Факультативное занятие по информатике «Фрагментация и дефрагментация.»
план-конспект занятия по информатике и икт (6 класс) на тему

Никулин Иван Юрьевич

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ для 6 классов школ 8 вида, обучающихся по программе факультативного курса «ИНФОРМАТИКА» для 5-11 кл. школ 8 вида,

Цель: сформировать у учащихся понятие о фрагментации файлов, ее причинах и последствиях, научить способам борьбы с этим явлением.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить ранее изученные сведения о жестком диске, его назначении и строении, о файлах и их основных свойствах
  • познакомить учащихся с понятием фрагментация файлов, раскрыть причины и последствия этого явления
  •  научить способам борьбы  с фрагментацией

Коррекционные:

  • развивать мелкую моторику при работе с мышью, обогащать лексику учащихся через устную работу
  • закреплять приемы правильной работы при письме и за компьютером

Воспитательные

  • воспитывать упорство в достижении цели, внимание и аккуратность при работе с компьютером.

Оборудование: персональный компьютер учителя, проектор, колонки, компьютеры учащихся, мячик.

Материалы (см. приложение к конспекту): карточки с таблицей для самостоятельной работы, методички для практической работы за компьютером, презентация со ссылками на аудио- и видео фрагменты.

Видео материалы, презентацию к занятию и раздаточные материалы скачивать отсюда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ

для 6 классов школ 8 вида,

обучающихся по программе факультативного курса «ИНФОРМАТИКА»

для 5-11 кл. школ 8 вида,

автор Никулин И.Ю.

Тема занятия

«Фрагментация и дефрагментация»

Подготовил:

Никулин Иван Юрьевич

учитель информатики КГК СКОУ СКОШ 8 вида 3

г. Комсомольск-на-Амуре

2013

Тема занятия: «Фрагментация и дефрагментация».

Тип урока: комбинированный.

Цель: сформировать у учащихся понятие о фрагментации файлов, ее причинах и последствиях, научить способам борьбы с этим явлением.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить ранее изученные сведения о жестком диске, его назначении и строении, о файлах и их основных свойствах
  • познакомить учащихся с понятием фрагментация файлов, раскрыть причины и последствия этого явления
  •  научить способам борьбы  с фрагментацией

Коррекционные:

  • развивать мелкую моторику при работе с мышью, обогащать лексику учащихся через устную работу
  • закреплять приемы правильной работы при письме и за компьютером

Воспитательные

  • воспитывать упорство в достижении цели, внимание и аккуратность при работе с компьютером.

Оборудование: персональный компьютер учителя, проектор, колонки, компьютеры учащихся, мячик.

Материалы (см. приложение к конспекту): карточки с таблицей для самостоятельной работы, методички для практической работы за компьютером, презентация со ссылками на аудио- и видео фрагменты.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводная часть.

1.1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

  1.  Целеполагание (1 мин.)

Учитель называет цель урока (слайд 1)

Записывают тему

2. Основная часть.

2.1. Повторение пройденного. (3 мин.)

Фрагментация и дефрагментация. Эти явления имеют отношение к файлах на жестких дисках компьютера. Давайте вспомним, а что мы с вами изучали про жесткий диск (повторение изученного в 5 классе). (слайд 2)

Отвечают на вопросы:

Что это? (устройство для хранения всей информации на компьютере)

Где он находится? (в системном блоке)

Пропадает ли на нем информация при отключении энергии? (нет)

Как следует обращаться с жестким диском, чего он не любит? (перегрева, тряски)

Как устроен жесткий диск (работа с изображением на слайде3)

Называют 4 детали – двигатель, магнитный диск, головка, корпус

Назовите три основных свойства файлов (повторение пройденного на прошлом занятии) (слайд4)

Называют: имя, местоположение, размер

2.2 Объяснение нового материала (10 мин.)

Учитель предлагает просмотреть видеоролик, в ходе которого сообщает, что вся информация хранится на дорожках и секторах, все части файлов пронумерованы, чтобы выдать файл, жесткий диск должен найти все его кусочки по порядку) (слайд 5)

Просмотр видеоролика о размещении файлов на жестком диске

Учитель демонстрирует три «файла», разбитых на кусочки по порядку, быстро находит их, затем предлагает упражнение – собрать файл из кусочков не по порядку. (слайды 6-12) По итогам упражнения помогает сформулировать  вывод

Ученики справляются с заданием медленнее, делают вывод – собирать файлы из кусочков не по порядку – медленнее.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

2.2 Объяснение нового материала (продолжение)

Учитель объясняет, как кусочки файлов со временем начинают перемешиваться (слайды 13-20), дает определение фрагментации(слайд 21)

Слушают объяснение, записывают определение: Фрагментация – хранение кусочков файла в разных местах компьютера.

2.3. Самостоятельная работа (10 мин.)

Самостоятельная работа по анализу последствий дефрагментации с опорой на материал из видеороликов слайды 22, 23) и карточки с таблицами. Учитель объясняет порядок работы, контролирует ход работы, приглашает озвучить правильные ответы и сделать общий вывод

Просматривают ролики, обдумывают, переписывают предложенные фразы в соответствующие столбцы Столбец 1.

Ролик «Головка прыгает часто»

Последствия:

Износ диска

Перегрев диска

Файл кусочками

Столбец 2.

Ролик «Головка прыгает редко»

Файл по порядку

Прохладный диск

Диск без износа

По итогам работы  ученики делают вывод: Фрагментация приводит к замедлению работы компьютера, перегреву и износу жесткого диска.

2.4. Физкультразминка + подготовка к  работе со словами (1 мин.)

Учитель: Поиграем в игру с мячиком. Я бросаю вам и называю слово, вы возвращаете мяч обратно и говорите противоположное слово.

Ученики играют, произнося противоположности: узкий – широкий, холодный – горячий и т.д.

2.5. Словарный анализ (7 мин)

Выяснение смыслообразующего влияния частицы де (де+фрагментация)(слайд 24), учитель задает наводящие вопросы, помогает вывести определение (слайд 25)

дезинфекция – избавление от инфекции

демобилизация – избавление от армии

дезинформация – избавление от правды

дефрагментация? избавление от фрагментации, кусочков файлов

Ученики записывают определение

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3. Практическая работа за компьютером.

3.1. Объяснение порядка действий (4 мин.)

Учитель приглашает детей за компьютеры, предлагает ознакомиться с методичками и выполнять его указания или работать по методичке в собственном темпе, контролирует ход работы

Пошагово выполняют работу

3.2. Самостоятельная работа (1-2 мин.)

Предлагает учащимся дефрагментировать еще 2 раздела жесткого диска самостоятельно, контролирует ход работы

Выполняют дефрагментацию

4. Заключительная часть.

4.1. Гимнастика для глаз (2 мин.)

Учитель предлагает проделать гимнастику для глаз, отмечает ее необходимость при работе с компьютером (слайды 26 - 31).

Ученики выполняют гимнастику

4.2. Обобщение пройденного на уроке (2мин)

Закрепление ключевых понятий, пройденных на уроке – устный опрос.

Ученики отвечают на вопросы:

Что же такое фрагментация? (Размещение файла на жестком диск вразброс по кусочкам)

Какой от нее вред? (Перегрев, износ, замедление жесткого диска)

Как от нее избавиться? (Произвести дефрагментацию)

4.3. Рефлексия (1 мин)

Учитель спрашивает у учащихся: Что вам больше всего понравилось на уроке?

Ученики высказывают свое мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по информатике и ИКТ (планирование)

Планирование  факультатива по информатике и ИКТ "Компьютерное делопроизводство"...

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса

Рабочая программа факультативного курса по информатике и ИКТ для 6 класса "Занимательная информатика" составлена на основе авторских программ Л. Л. Босовой...

Факультативное занятие по информатике «Формы представления информации. Знаки, схемы, карты, чертежи.»

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ для 7 классов школ 8 вида, обучающихся по программе факультативного курса «ИНФОРМАТИКА» для 5-11 кл. школ 8 вида,Цель: дать понятие таких наглядных форм представления ...

Рабочая программа факультативных занятий по информатике «Мы с компьютером на Ты!» для 5-9 классов

Основным направлением программы факультативных занятий  по информатике является практическая подготовка к жизни этой наиболее уязвимой группы общества, которая позволит детям с ограниченными возм...

Методическая разработка факультативного занятия . Занятие 1: "Неметаллы и их роль в окружающей среде"

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и не...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие № 2: «Металлы в природе и жизни человека»

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли металлов ...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...