Возможности развития и формирования УУД в процессе обучения информатике.
статья (информатика и икт) по теме

Степанова Ольга Леонидовна

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_razvitiya_uud_na_sayte.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Степанова Ольга Леонидовна

 Учитель информатики высшей квалификационной категории, аспирант. МБОУ «Основная общеобразовательная школа №24», г.Киселевск

Возможности развития и формирования УУД

в процессе обучения информатике.

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Другими словами, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.

Главной целью преподавания информатики в современных условиях является задача создать ученику условия для формирования умений и навыков практического использования информационных технологий, творческого осмысления  способов  компьютерной обработки информации, умения логически мыслить,  развитие познавательной активности  учащихся.

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 

•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 

•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, выделено пять блоков:

1- личностный;

2-регулятивный;

3-познавательный;

4-знаково-символический;

5-коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него; 

•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 

•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 

•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•логические- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений,  •доказательство;  •выдвижение гипотез и их обоснование.

•действия постановки и решения проблем- формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

 Виды коммуникативных действий:    

 •планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 

 •постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 

 •разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

 •управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 •умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

 •как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

 •какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

 •какие методы и средства обучения выбрать;

 •как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

 •как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

 Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

 В связи с этим применяю различные формы активизации познавательной деятельности, промежуточного и итогового контроля: тестовые задания, разноуровневые карточки, задания с инструкциями по выполнению.

Включая учеников в активную учебную работу, использую при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности. Интерактивные методы значительно расширяются учебно-воспитательные возможности урока. Одной из наиболее эффективных форм контроля уровня достижений учащихся в области информационных компьютерных технологий является защита творческого проекта, в ходе которой они имеют возможность продемонстрировать все, чему научились. Особое внимание я уделяю межпредметным проектам, которые позволяют показать знание материала по истории, математике, литературе, химии, биологи и другим предметам.

На уроках применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы «Лучший рисунок», «Лучшая открытка», «Каким я вижу этот стих…»5-6 классы по теме «Моделирование», «Компьютерная графика»; реферат 6-8 классы по таки темам, как: «Информация»,  «История развития ЭВМ», «Объекты и их свойства» и др.; доклад; составление кроссворда по заданным темам, составление ребусов; разгадывание ребусов по информатике; проект – создание  учащимися готового программного продукта в программе Tux Paint.

Разбудить в школьниках активную деятельность можно через организацию системы деятельности, предусматривающую развитие всех учащихся класса. Умение учиться, т.е., способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта определяется уровнем развития у ученика универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Ис...

Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике и информатике

•С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что у...

Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике

Информационное общество по-новому определяет процесс коммуникации и общения. Процесс информатизации общества оказывает существенное влияние на развитие системы образования, ставит новые цели и задачи,...

Развитие межпредметных связей в процессе обучения физике, математике и информатике

Проблема взаимосвязи школьных дисциплин является одной из актуальных проблем современной дидактики, психологии и методики преподавания. Межпредметные связи отражают единство средств и методики процесс...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕВ наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои ...

Возможности использования дидактической игры в процессе обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Данный материал раскрывает возможности различных  дидактических игр для обучения  развития детей с тяжелыми  множественными нарушениями развития,  дается описание дидактических...

Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии

Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...