Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya.docx172.62 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

2019 г.

В  качестве  основного  результата образования  выступает  овладение набором  универсальных  учебных действий  (УУД),  позволяющих  ставить  и  решать  важнейшие  жизненные  и профессиональные  задачи.

Универсальные  учебные  действия представлены четырьмя видами:

● личностные;

● познавательные;

● регулятивные;

● коммуникативные.

Как показывает практика, при  формировании  познавательных  УУД  сложностей не возникают,  наибольшие затруднения  вызывает  организация  отработки  регулятивных,  коммуникативных  и,  особенно,  личностных УУД.

Рассмотрим на конкретных примерах различные приемы формирования УУД.

Для того,  чтобы  организовать  самостоятельную  работу  обучаемых  на  этапе  решения  задач  и  реализовать поставленные  цели  формирования познавательных  и  регулятивных универсальных  учебных  действий, я использую учебную  карту  ученика (см. табл. 1), в которой подобраны серии  задач  для  учащихся  различного уровня развития и обученности.

Ученики  на  уроке  сами  выбирают,  с  какой  задачи  они  начнут решать,  тем  самым  реализуя  такие личностные  УУД  как:  мотивация учебной  деятельности,  самооценка  на  основе  критериев  успешности учебной  деятельности  и  регулятивные  УУД:  выбирать  действия  в  соответствии  с  поставленной  задачей и условиями её реализации, определять  последовательность  промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата,  составлять  план  и  последовательность  действий,  предвосхищать результат.

Далее  учащиеся  при  желании могут получить консультацию (коммуникативные УУД: ставить  вопросы,  обращаться  за  помощью, формулировать свои затруднения)

Количество  таких  консультаций влияет  на  оценку.  Об  этом  я сообщаю ученикам  заранее.

Следующий  вид  работы  –  взаимопроверка  и  отчет  по  домашней работе,  которые  позволяют  отработать регулятивные и коммуникативные  УУД.  Учащиеся  организуются в  группы  по  два  человека,  каждая группа состоит из сильного и слабого  представителей  класса,  причем задание у них одно, но каждый член группы работает над отдельным модулем задания. В результате группа должна представить письменный вариант выполнения задания, причем каждый  ученик  группы  по  выбору учителя  должен  уметь  представить классу  решение  и  аргументировать его.  Каждый  член  группы  оценивается  одинаковым  количеством баллов.

Таблица 1

  Такая  организация  позволяет  учащимся  научиться  договариваться  о  распределении  функций и  ролей  в  совместной  деятельности, осуществлять  взаимный  контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь  (коммуникативные  УУД); вносить  необходимые  коррективы  в действие  после  его  завершения  на основе его оценки и учёта сделанных ошибок,  адекватно  воспринимать предложения  учителей,  товарищей по  исправлению  допущенных  ошибок (регулятивные УУД).

 Пример домашней работы:

Исполнитель  умеет:

1) умножать число на два; 2) увеличивать число на единицу.

1 ученик: Составить для этого исполнителя алгоритм получения числа 100 из 1.

2 ученик: Сколько действий в самом коротком из алгоритмов получения числа 100 из 1?

Для диагностики и формирования регулятивных ууд я использую следующие приемы.

Приём «Отсроченная отгадка»

Прием "отсроченная отгадка" — это способ вхождения в урок. До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

Вместо фактов и комментариев можно предложить загадку, видеоматериал, серию фотографий, картин, пример из жизни, статистические данные. Главное, чтобы это было ярко, впечатляюще, необычно.

Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт: «Мы, сами того не осознавая, используем в повседневной жизни несколько систем счисления»), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Приём «Шаг за шагом»

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример на уроках информатики. Называем системы счисления, браузеры, офисные программы обработки.

Познавательные УУД формируются с помощью следующих приемов.

Приём «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

  • умение объединять объекты по общему значению признака;
  • умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
  • умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
  • умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

Пример на уроках информатики.

Учитель: Я решил заняться посчётом компьютеров в классе информатики №20. Угадайте, по какому признаку я выбираю систему счисления. Для этого предлагайте мне различные системы счисления, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой двоичную систему счисления. А что у вас?

Учащиеся: Я беру римскую.

Учитель: Я не беру тебя с собой.

Учащиеся: Я беру с восьмеричную.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Учащиеся: Я беру с собой шестнадцатеричную.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Учащиеся: Вы берёте позиционные системы счисления?

Учитель: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — позиционные системы счисления.

Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

Например (лжезагадки):

  • Сколько в байте бит информации - 10 или 100?
  • Что является устройством вывода информации – сканер или флешка?
  • Сколько байтов в килобайте – 100 или 1000?

Например (загадки):

  • Сколько в байте бит информации - 10 или 8?
  • Что является устройством вывода информации – сканер или принтер?
  • Сколько байтов в килобайте – 1000 или 1024?

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.


Формирует:

  • умение оценивать ситуацию или факты;
  • умение анализировать информацию;
  • умение отражать свое мнение.

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

Пример.

При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания:

1. Презентация состоит только из текста и картинок.

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.

3. Чем больше текста, тем лучше.

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.

6. Презентация может носить обучающий характер.

Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.

Приём «Целое-часть. Часть-целое»

Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу

Пример.

  • Компьютер - процессор;
  • Системный блок -

а) включать б) материнская плата в) устройство

Формирование личностных УУД реализуются с помощью приема «+, -, ?»

Приём «+, -, ?»

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке, рефлексию деятельности.

Формирует:

  • умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
  • умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
  • умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.

+

-

?

  • Что удалось на уроке
  • Что получилось
  • Что вызвало положительные эмоции
  • Чего нового узнали
  • К чему пришли
  • Что не удалось
  • Что не получилось
  • Что вызвало отрицательные эмоции
  • О чём говорили, но не поняли
  • Что нужно сделать в будущем для ликвидации негативных результатов
  • Какой вопрос стоит поднять в следующий раз

Приём «Телеграмма»     помогает формировать коммуникативные и личностные УУД.                                                

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

 • доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Считаю, что систематическое использование интересных приемов делает педагогический процесс эффективным, формирует нестандартное мышление, приведет к хорошим предметным результатам. В результате грамотного использования приемов  у обучающихся формируются универсальные учебные действия, необходимые для формирования умения учиться, приводящие к способности человека к самосовершенствованию. Все это поможет вырастить деятельного изобретательного человека для нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки....

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. ...

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии в 5 классе

Зачетное задание по  блоку «Основные направления региональной общеобразовательной политики  в контексте модернизации российского образования»Рабочая программа по географии на 201...