Конспект урока информатики в 9 классе по теме "Кодирование графической информации"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Нецветайлова Алла Владимировна

Конспект урока с презентацией по теме "Кодирование графической информации". Урок изучения нового материала по учебнику Н.Д.Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar261.7 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок № 1

Тема урока: «Кодирование графической информации».

Цели урока:

Образовательные –

- введение понятий растр, пиксель, глубина цвета, палитра; 

- установление связей между величинами глубина цвета и количество цветов в палитре;

- применение полученных связей для вычисления объёма компьютерной памяти, необходимой для хранения растрового изображения;

- формирование умений сохранения графического изображения в различных форматах

Развивающие –

- развитие любознательности учащихся;

- развитие умений учебно-познавательной деятельности;

- развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать.

Воспитательные –

- содействовать формированию системы знаний об информации;

- воспитывать готовность к свободному, сознательному выбору профессии;

- формировать качество мышления необходимое для продуктивной жизни в обществе;

- воспитывать рациональную организацию времени, бережливое отношение к собственности.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор; презентация к уроку, руководство для лабораторной работы, опорный конспект.

Ход урока

1. Инициация.

Представление данных на мониторе компьютера в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-ых годов для больших ЭВМ, применявшихся в научных и военных исследованиях. С  тех пор графический способ отображения данных стал неотъемлемой принадлежностью большинства компьютерных систем, в особенности персональных.

Область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, называется компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора, либо в виде копии на внешнем носителе.

Визуализация данных находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности: компьютерная томография (медицина), визуализация строения вещества, векторных полей, и др. (научные исследования), моделирование одежды, опытно-конструкторские разработки, не говоря уже о том, что многие из вас очень любят играть в компьютерные игры, где без качественного изображения не обойтись!

В зависимости  от способа формирования изображений компьютерную графику принято подразделять на растровую, векторную, фрактальную.

Тема сегодняшнего урока – Кодирование растровой графической информации.

Мы познакомимся со способом представления растрового изображения в памяти компьютера, при этом постараемся ответить на вопросы (постановка проблемы урока):

1.    Какого размера «холст» использует компьютер-художник  для своих «картин»?

2.    Сколько цветов можно использовать для создания электронной картины?

3.    Как вычислить объём компьютерной памяти, необходимый для хранения изображения?    

2. Актуализация знаний

Повторение правил техники безопасности.

Но сначала вспомним:

Что такое «компьютерный алфавит» и какова его мощность?

(Компьютерный алфавит – это алфавит двоичной системы счисления, его мощность равна двум, так как он содержит всего два символа: 0 и 1)

Что такое разрешающая способность экрана?

(Разрешающая способность – количество точек по вертикали и горизонтали экрана)

Что такое цветовое разрешение экрана?

(Цветовое разрешение определяет количество цветовых оттенков, которое можно отобразить на экране одновременно)

В каких единицах измеряется информация?

Немного математики: 21=2, 22=4, …, 28=256 (запись на доске)

3. Изучение новых понятий и способов действий

Исходя из ваших ответов, можно сделать вывод, что экран монитора имеет дискретную структуру в виде графической сетки – растра, минимальным элементом которого является пиксель (элемент изображения). Таким образом, графическая информация, видимая нами на экране монитора, представляет собой изображение, сформированное из определённого числа точек (пикселей).

Задание 1. Определить количество пикселей  изображения на экране монитора с разрешающей способностью 1024x768 точек, 800x600. (Ответ: 786 432, 480 000)

Т. е. количество пикселей изображения различно.

Давайте сравним два графических изображения:

 http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/0b4/0b45da2c45a6519c21429bf173614f4b.JPG         http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/fd3/fd3eb285cc13dd843039b82bc687ae1a.JPG   

Что вы можете сказать о качестве этих изображений? Как можно объяснить разницу?

Оказывается размер первого – 369 * 204, а второго – 93 * 51пикселей. Значит, качество графического изображения зависит от количества точек (пикселей), из которых оно состоит: чем больше точек – тем выше качество.

Графические изображения бывают чёрно-белые и цветные.

Каким же образом в памяти компьютера представлена информация о цвете пикселя?

В простейшем случае каждая точка экрана может иметь одно из двух состояний – «чёрная» или «белая». То есть для хранения её состояния необходим 1 бит памяти (принимает значение 1 - белая или 0- чёрная).

Задание 2.

Подсчитать объём видеопамяти, необходимый для хранения чёрно-белого изображения вида

http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/ad1/ad1d15dd00850eb0da1a6aff7d615c4e.JPG

Ответ: V = 10 * 8 * 1 = 80 бит

(Вопросы:

- каков размер этого изображения?

- сколько нужно видеопамяти для кодирования одной точки?

- а для всего изображения?)

Однако, общепринятым на сегодняшний день считается представление чёрно-белого изображения в виде комбинации точек с 256 градациями серого цвета – т. е. для кодирования одной  точки такого изображения нужно 8 (256=28) бит или 1 байт видеопамяти. (Вопрос: почему 8?)

Задание 3.

Подсчитать объём видеопамяти, необходимый для хранения чёрно-белого изображения вида

http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/8f4/8f44874681de6b28c3575574d0d2b11f.JPG

Ответ: V = 10 * 8 *8 = 640 бит

Чем отличается кодирование этих двух изображений? (количеством бит для одной точки)

Запишем, что количество бит, необходимое для кодирования цвета одной точки называется глубиной цвета. В первом случае она была равна (?), правильно, - 1, а во втором – 8. А количество цветов, отображаемых на экране монитора, может быть вычислено по формуле N=2I, где I – глубина цвета.

Наиболее распространёнными значениями глубины цвета являются 4, 8, 16, 24 или 32 бита.

Задание 4.

Заполните таблицу соответствующими значениями (Smart-документ)

Глубина цвета (I)

Количество цветов (N)

Возможные варианты

4

 

16 777 216

8

 

65 536

16

 

16

24

 

256

32

 

4 294 967 296

Вот сколько цветов может быть отражено на экране монитора компьютера!

Считается, что наш человеческий глаз способен различать около 16 млн. оттенков цвета. Но как объяснить компьютеру, что один объект красного цвета, а другой розового? В чем между ними разница, так хорошо различимая нами на глаз. Для формального описания цвета придумано несколько цветовых моделей и соответствующих им способов кодирования.

Мы рассмотрим цветовую модель RGB, основанную на использовании трёхбазовых цветов  — Red (красный), Green (зелёный), Blue (синий). Для получения других оттенков используются сочетания базовых цветов.

 

http://www.rostov-gorod.ru/upload/uf/936/936fab72345d8b24a8961c020cfe3717.JPG

Задание 5.

Используя рисунок,  заполните пустые клетки.

Название цвета

Красный

Зеленый

Синий

Черный

0

0

0

Красный

1

0

0

Зелёный

 

 

 

Синий

 

 

 

Голубой

0

1

1

Желтый

 

 

 

Розовый

 

 

 

Белый

 

 

 

Для получения более богатой палитры цветов базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности. Например:  при глубине цвета в 24 бита формирование цветов будет следующим

Название цвета

Интенсивность

красный

зеленый

синий

Черный

00000000

00000000

00000000

Красный

11111111

00000000

00000000

Зелёный

00000000

11111111

00000000

Синий

00000000

00000000

11111111

Голубой

00000000

11111111

11111111

Желтый

11111111

11111111

00000000

Розовый

11111111

00000000

11111111

Белый

11111111

11111111

11111111

Количество цветов изображения может быть различно.

4. Формирование умений и навыков

Ответим на вопрос: как количество используемых цветов влияет на качество изображения? Для этого проведём компьютерный эксперимент.

а.     Лабораторная работа «Преобразование графического изображения с помощью растрового графического редактора Paint» 

(перед началом работы напоминаю Правила ТБ при работе с компьютером!)

1. На Рабочем столе компьютера в папке ГРАФИКА откройте с помощью растрового графического редактора Paint файл РИСУНОК.

2. Командой ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК… сохраните изображение в папке ГРАФИКА под именем МОНО в файле типа «Монохромный рисунок». Закройте файл.

3. На Рабочем столе компьютера в папке ГРАФИКА откройте с помощью растрового графического редактора Paint файл РИСУНОК.

4. Командой ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК… сохраните изображение в папке ГРАФИКА под именем 16 в файле типа «16-цветный рисунок». Закройте файл.

5. На Рабочем столе компьютера в папке ГРАФИКА откройте с помощью растрового графического редактора Paint файл РИСУНОК.

6. Командой ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК… сохраните изображение в папке ГРАФИКА под именем 256 в файле типа «256-цветный рисунок». Закройте файл.

7. На Рабочем столе компьютера в папке ГРАФИКА откройте с помощью растрового графического редактора Paint файл РИСУНОК.

8. Командой ФАЙЛ-СОХРАНИТЬ КАК… сохраните изображение в папке ГРАФИКА под именем 24 в файле типа «24-разрядный рисунок». Закройте файл.

9. Заполните таблицу (для просмотра размера изображения и объёма занимаемой памяти выберите в контекстном меню файла пункт «Свойства» или подведите к его иконке указатель мыши):

Имя файла

Размер изображения

Глубина цвета

Объём памяти

Рисунок

600*400

__

26, 7 Кб

«24»

600*400

24

703 Кб

«256»

600*400

8

235 Кб

«16»

600*400

4

117 Кб

Моно

600*400

1

29,7 Кб

 10.    Сделайте вывод. Качество растрового графического изображения зависит от глубины цвета.

Общий вывод по уроку.

Качество растрового графического изображения зависит от разрешающей способности экрана монитора (чем больше количество строк растра и точек в строке, тем выше качество изображения), а также от глубины цвета (т.е. количества битов, используемых для кодирования цвета точки).

Отвечаем на вопросы, поставленные в начале урока.

Теперь, покупая монитор для своей компьютерной системы, вы обратите внимание на размер графической сетки и цветовое разрешение, потому что знаете, что чем более высоки эти параметры, тем качественнее будет изображение на экране вашего монитора!

б. Решение вычислительных задач (Резерв)

Теперь применим полученные знания на практике. Решим задачу:

Задание 6. Определить объём видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024x768 точек и палитрой из 65 536 цветов.

Дано:

1024x768

N = 65 536 цветов

Найти:

V - ?

Решение:

Так как N=2I, то 65 536 = 2I, значит I = 16 бит.

Количество точек изображения – 1024 * 768 = 786 432.

V = 16 бит * 786 432 = 12 582 912 бит  (!!!) » 1,2 Мбайта

(!!!) Какие единицы измерения информации вам ещё известны?

Ответ. Необходимый объём видео памяти 1,2 Мбайта.

Задание 7. Во сколько раз и как изменится объём памяти, занимаемой изображением, если в процессе его преобразования количество цветов уменьшилось с 65 536 до 16?

V1 / V2= I1/I2 = 16/4 = 4

Задание 8.  (для углубленного изучения материала)

Важнейшими характеристиками монитора являются размеры его экрана, которые задаются величиной его диагонали в дюймах (15”, 17”, 21” и т.д.) и размером точки экрана (0,25 мм или 0,28 мм), а разрешающая способность экрана монитора задаётся количеством точек по вертикали и горизонтали (640*480, 800*600, 1024*768 и т.д.). Следовательно, для каждого монитора существует физически максимально возможная разрешающая способность экрана.

Определить максимально возможную разрешающую способность экрана для монитора с диагональю 15” и размером точки экрана 0,28 мм.

Решение:

2,54 * 15 = 38, 1 (см) – диагональ монитора

480:640 (или 600:800, или  768:1024)= 0,75 – соотношение между высотой и шириной экрана

По теореме Пифагора:          

В2 + (0,75В)2 = 38,12

1,5625В2 = 1451,61

В2 » 929

В » 30,5 (см) – ширина экрана

305 мм : 0,28 мм = 1089 точек

Максимально возможным разрешением  экрана монитора является 1024*768.

5. Домашнее задание: 2.72, 2.76, 2.75 в «Практикум  по информатике и информационным технологиям», Н. Угринович; п. 2.12, стр. 113 -115

6. Итог урока: мы узнали, сколько цветов можно использовать для создания электронной картины, научились  вычислять объём компьютерной памяти, необходимый для хранения изображения, сохранять графическое изображение с различной глубиной цвета. 

 7. Оценка знаний и умений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.

Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема :   Графический интерфейс операционных систем и приложений....

Урок информатики. 5 класс. Компьютерная графика. Графический редактор Paint

Тип урока:урок  новых знанийФормы и методы работы:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.Задачи урока:1....

Разработка урока для 6 класса "Растровое кодирование графической информации"

Урок по информатике для 6 класса по теме "Растровое кодирование графической информации" разработан по УМК Босовой Л.Л. Архив содержит подробный конспект урока, презентацию и файл для практической рабо...

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"...

Конспект урока информатики 9 класс "Компьютер как универсальная машина для работы с информацией"

Тема урока: Компьютер как универсальная машина для работы с информациейЦели урока: познакомиться с классом, выяснить априорные знания учащихся о ПК, их использовании, дать представление о возможностях...

Тест к уроку информатики 10 класс на тему "Представление информации"

Тест к уроку информатики 10 класс на тему "Представление информации". Разработан для закрепления знаний учащихся....