«Применение информационных технологий в профессиональном образовании на примере Московского областного профессионального колледжа.»
статья по информатике и икт на тему

Степанова Светлана Алексеевна

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СтепановаС.А, преподаватель спецдисциплин

ГБПОУ МО Московский областной профессиональный колледж

Город Сергиев Посад

«Применение информационных технологий в профессиональном образовании  на примере  Московского областного профессионального колледжа

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информация, информационные технологии, глобальные компьютерные сети ,компьютер,компетентность.

«Кто владеет информацией, тот владеет всем миром»

 Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного заведения и процесс освоения новых компьютерных информационных технологий на социальном уровне, следует отметить, что требования современного информационного общества к своим членам заключается, прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять. Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора, хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

Целями использования в обучении информационных технологий  являются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • возможность дать студенту так много учебного материала, как только он может усвоить;
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности

           

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

         Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить  эффективность занятий на 20-30%. Примером успешной реализации информационно-коммуникационных технологий стало появление Интернета – глобальной компьютерной сети с ее практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.

Научные и образовательные серверы становятся самым надежным и всесторонним источником информации. При этом все многообразие информации можно разделить на несколько типов:

  • Web-страницы учебных заведений, дающие различную информацию о работе данного заведения, специализации, расположении и прочая административная информация;
  • страницы, где представлены различные учебные материалы, например курсы, тесты, методические материалы и прочее;
  • сайты, которые предоставляют возможность дистанционного образования;
  • сайты, позволяющие пройти психологические тесты и определить вашу профессиональную ориентацию, при этом вам укажут так же, в каких учебных заведениях страны вы могли бы продолжит образование;
  • а также любимые всеми студентами и нелюбимые преподавателями сайты, где можно просто «скачать» любой доклад, реферат или курсовую, распечатать и выдать за свою.

Использование информационных технологий в преподавании специальных дисциплин и модулей  по различным специальностям

 Компьютерные технологии активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных формах – школах, лицеях, колледжах и других учебных заведениях. Наш колледж не стал исключением. У  нас   6  компьютерных классов , и методический кабинет , который также оснащён ноутбуками. Все они используются для получения студентами качественной профессиональной подготовки. Электронные учебники, видеофильмы, презентации ,  а так же  профессиональное   программное обеспечение («1С-бухгалтерия,» «Автокад», «Мой отель») применяются преподавателями в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения, развития познавательной активности студентов.

В своей работе  преподаватели используют обычные традиционные технологии ведения урока теоретического обучения, используют интерактивные и компьютерные технологии. При использовании интерактивной технологии студенты становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт служит основным источником учебного познания.  Мы  не даём им готовых знаний, только ставим задачу и стараемся побудить их к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя уступает место активности студентов, а нашей задачей становится создание условий для их инициативы. Мы  оказываемся в роли своеобразного фильтра пропускающего через себя учебную информацию, и выполняем функции помощника в работе, одного из источников информации. В своей работе мы  уже несколько лет используем эту технологию. Она себя оправдывает, особенно при выполнении зачетных работ. Студенты получают задания, находят литературу, прорабатывают ее, составляют план разработки электронной презентации. Во время всей подготовительной работы студентов мы  выступаем в роли консультанта. На втором этапе - разработки презентации в роли консультанта и помощника выступают более грамотные студенты в области информационных технологий. Третий этап – это защита презентации. В ходе такой работы, студенты глубже изучают тему или раздел темы, вырабатывают навыки работы с литературой, текстом, компьютером.

   Хочется отдельно сказать о практике проведения деловых и ролевых игр, где студенты выступают в непривычных для себя ролях: директора фирмы, главного механика, инспектора по технике безопасности, бригадира, руководителя отдела обучения и т. д.  В ходе проведения деловых игр студенты используют знания по нескольким дисциплинам одновременно,  привлекают к работе заводскую документацию.

Очень полезны для закрепления нового материала, расширения кругозора студентов практико-ориентированные методы обучения – экскурсии на современные промышленные предприятия как АК 17-91,  ООО « Стройсервис» ,Гостиницы Сергиева Посада и многие другие. Некоторые из них являются нашими социальными партнёрами. В ходе экскурсии студенты знакомятся  с деятельностью предприятий, их материально-техническим оснащением, различными методами управления. Полученная информация в дельнейшем используется при оформлении курсовых и дипломных работ.

В своей  работе   мы  также используем практику домашних творческих  заданий с использованием Интернета. Так ,студенты  третьего курса техники-механики и строители зданий и сооружений   ищут в Сети современное автоматизированное оборудование применяемое как  для ремонта автотранспорта так и в строительстве. Результаты работы в виде презентаций обсуждаются на занятиях. К сожалению, интернетом могут пользоваться в домашних условиях  не все студенты. Так же проводятся конкурсы среди студентов, и групп на лучшую презентацию по профессии.

Ежегодно проводятся научно- практические тематические конференции по изучению новаций производств, на которых студенты выпускного курса демонстрируют презентации о своей работе на практике и новациях производств.         Такого рода преемственность в способах получения информации и развития собственных творческих ресурсов позволяет надеяться, что наши выпускники получают современные знания и приобретают навыки самостоятельного принятия решения и творческого мышления.

        Хочется  остановиться на вопросе контроля качества знаний студентов. В современных условиях, когда речь идет о конкурентоспособности российского профессионального образования, главной проблемой становится качество подготовки специалистов. Наряду с другими, важную роль в повышении качества профессионального образования играет выбранная система, формы и методы организации контроля. Сегодня, практически каждое учебное заведение среднего профессионального образования, имеет многоуровневую систему контроля качества обучения.

В своей работе мы всё больше  применяем новую форму независимого контроля качества обучения с использованием метода компьютерного тестирования. Новая форма делает контроль качества обучения независимым от преподавателя, сводит субъективизм оценки к нулю и делает систему контроля прозрачной как для администрации техникума, так и для преподавателей и студентов, что, при необходимости, позволяет принимать своевременные меры по повышению качества подготовки, как отдельных студентов, так и отдельных групп.

       Конечно же, я не призываю к полному вытеснению из системы контроля традиционных форм и методов. Тестирование не может заменить живой беседы обучаемого с преподавателем. Поэтому тестирование должно разумно сочетаться с традиционными методиками. Тестирование, как правило, применяется как первый этап зачета или экзамена, по результатам которого осуществляется допуск ко второму – практическому этапу, который включает в себя решение задач, ролевых ситуаций и т.п., что позволяет проверить умения студентов применять полученные знания на практике. Итоговая оценка выводится по результатам двух этапов.

Основными проблемами внедрения информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин и модулей  в  СПО на сегодняшний день состоит в следующем:

  • во-первых,  отсутствие достаточной материальной базы для работы;
  • во-вторых, недостаточная компьютерная грамотность преподавателей и студентов;
  • в-третьих, отсутствие электронных учебников по дисциплинам и модулям , а иногда и просто отсутствие учебников;
  • в-четвертых, разобщенность преподавателей спецдисциплин, отсутствие обмена опытом;
  • в-пятых, перегрузки на основной работе;
  • в-шестых, отсутствие материального стимула .

      Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения. В качестве первых и необходимых шагов, способствующих ускоренному внедрению этого процесса в систему образования, можно рекомендовать:

  • организацию семинаров и учебных курсов для администрации и сотрудников  СПО по применению в обучении новых ИКТ;
  • создание условий для стимулирования развития интернет-услуг, связанных с применением новых ИКТ;
  • разработку методологических и методических основ системного анализа и информационных технологий в образовании, методов оценки обучения и образования на их основе.

Список литературы

  1. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс (пер. с англ); 2 – е изд.; испр. и доп. – М.: Дрофа, 2007. – С. 221 
  2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: (учебное пособие для высших педагогических учебных заведений); М.: Академия, 2003. – С. 188 
  3. Региональный научно-практический интернет-семинар « Инновационные технологии, методы и приемы в среднем профессиональном образовании», ТИ ОрелГТУ, апрель, 2009г.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса»

Методические рекомендации для проведения практической работы для педагогов и административных работников школ Создание таблиц и построение графиков и диаграмм для мониторинга с целью повторить и ...

ПРОГРАММА повышения квалификации (профессиональной переподготовки) «Организация рекламной компании с применением информационных технологий»

Цель программы:-            целью программы повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответ...

Применение информационных технологий на уроках технологии

Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках технологии"Рассказываем о новейших средствах обучения на уроках технологии....

Современные образовательные технологии. Применение информационных технологий на уроках английского языка

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение новых информационных технологий в систему...

Применение информационных технологий на уроках технологии

В данной статье я делюсь опытом использования информационных технологий на уроке. Уроки технологии являются благоприятным содержательным полем для применения информационно-компьютерных технологий. Как...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОП.04 АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРО-ФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы по специальности: 38.02.01. Экономика и бухг

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан  на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальнос...