Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.
статья по информатике и икт (5 класс) на тему

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках
информатики.

Голобородко И.А.
МКОУ Панинская СОШ Воронежской области.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Как мы уже не раз говорили, в современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют на школьное образование. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в 5-ых классах обязывает учителей разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам. Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий, на уроках информатики, может быть перенесены на изучение и других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин: это - наличием специальных технических средств; каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных УУД); на уроках информатики значительно активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. [1]

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Требования к результатам изучения информатики включают формирование всех видов универсальных учебных действий:

  • личностных;
  • коммуникативных;
  • познавательных;
  • регулятивных.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т.д.- активные средства, которые используются на уроках информатики для формирования УУД.[2]

Для формирования личностных универсальных учебных действий, эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы: Создание комфортной здоровьесберегающей среды - знание правил техники безопасности в кабинете информатики, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. Создание условий для самопознания и самореализации – компьютер является как средство самопознания например: тестирование в режиме on-line, тренажеры, квесты; нахождение новых способов самореализации например: создание собственного сайта в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п. Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы - это может быть, например выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п. [3]

Особенностью уроков информатики в 5-6 классах является то, что перед изучением новой темы мы сначала занимаемся обобщающим повторением изученного в начальных классах. Чтобы узнать какими знаниями владеют учащиеся, раздаю небольшие тесты, и уже на основании результатов проверки планирую дальнейшее изучение тем. Прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его., и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на слайде. Разделы дополнены тестовыми заданиями, в основном из экзаменационных вариантов. Подобная практическая работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия. В конце такого урока обучающиеся получают на дом задание: составить тестовые задания. Такого вида задание формирует личностные универсальные учебные действия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.

Также на уроках использую обобщающие таблицы и схемы. Эти схемы и таблицы, также другой справочный материал обучающиеся 5-6 классов собирают в свои справочники-копилки. Данная работа направлена на формирование познавательного универсального учебного действия.[4]

Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде - эго то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.Такая работа развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретные цели в учебно-познавательной деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, осуществлять самоуправление учебной деятельностью на уроках, дух соревнования на уроке увеличивает мотивацию к учебе. В результате даже слабоуспевающие и безразличные к учебе ученики проявляют заинтересованность в собственные достижения, добиваться успеха, позволяет

 Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможности учащихся.

Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:

  • познавательные и учебные мотивы;
  • учебную цель;
  • учебную задачу;
  • учебные действия и задачи.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребенок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки. [5,6]

И современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. Список литературы.

1.     Государственные образовательные стандарты второго поколения. http://www.w3.org

2.     Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009.

3.     Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся средствами информатики /  Сельская школа. - 2009.

4.     www.open-klass.ru. Сообщество «Учитель-менеджер», проект «Формирование универсальных учебных действий».

5.     Сайт учителя Бугаевой О.A. Статья «Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики» - http://bugaevaoa.ucoz.ru

6.     Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на уроках информатики. [Электронный ресурс] 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Развитие сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний для ребенка. Поэтому, новые задачи школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, установка ...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...