Формирование метапредметных умений на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

Статья посвящена обобщению опыта работы по формированию метапредметных умений с использованием технологии задачного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений на уроках информатики

Елена Алексеевна Архипова

учитель информатики МАОУ «Гимназия №42»

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше,

нежели те, которые пришли в голову другим»

(Блез Паскаль)

Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»: вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы успешный процесс обучения в средней школе. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. [2] Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смыслового моделирования; школа М.Щетинина и др.

Информатика, как учебная дисциплина, прочно завоевала место в базовом образовании. Поэтому целью обучения информатике является не только и ни сколько написание «программных кодов», сколько привитие методологических и технологических подходов и навыков, воспитание  соответствующего способа думать, ставить и решать задачу. Такой подход к обучению позволяет сформировать думающего исследователя. Программный инструментарий в преподавании курса информатики вместе с многообразием форм учебного процесса призваны обеспечить исследовательскую и творческую его направленность.

Обучение информатике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Ни один навык не формируется без устойчивого интереса. Познавательный интерес является одним из значимых факторов активизации учебной деятельности. Только в этом случае учение становится личностно – значимой деятельностью, в которой сам обучающийся заинтересован.

В своей деятельности, начиная со 2 класса, я использую, как механизм развития метадеятельности на уроках информатики, систему творческих заданий. Творческое задание – это такое задание, котрое ученики до этого никогда не выполняли, и не могут выполнить пока не усвоят существенное в данном разделе учебной программы. Выполнение творческого задания всегда требует от школьников целеустремлённости, организованности и творчества. Для качественного выполнения творческого задания необходимо пройти несколько этапов: поставить и решить познавательную задачу, поставить и решить учебную задачу, так как творческое задание «удерживает»  познавательную и учебную задачи.  [2]

Приведу несколько примеров творческих заданий, испльзуемых на уроках «Информатика и ИКТ».

Начальная школа (2-4 классы):

Раздел «Кодирование и декодирование информации» (10 часов). Творческое задание: Разработать собственную кодовую таблицу. Конечный продукт – кодовая таблица.  Выполняя творческое задание учащийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.

Раздел «Информационные объекты и компьютер» (10 часов). Творческое задание: Составить маршрут экскурсии по городу Кемерово, используя геоинформационную систему ДубльГис. Конечный продукт: Маршрут экскурсии в MS Word, иллюстрированный схемами из графического редактора Paint и картинками из ДубльГис. Выполняя это творческое задание учащиеся учатся работать с геоинформационной системой ДубльГис, на примере интерактивной карты города Кемерово, а также фиксируют результаты с помощью средств ИКТ (текстовый редактор, графический редактор). В результате выполнения творческого задания учащиеся осуществляют поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, используют знаково-символические средства для представления конечного продукта.

Основная школа (5-9 класс)

Раздел: «Текст как форма представления информации» (10 часов). Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету и оформить в соответсвии с нормами ГОТ. Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совршенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работате с текстами, преобразует и интепретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширеннный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интерента. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответсвии с установленными требованиями к оформлению реферата.

Раздел «База данных как информационная система»  (10 часов). Творческое задание: Разработать и создать  базу данных («Политическая карта мира», «Школьная библиотека», «Видеотека» и т.д.). Конечный продукт: База данных в MS Access. Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы информационного взаимодействия в системах; выявляют системообразующие и системоразрушающие факторы; создают взаимосвязные базы данных.

Раздел «Интернет как информационная система» (10 часов). Творческое задание: Разработать Web-сайт «Подготовка к ГИА, ЕГЭ по учебному предмету». Конечный продукт: Web-сайт (локальная версия) на языке HTML или Web-сайт с использованием конструктора сайтов, опубликованные в сети Интернет. В ходе работы над собственным проектом обкчающиеся анализируют особенности коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве, работаю с почтовыми программами; учатся соблюдать нормы этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам; преобретаю умение выбирать источники информации для решения поставленной задачи.

Примеров можно привести намного больше, на каждый раздел предмета «Информатика и ИКТ» можно предложить творческое задание, имеющее социально-практическое значение.

Еще на заре становления европейской науки Г. В. Лейбницем была сформулирована мысль, что познание сути вещей равносильно раскрытию их внутренней формы. Информатика, по сути, и есть дисциплина, занимающаяся построением и изучением этих «форм».  Поэтому, универсальность, «метапредметность» информатики не является чем-то насильственным или внешним, а вытекает из самого существа науки.

Системно-информационная концепция определяет интегрирующую роль информатики среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные на других предметах. При этом акцент делается на развитие мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически, во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде, только на информатике. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося. Принцип межпредметных связей может быть реализован на практических занятиях. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей.


Список использованной литературы:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

2. Лозинг, В.Р.Основы гуманитарного образования. - Кемерово. МОУ ДПО «НМЦ», 2008.-260с.

3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.(www.standart.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках химии

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если понимает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе

Формирование метапредметных умений на уроках истории в 5 классе...

"Формирование метапредметных умений на уроках английского языка"

Данная статья затрагивает основные вопросы формирования метапредметных умений на уроках английского языка, формирования метапредметных результатов и способов их достижения....

Разработка компетентностно-ориентированных заданий для оценки метапредметных умений на уроках информатики

Главной целью преподавания информатики в современных условиях является задача, создания ученику условий для  формирования универсальных учебных действий (УУД). Сегодня учащийся сам должен ст...