Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок"Занимательная информатика"
рабочая программа (информатика и икт) на тему

Латыпова Ирина Николаевна

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.  Возможности данного курса  являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для развития образного, пространственного мышления. Программа позволяет детям наглядно - образно представлять  геометрические фигуры, что может пригодиться при изучении геометрии, математики.

Цели изучения данного курса: воспитать интерес ребёнка к работе с информацией, представленной в объёмном виде.

Задачи курса:

  1. Дать первые навыки работы с устройствами ПК
  2. Ознакомить детей с программой рисования на начальном этапе
  3.  Развитие пространственного мышления
  4. Сформировать представление детей о геометрических фигурах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_informatika_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 «Успех»

   Рассмотрено и рекомендовано

    на заседании МО учителей начальной школы

             Протокол № ___от «__»_____2012г.

Председатель МО учителей начальной школы

________________/Н.В. Седлина/

Председатель МО учителей естественно-

  математического цикла

_____________________/ Перфильева Ю.А./

Программа рассмотрена на заседании Совета Школы

Протокол № ___от «__»_____2012г.

Председатель Совета Школы

____________________

/Г.Н. Иванова/

Утверждаю

Директор _______

/В.Ф. Шипуш/

 «__»___________2012 г.

Программа

внеурочной деятельности

     младших школьников

  Общеинтеллектуальное  направление

Кружок

«Занимательная информатика»

1-ый класс

 Составила:

 учитель  информатики   МОУ Школы № 10 «Успех»

Латыпова Ирина Николаевна

 Консультант:

  учитель информатики МОУ Школы № 10 «Успех»  

Хапий Юрий Дамирович

САМАРА

2012


                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.  Возможности данного курса  являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для развития образного, пространственного мышления. Программа позволяет детям наглядно - образно представлять  геометрические фигуры, что может пригодиться при изучении геометрии, математики.

Цели изучения данного курса: воспитать интерес ребёнка к работе с информацией, представленной в объёмном виде.

Задачи курса:

  • Дать первые навыки работы с устройствами ПК
  • Ознакомить детей с программой рисования на начальном этапе
  • Развитие пространственного мышления
  • Сформировать представление детей о геометрических фигурах

В результате изучения курса:

  • Освоить знания, составляющие начало представлений об информационной картине  мира и информационных процессах, способствующих восприятию основных  теоретических понятий и формированию алгоритмического мышления;
  • Овладеть умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • Развить первоначальные способности ориентирования в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • Воспитать интерес  к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией, воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Форма занятия - кружок.

  • В первом классе  проводиться  30 занятий по  40 минут.

Содержание курса «Занимательная информатика» построено таким образом, что позволяет проводить занятия с использованием дидактических игр в сочетании с практической работой на компьютере. При этом 40 минут  занятия  кружка  распределяется следующим образом: дидактические игры (подготовительная работа) без применения компьютера – 25 мин, практическая работа с использованием компьютера – 15 мин.

Итогом деятельности каждой отдельной части программы является выполнение творческой работы - проекта. Презентация работ проводится в форме выставки.

В ходе обучения решаются следующие задачи общего учебного процесса:

  • Формирование общеучебных умений: логического и образного мышления, развитие внимания и  памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в клеточном поле и в пространстве, в направлениях;
  • Формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
  • Формирование понятий движения в пространстве, понятий части и целого, геометрического преобразования поворота;
  • Привитие ученикам необходимых навыков использования современных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММ

При реализации программы используется программа создания изображений  Paint.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

№ темы

Название темы

Тема занятий

Содержание занятий

Ι

10 часов

Введение. Знакомство с компьютером.

Осваиваем мышь и клавиатуру.

Знакомство с программой для рисования

  1. Рисование карандашом («замкнутая кривая»,инструмент карандаш)
  2. Рисуем геометрические фигуры («автофигуры», квадрат, эллипс)
  3. Создание сложных геометрических объектов (рисование фигур)
  4. Компьютерные раскраски (« заливка»)
  5. Компьютерные раскраски («контур»)
  6. Компьютерные раскраски (« способы заливки» )
  7. Рисование орнамента («копировать», «вставить»)
  8. Использование орнамента в рисунке (раскрась рисунок орнаментом)
  9. Рисование «паркета» («копировать», «рисовать», «заливка»)
  10. Проект «Открытка к празднику»

ΙΙ

10 часов

Освоение программы рисования

  1. Рисование по алгоритму (рисование по инструкции)
  2. Создание алгоритма рисунка (создать инструкцию рисования)
  3. Рисование по образцу (нарисуй по образцу)
  4. Объединение, пересечение фигур (наложение фигур)
  5. Симметрия в рисунке (создай симметричный рисунок)
  6. Перспектива в рисунке (удалённые объекты)
  7. Плоскость и объём (рисование объёмных фигур)
  8. Создание объёмных макетов геометрических фигур (работа с бумагой)
  9. Создание объёмных макетов геометрических фигур (работа в Paint)
  10. Рисование объёмных объектов

Проект « Построим дом»

ΙΙΙ

10 часов

Проект «Геометрия в рисунке»

  1. Фигура, как элемент орнамента (рисование элементов)
  2. Способы группировки элементов (копирование элементов)
  3. Способы группировки элементов (перенос группы или элемента)
  4. Виды орнамента (повторения  группы элементов орнамента)
  5. Рисование орнамента (работа с палитрой, использование спектра для создания оттенков)
  6. Создание рисунка орнамента на бумаге (рисование в Paint)
  7. Составление алгоритма рисования орнамента
  8. Рисование орнамента по алгоритму
  9. Проект «Геометрия в рисунке»

       (выставка творческих работ)

 

Примечание: Содержание курса позволяет продолжать его реализацию  в последующих классах, усложняя практическую часть через вариативность фигур.

Список литературы

  1. Нормативные документы http://standart.edu.ru/
  2. Тур С., Бокучава Т. Методическое пособие по информатике для учителей

            http://www.bhv.ru/books/book.php?id=10852 

  1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
  2. Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12
  3. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011.- №3.-С.4-22
  4. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К Математика и ИКТ. –М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011


Карта инновации

Название инновации Формирование ИКТ компетентностей учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

( кружок «Занимательная информатика»)

Ф.И.О. разработчика инновации, ОУ Латыпова Ирина Николаевна МБОУ СОШ №10 «Успех»

Показатели

Критерии

Содержание

критерия

теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность (необходимость внедрения инновации);
  • область  применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);  
  •  целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.)
  • ФГОС требует развития ИКТ компетентности младших школьников в связи с появлением новых средств обучения и изменениями в региональной и образовательной политике
  • Применение данного инновационного педагогического опыта связано с реализацией  внеурочной деятельности и использование потенциала внутришкольного дополнительного образования.
  • Программа - кружок «Занимательная информатика» учитывает возрастные и индивидуальные особенности  и интересы младших школьников. Способствует формированию ИКТ компетентности

       

        новизна

  •  степень оригинальности инновационных подходов;
  • своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;
  • реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм  и способов организации деятельности
  • Формирование ИКТ компетентности происходит во внеурочной деятельности в условиях кружковой работы и свободного общения с детьми с учётом их интересов.
  • Гибкая система обучения, свобода выбора способов деятельности и новая тьютерская роль учителя.
  • Реализация инновационной программы снижает учебную нагрузку, обеспечивает благоприятную адаптацию детей, улучшает условия развития ребёнка, «обучение с увлечением ».

образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;
  •  способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации
  • Для учителя профессиональная значимость состоит в повышении уровня профессиональной компетентности, а именно в методической работе, и в изменении роли педагога  с учительской на тьютерскую.
  • Самооценка уровня профессиональной компетентности учителя зависит от повышения уровня заинтересованности и желании детей применить ИКТ компетентность в другой учебной деятельности.

качество инновационного процесса

  •  технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм,  сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);
  •  наличие диагностического инструментария реализации инновации;
  •  влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование   профессиональных  компетенций личности
  • Технология реализации инновации описывается календарно-тематическим планированием, рассчитанного на 30 часов, 1 занятие в неделю в течение учебного года. Форма занятий:

групповая. Место занятий: компьютерный класс.

  • В качестве диагностического инструмента инновации выступает журнал учёта внеурочной работы. Ведение экрана успехов детей.

результативность инновации

  •  возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов  запланированным;
  •  эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования;  внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
  •  отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)
  • Результатом реализации инновации может служить творческий проект выполненный детьми самостоятельно после завершения занятий, а  так же участие в конкурсах, что может отражаться в портфолио учащихся.
  •  В дальнейшем, возможно, разработать преемственный курс углубляющий ИКТ компетентность, через профессиональную направленность( журналист, дизайнер, редактор…)
  • Отзывом о реализации инновации является внешняя рецензия кандидата педагогических наук Г.Н.Рогожиной.

Целесообразность данной инновационной программы в приобретении младшими школьниками навыков работы с доступными программными средствами, развитие способностей и наклонностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников/ Вокальная студия "Планета песни"

Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только...

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Занимательная информатика"

С целью формирования первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирования и развития логического и алгоритмического мышления для учащихся 1-х классов был разработан...

Программа по внеурочной деятельности младших школьников "Спортивные игры".

В публикации представлена рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе . ФГОС...

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по немецкому языку (1 класс)

Учитель иностранного языка МОУ СОШ №17 г.Карталы, Лобанова Татьяна Андреевна Программа организации внеурочной деятельности  младших школьников по  немецкому языку (1 класс)...

Программа внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС

Программа внеурочной деятельности в условиях требования ФГОС по английскому языку для младших школьников. 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»для детей 7- 11 лет...

ПРИЕМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФРАГМЕНТ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается методика использования песочной терапии во внеурочной деятельности, которая позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, значительно снизить уровень тревожности, нормализовать...