слово - это звук, музыка которого создаётся нашим голосом, нашим сердцем. Вот почему оно оказывает огромное воспитательное влияние на душу ребёнка. Отложим на время строгие традиционные схемы, упражнения, правила, написанные взрослыми, и обратимся к детству с его яркими красками, фантазией, интуицией, откроем пути к творческой деятельности - и серое уныние сменится радостным прозрением. Ведь в своей основе ум детей - творческий, он жаждет поиска, самостоятельности. Сберечь нужно это желание, не бояться: ребёнок готов преодолевать трудности. Нужно дать ему вместо серых упражнений и серых картинок счастливое  творчество - и   уйдёт страх, сомнение.

  Очень часто мы замечаем, что пропадает интерес учащихся к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы не смогли уберечь ребёнка от страха перед учёбой, перед трудностями? А может, быть сами что-то потеряли?  Просто ушла радость, и началась «принудиловка».

    Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые технологии обучения, которые направлены на развитие творческой индивидуальности детей, носят учебный и воспитательный характер  

 Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Наверно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,  способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

  Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в  групповой работе-развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьёзным занятием. За внешней кажущейся лёгкостью использование элементов игровых технологий на уроках стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

  «Разнообразие-добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф.И.Буслаев. Игровой урок-это азарт, творчество, риск, полёт фантазии, освобождение от комплексов, штампов, скованности; это поиск, «езда в незнаемое»; это познание окружающего мира, себя и других…

Основными принципами таких уроков можно считать:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от формализма в проведении.
  2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  3. Вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке.
  4. Педагогически целесообразная дифференциация учеников по учебным возможностям, способностям и интересам.
  5. Развитие функции общения на уроке для обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.
  6. Использование оценки не для подведения результата  работы на уроке, а как стимулирующего средства

        

 Требований к уроку с использованием игровых технологий всего три:

1)помнить о том, что содержание урока рождает его форму, а не наоборот; нельзя в заранее подготовленную форму втиснуть любое содержание-форма может не выдержать, и урок разрушится;

2)для каждой игры необходимо создавать соответствующее настроение;

3)верить в истинность происходящего и «играть» на полном серьёзе  

 Существует несколько классификаций игровых технологий:

        По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические.

На уроках русского языка и литературы игры бывают учебные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые, творческие  

      Большинству игр присущи четыре главные черты:

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

-творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность  

-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития    

 В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии обучения для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-как элемент более обширной технологии;

-в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-как технология внеклассной работы  

 Как и в традиционном уроке можно выделить 3 периода уроков с применением игровых технологий (особенно, если проводится большая игра на весь урок):

- Подготовительный. В нём активно участвуют наряду с учителем и учащиеся. Они делятся на группы, команды, выполняют определённые задания, которые нужно выполнить до урока, готовят необходимый дидактический материал и т. д.

- Собственно урок. Ставятся проблемы, выясняется степень готовности к нахождению путей достижения целей урока. Решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Чем качественнее дети выполнили предварительные задания, тем эффективнее пройдёт урок. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их отношение к оригинальной форме урока. Контроль на данном уроке осуществляется на каждом его этапе.  Следует также оценивать наряду с итогами обучения, развития, воспитания  и общение учащихся не только с учителем, но и с товарищами по команде, группе.

-Анализ урока. Обсуждение игры.  Даётся характеристика этапов игры, отношение к ней учащихся, подводится результат работы групп и отдельных детей.

Игра как деятельность включает целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности .

 

        Элементы игровой деятельности на каждом уроке.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы преодолеть скучную традицию (фронтальный опрос, индивидуальная работа 2-3 учеников у доски и т. д.), можно ввести элемент игры. Но нужно помнить о том, что игра повышает эмоциональную возбудимость детей. Пользоваться игровыми приёмами можно тогда, когда вы уверены, что дети после игры успокоятся. Игры должны носить контролирующий или тренинговый характер. Проверка домашнего задания – это этап контроля, поэтому он должен сопровождаться оценкой. Все дети хотели бы за свою активную работу на уроке получить оценку. Критерии оценок нужно разработать до игры. Если учитель обещал поставить пятёрки всем членам команды - победительнице, то слово нужно сдержать, даже при условии, что кто-то не был активен. В дальнейшем можно предложить детям самим оценивать степень активности членов команды. При единоличном первенстве ставим пять тому, кто первым верно выполнил задание. Троек за участие в игре лучше не ставить, чтобы не убить желание играть дальше. Можно подготовить призы, грамоты, дипломы и вручить победителям.

    Объяснение нового материала.

На этом этапе проводятся обучающие игры.

Закрепление, повторение, обобщение.

Во время этих этапов урока исчезает элемент новизны, учащиеся теряют интерес. Введение   технологий обучения, поддерживающих его, очень полезно  

 Основные цели игровых уроков:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных знаний и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умений сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения (приложение 16, слайд 7).

     В возрастной периодизации детей   (по Д.Б.Эльконину) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.  Поэтому особое внимание в работе уделено особенностям использования игровых технологий на уроках для учащихся данного возрастного промежутка.

Формы дидактических игр  на уроках русского языка   в 5-8 классах.

Урок-путешествие. Пожалуйте в страну Русского языка. Чаще всего это вводные или заключительные  уроки. Во время таких занятий повторяется пройденное в предыдущих классах или за прошедший курс обучения. Такие путешествия можно сопровождать путевыми заметками, в которых излагаются правила, определения и прочие премудрости. Так на первом уроке русского языка в 5 классе мы совершаем путешествие в волшебную страну Русского языка и посещаем её столицу Орфографию, идём по улицам города (Графическая, Приставкина, Гласная и т. д.), переходим по мосту через речку Чистописание. Ребята преодолевают различные препятствия, вспоминают правила правописания, прежде чем им грозные стражи порядка (например, Ъ и Ь знаки) позволят двигаться дальше. Попадают на праздник Великого Словообразования, где части слова образуют самые различные слова, строго следя за тем, чтобы в слово не закралась ошибка. Законы в стране строгие: ошибки наказываются штрафом.

Часто во время путешествий дети переходят от станции к станции, выполняя задания. При повторении материала о глаголе в 6 классе дети побывают на станции «Вид глагола»,  «Переходные и непереходные глаголы», «Спряжение глаголов», «Глагол-труженик»,  «Глагол-волшебник». Учащиеся вспоминают постоянные и непостоянные признаки глагола: проходят испытания, отвечая на вопросы и выполняя практические задания. Например, на станции «Спряжение» они отвечают на вопросы:

- Что такое спряжение?

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? Привести примеры.

- Определите спряжение глаголов: гонит, думаешь, стреляю.

- Во всех ли лицах глаголы 1 и 2 спряжения различаются по окончаниям?

- Образуйте от данных глаголов форму 3 лица мн. ч.: молоть, полоть, колоть. К какому спряжению они относятся?

- Работа по перфокартам: распределить в 2 колонки глаголы 1 и 2 спряжения, выписав их из пословиц: а) Правдой мир держится. б) Без ветра и трава не колышется. в) Мягко стелет, да жёстко спать.  г) Сердце видит раньше глаза. д) Доброе дело само себя хвалит. е) За ветром не угонишься  и т. д.

На станции «Глагол-волшебник»  задания дифференцированные: учащимся 1 группы  предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: «Вот, если бы я был волшебником…», а затем прочитать несколько вариантов написанного.

Дети 2 группы выполняют творческие задания развивающего характера: на станции «Глагол-труженик» подбирают пословицы, включающие глагол 2 лица ед. ч.

Ребята из 3 группы работают над разгадыванием кроссворда на станции «Занимайка».

На уроке в игровой форме были проверены знания учащихся о глаголе, выполнены практические и творческие задания, велась работа по развитию речи, обогащению словарного запаса, мыслительной деятельности учащихся. Многие задания были дифференцированными, выполнялись в группах.

        Урок-экскурсия.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Экскурсии можно проводить в разные города страны, в картинные галереи, в библиотеки и т.д. На таких уроках дети узнают много нового, они способствуют их интеллектуальному развитию. Урок литературы в 5 классе по теме «Сказки в иллюстрациях русских художников» познакомил детей с творчеством В.М.Васнецова, И.Я.Билибина, научил работать с картиной  

Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при систематизации изученного на  уроках-зачётах, обобщающего повторения. Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения.  Она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также сформированности умений и навыков учащихся. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание класса. Положительным является то,  что основу урока составляют учебные тексты, связанные тематически, позволяющие развивать устную и письменную речь и носящие воспитательный характер. На таких уроках открываются широкие возможности использования компьютерной техники: мультимедийных средств обучения, созданных учителями и учениками презентаций.  

     Они проходят в  содружестве с другими технологиями обучения. На уроке-экскурсии      в 7 классе  по теме:  «Обобщение и систематизация сведений  о деепричастии», были использованы  элементы технологий дифференцированного, интегрированного и развивающего обучения,  возможности применения интерактивных средств: компьютер, интерактивная доска  

    Дети самостоятельно готовили сообщения о художнике В.М.Васнецове и его творчестве. Рассказ сопровождался компьютерной презентацией. Работая над описанием картины «Алёнушка», учащиеся развивают навыки устной речи, воображение. Затронута эмоциональная сторона чувств ребёнка, формируется эстетическая культура  общения.

     В содержании урока нашли отражение языковая (проговаривание правила) и речевая (знание основных признаков текста и умение определять тему, строить своё высказывание) компетенции. Введён элемент интегрированного обучения: связь с уроком  ИЗО.  На  таких уроках дети знакомятся с азами исследовательской работы, ищут и обрабатывают информацию.  Предусматривались различные виды деятельности учащихся:  - работа с текстом (коллективная);

- выборочно-распределительный диктант (с использование карточек);

- конструирование предложений (дифференцированная работа);

- редактирование текста

- работа с разноуровневыми перфокартами.

    Классная дифференциация проводилась посредством отбора групп для  обучения на разных уровнях на добровольной основе, с учётом развития познавательного интереса детей. Все задания построены по принципу: от простого к сложному, от коллективной работы к самостоятельной. При введении самоконтроля и самооценки (перфокарты) стала возможной самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Примечательно то, что каждый ученик получил в течение урока оценку. А разноуровневый подход к обучению позволил детям проявить себя и поверить в свои силы. К такому же типу следует отнести урок по теме «Числительное» в 6 классе: «Виртуальная экскурсия по родному селу» с применением средств ИКТ.  

 Урок-сказка.

Урок русского языка в младших и средних классах очень выгодно отличается, если проводится в жанре сказки или в процессе его дети сами создают их. Всё будет зависеть от фантазии учителя   и самих ребят. В сказке можно решать все проблемы: учебные и воспитательные. Детский ум, детская душа, детское сердце творит сказку непроизвольно. Он верит в волшебство. Сказка привлекает ребёнка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом. Замечаешь, что он не только воспринимает сказку, но и создаёт её, живёт в ней. Занимаясь литературной работой с детьми, мы опираемся на эту особенность детской психологии. К детям 5-6 классов можно войти и сказать: «Сегодня мы напишем сказку о птицах». И многие дети начнут тут же писать, потому  что это их мир.

  К примеру, при  изучении предлогов в 7 классе  предлагаю детям написать сказку на лингвистическую тему, и они всегда охотно откликаются. Можно организовать работу по группам: более слабые учащиеся получают карточки, где уже есть начало и следует продолжить сочинение. Там же могут быть написаны вопросы, помогающие учащимся в написании. Остальные ученики после предварительной беседы пишут сочинение самостоятельно, обращаясь к учителю лишь при затруднении. Следует напомнить детям, что в сочинении должны быть соблюдены особенности сказок и отражены грамматические признаки предлогов как части речи, введены правила их правописания.

     Так ученица начала сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жила семья Предлогов. Все её члены носили титул Производных и очень этим гордились. Во главе этого благородного семейства стоял серьёзный предлог Вопреки. Его жена Благодаря была очень доброй женщиной. В семье  их росло трое детей. Старший сын звался Несмотря, он был усерден в учёбе. Средний сын Наперекор был озорным, непослушным мальчишкой. Милее всех была маленькая дочка Согласно, нежное, ласковое создание. Родители хотели дать своим детям хорошее образование и воспитание, поэтому каждый день к ним приходил учитель – важный и умный педагог В течение.

     Он преподавал им разные предметы, но больше всего обращал внимание на происхождение их семейства Производных предлогов» И дальше идёт повествование о том, как образуются производные предлоги,   как они пишутся. И всё это в форме сказки. В таком виде правила усваиваются учениками быстрее и легче.

    В лёгкой сказочной манере может идти рассказ о знаках препинания, их важности, о необходимости соблюдать правила орфографии. Причём надо так повернуть повествование, чтобы стало ясно: все знаки препинания и правила грамотного написания слов необходимы, ибо без них читать и понимать написанное будет невозможно – текст превратится в дремучий, непроходимый лес, в котором совершенно не видно смысла.

Сказки  на лингвистические темы готовят учащихся к написанию более серьёзного сочинения в 9 классе на итоговой аттестации, проходящей  в форме ЕГЭ, где особое место отведено сочинениям-рассуждениям на лингвистические темы.

 Благодатный материал для сказочного урока таится в теме «Лексика». Можно объединить сказкой целую тему, сочинив занимательную историю с продолжением на последующих уроках. На планете Лексика ребята повстречаются с интересными жителями: неологизмами, диалектизмами, жаргонизмами и т. д. Они смогут посетить волшебные страны на материке  «Словарь», побродить в поисках значения незнакомого слова, выяснить его происхождение, узнать правильное написание. А какие приключения могут произойти с ними,   когда они забредут в страну Фразеология, где перепутались прямое и переносное значение устойчивых словосочетаний типа: «работать, засучив рукава», «водить за нос», «сесть в калошу» и т. д.

 Без сомнения, дети проведут время на уроке с интересом и глубже усвоят тему. Сказочный  элемент можно использовать и при объяснении  нового материала, и при опросе, и при обобщении пройденного.

 Велико значение сказки   на уроках литературы. В процессе изучения различных сказок у детей возникает потребность самим выступить авторами произведений сказочного жанра. И надо дать им такую возможность: написать сказку и даже проиллюстрировать её. Часто такие сказки строятся по аналогии с прочитанными на уроке или ранее известными. В сказках учащиеся отражают свои жизненные наблюдения, герои борются со злом, которое замечают дети в жизни.

 Сказка притягательна сама по себе, а если её создают дети, то замечательнее вдвойне. Это развивающее обучение творчеством. Она имеет очищающее воздействие.

  Детям младшего школьного возраста важно увидеть результат своей работы поскорее, а если удачная работа помещена на стенде в классе, то они будут  и дальше активно включаться в творческую работу. Игра становится трамплином для серьёзного занятия.

Урок-эстафета.

Эстафета часто используется как фрагмент урока. На уроках русского языка однотипные упражнения иногда утомляют учащихся, поэтому внимание начинает рассеиваться. В этом случае игра  помогает вернуть работоспособность детей. При распределении слов по склонениям, спряжениям, родам, числам, частям речи, при работе со словарными словами учащиеся по вариантам попеременно записывают их  на доску (1 вариант- 1 спряжения, 2- 2 спряжения) Ошибку исправляет следующий игрок, и так до тех пор, пока не будет выполнено задание. За шум во время работы начисляются штрафные очки или даётся дополнительное задание. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Вместо эстафетной палочки передаётся мелок.

Урок-кроссворд.

  Кроссворд достаточно часто используется на уроках русского языка и литературы. Он может быть предложен классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. В конце урока он может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки тогда, когда детям нужно дать минуту отдыха. Это позволяет переключить внимание, поддержать умственную активность детей на уроке.

  Кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен ученикам в готовом виде, но и составлен самими детьми.

  Часто такой вид работы я использую при прохождении темы «Лексика» в 5 классе. Дети учатся составлять кроссворды и работают над обогащением словарного запаса, учатся определять слово по его лексическому значению.  

    Можно при разгадывании кроссворда вспомнить правописание различных частей речи. Например, тех, которые заканчиваются на шипяший гласный (с ь или без ь знака): 1) имя существительное мужского рода, 2 склонения, обозначающее непромокаемое пальто (плащ); 2) краткая форма прилагательного жгучий (жгуч; 3)глагол совершенного вида без приставки, однокоренной со словом сжигать (сжечь) и т. д.

Пример кроссворда по теме «Лексика»

1

С

Л

А

Д

К

И

Й

2

К

О

Н

Ч

А

Т

Ь

3

З

А

Т

И

Ш

Ь

Е

4

П

Л

О

Т

Н

Ы

Й

5

Л

Е

Н

И

В

Ы

Й

6

Д

Л

И

Н

Н

Ы

Й

7

Т

Е

М

Н

О

Т

А

Задание: Заполните горизонтальные строчки словами с противоположным значением к   указанным ниже, тогда в вертикальном столбике прочитаете общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Бури. 4. Рыхлый. 5. Трудолюбивый. 6. Короткий. 7. Свет.

 Этой увлекательной игре может быть посвящен и целый урок. Примером служит урок, проведённый при повторении  по теме: «Простое предложение», где, выполняя задания и отвечая на вопросы, дети одновременно заполняют строчки кроссворда. В результате они прочитают в выделенных клеточках название вида предложения по наличию главных членов (приложение 20).

И опять дети имеют возможность проверить свои знания, играя, и получить заслуженную оценку.

На уроках литературы использую кроссворд при изучении загадок, пословиц.  «Знаете ли вы пословицы»: вставить пропущенные в пословицах  слова в столбики кроссворда (1)Слово -…, а молчание-золото. (серебро) 2) Доброе … и кошке приятно  (слово) 3) Копейка… бережёт. (рубль).

        Использование шифра позволяет быстро найти слова, скрываемые за цифрами. Шифр:  А В Г МО Т Р Н Я Л         И

                         1  2 3 4  5  6  7  8  9 10 11

СЛОВА: ИВА, РОТ, ТОМ…

ГИМН, ТИГР, ТОРГ…

ГЛАВА, ТРАВА, ВЛАГА…

Даются задания на внимательность. Кто быстрее из каждой строчки выберет те буквы, которые не повторяются, и составит из них пожелание.

АОБООУАДА-

ИПЬРТПЕИР-

ЭПВФЭСФПЕ-

ВЮЛГВДЛАЮ-

ЖЗСУУЧЖАЗ-

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД!-

ОТВЕТ: БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Игры со словами.

 

   Особое место занимают на уроках русского языка при изучении темы «Лексика и фразеология» игры со словами  

Учащиеся очень любят составлять анаграммы.

Например: осколок- колосок, мошкара- ромашка, пара-арап и т. д.

Ещё одно задание, вызывающее интерес у детей и требующее мыслительной  деятельности: нужно подобрать слово, которое бы служило окончанием первого и началом второго (количество точек соответствует  количеству букв):

У (…) ОВА                        Нужные слова: гол, тол, рог, клад.

С ( …) ОКНО

Г (…) ОЖА

У (…) Ь

    Игры со словами обогащают словарный запас. В последнее время широкое распространение получила игра, в которой из букв одного слова    надо составить как можно больше других. Но необходимо помнить, что слова должны быть существительными нарицательными и стоять в начальной форме, ни  одна буква не должна повторяться чаще, чем есть в исходном слове. Например: ГАСТРОНОМ - ГНОМ, ТРОН, АСТРОНОМ, МОНСТР, РОМ, МАТРОС, ТРОС, ТОН, НОТА, РОСТ И Т. Д.

Интересная ига была в своё время изобретена знаменитым писателем Льюисом Кэрроллом, автором книги «Алиса в  Стране Чудес» На листе бумаги или на доске записывается слово.  Ниже пишется  другое слово с таким же количеством букв. Шаг за шагом нужно попытаться превратить верхнее слово в нижнее, изменяя в каждом слове всего одну букву.

Например:  поэт

Порт

Пора

Поза

Лоза

Луза

луна         

Следующая игра позволяет подобрать как можно больше однокоренных слов (при изучении темы «Состав слова и словообразование»).

«Знакомьтесь: родственники». К предлагаемому корню подобрать производные слова и чем больше, тем лучше.

Например: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСИЩЕ, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВОД, ЛЕСОРУБ, ПЕРЕЛЕСОК, ПОДЛЕСОК И Т. Д.

         

Во всех предложенных игровых моментах ребята тут же видят результат своей деятельности понимают, над чем им предстоит ещё работать.

Часто занимательные задания позволяют         повторить и закрепить знания по трудным темам орфографии и пунктуации.

При отработке какой-либо орфограммы или пунктограммы игра пробуждает интерес, активизирует работоспособность учащихся.

Часто используется игра «Третий лишний». Нужно найти слово, не соответствующее определённому правилу, смыслу, части речи, составу слова и т. д. Можно организовать данную работу с использованием средств ИКТ. Примером может служить материал к темам «Деепричастие» и «Наречие» в 7 классе  

Например: ЛИМОННЫЙ, РЕШЁННЫЙ, НАПИСАННЫЙ;

ЖГУЧ, МОГУЧ, МЯЧ;

ШОРОХ, ШЁПОТ, ШЁЛК;

ПРИБИТЬ, ПРИОБРЕСТИ, ПРИСЕСТЬ.

Чтобы развить навыки работы учащихся со словарями всех видов, включаем в урок игру под названием «Справочное бюро».  Дети отыскивают в словарях правильное написание слова, его толкование, этимологию, сферу употребления, наличие синонимов, антонимов, использование во фразеологических оборотах. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. Такая игра способствует воспитанию навыков работы со словарями:  нахождению слов в алфавитном порядке, умению читать и понимать словарную статью, обогащает словарный запас учеников, вырабатывает  внимательность, интерес к слову.

        Занимательные диктанты.

Не секрет, что дети боятся одного только слова «диктант». Для них оно часто связано с проверкой, контролем. А можно сделать занимательным и нестрашным и этот вид работы. Например, использовать диктант-шутку.  

В небольшом тексте нужно использовать трудные для запоминания слова, особенно исключения. (По улицам небольшой деревеньки шёл цыган со своими детьми. Вдруг на дорогу выбежал испуганный цыплёнок. Он от страха громко запищал. Грозный цыган сказал ему: «Цыц». И цыганята тоже зацыкали на него. Цыплёнок встал на цыпочки и быстро побежал прочь.)  

Возможно, теперь эти слова запомнятся ученикам. Такие диктанты-шутки ребята с охотой составляют сами, развивая при этом и навыки связной речи.

Разновидностью игровых диктантов являются цифровые диктанты или блицопросы, используемые для получения быстрой обратной связи (приложение 23) .

Вопросов должно быть немного. Они должны быть кратки и ясны каждому ученику.

Например, в 8-ом классе в конце урока на тему «Определённо-личные предложения» даётся задание: ответить да-1, не- 0 на следующие вопросы:

1) Определённо-личные – это двусоставные предложения?

2) Это односоставные предложения?

3) Можно ли в них восстановить подлежащее?

4) нужно ли им подлежащее?

В тетрадях детей появится запись:0110.

Можно проверить, как ребята усвоили новый материал, например, по теме «Простое и составное сказуемое, с помощью буквенного диктанта. Задание. Определить на слух сказуемое в каждом из предложений. Записать в тетради только начальные буквы слов-сказуемых.

  1. Мне хочется отдохнуть.
  2. Он решил, наконец, отправиться в путешествие.
  3. Мама шьёт на машинке, а Настя отгадывает кроссворд.

Какое слово получилось? ( Хорошо)

В 9 классе при изучении сложноподчиненного предложения можно использовать игру: « Соедини пару». Нужно соединить части сложных предложений. Указать среди них главное и придаточное.

1) Когда наступает рассвет,                                                1 3

коли делать нечего.

2) В небе вон луна такая молодая,                                         2 4

они бы ничего не потеряли.

3) Скучен день до вечера,                                                3 1

тихо просыпается река.

В саду было много яблок,                                                4 5

что её без спутников и выпускать рискованно.

Если бы я к ним сегодня не пришёл,                                        5 2

которые очень любил мальчик.

      Урок ошибок.

    Одним из самых трудных и неинтересных для детей видом деятельности на уроках русского языка является работа над ошибками. А если попробовать и эту работу сделать необычной, интересной. Предложим ребятам прочитать  рассказ о том, как один мальчик провёл лето, и в письме рассказал об этом своей сестре.  

«Здравствуй, Оля! В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Вася меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. И ещё я здесь обижал лиса. Сейчас я спишу за грибами».

Сестра послала брату письмо обратно и попросила ответить на несколько вопросов.

«Как же ты, Ваня, будешь развеваться? Ведь ты не флаг?    Конечно, ты пошутил, когда написал, что заколешься. А почему ты поворачиваешься с бачка на бачок? Ведь очень неудобно лежать на бачке. И почему Вася будет ловить рыбу, а ты не разве не будешь? Я совсем расстроилась, когда прочитал, что ты поседел во время рыбалки. Да, зачем ты обидел лису?  Ты же всегда выступал в защиту животных.

Вот сколько у меня возникло вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма. Я буду учиться в 10 классе и хорошо знаю правила русского языка. А вот знаешь ли их ты?»

  Ваня взял письмо и решил разобраться в том, почему его не поняла сестра.  Просим ребят помочь ему. В чём же ошибки Вани?

 Следует также предложить учащимся вспомнить слова одинакового звучания, но различного написания и значения.

  На ошибках можно учиться фантазировать. Орфографические ошибки могут стать поводом для создания многих забавных историй, которые придумают сами дети. Можно даже отмечать рекордсменов по ошибкам: награждать грамотами, вручать смешные медали… Едва ли им это понравится. Надо заставить детей задуматься над истоками безграмотности,  заняться исследованием ошибок, описок, ляпсусов. Нужно показать им, что в русском языке перемена одной только буквы ведёт к изменению значения всего слова: зайка - майка – гайка… А кто не помнит поучительную историю с запятой из сказки «В стране невыученных уроков». От места запятой в предложении зависела судьба героя.  «Казнить нельзя помиловать». Пусть дети сами придумывают запутанные истории, развивая воображение и закрепляя навыки грамотного письма.

( Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм, а также способствующие изучению тем в разделе «Морфология» даны в приложении 24).

Микроисследования.

    С   учащимися, имеющими высокий уровень развития и подготовки,   можно проводить микроисследования как одну из форм реализации игровых технологий. Пусть дети исследуют какую-либо лингвистическую проблему. Такие задания формируют у них навыки работы с научно-популярной литературой, справочниками, умения анализировать языковые единицы, делать выводы, составлять сообщения (рефераты, доклады). И всё это имеет характер занимательности, нестандартности.

Наиболее типичные задания следующие:

1. Развёрнутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос (часто сопоставляются  несопоставимые факты);

- Что общего между медведем и пчелой?

- Только ли порядком слов отличаются парные предложения?

Мать пришла расстроенная.

Расстроенная мать пришла.

Он понял, что ночью был бой.

Он понял, что бой был ночью.

-Шутка. Почему не было выполнено завещание короля? Вскрыв пакет с завещанием после смерти короля, прочли: «Поставить на моей могиле статую золотую пику держащую» Долго думали приближённые короля, как выполнить его завещание, но так и не придумали.

Почему завещание осталось невыполненным?

- Являются ли однокоренными слова: год, негодный, годовалый, пригодность, годиться, ежегодно, выгода, угодливый, полгода, погода?

2. Изучение вопроса во время деловой или ролевой игры (сказка, путешествие, экскурсия, театрализованная инсценировка).

3. Написание сочинения на лингвистическую тему (в серьёзной или занимательной форме). Примерные темы: а) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах); б) Пропавшие буквы (детективное  расследование об ушедших из употребления буквах); в) Топонимы в истории села, района.

г)  Из истории буквы.  д) Почему мы так говорим?

     При изучении темы «Частицы», которая является одной из самых трудных в курсе русского языка, просто необходимо обратиться к применению игровых технологий, чтобы сохранить интерес и поддержать внимание детей. Микроисследования позволяют поискать, собрать, обобщить наблюдения, сделать вывод. Дети на протяжении изучения темы являются «исследователями»: доказывают необъятные возможности частиц. Велико и воспитательное значение данных уроков, строящихся на работе с текстами классиков литературы. Часто беру для наблюдения за частицами сказки А.С.Пушкина. В них так  много частиц (в «Сказке о царе Салтане», например, свыше 150), что весь урок можно провести на текстах сказок. Исследование первого урока может называться так: «Частицы и их роль в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», следующие – «Частицы ли, бы, же в произведениях Пушкина», «Роль частиц – ка,  - то в «Сказке о попе и его работнике Балде» и т. д.  Ребята, не участвующие в исследованиях, пишут сказки на лингвистическую тему о частицах. Все учащиеся заняты творческой работой, которая обязательно оценивается.  

    Задания на « засыпку».

   Этот вид заданий  предусматривает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения русскому языку. Степень усложнения материала зависит от уровня подготовки детей и этапа работы над ним.

Нестандартные задания имеют большую насыщенность однородными орфограммами, пунктограммами, грамматическими и лексическими явлениями. К заданиям этого типа можно отнести:

1.Редактирование предложений и текстов, насыщенных речевыми ошибками, неуместно употребляемыми словами и конструкциями.

- Как исправить нелепость следующей фразы: «Я положил Робинзона (книгу) на горячий боров печи, чтобы он просох и спрыгнул на пол».

- Как правильно записать следующие предложения?

Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.

Рябчики говорят охотники любят дремать на деревьях.

-Какую ошибку, искажающую смысл фразы, допустил корректор?

«Старший сын долго отлёживался раненый в австрийском госпитале, а, вернувшись, попал опять в сражение».

- Исправьте предложения, заменив некоторые слова и выражения:

Лодочник быстро работал вёслами и быстро достиг противоположного берега.

Скорый поезд с невероятной скоростью промчался мимо станции.  

- Почему неудачны эти выражения?

Возвратился назад, отдал обратно, молодой юноша, рваные лохмотья, праздная лень, характерные черты характера, сосновые и еловые боры, трудовая работа, некрасивая дурнушка.

Такие задания  мы встречаем в текстах олимпиад и ЕГЭ по русскому языку. Выполняя их, учащиеся отрабатывают навыки самоконтроля.

2.Подбор однотипных или противоположных языковых единиц к предложенной учителем (синонимы, антонимы, однокоренные слова, фразеологизмы и т. д.).  Вводится условие: «Кто больше, кто быстрее».

-Даётся ряд слов, к которым играющие должны подобрать и записать синонимы и антонимы:

Сильный – мощный – слабый; мрак – темнота – свет.  

- Подобрать эпитеты к слову ТРАВА, обозначающие цвет(1 группа), запах(2 гр.), звук(3 гр.), форму(4гр.).

- Подобрать синонимы к слову «бесконечный».

- Назвать 10 фразеологизмов со словом «рука».  

- Прочитать данный текст и написать антонимичный ему по содержанию.                                                

Жаркое лето.

Лето выдалось жаркое и без дождей. Солнце ослепительно сияло на безоблачном небе. Цветы и травы задыхались от зноя и низко склонялись к земле. Пыль от проезжей телеги клубами вздымалась по дороге. Поля сохли, а яблоки не давали налива. Ждали неурожая.

3.Упражнения с выборочным ответом. Задания типа «третий лишний» или выбор правильного варианта из нескольких предложенных.

4.        Диктанты « предметные» (терминологические). Условие:  заменить  словом  диктуемые словосочетания.

        Лингвистический диктант.                

    Раздел науки о языке, изучающий состав слова - морфемика; второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей – дополнение и т. д.

Математический диктант.

1000 метров - километр, равносторонний прямоугольник- квадрат, непересекающиеся прямые – параллельные и т. д.

Литературоведческий диктант.        

Образное определение – эпитет, краткое изречение – афоризм, иносказание – аллегория, художественное преуменьшение – литота и т. д.

5.        К истории слова.         Предметом небольшого исследования, которое мы предлагаем провести ученикам, может стать какая-то злободневная тема. Например, ребят интересует, чем школа отличается от гимназии, лицея, колледжа. Пусть дети полистают книги, словари и ответят на интересующий их вопрос.

        

Невозможно перечислить всего богатства и разнообразия элементов игровых технологий, применяемых на уроках русского языка. Одно бесспорно: использование их позволяет углубить знания учащихся, полученные на уроках, выработать навыки пользования богатством русского языка, привить любовь к нему и возбуждает интерес к дальнейшему его изучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие"Игровые технологии обучения английскому языку в начальной школе".

Описание игровых методик и приемов,используемых на уроках английского языка в начальной школе:фонетические игры,дидактические,сюжетно ролевые....

Игровые технологии обучения математике

 Игровые технологии обучения математике в старших классах Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й. Хейзинга. Урок – одна из основных форм обучения. Суметь сделать его инт...

Игровые технологии обучения

Презентация к выступлению об игровых технологиях обучения...

Игровые технологии обучения на уроках русского языка

  Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые т...

Игровые технологии обучения

Описание технологий...

Статья "Использование игровых технологий обучения в специальной (коррекционной) школе".

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу обучающихся,  воспитанников  на творческо-по...

Игровая технология обучения географии

Игра может рассматриваться с разных позиций:- как прием обучения, направленной на моделирование реальной действительности;- как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности;- как фор...