Рабочая программа кружка по информатике "Искусство компьютерной графики"
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме

Задонская Анна Александровна

Программа дополнительного образования составлена на основе программ:"Информатика и ИКТ" Н.Угринович,Л.Босова; "Искусство компьютерной графики для школьников" Т.А.Подосениной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_informatike.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МКОУ «Высокская основная школа»

_________________/Бенца В.С/

Рабочая программа кружка

«Искусство компьютерной графики»

Срок реализации 3 года.

Возраст обучающихся от 8 до 15 лет.

                                                

Составитель:

                                                Задонская А.А

                                                


I.Пояснительная записка.

        Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н.Угринович, Л.Босова; «Искусство компьютерной графики для школьников» Подосениной Т.А.

Умение рисовать – это прекрасно! Рисование уже с раннего возраста становится эффективным средством самовыражения, развития творческих способностей и играет большую роль в воспитании и формировании гармонично развитой личности. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит не был востребован.

В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Занятия компьютерной графикой с одной стороны помогут овладеть навыками работы с компьютером ребятам, желающим научиться рисовать, а с другой стороны привлечь к творческому использованию компьютерных технологий учащихся, которые считают себя достаточно «знающими» пользователями. Компьютер не просто добавил к традиционным жанрам художественного творчества новое направление – художественное компьютерное искусство, он сделал рисование массовым занятием, элементом информационной культуры.

        Компьютерная графика используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов в Интернете, в рекламе, кино. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты. Однако, овладев принципами работы в той или иной графической программе, ученик часто не может в полной мере использовать этот мощный инструмент. А в результате, работы получаются скучными, мало интересными и поверхностными. Причина этому – слишком большой разрыв между носителями традиционной культуры и носителями современных информационных технологий. Как правило, учат пользоваться инструментами программы, используя примитивные примеры, что приводит к сухости изложения материала и нежеланию поэкспериментировать и пофантазировать в дальнейшем. Импульсом к творческому освоению компьютерной графики может послужить применение в качестве примеров образцов народно-прикладного искусства, национальной и мировой художественной культуры.

        Целью обучения, таким образом, является не только освоение современной компьютерной технологии, но и развитие художественного вкуса, расширение знаний в области изобразительного искусства.

        Программа «Искусство компьютерной графики» рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 3 года: 1-й год обучения (1-й блок 1 час в неделю) для учащихся 8-9 лет (освоение начальной технологии работы на компьютере, освоение графического редактора ТuxРaint и начальное освоение графического редактора KoluerPaint), 2-й год обучения (2-й блок 1 час в неделю) для учащихся 9 классов (освоение графического редактора KoluerPaint), 3-й год обучения (3-й блок 1 час в неделю) для учащихся 11-15 лет (освоение начальной технологии работы в программе Gimp). Материал программы может изучаться не только последовательно в течение 3-х лет, но и по желанию учащихся они могут изучить только отдельные блоки программы.

        Принцип изложения учебного материала – от простого к сложному. В ходе занятий учащиеся шаг за шагом осваивают возможности графических редакторов и одновременно обретают навыки работы за компьютером. Особое внимание уделяется практической работе.

Цель программы: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основ компьютерной графики, освоение основных инструментов и приемов, используемых в растровой компьютерной графике, выполнение рисунков и изображений разной степени сложности.

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации;

- сформировать навыки работы в графических редакторах: ТuxРaint, KoluerPaint, Gimp;

- научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ;

- проиллюстрировать этапность работы над рисунком, дать своеобразный графический алгоритм.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение;

- развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

- способствовать развитию познавательного интереса к информатике.

Воспитывающие:

- увлечь учащихся, заинтересовать как сюжетом рисунка, так и самим творческим процессом;

- воспитывать умение планировать свою работу;

- выработать у учащихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с графикой и компьютером как инструментом обработки графики.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
  • индивидуальной – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Примерная структура занятия.

  • Организационный момент (2 мин).
  • Разбор нового материала, теоретическая часть занятия (10 мин).
  • Физкультминутка (3 мин).
  • Работа за компьютером, выполнение практических заданий (20 мин).
  • Подведение итогов занятия (5 мин).

Методическое обеспечение программы.

        Обучение проводится с использованием мультимедийного комплекта педагога (компьютер, мультимедийный проектор). Занятия поддержаны большим количеством наглядных иллюстраций с CD приложений. Практические задания разработаны также с использованием CD приложений.

Формы контроля:

– текущий (наблюдение и изучение способностей ребят в процессе обучения, в ходе выполнения практических заданий);

– периодический контроль (проводится по итогам выполнения практических заданий);

– итоговый (выставка творческих работ).


Содержание программы

1-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)

№ заня-тия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Теория

Прак-тика

Группов.

Индивид.

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики.

1

+

Графический редактор TuxKoluerPaint – 13 ч.

2

Графика. Виды графики. Первоначальное знакомство с графическим редактором TuxKoluerPaint.

1

+

3

Знакомство с инструментами графического редактора: «Открыть», «Сохранить», «Ластик», «Краска», «Линии».

0,5

0,5

+

4

Создание рисунка «Аквариум».

1

+

5

Инструменты для рисования: «Штамп», «Формы».

0,5

0,5

+

6

Создание рисунка «Зоопарк».

1

+

7

Инструменты для рисования: «Магия».

0,5

0,5

+

8

Создание рисунка «Космос».

1

+

9

Создание рисунка «Космос».

1

+

10

Инструменты для рисования: «Текст».

0,5

0,5

+

11

Создание рисунка «Поздравительная открытка».

1

+

12

Создание рисунка «Поздравительная открытка».

1

+

13

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

1

+

14

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

1

+

Графический редактор KoluerPaint – 21 ч.

15

Первоначальное знакомство с графическим редактором KoluerPaint. Знакомство с инструментами для рисования.

1

+

16

Настройка инструментов для рисования.

0,5

0,5

+

17

Геометрические фигуры на рисунках. Создание рисунка «Грузовик».

0,5

0,5

+

18

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

0,5

0,5

+

19

Действия с фрагментами рисунка: Вырезать, Копировать, Вставить. Создание рисунка «Зимний сюжет».

1

+

20

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Пирамида».

0,5

0,5

+

21

Построения с помощью клавиши Shift.

0,5

0,5

+

22

Создание рисунка «Кубик».

1

+

23

Эллипс и окружность. Создание рисунка «Узор из кругов».

1

+

24

Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».

0,5

0,5

+

25

Создание рисунка из пикселей «Акула»

1

+

26

Соприкасающиеся окружности. Создание рисунка «Экзотическая бабочка».

0,5

0,5

+

27

Создание рисунка «Экзотическая бабочка».

1

+

28

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха».

0,5

0,5

+

29

Создание рисунка «Подарок на день рождения от Винни Пуха».

1

+

30

Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

0,5

0,5

+

31

Создание рисунка «Ветка рябины».

1

+

32

Создание рисунка «Виноградная гроздь».

1

+

33

Создание рисунка «Конструирование из кубиков».

1

+

34

Итоговая работа. Создание рисунка на свободную тему.

1

+

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
  • назначение объектов интерфейса графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
  • понятие фрагмента рисунка;
  • понятие файла;
  • точные способы построения геометрических фигур в графическом редакторе KoluerPaint;
  • технологию конструирования из меню готовых форм в графическом редакторе KoluerPaint.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в среде графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов графических редакторов ТuxРaint и KoluerPaint;
  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;
  • создавать графический объект из типовых фрагментов;
  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;
  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift в графическом редакторе KoluerPaint;
  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);
  • конструировать разнообразные графические объекты.

2-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Витраж –2 часа

Теория

Прак-тика

Группов.

Индивид.

1.

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики.

Знакомство с графическим редактором KoluerPaint и инструментами для рисования.

1

+

2.

Искусствоведческие понятия витража. Демонстрация витражных изображений (фото).

Создание витражной композиции «Рыбка».

1

+

Графические примитивы – 2 часа

3.

Создание геометрических фигур с помощью графических примитивов.

0,5

0,5

+

4.

Построение композиции из геометрических фигур.

1

+

Зеркальное вертикальное и горизонтальное отображение рисунка – 1 час

5.

Зеркальное отображение рисунка и его фрагментов. Создание произвольной композиции изученными инструментами и ее зеркальное отображение.

0,5

0,5

+

Геометрический орнамент – 2 часа

6.

Искусствоведческое понятие орнамента. Элементы геометрического орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.

0,5

0,5

+

7.

Создание геометрических орнаментов.

1

+

Растительный орнамент – 2 часа

8.

Элементы растительного орнамента. Демонстрация орнаментальных композиций (фото). Простейшие приемы создания орнаментальных композиций.

0,5

0,5

+

9

Создание растительных орнаментов.

1

+

Дом моей мечты – 2 часа

10.

Обсуждение темы «Дом моей мечты». Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

11.

Создание рисунка «Дом моей мечты».

1

+

Павловопосадские платки – 2 часа

12.

Художественные промыслы России и павловопосадские платки. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

13.

Создание рисунка «Павловопосадский платок».

1

+

 Работа с текстом – 2 часа

14.

Работа на клавиатурном тренажере.

1

+

15.

Создание подписи рисунка шрифтами различных размеров.

0,5

0,5

+

Храм – 2 часа

16.

Понятие композиции художественного произведения. Демонстрация иллюстративного материала (фото).

1

+

17.

Приемы выполнения рисунка «Храм». Создание рисунка «Храм».

0,5

0,5

+

Букет в вазе – 2 часа

18.

Геометрические формы, применяемые при композиционном построении букета. Демонстрация букетов, созданных флористами (фото). Приемы выполнения рисунка «Букет в вазе».

1

+

19.

Создание рисунка «Букет в вазе».

1

+

Новогодние фантазии – 2 часа

20.

Новогодние традиции. Новогодний декор. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Создание рисунка «Новогодние фантазии».

0,5

0,5

+

21.

Создание рисунка «Новогодние фантазии».

1

+

Новогодняя открытка – 2 часа

22.

Традиции встречи Рождества и Нового года в различных странах. Новогодняя открытка, ее атрибуты и символы. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы и возможности редактора для создания открытки.

1

+

23.

Создание рисунка «Новогодняя открытка».

1

+

Рождественская открытка – 2 часа

24.

Праздник Рождества Христова. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы рисования рождественской открытки.

1

+

25.

Создание рисунка «Рождественская открытка».

1

+

Хохлома – 2 часа

26.

Хохломская роспись. Демонстрация изделий, созданных хохломскими мастерами (фото). Построение композиции в стиле Хохломы с объяснением приемов, присущих данному виду народного творчества.

1

+

27.

Создание рисунка по мотивам хохломской росписи.

1

+

Жар-птица – 2 часа

28.

Мифологическая и сказочная птица, приносящая счастье. Чтение фрагментов сказок о Жар-птице. Демонстрация изображений Жар-птицы, созданных художником (фото).

1

+

29.

Приемы рисования Жар-птицы. Создание рисунка «Жар-птица».

1

+

Пасхальная открытка – 2 часа

30.

Светлое Христово Воскресение – величайший христианский праздник. Демонстрация иллюстративного материала (фото). Приемы создания пасхальной открытки.

1

+

31.

Создание рисунка «Пасхальная открытка».

1

+

Пейзаж – 3 часов

32.

Жанры в живописи. Пейзаж. Демонстрация фотографий пейзажей.

1

+

33.

Приемы рисования пейзажа. Создание пейзажа.

1

+

34.

Оформление выставки рисунков.

1

+

Учащиеся должны знать:

  • возможности графического редактора KoluerPaint и назначение управляющих элементов;
  • основные графические объекты-примитивы, использующиеся для создания рисунков;
  • технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в среде графического редактора KoluerPaint;
  • создавать и редактировать любой графический объект;
  • осуществлять действия как с фрагментом, так и с рисунком в целом;
  • выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.


3-й год обучения (1 час в неделю – 34 часа)

№ заня-тия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Теория

Прак-тика

Группов.

Индивид.

1

Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в кабинете информатики. Правила работы и терминология.

1

+

Знакомство с интерфейсом  – 3 часа

2

Первоначальное знакомство с графическим редактором Gimp. Знакомство с интерфейсом.

1

+

3

Работа с документом. Размеры и цветность.

0,5

0,5

+

Слои – 6 часов

4

Работа со слоями.

0,5

0,5

+

5

Эллиптическое выделение. Практическая работа «Приступаем к созданию изображения «Рыбка»».

0,5

0,5

+

6

Волшебная палочка. Лассо. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (продолжение)».

1

+

7

Трансформация объектов. Практическая работа «Создаем изображение «Рыбка» (заключение)».

1

+

8

Слияние слоев. Режимы наложения пикселей. Практическая работа «Создаем изображение «Аквариум»».

0,5

0,5

+

9

Эффекты слоев.

0,5

0,5

+

Работа с цветом – 2 часа

10

Управление цветом. Практическая работа «Раскрасим в разные цвета контуры тропической рыбки».

0,5

0,5

+

11

Заливка. Градиентная заливка. Практическая работа «Раскрасим тропическую рыбку».

0,5

0,5

+

Инструменты рисования – 9 часов

12

Виды кистей. Практическая работа «Создадим новую кисть».

0,5

0,5

+

13

Специальные кисти. Практическая работа «Учимся клонировать изображение».

0,5

0,5

+

14

Практическая работа «Учимся клонировать изображение».

1

+

15

Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Создадим специальную кисть».

0,5

0,5

+

16

Создание, настройка и использование кистей. Практическая работа «Рисуем яблоко».

1

+

17

Создание и применение кисти. Практическая работа «Создадим кисть для изображения в аквариуме воздушных пузырей».

1

+

18

Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся использовать готовые текстуры».

0,5

0,5

+

19

Текстура. Узорная заливка. Практическая работа «Учимся создавать собственные текстуры».

1

+

20

Применение текстуры. Практическая работа «Узорчатый штамп».

1

+

Шрифты – 1 час

21

Работа с текстом. Виды шрифтов.

1

+

Контуры – 5 часов

22

Линии безье. Практическая работа «Создаем контуры».

0,5

0,5

+

23

Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип дельфина».

1

+

24

Работа с контурами. Практическая работа «Создаем логотип животного».

1

+

25

Стандартные формы и библиотека контуров. Практическая работа «Создаем открытку с использованием контура».

0,5

0,5

+

26

Применение контуров. Практическая работа «Создаем почтовую марку».

0,5

0,5

+

Фильтры – 3 часа

27

Специальные эффекты. Виды фильтров. Практическая работа «Придаем объекту на изображении эффект движения».

0,5

0,5

+

28

Фильтры. Практическая работа «Создаем из пластмассовой игрушки хрустально-ледяную фигуру».

1

+

29

Фильтры. Практическая работа «Создаем хрустальную фигуру из изображения птицы».

1

+

Работа с изображениями – 4 часа

30

Установка параметров документа. Практическая работа «Размер изображения. Обрезка изображения».

0,5

0,5

+

31

Ретушь. Практическая работа «Фильтры для ретуши».

0,5

0,5

+

32

Практическая работа «Фильтры для ретуши».

1

+

33

Каналы и маски. Практическая работа «Учимся работать с каналами и масками».

0,5

0,5

+

Итоговые работы – 1 час

35

Выставка творческих работ.

1

+

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности графического редактора Gimp;
  • назначение объектов интерфейса графического редактора Gimp
  • технологию создания и редактирования графических объектов.

Учащиеся должны уметь:

  • работать в среде графического редактора Gimp;
  • работать с отсканированными и полученными цифровым фотоаппаратом изображениями;
  • работать со слоями, с цветом, инструментами для рисования, с шрифтами;
  • применять контуры, фильтры для получения эффектов изображения.

Заключение

Ожидаемые результаты обучения – по окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы в графических редакторах ТuxРaint, KoluerPaint и Gimp; умение самостоятельно применять основные инструменты и приемы, используемые в растровой компьютерной графике при создании и редактировании графических объектов; выполнять рисунки и изображения разной степени сложности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, по МХК. А также программы кружков ИЗО и Компьютерной графики.

Рабочие программы по ИЗО с иллюстрациями, (Дидактические иллюстрации в альбоме).  Долго тогда спорил с Неменским. Он предлагал блоки по четвертям, мне видились блоки по годам обучения. Свою идею ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И АНИМАЦИЯ

Содержание программы дополнительного образования детей «Компьютерная графика и анимация» соответствует научно – технической направленности и способствует развитию мотивации личности ребенка к познанию...

Рабочая программа по элективному курсу "Компьютерная графика"

Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л.А. Залоговой, адаптирована для использование ПСПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02: Компьютерная графика

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:151901 «Технология машиностроения»Программа учебной дисципли...

Рабочая программа Черчение с элементами компьютерной графики

Программа представляет собой интегрированный курс учебного предмета "Черчение" (7 класс) и пропедевтического курса "Компьютерная графика"...

Рабочая программа "Информатика и ИКТ. Компьютерная графика" 6 класс

Для изучения выбран растровый графический редактор Gim...

Рабочая программа кружка по информатике «Компьютерная графика» для 8 класса

Этот факультативный курс адресован прежде всего тем школьникам, которые любят рисовать, хотели бы научиться делать это с помощью компьютера, но не имеют пока необходимых навыков....