Вероятностный подход к определению количества информации
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) по теме

Бабаева  Наталья Александровна

Представлен конспект урока информатики в 10 классе по теме «Вероятностный подход к определению количества информации». Разбираются типовые задачи по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar394.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики в 10 классе

Тема урока: «Вероятностный подход к определению количества информации»

Цели урока: 

  1. Обучающая – формирование у учащихся понимания  вероятности, равновероятных событий, не равновероятных событий; вероятностного подхода к измерению информации;
  2. Развивающая – развивать умение качественно оценивать поставленную задачу для правильного выбора способа решения задачи; развивать самостоятельность; логическое мышления учащихся.
  3. Воспитательная – формировать интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля; чувство ответственности, деловые качества учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютерный класс, оборудованный компьютерами Pentium I и выше, лицензионное ПО: операционная система Windows 97/2000/XP, MS Office 2000 и выше, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала (сопровождается презентацией – приложение 1):

Введение понятия «количество информации»

-Можно ли измерить количество вещества и как именно?

-Можно ли определить количество энергии?

-Можно ли измерить количество информации и как это сделать?  (правильного ответа на этот вопрос учащиеся не дадут).

Оказывается, то информацию также можно измерять и находить ее количество. Об этом мы и поговорим с вами на уроке.

Существуют два подхода к измерению информации. Один из них называется содержательный или вероятностный.

Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение человеку. Этот подход субъективный (зависит от конкретного человека). Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают количество информации, содержащееся в нем. Это происходит от того, что знания людей о событиях, о которых идет речь в сообщении, различны

Пример. Первоклассник изучает таблицу умножения. Учитель сообщает   ему, что 2 х 2 = 4. Первоклассник этого раньше не знал, поэтому такое сообщение содержит для него информацию.  А для ученика 5 класса таблица умножения хорошо  известна, поэтому из такого сообщения информацию   он не получит.

Рассмотрим примеры.

Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть всего два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантов не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны.

Так вот, в этом случае перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум. Игральный кубик с шестью гранями может с равной вероятностью упасть на любую из них. Значит, неопределенность знаний о результате бросания кубика равна шести.

Следовательно, можно сказать так: неопределенность знаний - это количество возможных результатов события (бросания монеты, кубика; вытаскивания жребия и пр.)

Пример:

На экзамен приготовлено 20 билетов.

  • Чему равно количество событий, которые могут произойти при вытягивании билета? (20)
  • Равновероятны эти события или нет? (да)
  • Чему равна неопределенность знаний ученика перед тем как он вытянет билет? (20)
  • Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того как ученик билет вытянул? (20)
  • Зависит ли этот показатель от номера вытянутого билета? (нет)

Вернемся к примеру с монетой. Предположим, что у монеты обе стороны «орел».

  • Существует ли неопределенность знаний перед броском в этом случае? Почему? (нет, заранее знаем, что выпадет «орел»)
  • Получите вы новую информацию после броска? (нет, ответ знаем заранее)
  • Будет ли информативным сообщение о результате броска? (не будет, поскольку оно не принесло новых и полезных знаний)
  • Чему равно количество информации в этом случае? (нулю, так как данное сообщение является неинформативным)

Информация при данном подходе рассматривается как знание для человека.

За единицу измерения информации принимается уменьшение неопределенности знаний человека в 2 раза.

Эта единица называется битом и является минимальной единицей информации.

Игра «Угадай число». 

Один из учеников загадывает число из интервала от 1 до 16. Учитель задает  вопросы, ученик на них отвечает,  и весь класс вместе с учителем заполняют следующую таблицу:

Вопрос

Ответ

Неопределенность

знаний

Полученное количество информации

Число больше 8?

Да

8

1 бит

Число больше 12?

Да

4

1 бит

Число больше 14?

Нет

2

1 бит

Число 13?

Да

1

1 бит

4 бита

 

Работа в парах:

Один из учеников загадывает число в интервале от 1 до 8, второй – отгадывает это число, пользуясь приведенной выше стратегией игры.

Учитель  сам объявляет количество полученных бит информации – 3, а затем спрашивает у учащихся их результат.

 

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий и количество информации.

N = 2I ,где

N — количество возможных вариантов,

 I— количество информации.

Если из этой формулы выразить количество информации, то получится I= log2N.

Неравновероятные события.

В жизни же мы сталкиваемся не только с равновероятными событиями, но и событиями, которые имеют разную вероятность реализации.

Например:

1.Когда сообщают прогноз погоды, то сведения о том, что будет дождь, более вероятно летом, а сообщение о снеге — зимой.

2. Если вы — лучший ученик в классе, то вероятность сообщения о том,
что за контрольную работу вы получили 5, больше, чем вероятность получения двойки.

3. Если в мешке лежат 20 белых шаров и 5 черных, то вероятность достать черный шар меньше, чем вероятность вытаскивания белого.

Как вычислить количество информации в таком сообщении?

Для этого необходимо использовать следующую формулу:

 I = , где р -  вероятность отдельного события.

Это формула Хартли.

3.Решение задач (приложение 2)

1.В корзине лежат 8 мячей разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, коричневый). Какое количество информации несет в себе сообщение о том, что из корзины будет вынут мяч красного цвета?

Решение:

Так как возможности вынуть мяч каждого из возможных цветов равновероятны, то для определения количества информации, содержащегося в сообщении о выпадении мяча красного цвета, воспользуемся формулой  I= log2N.

Имеем I= log28= 3 бита.

Ответ: 3 бита.

2.В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько информации несет сообщение о том, что достали черный шар?

Решение:

  1. 8+24=32 – общее количество шаров в корзине;
  2. 8/32 = 0,25 – вероятность того, что из корзины достали черный шар;
  3. I= -   log2 0,25 = - (-2) = 2 бита.

Ответ: 2 бита

3. В корзине  лежат 32 клубка шерсти. Среди них – 4 красных. Сколько информации несет сообщение о том, что достали клубок красной шерсти?

Решение:

  1. 4/32 = 1/8 – вероятность того, что из корзины достали клубок красной шерсти;
  2. I= -   log2 (1/8) = - (-3) = 3 бита.

Ответ: 3 бита

4.В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в коробке?

Решение:

Пусть в коробке было х белых карандашей.

Вероятность того, что достали белый карандаш, равна – х/64.

Количество информации сообщения о том, что достали белый шар, равно I= -  log2 (х/64) бит, что по условию задачи составляет 4 бита, т.е. имеет место уравнение:

Значит, в коробке было 4 белых карандаша.

Ответ: 4 карандаша

5.В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров.

Решение:

Пусть в корзине -  х белых шаров

Тогда всего шаров – (х + 18).

Вероятность того, что достали белый шар равна – .

Количество информации сообщения о том, что достали белый шар, равно

 I= - log2  бит, что по условию задачи составляет 2 бита, т.е. имеет место уравнение:

В корзине было 6 белых шаров.

Следовательно, всего в корзине – (6+18)=24 шара

Ответ: 24 шара.

4. Подведение итогов урока: оценка работы класса и учащихся, отличившихся на уроке.

5.Домашнее задание (приложение 3):

1. В ящике лежат 36 красных и несколько зеленых яблок. Сообщение «Из ящика достали зеленое яблоко» несет 2 бита информации. Сколько яблок в ящике?

2.В концертном зале 270 девушек и несколько юношей. Сообщение «Первым из зала выйдет юноша» содержит 4 бита информации. Сколько юношей в зале.

3.В корзине 15 яблок, 15 груш и 30 слив. Сколько бит информации несет сообщение о том, что из корзины извлечена груша?

4. В коробке лежат 16 разноцветных фломастеров. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали фиолетовый фломастер?

Литература:

1.О.Л. Соколова «Универсальные поурочные разработки по информатике», М., «ВАКО», 2007

2.Л.Залогова, М.Плаксин «Задачник-практикум» в двух томах, под редакцией И.Семакина, Е.Хеннера, том 1, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

3.Ф.Ф. Лысенко, Л.Н.Евич «Информатика и ИКТ» Подготовка к ЕГЭ, Ростов-на-Дону, «Легион-М», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вероятностный подход к определению количества информации

"Урок на тему: Вероятностный подход к определению количества информации"...

Вероятностный подход к определению количества информации 10класс

Материал разработан на два урока, с использованием электронных таблиц Excel...

Вероятностный подход к определению количества информации.

Презентация к уроку "Информатика и ИКТ" ,10 класс (базовый уровень),...

Презентация по теме "Преимущества двоичного кодирования. Вероятностный подход для подсчёта количества информации в сообщении"

содержание презентации полностью соответствует материалу учебника Угринович Н. Д. "Информатика и ИКТ 8 класс"...

Вероятностный подход к определению количества информации

Вероятностный подход к определению количества информации...