Рабочая программа по информатики 11 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) по теме

Бутырина Людмила Максимовна

Рабочая программа

учебного курса «Информатика»

в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_11_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей математики и физики

Председатель МО

__________ /Ахметова Н.Д. /

Протокол № __ от

«_____»_______2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Ялгинская СОШ»

__________ /Алексина Е.В./

«_____»_______2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»

_________/ Н.А.Юркин/

 «___» ______________2012г

 


 

Рабочая программа

учебного курса «Информатика и Икт» в 11 классе


 
 
 

                                                                                             Составитель:

                                                                                                 Бутырина Л.М.

2012-2013уч. год


Пояснительная записка.

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 11 класса в течение 36 часов (1 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ.
  • Базовый уровень от 2004г.
  • Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
  • Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

1. Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения (1 урок в неделю) не достаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для разрешения этого противоречия за счет резервного времени использованы дополнительные часы на изучение раздела: «Базы данных».  

2. В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Предлагать их ученикам учитель должен выборочно. Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, творческого уровня обученности.  Выполнение практических заданий теоретического характера (измерение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе, существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его рабочий архив.

3. В 11 классах методика обучения информатике, по сравнению с методикой обучения в основной школе, должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Учителю следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также (при наличии такой возможности), резерв домашнего компьютера.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, то есть сформировать представления о сущности мышления, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых данных, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • восприятие ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащегося единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканер.

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной техники. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет, желательно проводить в режиме On-line.


Содержание дисциплины

11 класс (35 часа. Резерв 1 час)

1. Технологии использования и разработки информационных систем – 23 час. (11+12)

Информационные системы (ИС), классификация информационных систем.

Гипертекст как структура данных.

Интернет как информационная система. Web-сайт – гиперструктура данных.

Геоинформационные системы (ГИС).

Базы данных и СУБД. Запросы к базе данных.

        Практика на компьютере: Работа с текстовым редактором MS Word, Создание гипертекста с помощью MS Word, Работа в Интернете с электронной почтой, телеконференциями, на форумах, Работа с поисковыми системами, Средства создания Web-страниц, Поиск информации в ГИС-системах, Знакомство с СУБД Microsoft Access, Реализация простых запросов, Запросы на выборку.

Учащиеся должны знать:

  • назначение информационных систем;
  • состав информационных систем;
  • разновидности информационных систем;
  • что такое гипертекст, гиперссылка;
  • средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с  гиперструктурой (оглавление, указатели, закладки, гиперссылка);
  • назначение коммуникационных служб Интернета;
  • назначение информационных служб Интернета;
  • что такое прикладные протоколы;
  • основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, НТТР - протокол, URL-адрес;
  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;
  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;
  • работать с электронной почтой;
  • извлекать данные из файловых архивов;
  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
  • какие существуют средства для создания Web-страниц;
  • в чём состоит проектирование Web-страниц;
  • что значит опубликовать Web-сайт;
  • возможности текстового процессора по созданию Web-страниц;
  • что такое ГИС;
  • области приложения ГИС;
  • как устроена ГИС;
  • приёмы навигации ГИС;
  • что такое базы данных (БД);
  • какие модели данных используются в БД;
  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
  • определение и назначение СУБД;
  • основы организации многотабличной БД;
  • что такое схема БД;
  • что такое целостность данных;
  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
  • структуру команды запросы на выборку данных из БД;
  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
  • основные логические операции, используемые в запросах;
  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

  • автоматически создавать оглавление документа;
  • организовывать  внешние и внутренние связи в текстовом документе.
  • создать не сложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (Microsoft  Access)
  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
  • реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углублённый уровень);
  • создавать отчёты (углублённый уровень).

2. Технологии информационного моделирования – 7 час. (4+3)

Моделирование зависимостей; статистическое моделирование.

Корреляционное моделирование.

Оптимальное планирование.

        Практика на компьютере: Создание отчета. Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel, Расчет корреляционных зависимостей в  Microsoft Excel, Решение задач оптимального планирования в Excel.

Учащиеся должны знать:

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
  • что такое математическая модель;
  • формы представления зависимости между величинами;
  • для решения каких практических задач используется статистика;
  • что такое регрессионная модель;
  • как происходит прогнозирование по  регрессионной модели;
  • что такое оптимальное планирование;
  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
  • что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
  • в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
  • какие существуют возможности у табельного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регистрационной модели;
  • что такое корреляционная зависимость;
  • что такое коэффициент корреляции;
  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;
  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);
  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в  Microsoft Excel).

3. Социальная информатика – 4 час. (4+0)

Информационные ресурсы.

Информационное общество.

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны знать:

  • что такое информационные ресурсы общества;
  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;
  • что относится к информационным услугам;
  • в чем состоят основные черты информационного общества;
  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
  • основные законодательные акты в информационной сфере;
  • суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.


Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

11 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Технология использования и разработки информационных систем

23

11

10

2

2

Технологии информационного моделирования

7

4

2

1

3

Основы социальной информатики

5

4

1(итоговая)

Итого

35

19

12

4

0

Календарно-Тематическое планирование

базового курса "Информатика и ИКТ" для 11 класса

на 2010-2011 учебный год

 (второй год обучения, 35 ч.)

Тематика занятия

Параграф

учебника

Дата

план

факт

Технологии использования и разработки информационных систем (23 ч.)

1

Понятие информационной системы, ее классификация

Практическая часть: Работа с текстовым редактором MS Word

§ 24

2

Гипертекстовый документ как структура данных

Практическая часть: Создание гипертекста с помощью MS Word

§ 25

3

Практическая работа № 1: «Гипертекстовые структуры»

4

Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – Всемирная паутина

Практическая часть: Работа в Интернете с электронной почтой, телеконференциями, на форумах

§ 26-27

5

Практическая работа № 2: «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц»

6

Практическая работа № 3: «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»

7

Ср  Средства поиска данных в Интернете

  п  Практическая часть: Интернет: Работа с поисковыми системами

§ 28

8

Web-сайт – гиперструктура данных

Практическая часть: Средства создания Web-страниц

§ 29

9

Тестирование знаний № 1: «Интернет. Поиск данных в Интернете»

10

Практическая работа № 4: «Создание собственного сайта»

11

Практическая работа № 5: «Создание сайта с помощью HTML»

12

Геоинформационные модели

Практическая часть: Поиск информации в ГИС-системах

§ 30

13

База данных – основа информационной системы.

Практическая часть: Знакомство с СУБД Microsoft Access

§ 31

14

Проектирование многотабличной базы данных

§ 32

15

Создание базы данных

Практическая часть: Знакомство с СУБД Microsoft Access

§ 33

16

Практическая работа № 6: «Создание базы данных «Приемная комиссия»

17

Практическая работа № 7: «Создание базы данных «Библиотека»

18

Тестирование знаний № 2: «Базы данных»

19

Запросы как приложения информационной системы

Практическая часть: Реализация простых запросов

§ 34

20

Логические условия выбора данных

Практическая часть: Запросы на выборку

§ 35

21

Практическая работа № 8: «Расширение базы данных «Приемная комиссия. Работа с формой»

22

Практическая работа №  9: «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»

23

Практическая работа № 10: Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей

Технологии информационного моделирования (7 часов)

24

Моделирование зависимостей между величинами

Практическая часть: Создание отчета

§ 36

25

Модели статистического прогнозирования

Практическая часть: Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel

§ 37

26

Моделирование корреляционных зависимостей

Практическая часть: расчет корреляционных зависимостей в  Microsoft Excel

§ 38

27

Решение задач по теме: «Корреляционные зависимости»

28

Модели оптимального планирования

Практическая часть: Решение задач оптимального планирования в Excel

§ 39

29

Решение задач по теме: «Оптимальное планирование»

30

Тестирование знаний № 3: «Информационное моделирование»

Основы социальной информатики (5 часов)

31

Информационные ресурсы

§ 40

32

Информационное общество

§ 41

33

Правовое регулирование в информационной сфере.

§ 42

34

Проблема информационной безопасности

§ 43

35

Итоговое тестирование по курсу 11 класс


Требования к уровню подготовки обучающихся

        В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных.
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень учебно-методического обеспечения

I. Учебно-методический комплект

11 класс

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Информатика: задачник-практикум в 2 т./ Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  4. Семакин И. Г.,  Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

II. Литература для учителя

  1. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень . 10-11 классы.- М.:ВАКО, 2007.
  2. ЕГЭ 2010. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов /Авт.-сост. П.А. Якушин, С.С. Крылов. – М.: Эксмо, 2008.
  3. Информатика. 9-11 класс: тесты (базовый уровень ) / авт.-сост. Е.В. Полякова .- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/д: Феникс, 2007.
  5. ЦОРы сети Интернет: http://metod-kopilka.ru, http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru/catalog/, http://uchitel.moy.su/, http://www.openclass.ru/,  http://pedsovet.su/, http://www.uchportal.ru/, http://zavuch.info/, http://window.edu.ru/, http://klyaksa.net.

III. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  3. Проектор.
  4. Сканер.
  5. Модем ADSL
  6. Локальная вычислительная сеть.

IV. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
  3. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
  4. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).
  5. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).
  6. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
  7. Программа-архиватор WinRar.
  8. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.
  9. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...