Дополнительная образовательная программа «Основы программирования. Робототехника»
рабочая программа по информатике и икт на тему

Мороз Николай Юрьевич

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

В настоящее время образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа102 КБ
Файл osnovy_programmirovaniya.pptx830.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»

с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

/СП Кинель-Черкасская станция юных техников/

Утверждаю                        
Директор_____________ О.Е. Иванова

Дополнительная

образовательная программа 
«Основы программирования.

Робототехника»

Возраст учащихся: 9-12 лет

Срок реализации программы: 2 года

Составил: Мороз Николай Юрьевич,

педагог дополнительного образования

Принята на педагогическом совете

«_09_» ______09_______ 2013 г.

Протокол № _1_

2013 год

Пояснительная записка

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках. 

В настоящее время образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Ребенок должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа дополнительного образования носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Данная программа состоит из двух ступеней, фактически продолжающих друг друга, но между тем каждая является самостоятельной частью усвоения информатики.

Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся 1 час в неделю или 36 часов в год.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную игру.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.

Занятия кружка  информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows 7
  • Компьютерная программа «ЛогоМиры»
  • программное обеспечениу ПервоРобот NXT 2.0

Основное направление - общеинтеллектуальное.

Основной вид деятельности – познавательная и игровая. 

Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов занятий дополнительного образования.

Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Цели курса:

  • формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
  • ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
  • подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
  • сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных;
  •  сформировать навыки алгоритмизации задач с помощью языка «ЛогоМиры» в различных областях деятельности, развить абстрактное и логическое мышление.

Задачи курса:

  • развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
  • формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Формы организации учебной деятельности:

  • Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.

Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
  • Знать, как человек может представлять информацию;
  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные  УУД: 

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;

- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Регулятивные УУД: 

 В процессе изучения выпускник научится:

  • -   ставить учебные цели;
  • - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
  • -  вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
  • Знать, как человек может представлять информацию;
  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;

  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.

Познавательные УУД: 

  В процессе изучения курса выпускник научится:

  • осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.

Коммуникативные УУД: 

  • развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Раздел 1. Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления

14

22

36

Технология работы в среде ЛогоМиры

Правила техники безопасности

 Знакомство со средой ЛогоМиры

Знакомство со средой ЛогоМиры Команды в среде ЛогоМиры

Создание фигур с помощью Черепашки

Итого по разделу:

1

-

-

-

1

-

1

1

1

3

1

1

1

1

4

Микромир. Организация движения Черепашки

Облик Черепашки.

Движение Черепашки

Создание декораций микромира Моделирование движения     объектов с разными скоростями

Черепашка идет по компасу

Моделирование движения по сложной траектории

Анимация

Моделирование повторяющегося фрагмента траектории

Итого по разделу:

1

1

1

-

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

1

7

2

2

2

1

2

2

2

13

Составление программ

Программа. Лист программ

Правила оформления программы

Составление графических

          программ

Мультипликационный сюжет

Практическая работа «Создание мультипликационного сюжета»

Итого по разделу:

-

1


1

-

-

2

1

1


1

1

2

6

1

2


2

1

2

8

Датчики в ЛогоМирах

Датчики, определяющие

          состояние Черепашки

Датчики, изменяющие  

           состояние Черепашки

Команды, использующиеся вместе с датчиками

Бегунок – инструмент управле-ния состоянием Черепашки

Датчик случайных чисел

Разработка проекта

Защита проекта

Итого по разделу:

1

1

0.5

0.5


1
-
1

5

1

1

0.5

0.5


1
2
-

6

2

2

1

1


2
2
1

11

Учебно-тематический план 2 года обучения

Раздел 2. Использование образовательной технологии LEGO MINDSTORMS

в сочетании с конструкторами LEGO

11

25

36

Правила поведения и ТБ в кабинете

информатики и при работе с конструкторами.

1

-

1

Конструирование

Правила работы с конструктором Lego. Основные детали. Спецификация.

Знакомство с микропроцессором. Кнопки управления.

Сбор непрограммируемых моделей.

Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы

Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы.

Параметры мотора и лампочки.

Изучение влияния параметров на работу модели.

Знакомство с датчиками. Датчики и их параметры:

  • Датчик касания;
  • Датчик освещенности;
  • Ультразвуковой датчик

Разработка и сбор собственных моделей.

Демонстрация моделей

5

1

0,5

0,5

-

1

1

0,5

0,5

-

-

8

-

0,5

0,5

1

1

-

0,5

0,5

2

2

13

1

1

1

1

2

1

1

1

2

2

Программирование

Визуальные языки программирования

NXT Mindstorms. Разделы программы

NXT. Передача и запуск программы.

Команды Окно инструментов.

Работа с пиктограммами, соединение команд

Знакомство с командами: запусти мотор; вперед; жди; запусти мотор назад; стоп

Составления программы по шаблону

Передача и запуск программы

Составление программы

Сборка модели с использованием мотора

Составление программы, передача,

Демонстрация

Сборка модели с использование лампочки.

Составление программы, передача,

Демонстрация

Линейная и циклическая программа.

Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы.

Знакомство с датчиками.

 Условие, условный переход

5

1

1

-

0,5

0,5

-

0,5

-

0,5

-

-

-

-

0,5

0,5

10

-

-

1

0,5

0,58

1

0,5

1

0,5

1

1

1

1

0,5

0,5

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Проектная деятельность в группах

Выработка и утверждение тем проектов

Конструирование модели, ее

программирование группой разработчиков

Презентация моделей

-

-

-

-

7

1

3

3

7

1

3

3

ЛИТЕРАТУРА:

  1. И.Н. Яковлев, Е.И. Яковлева «ЛогоМиры 3.0. Сборник методических материалов». Москва, ИНТ, 2007.
  2. И.Г. Белова «Программирование в среде ЛОГО. Первые шаги»., Москва, Солон-Пресс 2007 г.
  3. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей», С-Петербург, Наука, 2011 г.
  4. «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику», электронный учебник компании LEGO MINDSTORMS, 2006 г.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основы программирования. Робототехника» Дополнительная образовательная программа детского объединения «Мастер дизайна » Автор: Мороз Николай Юрьевич, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ№ 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей Кинель-Черкасская станция юных техников

Слайд 2

«Основы программирования. Робототехника» Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами программирования и робототехники. Задачи программы: - развивать умения работать с информацией, представлять информацию различными способами; - развивать конструкторские навыки, логическое мышление, пространственное воображение; - воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

Слайд 3

«Основы программирования. Робототехника» Содержание программы 1 год обучения: Программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления - Технология работы в среде ЛогоМиры - Организация движения Черепашки - Составление программ - Датчики в ЛогоМирах - Разработка проекта 2 год обучения: Использование образовательной технологии LEGO MINDSTORMS в сочетании с конструкторами LEGO - Конструирование - Программирование - Проектная деятельность в группах

Слайд 4

«Основы программирования. Робототехника» Ожидаемые результаты У воспитанников будут сформированы: - основы алгоритмизации ; - умения автономного программирования ; -основные понятия робототехники; - знания среды LEGO Mindstorms NXT; - основы программирования на NXT; - умения подключать и задействовать датчики и двигатели; - навыки работы со схемами . Итогом обучения воспитанников является умение собирать базовые модели роботов и использовать их в различных соревнованиях.

Слайд 5

«Основы программирования. Робототехника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

программа модуля к рабочей программе "Основы проектной деятельности" "Путешествие в прошлое"

Ценность современного образовательного процесса определяется его направленностью на формирование у ребенка потребности и способности к саморазвитию. Формирование названных потребностей и способностей ...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...