Урок по информатике в 5 кл. Тема "Решение логических задач в табличной форме"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Емельянцева Наталья Александровна

Урок по информатике в 5 классе по программе Босовой "Решение логических задач в табличной форме"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочный план

Класс 5

Предмет Информатика

Тема: «Решение логических задач в табличной форме».

Цели урока:

1. Систематизировать навыки построения таблиц для решения логических задач.

2. Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, навыки самостоятельной работы.

3. Воспитывать у учащихся аккуратность при записи в тетрадях, познавательный интерес к предмету, усидчивость.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Приемы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока, самоопределение.
  2. Проверка ранее усвоенных знаний.

1. Чем удобно табличное представление информации?

2. Расскажите о наглядных формах представления информации?

3. Какие наглядные формы представления вы знаете? (Слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания.

Задача №1.

Беседуют трое: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но цвет волос не соответствуют фамилии». Какой из беседующих имеет какой цвет волос? (Слайд 3)

Решение:

  1. «Брюнет сказал Белокурову…» (Белокуров не брюнет).
  2. Белокуров не русый, т.к. цвет волос не соответствует фамилии, следовательно, Белокуров рыжий.
  3. Чернов не рыжий и не брюнет, следовательно, Чернов русый.
  4. Рыжов не русый и не рыжий, следовательно, Рыжов брюнет.

Фамилия

                 Цвет волос

Русый

Рыжий

Брюнет

Белокуров

-

+

-

Чернов

+

-

-

Рыжов

-

-

+

(Слайд 4)

Задача №2.

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая их жидкостей? (Слайд 5)

Решение:

  1. Вода и молоко не в бутылке.
  2. Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом (лимонад и квас не в кувшине).
  3. В банке не лимонад и не вода.
  4. Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком (молоко не в банке и не в стакане).

Составляем таблицу: (Слайд 6)

Бутылка

Стакан

Кувшин

Банка

Молоко

-

-

+

-

Лимонад

+

-

-

-

Квас

-

-

-

+

Вода

-

+

-

-

3. Обобщение и систематизация знаний:

Задача № 1.

Три девочки — Роза, Маргарита и Анюта представили на конкурс цветоводов корзины выращенных ими роз, маргариток и анютиных глазок. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.
Какие цветы вырастила каждая из девочек? (Слайд 7)

Решение:

  1. Девочка, вырастившая маргаритки, обратила внимание Розы на то, что ни у одной из девочек имя не совпадает с названием любимых цветов.

2. Роза точно не вырастила маргаритки.  

розы

маргаритки

анютины глазки

Роза

-

-

+

Маргарита

+

-

-

Анна

-

+

-

Задача №2.

На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.

В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.

Определите, в какую посуду что налито. (Слайд 8)

Составляем таблицу:

Бутылка

Кружка

Чашка

Стакан

Кувшин

Мин. вода

Кофе

Чай

Молоко

Квас

Решение:

  1. Бутылка минеральной воды (в бутылке точно минеральная вода).

     2. Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.

Бутылка

Кружка

Чашка

Стакан

Кувшин

Мин. вода

+

-

-

-

-

Кофе

-

-

-

+

-

Чай

-

+

-

-

-

Молоко

-

-

+

-

-

Квас

-

-

-

-

+

(Слайд 9)

Ответ:  

4. Итог урока.

5. Домашнее задание. 

Задача: Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии.
Известно, что:

  1. победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
  2. Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
  3. Тимур всегда побаивался физики;
  4. Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
  5. Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
  6. Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.

Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока информатики по теме "Решение логических задач"

Проект может быть использован при проведении урока информатики  по теме "Логика". Материал содержит проект урока и презентацию к нему. Рассматриваются способы решения логических задач и сами зада...

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Контрольная работа по информатике на тему "Решение логических задач"

Эта контрольная работа завершает тему "Логика" по информатике. В ней 16 вариантов, задачи не повторяются. Очень удобно, так как у каждого ребенка свой вариант и он вынужден решать все сам....

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Презентация по информатике по теме «Решение логических задач» для 5-9 классов

Презентация по информатике по теме «Решение логических задач» для 5-9 классов...

Конспект урока по информатике 5 класс "Решение логических задач табличным способом"

Урок с использованием технологии проблемного обучения...