Урок в 9 классе "Магия числа или Перевод чисел в различные системы счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Татьяна Потапова

 

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Системы счисления» в 9 классе «Магия числа или Перевод чисел в различные системы счисления».

Разработка состоит из конспекта урока, презентации к уроку,презентации к докладу ученика, домашней контрольной работы и таблицы перевода чисел.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе «Магия числа или Перевод чисел в различные системы счисления»

Потапова Татьяна Витальевна,
учитель информатики
I I квалификационной категории

Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Место в программе:  четвертый урок по теме “Системы счисления”.

Цели:

  1. Обобщить и применить для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.
  2. Продолжить формировать умения переводить числа из одной системы счисления с другую.
  3. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока:

Развивающая:

  • развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной в другую системы счисления.
  • расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническая база:

  • презентация “Магия числа”; (Приложение 1); 
  • таблицы “Позиционные системы счисления”,
  • карточки с индивидуальными заданиями.

План проведения урока.

  1. Организационный этап (1 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (10 мин).
  3. Основной этап (20 мин).
  4. Закрепление пройденного материала (10 мин).
  5. Информация о д/з (2 мин).
  6. Подведение итогов урока (2 мин).

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Цель: проверить готовность учащихся и кабинета к уроку, выявить отсутствующих, психологически настроить на работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Наш урок я начну со слов Иоганна Гете (слайд 2). 

Сегодняшний урок мы посвятим не только работе с системами счисления, но и изучению числа, постараемся ответить на вопрос “В чем же магия числа?” И, конечно же, на сегодняшнем уроке мы продолжим формировать умения переводить числа из одной системы счисления в другую.

Но сначала нас ждет “Веселая разминка” (слайд 3)

Определить в какой системе счисления ведется рассказ:

«Необыкновенная девочка»

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все сейчас обычным,

Когда поймете мой рассказ

(А.Н.Стариков)

Решение:

Выпишем упомянутые в стихотворении числа: 1, 10, 100, 101,1100. Все встречаемые цифры – 0 или 1. Если предположить, что зашифровано разложение по степеням двойки, то получим:

«Ей было тысяча сто лет» – 1100 = 1 . 23 + 1 . 22 = 8 + 4 = 12 лет

«Она в сто первый класс ходила» – 101 = 1 . 22 + 1 = 4 + 1 = 5 класс

«…пыля десятком ног» – 10 = 21 = 2 ноги

«С одним хвостом, зато стоногий» – 1 = 20 = 1, 100 = 22 = 4 ноги

и т.д. разобранное число 10.

Ответ: двоичная с/с.

Учитель: На прошлых занятиях мы знакомились со способами перевода чисел из десятичной СС в любую другую и наоборот (из любой СС в десятичную), двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную СС и наоборот.  

Вопрос: Как перевести десятичное число в СС с основанием q?

Ответ: Деление десятичного числа, а затем и его частных на q. Далее выписать полученные остатки от деления (0 или 1) в обратном порядке.

Вопрос: Как перевести двоичное число в восьмеричную СС, в шестнадцатеричную СС?

Ответ: Нужно разбить это двоичное число на триады (тетрады) и заменить каждую триаду (тетраду) эквивалентным ей восьмеричным (шестнадцатеричным) числом.

Вопрос: А как перевести восьмеричное (шестнадцатеричное) число в СС с основанием 2?

Ответ: Нужно каждую восьмеричную (шестнадцатеричную) цифру заменить эквивалентной ей триадой (тетрадой).

Учитель: Хорошо, ребята, молодцы. Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из одной системы счисления в другую. И более подробно остановимся на переводе чисел и двоичной СС в десятичную.

  1. Основной этап. (слайд 4)

Учитель: Перед тем как решить самостоятельную работу, давайте вспомним, что  и 

Вариант 1

  1. Перевести число 21,0358 в двоичную систему счисления.
  2. Перевести число 1АD,F416 в двоичную систему счисления.
  3. Преобразуйте число 11100010,010112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  4. Переведите число 101101,1012 в десятичную систему счисления.

Вариант 2

  1. Перевести число 304,758 в двоичную систему счисления.
  2. Перевести число 3E2,C816 в двоичную систему счисления.
  3. Преобразуйте число 11011010,011012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  4. Переведите число 110001,012 в десятичную систему счисления.

После выполнения самостоятельной работы, ребята обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку.

  1. Закрепление изученного материала.

Задание №1. Необходимо выполнить перевод чисел в десятичную систему счисления.

111           1100    1          1110

10           1101    1000          1011

10000     11           1010          101

1001           110      1111    100

(Слайд 5)

Результатом выполнения должен получиться квадрат (слайд 21).

На этом этапе попросить ребят найти суммы по вертикали, по горизонтали, по основным диагоналям.

В результате полученные суммы - одинаковы (равны 34). Спросить детей, знают ли они как называются такие квадраты.

ообщение ученика о магических квадратах) (презентация «Магический квадрат»)

Задание №2. (Если останется время): (слайд 22)

  • Расположите следующие числа в порядке возрастания: 10210 ; В916 ; 4235 , 758.
  • Расположите следующие числа в порядке возрастания: 756 ;  12810 ; 1538 ; 5F16 .
  • Расположите следующие числа в порядке возрастания: 759 ;  15410 ; 2735 ; 111002.
  1. Информация о д\з.

Дома: на отдельных листочках выполнить ДКР по теме «Системы счисления».

  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Что узнали нового? Что повторили? Что вызвало затруднение? В чем же состоит магия числа?

Пушкин...
17  30  48
140  10  01
126  138
140  3  501

Веселые:
2  15  42
42  15
37  08  5
20  20  20!
7  14  100  0
2  0 0  13
37  08  5
20  20  20!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты. Квадрат разделен на девять квадратиков, в каждом из которых написано по одному числу от 1 до 9. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой из двух диагоналей были равны одному и тому же числу 15. Такие квадраты стали называть магическими. 4 9 2 3 5 7 8 1 6

Слайд 2

В древности магические квадраты очень уважали и приписывали им различные мистические свойства. Говорят, если надо было решиться на какое-то опасное дело, их с магическими целями рисовали на бумажке и съедали. Такое же кушанье предлагали в качестве панацеи от всех болезней. Бытовало поверье, что выгравированный на серебре магический квадрат защищает от чумы. Даже сегодня среди атрибутов европейских прорицателей можно увидеть магические квадраты. А.Дюрера, гравюра «Меланхолия» (1514)



Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Перевести число 246,2510   в систему счисления с основанием 7 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 21,0358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 1АD,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11100010,010112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 132,34 и 101101,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 10210 ; В916 ; 4235 .

Вариант 2

  1. Перевести число 98,3610   в систему счисления с основанием 6 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 304,758 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 3E2,C816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11011010,011012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 234,015 и 110001,012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 21310 ; 9С16 ; 2367 .

Вариант 3

  1. Перевести число 319,210   в систему счисления с основанием 9 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 750,148 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число АD7,3816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011110,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 156,027 и 110011,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 9810 ; 758 ; 1235 .

Вариант 4

  1. Перевести число 29,2110   в систему счисления с основанием 3 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 46,1438 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10010010,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 245,36 и 11012,213 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 759 ;  15410 ; 2735 .

Вариант 5

  1. Перевести число 102,1210   в систему счисления с основанием 5.
  2. Перевести число 72,358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71С,916 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011010,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 167,59 и 12102,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 756 ;  12810 ; 1538 .

Вариант 6

  1. Перевести число 156,062510   в систему счисления с основанием 8.
  2. Перевести число 715,428 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число СА,3В16 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011011,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 2303,124 и 11202,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 1456 ;  18810 ; 5F16 .

Вариант 7

  1. Перевести число 246,2510   в систему счисления с основанием 7 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 304,758 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число АD7,3816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11100010,010112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 245,36 и 11012,213 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 10210 ; В916 ; 4235 .

Вариант 8

  1. Перевести число 98,3610   в систему счисления с основанием 6 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 21,0358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 3E2,C816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11011010,011012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 234,015 и 110001,012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 21310 ; 9С16 ; 2367 .

Вариант 9

  1. Перевести число 156,062510   в систему счисления с основанием 8.
  2. Перевести число 750,148 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 1АD,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011110,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 167,59 и 12102,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 9810 ; 758 ; 1235 .

Вариант 10

  1. Перевести число 102,1210   в систему счисления с основанием 5.
  2. Перевести число 46,1438 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10010010,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 132,34 и 101101,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 759 ;  15410 ; 2735 .

Вариант 11

  1. Перевести число 319,210   в систему счисления с основанием 9 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 72,358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71С,916 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011010,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 2303,124 и 11202,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 756 ;  12810 ; 1538 .

Вариант 12

  1. Перевести число 29,2110   в систему счисления с основанием 3 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 715,428 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число СА,3В16 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011011,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 156,027 и 110011,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 1456 ;  18810 ; 5F16 .

Вариант 13

  1. Перевести число 156,062510   в систему счисления с основанием 8.
  2. Перевести число 21,0358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число АD7,3816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11100010,010112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 245,36 и 11012,213 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 10210 ; В916 ; 4235 .

Вариант 14

  1. Перевести число 102,1210   в систему счисления с основанием 5.
  2. Перевести число 304,758 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 11011010,011012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 167,59 и 12102,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 21310 ; 9С16 ; 2367 .

Вариант 15

  1. Перевести число 29,2110   в систему счисления с основанием 3 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 750,148 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71С,916 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011110,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 2303,124 и 11202,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 9810 ; 758 ; 1235 .

Вариант 16

  1. Перевести число 319,210   в систему счисления с основанием 9 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 46,1438 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число СА,3В16 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10010010,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 132,34 и 101101,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 759 ;  15410 ; 2735 .

Вариант 17

  1. Перевести число 98,3610   в систему счисления с основанием 6 (с точностью до пяти знаков после запятой).
  2. Перевести число 72,358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 1АD,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011010,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 234,015 и 110001,012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 756 ;  12810 ; 1538 .

Вариант 18

  1. Перевести число 246,2510   в систему счисления с основанием 7 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 715,428 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 3E2,C816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011011,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 156,027 и 110011,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 1456 ;  18810 ; 5F16 .

Вариант 19

  1. Перевести число 29,3610   в систему счисления с основанием 3 (с точностью до трёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 71,268 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 1АD,F416 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10010010,010112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 234,015 и 110001,012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 2356 ;  11410 ; 1738 .

Вариант 20

  1. Перевести число 246,2510   в систему счисления с основанием 7 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 705,428 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 3E2,C816 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011111,010012 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 156,027 и 110011,1012 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 1459 ;  17810 ; 7F16 .

Вариант 21

  1. Перевести число 319,210   в систему счисления с основанием 9 (с точностью до четырёх знаков после запятой).
  2. Перевести число 72,358 в двоичную систему счисления.
  3. Перевести число 71С,916 в двоичную систему счисления.
  4. Преобразуйте число 10011010,110112 в шестнадцатеричную и восьмеричную системы счисления.
  5. Переведите числа 2303,124 и 11202,023 в десятичную систему счисления.
  6. Расположите следующие числа в порядке возрастания: 756 ;  12810 ; 1538 .


Предварительный просмотр:

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

 0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

 0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F

10 СС

2 СС

8 СС

16 СС

0

0000

0

0

1

0001

1

1

2

0010

2

2

3

0011

3

3

4

0100

4

4

5

0101

5

5

6

0110

6

6

7

0111

7

7

8

1000

10

8

9

1001

11

9

10

1010

12

A

11

1011

13

B

12

1100

14

C

13

1101

15

D

14

1110

16

E

15

1111

17

F


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Урок для 9 класса

Познакомиться с системами счисления. Научиться переводить числа из десятичной системы счисления в другие системы счисления и наоборот....

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

Перевод чисел в различных системах счисления

Конспект урока для 8 класса "Перевод чисел в различных системах счисления"...

Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления"

Методическая разработка урока по теме "Запись и перевод чисел в различных системах счисления", практическая работа....

Перевод чисел в различные системы счисления

Приложение, созданное на языке программирования PascalABC.net. Программа-тренажер, контролирующая навыки учащихся по переводу десятичных чисел в двоичную, а двоичных чисел- в восьмеричную и 16- ричную...

Перевод чисел в различные системы счисления(обратная)

Приложение, созданное на языке программирования PascalABC.net. Программа-тренажер, контролирующая навыки учащихся по переводу  случайных чисел, в системах счисления родственных двоичной в десятич...