Урок по теме "Алгоритм и его свойства"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Музафарова Наталья Валентиновна

Урок информатики для 9 класса построен с использованием деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_algoritm_i_ego_svoystva.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики по теме «Алгоритм и его свойства»

Цели:    

  • образовательная – формирование представления об алгоритмах, исполнителях алгоритмов, его свойствах, видах;
  • развивающая – развитие исследовательских умений; умения правильно излагать мысли; развитие синтеза и анализа;
  • воспитательная – воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность

Тип урока: изучение нового материала.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны:

  • иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
  • знать свойства алгоритма;
  • знать какие правила по технике безопасности необходимо соблюдать при работе с компьютером.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы;
  • уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Интерактивный комплекс: интерактивная доска, мультимедиапроектор;
  • раздаточный материал для работы в группах;
  • магнитная доска;
  • магниты.

ПЛАН

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала.
  1. Правила ТБ
  2. Понятие алгоритма.
  3. Свойства алгоритмов
  4. Способы записи алгоритмов
  1. Релаксация
  2. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Объяснение нового материала

2.1  Техника безопасности  и правила поведения в кабинете информатики

2.2  Понятие алгоритма

1.  Мотивация

<С понятием «алгоритм» учащиеся встречались на уроках информатики в начальной школе и в 6 классе. Поэтому начать урок можно, опираясь на знания учащихся.>

Перед вами на столах лежат листы, на которых распечатаны:

  1. Правило нахождения корней квадратного уравнения
  2. Рецепт приготовления «Шарлотки»
  3. Правило сбора детской пирамидки
  4. Как перейти через дорогу

Правило нахождения корней

 квадратного уравнения :

1. Вычислить дискриминант по формуле: .

2. Если D<0, тогда уравнение не имеет корней.

3. Если D=0, тогда уравнение имеет единственный корень: .

4. Если D>0, тогда уравнение имеет два различных корня: .

Рецепт приготовления «Шарлотки»:

Вам потребуется:

- 4 яйца

- 1 стакан сахара

- 1 стакан муки

- 1 кг твердых кислых яблок

Яйца взбить миксером, медленно добавляя сахар, затем в эту смесь постепенно добавить муку. Вымытые яблоки очистить от косточек и порезать на небольшие кусочки.

Форму для выпечки смазать маслом и посыпать мукой, манкой или панировочными сухарями. Яблоки выложить в форму, равномерно залить тестом и ставить в предварительно разогретую духовку (180°С) на  40 минут.

Правило сбора детской пирамидки

1. Выберите самое большое кольцо, наденьте его на стержень пирамидки.

2. Пока остались свободные кольца, повтори пункт1.

3. Оденьте наконечник пирамидки

Как перейти через дорогу по пешеходному переходу

1. Подойдите к дороге

2. Посмотрите налево.

3. Дождитесь, чтобы не было машин, перейдите дорогу до середины.

4. Посмотрите направо.

5. Дождитесь, чтобы не было машин, перейдите оставшуюся часть дороги.

Как вы думаете, что объединяет все четыре инструкции? (Ответы детей)

2.  Постановка цели деятельности

Ребята, а как вы понимаете, что такое алгоритм? (дети высказывают предположения)

Да, вы были абсолютно правы. Алгоритм – конечная последовательность действий. Мы будем говорить с вами о понятии алгоритма и его свойствах.

<на магнитной доске учитель вывешивает тему урока>

Алгоритм - это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд для достижения поставленной цели.

А знаете ли вы, откуда пришло название «алгоритм»?

В IX в Средней Азии жил величайший учёный Муххамеда аль-Хорезми.

Он создал книгу по математике «Арифметика индусскими цифрами», в которой описал приёмы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами (нам они известны из уроков математики). Позже в Европе эти приёмы назвали алгоритмами, так переводилось с латыни написание имени аль-Хорезми.

В настоящее время понятие алгоритма понимается шире и не ограничивается только арифметическими вычислениями.

Оказывается, что каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, кулинарные рецепты и т.д.

2.3  Свойства  алгоритма

Любая ли последовательность действий является алгоритмом? (дети высказывают предположения)

Чтобы последовательность действий стала алгоритмом, необходимо, чтобы она обладала определенными свойствами.

Что это за свойства, вы должны ответить после выполнения исследовательской работы в парах.

3. Практическая исследовательская работа по определению свойств алгоритма

Перед вами конверты, в них расположены инструкции, напечатанные на желтом  листе (алгоритм) и на голубом листе (не алгоритм).

Задание: определить, какое свойство алгоритма нарушено в инструкции, напечатанном на голубом листе, попробуйте дать название этому свойству.

Определение свойства дискретности – алгоритм должен состоять из отдельных шагов

Правило сбора детской пирамидки

1. Выберите самое большое кольцо, наденьте его на стержень пирамидки.

2. Пока остались свободные кольца, повтори пункт1.

3. Наденьте наконечник пирамидки

Правило сбора детской пирамидки

Наденьте кольца пирамидки на стержень.

Определение свойства массовости

 – алгоритм должен быть применим для всех задач одного типа 

Правило нахождения корней

 квадратного уравнения :

1. Вычислить дискриминант по формуле: .

2. Если D<0, тогда уравнение не имеет корней.

3. Если D=0, тогда уравнение имеет единственный корень: .

4. Если D>0, тогда уравнение имеет два различных корня: .

Правило нахождения корней

 квадратного уравнения :

 .

Определение свойства однозначности

– каждый шаг алгоритма должен быть четким, однозначным

Рецепт приготовления «Шарлотки»:

Вам потребуется:

- 4 яйца

- 1 стакан сахара

- 1 стакан муки

- 1 кг твердых кислых яблок

Яйца взбить миксером, медленно добавляя сахар, затем в эту смесь постепенно добавить муку. Вымытые яблоки очистить от косточек и порезать на небольшие кусочки.

Форму для выпечки смазать маслом и посыпать мукой, манкой или панировочными сухарями. Яблоки выложить в форму, равномерно залить тестом и ставить в предварительно разогретую духовку (180°С) на  40 минут.

Рецепт приготовления «Шарлотки»:

Вам потребуется немного яиц, сахар по вкусу, немного муки, твердые кислые яблоки

Яйца взбить миксером, медленно добавляя сахар, затем в эту смесь постепенно добавить муку. Вымытые яблоки очистить от косточек и порезать на небольшие кусочки.

Форму для выпечки смазать маслом и посыпать мукой, манкой или панировочными сухарями. Яблоки выложить в форму, равномерно залить тестом и ставить в предварительно разогретую духовку (180°С) на  40 минут.

Определение свойства понятности

алгоритм должен быть на языке исполнителя

Рецепт приготовления «Шарлотки»:

Вам потребуется:

- 4 яйца

- 1 стакан сахара

- 1 стакан муки

- 1 кг твердых кислых яблок

Яйца взбить миксером, медленно добавляя сахар, затем в эту смесь постепенно добавить муку. Вымытые яблоки очистить от косточек и порезать на небольшие кусочки.

Форму для выпечки смазать маслом и посыпать мукой, манкой или панировочными сухарями. Яблоки выложить в форму, равномерно залить тестом и ставить в предварительно разогретую духовку (180°С) на  40 минут.

Рецепт приготовления «Шарлотки»:

It is required to you:

- 4 eggs

- 1 glass of sugar

- 1 glass of a flour

- 1 kg of firm sour apples

Eggs to shake up a mixer, slowly adding sugar, then in this mix gradually to add a flour. The washed up apples to clear of stones and to cut on small slices.

Baking dish to oil and strew a flour, a semolina or breadcrumbs. Apples to lay out in the form, in regular intervals to fill in with the test and to put in preliminary warmed up oven (180°С) for 40 minutes.

Определение свойства результативности

- алгоритм должен приводить к достижению цели за конечное число шагов

1. х=-5, а=1.

2. Пока х<0  -найди сумму а+х,

- увеличь значение х на 1

3. Запиши значение суммы

1. х=-5, а=1.

2. Пока х<0 найди сумму а+х

3. Запиши значение суммы

<Дискуссия по результатам работы. Если учащиеся затрудняются дать название свойству, можно дать им возможность выбрать его из списка>

Сегодня, проснувшись утром, все вы действовали по определённому плану. Составьте алгоритм ваших действий, зная, какими свойствами должен обладать алгоритм.

2.4  Способы записи  алгоритма

Как можно представить этот алгоритм разными способами? (можно написать или нарисовать).

Как записывается алгоритм для компьютера? (в виде программы на языке программирования)

Вывод: используются следующие способы представления алгоритма

- на естественном языке

- графический способ (блок-схемы) - это графический способ представления алгоритма, каждое действие при этом изображается в виде последовательности связанных блоков.

-на алгоритмическом языке - это система обозначений и правил для единообразной и точной записи алгоритмов и их исполнения.

- на языке программирования - это совокупность средств и правил представления алгоритмов в виде, приемлемом для компьютера.

  1. Релаксация

Вы плодотворно поработали. Теперь немного отдохнём. Закройте глаза.

Представьте мысленно прекрасную розу, на ножке которой маленький муравей. Он выползает из тёмной зелени травы и начинает своё путешествие по объекту вашего представления (вы путешествуете вместе с ним).

Муравей вползает на ножку розы и начинает медленно взбираться по ней, перелезая от одной веточки к другой, доползая до кончика каждого листика на своём пути. Достигая цветка, он с трудом взбирается на каждый лепесток до тех пор, пока не обнаруживает углубление в центре розы – маленькую белую чашечку, наполненную нектаром. Муравей набирает немножко нектара и начинает обратный путь. Медленно опустите муравья в траву и откройте глаза.

  1. Итого урока. Рефлексия

Во время релаксации вы выполняли последовательность действий, который я вам предлагала.

Как вы считаете, можно ли эту последовательность назвать алгоритмом? И почему? (да, это алгоритм. Действия, которые выполняли, были понятны, точны. Выполняя алгоритм, был получен конкретный результат: муравей набрал нектар и опустился в траву).

Д/З:   1. Выучить лекцию.

  1. Написать алгоритм стирки белья.
  2. Написать алгоритм для решения задачи:

Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Составить алгоритм переправы солдат на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата, либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

Урок алгебры в 7 классе "Свойства степени с натуральным показателем. 7-й класс"

Цели урока:предметные :обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний по теме;создать условия контроля (взаимоконтроля)  усвоения знаний и умений;метапредметные:способствовать форм...

Урок по теме "Общие химические свойства металлов"

Разработка урока содержит подробный конспект урока, слайды к проведению урока, рабочую тетрадь по изучаемой теме, инструктивные карты для проведения эксперимента и другой дидактический материал....

План-конспект урока по теме: "Пропорция. Основное свойство пропорции". Урок на основе технологии модерации

Математика Тема: «Пропорции. Основное свойство пропорции» Цели урока: -     ввести понятие «пропорция», вывести основное свойство пропорции, закрепить новые понятия, н...

Методическая разработка урока по предмету «Химия» . Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение

Методическая разработка урока по предмету «Химия» .  Тема урока: «Кислород: характеристика, получение, физические свойства, применение...

урок математики в 6 классе Свойства сложения рациональных чисел урок 1

Тема урока Свойства сложения рациональных чиселЦель урока формирование навыков сложения рациональных чиселКлючевые идеи: рациональные числа, сравнение чисел, модуль числа, сложение чисел, свойств...

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...