Рабочая программа профессионального модуля ПМ 1 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Джабасова Наталья Владимировна

Рабочая программа соответсвует требованиям ФГОС втрого поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа ПМ01870.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа Югры

 «Белоярский политехнический колледж»

Рассмотрено на заседании ПЦК

______________________________________

Протокол №2 от 11.03.2014 

Утверждаю:

Директор колледжа

_____________________/      В.В. Абышева

Руководитель ПЦК _______ /Джабасова Н.В.

Приказ № 98  «25» апреля  2014 г.

Изменения и дополнения утверждены приказом №327 от 30.12.2014

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

09.02.03 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»

Белоярский, 2014


Программа профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (приказ Минобрнауки России № 804 от 28.07.2014, зарегистрирован в Минюсте России 21.08.2014,№ 337333)

Организация-разработчик: БУ «Белоярский политехничекий колледж»

Разработчики:

Джабасова Наталья Владимировна, преподаватель

Товстоног Леонид Никитович, преподаватель

Внутренние эксперты:

Макарова Т.Н., заместитель директора по НМР        

Джабасова Н.В., преподаватель

Программа рекомендована к внедрению

Методическим Советом БУ«Белоярского политехнического колледжа»

Протокол от «14» марта 2014 г. № .2


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

____ 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах

в части освоения вида профессиональной деятельности: "Разработка и администрирование баз данных".

Предусматривает освоение следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
  • разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
  • использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
  • проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

уметь:

  • осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  • создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • оформлять документацию на программные средства;
  • использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

знать:

  • основные этапы разработки программного обеспечения;
  • основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  • основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;
  • методы и средства разработки технической документации

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Изучение модуля на  третьем курсе, всего максимальная нагрузка 285 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –190 часов;

самостоятельной работы –95 час;

практические занятия - 57 часов;

курсовое проектирование - 30 часов;

учебная практика- 108 часов;

производственное обучение – 72 часов.

1.4  Требования к организации образовательного процесса

В основе обучения лежит традиционная технология с использованием элементов информационных (компьютерных) технологий обучения и метода проектов (Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» (1998) ).

Предлагаемые технологии и методы обучения обеспечивают формирование заявленных компетенций

Учебно-методический комплекс профессионального модуля включает в себя:

Наименование

Количество

Вид носителя

1

ФГОС утверждённым приказом Минобрнауки России № 804 от 28.07.2014 по специальности СПО 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ».

1

электронный

2

Примерная программа профессионального модуля

1

электронный

3

Рабочая программа профессионального модуля

1

бумажный, электронный

4

Календарно тематическое планирование

1

бумажный, электронный

5

Комплект оценочных средств для контроля и оценки освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций по профессиональному модулю (МДК)

1

электронный

6

Перечни материально-технических ресурсов, необходимых для реализации учебной дисциплины

1

бумажный, электронный

1.5. Система оценивания

Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные как характеристики деятельности обучающихся, и соответствуют  заявленным компетенциям.

Основные показатели оценки результатов обучения в полной мере раскрывают специфику соответствующих профессиональных компетенций: соответствуют знаниям, умениям и практическому опыту по ФГОС, охватывают весь цикл действий (работ) обучаемого,  предусматривают возможность контроля и оценки в процессе обучения на базе образовательного учреждения и при прохождении производственной практики на базе работодателя.

В программе содержится перечень контрольных точек, обеспечивающий текущий контроль и промежуточную аттестацию в форме экзамена.

Оценка результатов освоения программы происходит с использованием тестовой и деятельностной технологии оценки, на единой критериальной основе.

Предъявить обучающему результат обучения позволяют следующие методы контроля: устный опрос и письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест, зачет, с использованием следующих видов контроля: вводного, текущего, промежуточного и итогового контроля.

Комплекс форм и методов контроля и оценки предусматривает оценку результатов обучения при выполнении практических занятиях и самостоятельной работы, в соответствии с тематическим планом.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. 

Формы и методы текущего контроля по междисциплинарному курсу доводятся до сведения обучающихся в течении первых двух месяцев от начала обучения. Для текущего контроля по программе создан комплект оценочных средств (КОС).

КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Промежуточная аттестация по модулю предусматривает прохождение следующих контрольных точек:

ПМ.01

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

экзамен

МДК.01.01

Системное программирование

ДЗ

Курсовой проект

МДК.01.02

Прикладное программирование

-,ДЗ

ПУ.01

Учебная практика

-,ДЗ

ПП.01

Производственная практика (практика  по профилю специальности)

-

Для оценки результатов аттестации используются универсальная шкала с пятибалльной оценкой.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности:

Разработка и администрирование баз данных, в том числе профессиональными (ПК):

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 1.4

Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 1.6

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.


3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Производственное обучение (в т.ч. производственная практика)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

МДК.01.01. Системное программирование

138

92

28

46

50

32

Базовая система ввода/вывода (BIOS)

39

26

8

13

6

OС Windows: загрузка, настройка, управление, обслуживание

33

22

8

11

6

Программирование в OС Windows

66

44

12

22

10

МДК 01.02 Прикладное программирование

147

98

29

49

58

40

Технологии прикладного программирования

72

48

22

24

20

Создание приложения для работы с базами данных

58

38

4

12

16

Методы и средства разработки технической документации

17

12

3

5

4

итого

285

190

57

95

108

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК.01.01 СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

138

Раздел 1. Базовая система ввода/вывода (BIOS)

39

1.1 BIOS. Системное ПО. Периферия ПК

Содержание учебного материала

BIOS, разновидности BIOS. Настройка BIOS.

Системное ПО: операционные системы, программы – оболочки, операционные оболочки, драйверы, утилиты. Периферия ПК.

4

2

Практические занятия:

  1. Изучение BIOS. Обновление BIOS.
  2. Работа с периферией (клавиатурой)

4

3

1.2 Прерывания. Командная строка DOS

Содержание учебного материала

Прерывания. Асинхронные или внешние (аппаратные) прерывания. синхронные или внутренние прерывания. Программные прерывания. Вектор прерывания. Клавиатурное прерывание. Кольцевой буфер (417h, 418h).

Скан-коды. ASCII. Наложение символов. Национальные варианты ASCII. Структурные свойства таблицы кодировки. Дисковое прерывание 13h.

Командная строка DOS. Работа с файлами. Работа с каталогами.

6

2

Практические занятия:

  1. Работа с командной строкой DOS: команды работы с файлами.
  2. Работа с командной строкой DOS: команды работы с каталогом.

6

3

1.3 Физический и логический формат дисков.

Содержание учебного материала

Физическая структура диска. Логические диски. Файловые системы. Каталоги, корневой каталог. Дерево каталогов.

4

2

Практические занятия:

  1. Работа с утилитами для управления разделами жесткого диска.

2

3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика домашних заданий

Порядок работы стандартного обработчика клавиатурного прерывания, входящего в состав BIOS. Действия, выполняемые обработчиком клавиатурного прерывания при обнаружении некоторых комбинаций клавиш. Стандарт ISO 646 (ECMA-6). Модификации ASCII.

Физическая и логическая структура диска, принцип работы, основные характеристики, варианты адресации секторов. Механизм использования MFT-зоны. Версии FAT Состояния кластеров. Наиболее распространенные проблемы использования системных ресурсов.

Работа над рефератом по предложенным темам.

Примерная тематика рефератов:

1. назначение фиксированных ячеек BIOS;

2. назначение прерываний компьютера;

3. назначение ячеек BIOS Data Area;

4. классификация ПО;

5. состав системного ПО.

Оформление результатов практических занятий.

13

Раздел.2. OС Windows: загрузка, настройка, управление, обслуживание

33

2.1 Основные понятия ОС.

Содержание учебного материала

Операционные системы. Функции операционных систем. Ядро операционной системы. Управление задачами и памятью в операционных системах.

Диспетчеризация. Качество диспетчеризации и гарантии обслуживания. Диспетчеризация задач с использованием динамических приоритетов.

Загрузочный (системный) диск. Настройка системы.

8

2

Практические занятия:

  1. Создание системного диска. Настройка страницы приветствия пользователя.
  2. Работа с программами – настройщиками Windows.

4

3

2.2 Работа со служебными программами. API ОС.

Содержание учебного материала

Работа со служебными программами. Дефрагментация диска. Очистка диска. Архивация данных. Сведения о системе. Восстановление системы. Контрольная точка.

API ОС. API как средство интеграции приложений. Сигнатура функции. Семантика функции. API операционных систем. Проблемы, связанные с многообразием API. Наиболее известные API.

Структура окон, функций, сообщений. Структура графических интерфейсов. Структура приложения Windows. Обработка сообщений. События.

6

2

Практические занятия:

  1. Работа со служебными программами обслуживания дисков.
  2. Работа со служебной программой Восстановление системы

4

3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика домашних заданий

Каталоги в UNIX. Место операционной системы в многоуровневой структуре компьютера. Классификация ОС.Режимы работы процессора: привилегированный и пользовательский режим.

Этапы развития ОС. Способы распределения времени центрального процессора. Критерии сравнения алгоритмов диспетчеризации.

Оформление результатов практических занятий.

11

Раздел 3. Программирование в OС Windows

66

3.1. Ресурсы программ. Диалоговые окна. Стандартные элементы управления.

Содержание учебного материала

Ресурсы программ. Меню. Диалоговые окна. Кнопки. Немодальные диалоговые окна.

Стандартные элементы управления.

Редакторы ресурсов. Файлы ресурсов.

10

2

3.2. Реестр Windows. Работа с реестром

Содержание учебного материала

Реестр Windows. Описание разделов реестра: HKEY_CURRENT_USER; HKEY_USERS; HKEY_LOCAL_MACHINE; HKEY_CLASSES_ROOT; HKEY_CURRENT_CONFIG.

Редактирование реестра. .reg и .adm файлы. Формат reg-файла. Создание reg-файла.

12

2

Практические занятия:

  1. Изучение структуры реестра Windows. Работа с редактором реестра RegEdit.
  2. Редактирование параметров реестра. Настройка реестра Windows.

4

3

3.3. Трансляторы, компиляторы, интерпретаторы. Отладчики. Структура исполняемых файлов в ОС

Содержание учебного материала

Трансляторы, компиляторы, интерпретаторы.

Отладчик debug.exe и его команды. Просмотр областей памяти. Непосредственный ввод программы в память с помощью debug.exe.

Структура исполняемых файлов в ОС.

Язык интерпретатора cmd.exe. Команды REM, ECHO OFF, ECHO ON, SET, SETLOCAL, ENDLOCAL. Использование переменных в командных файлах. Операторы перехода; операторы условия; организация циклов. Приостановка выполнения командных файлов; вызов внешних командных файлов

12

2

Практические занятия:

  1. Работа с оболочкой командной строки Windows. Интерпретатор Cmd.exe.
  2. Изучение языка интерпретатора cmd.exe: вывод на экран. Создание командных файлов.
  3. Дифференцированный зачет

6

3

Самостоятельная работа:

Примерная тематика домашних заданий

Ресурсы Windows, редакторы ресурсов: изучение возможностей редакторов ресурсов: Restorator resource editor, XN resource editor.

Отработка приемов работы с интерпретатором Cmd.exe.

Изучение синтаксиса REG-файла. Изучение файлов настроек политик .pol и административных шаблонов .adm. Изучение программы Poledit (редактор системных правил) для создания/редактирования файлов системных правил, настройки загрузки и конфигурации локальной сети.

Изучение работы в оболочке PowerShell.

Изучение работы одного из отладчиков и подготовка реферата о нем: AQtime; DTrace; Electric Fence; GNU Debugger (GDB); IDA; Microsoft Visual Studio; OllyDbg; SoftICE; Sun Studio; Dr. Watson; TotalView; WinDbg; FlexTracer.

Оформление результатов практических занятий.

22

Итого:

138


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

МДК 02.02 Технология разработки и защиты баз данных

90

Тема 2.1. Технологии прикладного программирования

Содержание

Задачи и особенности прикладного программирования

2

2

Язык программирования.

2

2

Технологии прикладного программирования: цели, задачи и основные принципы и инструменты

2

2

Алгоритмическая и объектно-ориентированная декомпозиция.

2

2

Основные этапы разработки программного обеспечения;

2

2

Основные принципы технологии структурного программирования

2

2

Подпрограммы: формальные и фактические параметры, локальные и глобальные переменные

2

2

Процедуры: описание и вызов;

2

3

Функции: описание и вызов

2

3

Внешние процедуры;

2

3

Понятие модуля, создание и подключение. Вызов.

2

3

Основные принципы отладки и тестирования программных продуктов;

4

3

Лабораторные и практические работы

12

1

Процедуры:

4

2

Функции

4

3

Внешние процедуры

4

4

Создание модуля

4

5

Отладка и тестирование программы на уровне модуля;

4

6

Вызов модуля, процедур

2

Тема 2.2. Создание приложений для работы с базами данных

Содержание 

Объектная модель ADO.Net. Пространство имен модели. Классы пространства. Экземпляры классов

2

2

Набор данных DataTable. Элемент DataSet. Соединение с источником данных. Закрытие соединения

2

2

Подключение к стандартной базе данных Access

2

3

Компоненты для работы с базой данных

2

3

Графический интерфейс пользователя

2

Выполнение операций с источником данных. Добавление. Редактирование

2

3

Выполнение операций с источником данных.

Удаление данных

2

3

Построение индексов

2

3

Фильтрация данных

2

3

Поиск данных

2

3

Построение запросов

2

3

Запросы с параметром

2

3

Формирование  отчётов

2

3

Вывод данных в MS Excel

2

2

Вывод данных  в Ms Word

2

2

Построение диаграмм

2

2

Методы и средства разработки технической документации

2

2

Правила оформления программной документации

2

2

Техническое задание

2

3

Описание программы. Текст программы

2

3

Пояснительная записка. Эксплуатационные документы

2

3

Лабораторные работы

1

Создания приложения для работы с базой данных

4

3

Оформление документации

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных  работ, отчетов и подготовка к их защите.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных  работ, отчетов и подготовка к их защите

Выполнение индивидуального задания.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполнение индивидуального задания.

Производственная  практика

Виды работ

Создание приложений с целью автоматизации определённой предметной области


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технологии разработки баз данных», мастерских не предусмотрено; лабораторий – не предусмотрено. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Информатики и информационных технологий»:

  • АРМ преподавателя;
  • компьютеры;
  • комплект технологической документации;
  • комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

  • компьютеры;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  • компьютеры;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения.

4.2 Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Основные источники:

  1. Орлов, С.А. Технологии разработки программного обеспечения: Учебник для вузов 3-е изд./С.А.Орлов. СПб.: Питер, 2006-527с.
  2. Рудаков, А.В. Технология разработки программных продуктов: учеб.пособие для студ.сред.проф.образования/А.В.Рудаков.-5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-208с.
  3. Информатика: Учебник. -3-е перераб.изд./Под.ред.Н.В.Макаровой.-М.: Финансы и статистика, 2007.-768с.
  4. Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. СПО –М.: «Академия», 2013. – 304 с.
  5.  Семакин И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: практикум для студ. СПО –М.: «Академия», 2013. – 144 с.
  6. Программирование т. 1, учебник для студ. Учреждений ВПО / Под ред. Пака Н.И. – М.: «Академия», 2013.- 272 с.
  7. Программирование т. 1, учебник для студ. Учреждений ВПО / Под ред. Пака Н.И. – М.: «Академия», 2013.- 240 с.
  8. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию / Е.Р.Алексеев, О.В.Чеснокова, Т.В.Кучер 哐 М. : ALT Linux ; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. -440с.

Дополнительные источники:

  1. Липаев, В.В. Программная инженерия. Методологические основы: Учебник/В.В.Липаев. Гос.ун-т – Высшая школа экономики.-М.: ТЕИС, 2006.-608с.
  2. Иванова, Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов.-М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2006.-320с.
  3. Жоголев, Е.А. Технология программирования.- М.: Научный мир, 2007,216с
  4. Крупский, А.Ю. Разработка и стандартизация программных средств: Учебное пособие/А.Ю.Крупский, Л.А.Феоктистова.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.-100с.

Интернет – ресурсы:

  1.  http://wiki.freepascal.org
  2. Технология программирования: Форма доступа: http:tehprog.com
  3. Технология разработки программных продуктов: Форма доступа: http:\\www.chemisk.narod.ru
  4. Технология разработки программных продуктов: Форма доступа: http:\\lgs-1.ucoz.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием для освоения данного модуля является предварительное изучение дисциплин общеобразовательного цикла  «Информатика и ИКТ» и профессионального цикла «Информационные технологии».

4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических  кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

Обучение по междисциплинарным курсам профессионального модуля осуществляется  преподавателями колледжа, имеющими высшее  профессиональное образование и практический опыт работы , соответствующие профилю модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой - высшее  профессиональное образование и практический опыт работы , соответствующие профилю модуля.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

Разрабатывает спецификации отдельных компонент

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

ПК 1.2

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Осуществляет разработку программного кода на основе готовых спецификаций

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

ПК 1.3

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

Выполняет отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

ПК 1.4

Выполнять тестирование программных модулей.

Разрабатывает тесты и выполняет тестирование программных модулей с использованием специализированных программных средств

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

ПК 1.5

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

Выполняет оптимизацию программного кода модуля.

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

ПК 1.6

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

Оформлять техническую документацию на программные средства

Текущий контроль в форме опроса, защиты практической работы, выполнение индивидуального задания

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы профессионального модуля

 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Демонстрация  методов и способов решения профессиональных задач , выполнение требований технологической дисциплины ,  навыков эксплуатации технологического оборудования  

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

 Демонстрация принятия решения, адекватного сложившейся ситуации, самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Выполнение операций ведения технологического процесса с использованием программно-компьютерного обеспечения

 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Анализ инноваций в области информационных технологий

 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение самостоятельной работы, рефератов, поиск дополнительной информации при изучении профессионального модуля

 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Соблюдение требований промышленной, пожарной  безопасности, производственной и технологической дисциплины

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).  

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Белоярский политехнический  колледж»

Рассмотрено на заседании ПЦК

______________________________________

Протокол №2 от 11.03.2014 

Утверждаю:

Директор колледжа

_____________________/      В.В. Абышева

Руководитель ПЦК _______ /Джабасова Н.В.

Приказ № 98  «25» апреля  2014 г.

Изменения и дополнения утверждены приказом №327 от 30.12.2014

КОМПЛЕКТ

оценочных средств профессионального модуля

ПМ01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

основной профессиональной  образовательной программы (ОПОП)

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

09.02.03 «ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ»

Белоярский 2014


Организация-разработчик: БУ «Белоярский политехнический колледж»

Разработчик: Джабасова Наталья Владимировна, преподаватель.

        Товстоног Леонид Никитович, преподаватель

Внутренние эксперты:


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу профессионального модуля  " ПМ01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем "   включающего в себя:

ПМ.01

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

Экзамен в форме открытой защиты индивидуального задания

МДК.01.01

Системное программирование

ДЗ

Курсовой проект

МДК.01.02

Прикладное программирование

-,ДЗ

ПУ.01

Учебная практика

-,ДЗ

ПП.01

Производственная практика (практика  по профилю специальности)

-

1.2 КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля по междисциплинарным комплексам и производственной практике в форме дифференцированного зачёта и промежуточной аттестации в форме  экзамена.

1.3 КОС разработаны на основании:

  • ФГОС 09.02.03 Программирование в компьютерных системах от 28 июля 2014 г. N 804;
  • основной профессиональной образовательной программы по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
  • рабочей программы профессионального модуля.


2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА, ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1 Коды и наименования элементов знаний и умений

Код

элемента умений

Наименование элемента умений  

Код

элемента знаний

Наименование элемента знаний

У1

осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования

З1

основные этапы разработки программного обеспечения

У2

создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль

З2

основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования

У3

выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля

З3

основные принципы отладки и тестирования программных продуктов

У4

оформлять документацию на программные средства

З4

методы и средства разработки технической документации

У5

использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации

З5

2.2 Кодификатор контрольных заданий

Функциональный признак оценочного средства (тип контрольного задания)

Метод/форма контроля

Код контрольного задания

Проектное задание

Учебный проект (курсовой, исследовательский, обучающий, сервисный, социальный творческий, рекламно-презентационный)

1

Реферативное задание

Реферат

2

Расчетная задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание, лабораторная работа, практические занятия, письменный экзамен

3

Поисковая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

4

Аналитическая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

5

Графическая задача

Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание

6

Задача на программирование

Контрольная работа, Индивидуальное домашнее задание

7

Тест, тестовое задание

Тестирование, письменный экзамен

8

Практическое задание

Лабораторная работа, практические занятия, практический экзамен

9

Ролевое задание

Деловая игра

10

Исследовательское задание

Исследовательская работа

11

Устный экзамен

Устный экзамен

12

2.3 Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств текущего контроля (распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений).

Содержание

учебного материала

по программе УД

У1

У2

У3

У4

У5

З1

З2

З3

З4

Раздел 1. Базовая система ввода/вывода (BIOS)

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Раздел.2. OС Windows: загрузка, настройка, управление, обслуживание

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Раздел 3. Программирование в OС Windows

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Технологии прикладного программирования

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Создание приложения для работы с базами данных

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Методы и средства разработки технической документации

7,1

7,1

7,1

7,1

2,1

8

8

8

8

Всего

4

4

4

4

4

8

4

4

4


3 СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

3.1 Критерии оценки заданий

Комплект оценочных средств включает теоретические вопросы и практические индивидуальные задания контролирующие уровень соответствия подготовки студента требованиям ФГОС. Заданный уровень усвоения  формулируется в терминах внешней деятельности, которую должен продемонстрировать студент при контроле. Соответствие степени освоения учебного материала при обучении уровням деятельности при контроле представлено в табл.

Степень освоения (при обучении)

Уровни деятельности (при контроле)

1

Быть знакомым

Узнавать

2

Знать

Воспроизводить (устно, письменно)

3

Уметь

Применять в типовой ситуации (без ограничения времени)

4

Иметь навык

Применять в типовой ситуации (с ограничением времени)

5

Иметь опыт

Применять в нетиповой ситуации

По каждому показателю оценки результата выставляется 1 балл (соответствие эталону) или 0 баллов (несоответствие эталону).


3.2. Текст индивидуальных заданий для проведения дифференцированного зачёта по дисциплинам МДК 01.01 " Системное программирование"

Для решения следующих задач разработать программы на Ассемблере.

1. Поменять местами содержимое двух переменных (XY).

2. Выполнить циклический обмен содержимого трех переменных (X, Y,Z).

3. Сохранить в переменных X, Y, Z, Tпроизведения числа, расположенного в заданной ячейке памяти, на числа 11, 12, 13, 14.

4. Пусть в четырех последовательных ячейках памяти расположены числа (соответственно) x, y, 10, 14. Вычислить выражение: 10x-14y.

5. Вычислить значения выражений:

1) ;

2) ;

3)

4) ;

5)

6. Для заданного Xвычислите значение X32, используя наименьшее количество команд и переменных.

7. Вычислите значения выражений:

1) ;

2)

8. Вычислите значение выражений:

1)

2)

1)

9. Пусть задано некоторое целое положительное число X. С использованием конструкции цикла просуммировать все числа от 1 до X.

10. Определить делится ли целое число Xна целое число Y (X>Y), используя вычитание Yиз Xв цикле.

11. Определить наибольший общий делитель (НОД(x, y)) двух натуральных чисел с помощью алгоритма Евклида, используя очевидное свойство: НОД(x, y)=НОД(x-y, y), при x>y.

12. Дано целое число Xи натуральное N. Вычислить значение выражения XN.

13. Числа Фибоначчи определяются по формуле ,т.е. каждый последующий член равен сумме двух предыдущих.

1) Определить значение числа Фибоначчи с заданным номером.

2) Найти сумму чисел Фибоначчи, не превышающих заданного K.

14. Вычислить сумму числовой последовательности и убедиться, что она равна n2.

15Вычислить сумму числовой последовательности и убедиться, что она равна .

16. Отсортировать заданную последовательность чисел в возрастающем (убывающем) порядке.

17. Даны два отсортированных массива, объединить их в один, тоже отсортированный.

18. Для заданной последовательности чисел x1, x2, …,xnопределить их сумму:и сумму квадратов: .


3.3. Тексты  заданий для индивидуального (самостоятельного) выполнения для проведения дифференцированного зачёта по дисциплинам

МДК 01.02 "Прикладное  программирование"

  1. Разработать приложение, позволяющее производить конвертацию валюты. Список валют и их курс хранятся в текстовом файле. Данные из текстового файла считываются в массив, состоящий из записей, содержащих название валюты и курс .Пользователь выбирает валюту из списка название валюты и курс появляются в поля Label. В поле Edit пользователь вводит сумму в рублях. Далее после щечка по кнопке «Рассчитать» программа выводит результат
  1. Разработать приложение «Тест », состоящий из 10 вопросов и выставляющий оценку. Вопросы и варианты ответов, считываются из текстового файла
  1. Разработать приложение, позволяющее придумывать сложный пароль по фамилии, имени, отчеству и году рождения. Алгоритм  кодирования придумать самостоятельно. Данные для формирования паролей считываются с текстового файла. Пароли сохраняются в другой текстовый файл.
  1. Разработать программу «Пароль». При загрузке программы запрашивает логин и пароль. Если пользователь не зарегистрирован, предлагает зарегистрироваться. Организовать хранение логинов и паролей пользователей в текстовом файле, который загружает данные в массив при запуске приложения.
  1. Разработать программу, которая формирует ведомость успеваемости студента. Фамилия и имя студента считываются из текстового файла. Для каждого студента вводятся 3 оценки, рассчитывается средний балл и вся информация (Фамилия, имя, оценка1, оценка2, оценка3, средний_балл) сохраняется в другой текстовый файл по выбору пользователя.
  1. Разработать приложение, которое переводит числа из десятичной системы счисления в 2сс, 8сс, 16 сс
  1. Разработать приложение, которое переводит числа из  2сс, 8сс, 16 сс в десятичную
  1. Разработать приложение «Двоичный калькулятор», позволяющее производить операции сложения, вычитания двоичных чисел
  1. Разработать приложение «Восьмеричный калькулятор», позволяющее производить операции сложения, вычитания восьмеричных чисел
  1. Разработать приложение «Шестнадцатеричный калькулятор», позволяющее производить операции сложения, вычитания шестнадцатеричных чисел
  1. Разработать приложение, позволяющее придумывать сложный пароль по фамилии, имени, отчеству и году рождения. Алгоритм  кодирования придумать самостоятельно
  1. Разработать приложение «Тест », состоящий из 10 вопросов и выставляющий оценку
  1. Разработать приложение «Бегающий текст», которое передаёт текстовое сообщение, введённое в поле EDIT между компонентами формы по нажатию на клавишу Enter, пока не вернётся в поле EDIT.
  1. Разработать приложение «Поймай кнопку…». На форме разместить кнопку (можно кнопку заменить рисунком) и при подведении указателя мыши  к кнопке, она «убегала» или «пряталась»
  1. Составить проект для нахождения корней квадратного уравнения по трем его коэффициентам, вводимым с клавиатуры.  Предусмотреть реакции на некорректный ввод символов в полях редактирования (например, поставить защиту от ввода букв или второй десятичной точки). При нажатии Enter переносить курсор в следующее поле редактирования (а на завершении ввода выполнять вычисления). Предусмотреть кнопки "расчет", "новые данные" и "выход". Всем введенным компонентам задать ярлычки с оперативной подсказкой (Hints). При оформлении компонент использовать по возможности различные цвета и шрифты.
  1. Составить проект для визуализации выбираемого стиля, размера и цвета шрифта. Сам шрифт как набор всех латинских и русских букв (как прописных, так и строчных) отображать на метке. Каждую характеристику шрифта выбирать из набора минимум четырех радиокнопок.
  1. Составить проект для анализа введенной в строке Edit информации: текстовая, числовая, прочая. В качестве индикаторов использовать набор из трех компонент CheckBox.  Ввести четвертый индикатор для анализа очередного набираемого символа.
  2. Предусмотреть кнопки "новые данные" и "выход". Всем введенным компонентам задать ярлычки с оперативной подсказкой (Hints). При оформлении компонент использовать по возможности различные цвета и шрифты.


3.4 Текст индивидуальных заданий для проведения дифференцированного зачёта по учебной практике ПУ01

1. Волчий остров (Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность отладка и испытание программ - М.: Мир, 1981)

Волчий остров размером 20x20 заселен дикими кроликами, волками н волчицами. Имеется по нескольку представителей каждого вида. Кролики довольно глупы: в каждый момент времени они с одинаковой вероятностью 1/9 передвигаются в один из восьми соседних квадратов (за исключением участков, ограниченных береговой линией) или просто сидят неподвижно. Каждый кролик с вероятностью 0,2 превращается в двух кроликов. Каждая волчица передвигается случайным образом, пока в одном из соседних восьми квадратов не окажется кролик, за которым она охотится. Если волчица и кролик оказываются в одном квадрате, волчица съедает кролика и получает одно очко. В противном случае она теряет 0,1 очка. Волки и волчицы с нулевым количеством очков умирают.

В начальный момент времени все волки и волчицы имеют 1 очко. Волк ведет себя подобно волчице до тех пор. пока в соседних квадратах не исчезнут все кролики; тогда, если волчица находится в одном из восьми близлежащих квадратов, волк гонится за ней. Если волк и волчица окажутся в одном квадрате и там нет кролика, которого нужно съесть, они производят потомство случайного пола.

Запрограммировать предполагаемую экологическую модель и понаблюдать за изменением популяции в течение некоторого периода времени.

2. Задача об инфекции стригущего лишая (Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. - М.: Мир, 1981)

Промоделировать процесс распространения инфекции - стригущего лишая по участку кожи размером nхn (n — нечетное) клеток. Предполагается, что исходной зараженной клеткой кожи является центральная. В каждый интервал времени пораженная инфекцией клетка может с вероятностью 0,5 заразить любую из соседних здоровых клеток. По прошествии шести единиц времени зараженная клетка становится невосприимчивой к инфекции, возникший иммунитет действует а течение последующих четырех единиц времени, а затем клетка оказывается здоровой. В холе моделирования описанного процесса выдавать текущее состояние моделируемого участка кожи в каждом интервале времени, отмечая зараженные, невосприимчивые к инфекции и здоровые клетки.

3. Построение е помощью циркуля н линейки

Составить программу, автоматизирующую процесс построения фигур на плоскости с помощью циркуля и линейки. Программа должна уметь выполнять следующие команды:

•        отметить произвольную точку и обозначить ее;

•        построить прямую, проходящую через две точки;

•        построить произвольную прямую;

•        построить окружность с заданным центром данного радиуса;

•        построить и обозначить точку пересечения двух линий.

Программа должна содержать 10 - 15 стандартных задач на построение школьного курса геометрии, предлагать их для решения и контролировать процесс построения и полученное решение.

4. «Морской бой»

Составить программу для игры в морской бой игрока с компьютером. Программа должна позволять расставлять корабли на поле 10х10, контролировать правильность их расстановки, давать противникам возможность поочередно делать ходы и выдавать соответствующие информационные сообщения. Когда в качестве одного из игроков выступает компьютер, программа должна анализировать предыдущие ходы и следующий делать на основе проведенного анализа.

5. Обучающе-контролирующая программа «Сложение и вычитание отрицательных чисел»

Составить программу, обучающую учащихся 6 класса сложению и вычитанию отрицательных чисел (см. учебник «Математика 6» Виленкина), а также предлагающую серию заданий различной сложности для закрепления навыков действий над такими числами.

6 «Математико» (итальянская игра) (Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. — СПб.: Манускрипт, 1994)

Имеется набор из 52 карточек, на которых записаны чиста от 1 до 13, причем карточки с каждым из этих чисел встречаются четырежды. Разработать программу, которая позволяет имитировать игру человека с компьютером. Имеется квадратное поле с 25 клетками. Программа случайным образом извлекает какую-либо из имеющихся карточек и выдает записанное на ней число. Каждый игрок заносит это число в одну из клеток квадрата. Так продолжается до тех пор, пока не будут заполнены вес клетки квадрата (рис. 1).

1

1

7

1

7

(80)

2

10

2

13

2

(40)

5

12

13

5

7

(10)

3

3

3

11

3

(160)

4

12

4

13

12

(20)

(20)

(50)

(10)

(10)

(10)

(160)

Рис. 1

По окончании игры заполнение соответствующего квадрата оценивается определенным количеством очков. Цель игры — разместить числа в клетках так, чтобы набрать наибольшее количество очков в соответствии с данной таблицей:

Комбинации чисел

В ряду или столбце

По диагонали

За 2 одинаковых числа

10 очков

20 очков

За 2 пары одинаковых чисел

20 очков

30 очков

За 3 одинаковых числа

40 очков

50 очков

За 3 одинаковых числа и два других одинаковых числа

80 очков

90 очков

За 4 одинаковых числа

160 очков

170 очков

За 5 последовательных чисел, но необязательно по порядку расположенных

50 очков

60 очков

За три раза по 1 или два раза по 13

100 очков

110 очков

За числа 1, 13, 12, 11 и 10, но необязательно по порядку расположенных

150 очков

160 очков

За 4 единицы

200 очков

210 очков

Разработать для компьютера оптимальную стратегию заполнения квадрата.

7. Заполнение готовых форм с помощью информации из базы данных

Имеется база данных, содержащая сведения о некоторой группе людей (каждая запись содержит до 10 полей). Составить программу, которая, используя сведения из базы данных» позволяет заполнять некоторые документы (стандартные письма, приглашения, визитки, отчеты и т.п.). вписывая эти сведения в нужные места в указанных документах в соответствующих падежах, лицах, временах и т.д.

8. Карточные игры

Составить программу, которая раздаст игральные карты заданному количеству игроков (одним из игроков является человек, за остальных играет компьютер) и моделирует игру в «дурака». Компьютерная программа играет случайным образом, без анализа уже вышедших карт. Количество игроков не превышает шести.

9. «Крестики-нолики»

Составить программу, позволяющую играть на бесконечном поле в «крестики-нолики»:

а) игроку с компьютером;

б) двум игрокам.

Если в качестве игрока выступает компьютер, программа делает первый ход. Делая очередной ход, программа анализирует ситуацию, рассчитывая возможные ходы противника вперед на 1 - 2 хода, и в результате проведенного анализа поступает оптимальным образом.

10. «Быки и коровы»

Составить программу, позволяющую играть в «Быки и коровы»:

а) игроку с компьютером;

б) двум игрокам.

Каждый из противников задумывает четырехзначное число, вес цифры которого различны (первая цифра числа отлична от нуля). Необходимо разгадать задуманное число. Выигрывает тот, кто отгадает первый. Противники по очереди называют друг другу числа и сообщают о количестве «быков» и «коров» в названном числе («бык» — цифра есть в записи задуманного числа и стоит в той же позиции, что и в задуманном числе; «корова» - цифра есть в записи задуманного числа, но не стоит в той же позиции, что и в задуманном числе).

Например, если задумано число 3275 и названо число 1234, получаем в названном числе одного «быка» и одну «корову». Очевидно, что число отгадано в том случае, если имеем 4 «быка».

11. «Числовые головоломки»

Составить программу, которая:

1) предлагает игроку числовые головоломки типа ОДИН+ОДИН=МНОГО из некоторого набора таких головоломок (до 30);

2) позволяет решить головоломку;

3) контролирует правильность решения.

12. «Графики»

Составить программу, которая предлагает пользователю некоторый список функций для построения графиков (например, у=ax2+bx+с; y=sin x+b и т.д. —до 25 наименований). После выбора соответствующей функции, задания коэффициентов и отрезка, на котором выполняется построение, программа строит указанный график. Затем значение коэффициентов и положение трафика можно менять (например, с помощью клавиш управления курсором), после чего график перестраивается и записывается обновленное уравнение соответствующей кривой.

13. Игра «Две лисы и 20 кур»

На поле указанной формы (рис. 2) находятся две лисы и 20 кур. Куры могут перемешаться на один шаг вверх, влево или вправо, но не назад и не по диагонали. Лисы также могут перемешаться только на один шаг (вверх, вниз, влево и вправо).

Лиса может съесть курицу, как в игре в шашки: если в горизонтальном или вертикальном направлении за курицей на один шаг следует свободное поле, то лиса перепрыгивает через курицу и берет ее. Лисы всегда обязаны есть, и, когда у них есть выбор, они обязаны осуществлять наиболее длинное поедание. Если два приема пиши имеют одинаковую длину, осуществляется один из них — по выбору лисы.

Составить программу, которая играет за лис. Игрок перемещает кур. Партнеры играют по очереди, причем куры начинают. Они выигрывают партию, если девяти из них удастся занять 9 полей, образующих верхний квадрат поля.

Начальное положение кур и лис изображено на рис. 2.

Лисы выигрывают, если им удастся съесть 12 кур, так как тогда оставшихся кур недостаточно, чтобы занять 9 верхних полей.


Л

Л

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

К

Рис. 2

14. Программа «Игры со спичками»

Составить программу, которая:

1) предлагает игроку головоломки со спичками из некоторого набора таких головоломок (до 30 штук);

2) позволяет решить головоломку, передвигая спички;

3) контролирует правильность решения.

16. Игра в слова

Составить программу, позволяющую компьютеру и человеку играть в слова. Предварительно программа объясняет правила игры и позволяет уточнить их в любой момент.

Тематикой игры могут быть по выбору города, животные, растения и т.д. Тематику из предложенных компьютером (не менее 5) выбирает человек. Для игры компьютер использует собственную базу данных (для каждой тематики свою), хранящуюся в виде текстового файла. Если названное человеком слово отсутствует в базе, уточняется правильно ли оно названо, и в случае правильности заносится в базу. Привила игры: первый игрок называет слово, а второй должен предложить другое, начинающееся с той буквы на которую оканчивается названное.

17. Ребусы

Выбрав какой-либо школьный предмет (информатика, математика и т.д.) подобрать ребусы по нему и предложить их для решения. Программа должна позволять выбрать тот или иной ребус, проконтролировать его решение и подвести итоги при завершении работы.

3.5 Текст индивидуальных заданий для проведения промежуточного экзамена в форме защиты курсового проекта по модулю ПМ 01 " Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем "

Разработать приложение, содержащее базу данных:

- автоматизация учёта результатов физического развития студентов колледжа;

- автоматизация учёта результатов медицинских осмотров студентов;

- автоматизация учёта участия студентов в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях и т.д.

- автоматизация учёта прохождения студентами производственных практик

- учёт книгообеспеченности  библиотеки колледжа;

- организация удалённого доступа к электронным ресурсам колледжа

- автоматизация разработки индивидуальных планов работы преподавателей коллежа;

- автоматизация учёта сведений по слушателям курсов дополнительного образования колледжа;

- автоматизация учёта результатов бильярдных турниров;

- учёт выдачи книг в библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»   для специальностей230115 Программирование в компьютерных сист...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления» для специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО), ...

Три программных модуля моей разработки для проверки текущих знаний учащихся по теме «Логические элементы»

В разработке представлены три программных модуля моей разработки  для проверки текущих знаний учащихся по теме «Логические элементы». Программы написаны на языке Delphi. В каждом варианте с...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02. "Разработка и администрирование баз данных". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 3 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.02. «Разработка и администрирование баз данных»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професс...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03. "Участие в интеграции программных модулей". Специальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системах. 4 курс.

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.03. «Участие в интеграции программных модулей»для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системахРабочая программа професси...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПМ.02. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ" по специальности   СПО 09.02.07 Информационные системы и программир...