Реализация принципа дифференцированного подхода на уроках Информатики и ИКТ
статья по информатике и икт на тему

Реализация принципа дифференцированного подхода на уроках Информатики и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

“Реализация принципа дифференцированного подхода на уроках Информатики и ИКТ”

Бондаренко Мария Юрьевна

преподаватель информатики

Дифференцированный подход к обучению на уроках - актуальная проблема современной школы. Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учителю приходится работать в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Дети по-разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить

Потребность в дифференцированном обучении становится всё более острой, так как школа должна дать возможность каждому ребёнку освоить образовательный стандарт на уровне его способностей, возможностей и желания

Дифференцированное обучение позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, профессиональных намерениях, способностях учеников и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, которая неизбежно возникает в условиях классно-урочной системы.

С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, определяющего, кому какое образование дать. Тем более что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.

Но противники дифференциации при этом вынуждены признать, что отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников есть, дети отличаются обучаемостью и, соответственно, обученностью. Поэтому одинаково учить нельзя, но, чтобы не быть негуманным, противники дифференциации утверждают: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Если мы говорим, что дифференцируем учебный материал, то тем самым признаём, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно, предназначен для разных групп учащихся.

Другое дело, мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, варьирующимися, допускающими переход учеников из одной группы в другую, но это будут группы учащихся, выделенные по определённым признакам.

Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

  • во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
  • во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
  • в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

При изучение нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.

Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.

Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному,  усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.

К положительным аспектам можно отнести:

  • Исключается уравниловка детей;
  • Облегчается усвоение материала в слабых группах;
  • Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании;
  • Повышается уровень самосознания учащихся;
  • Возможность эффективно работать с “трудными”;
  • Повышается уровень мотивации учащихся;
  • Обучение ориентировано на “зону ближайшего развития ученика”;
  • Возможность помогать “слабому”.

Отрицательные аспекты: 

  • Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  • Деление детей по уровню развития не гуманно;
  • Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей;

  • Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
  • Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
  • Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
  • Несовершенство диагностики.

Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы  со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

Сущность дифференциации обучения

Осуществление индивидуального подхода непосредственно связано с дифференциацией обучения - его разделением, появлением в нем различий. Создавая условия обучения, соответствующие индивидуальности каждого школьника, мы неизбежно в той или иной мере дифференцируем обучение (по методам, приемам и содержанию). Обучение дифференцируется как при решении задач индивидуализации учителем в своем классе, так и в случаях, когда индивидуализация выходит за пределы классно-урочной работы.

Во всех этих случаях индивидуализация и дифференциация обучения непосредственно связаны. По-видимому, это обстоятельство и послужило причиной смешения указанных понятий и употребления термина «дифференциация обучения» в разном значении.

При реализации учета индивидуальных различий учащихся дифференциация обучения играет роль средства, которое, однако, может быть использовано не только в целях индивидуализации. Например, обучение дифференцируется по классам (годам обучения) в зависимости от возраста школьников, а также в тех случаях, когда учащиеся по группам выполняют различные задания и работы. Хотя в итоге они проделывают весь набор учебных заданий (так как группы меняются местами), тем не менее, процесс обучения осуществляется дифференцированно. Таким образом, дифференциация не отражает наиболее существенные и специфические признаки индивидуального подхода и, следовательно, индивидуализацию обучения нет оснований именовать дифференциацией. Оба понятия имеют самостоятельное значение и в большинстве случаев соотносятся между собой как цель и средство.

Поскольку индивидуальный подход к учащимся тесно связан с дифференциацией обучения, представляется важным рассмотреть структурные компоненты последней.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия "дифференциация обучения" не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: "Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференцированным обучением". При этом под типологическими индивидуально-психологическими особенностями понимают такие особенности учеников, на основании которых их можно объединить в группы.

Дифференцированный подход в обучении:

  • это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
  • это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах .

В Концепции дифференциации обучения сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

- С психолого-педагогических позиций цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления и учета в обучении склонностей, развития интересов, потребностей и способностей каждого школьника.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации-решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.


В современной школе принято выделять два основных вида дифференциации обучения школьников:.

  • внешняя дифференциация, предполагающая создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются дети с определенными индивидуальными особенностями.

Особые типы школ ориентированы:

  1. на учащихся, имеющих специальные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов;
  2. на детей с высоким уровнем обучаемости и т.п. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
  3. на учащихся с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов)..

  • внутренняя дифференциация, предполагающая организацию работы внутри класса группам учащихся, с одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Большинство исследователей считает подобную работу важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.

Модификации внутренней дифференциации:

  • . по уровню возрастных возможностей.

Учет различий между паспортным и биологическим возрастами ребенка. Известно, что одни дети "взрослее" своих сверстников, а другие наоборот "младше". Например, мальчики в шестилетнем возрасте в среднем почти на целый год "младше" своих сверстниц девочек, но в школу принимают детей по паспортному, а не биологическому возрасту (достижение определенной степени развития костно-мышечной, нервной системы и т.д.). Это значит, что дети находятся не в равных условиях.

  • . по степени обученности, уровню выработанных навыков (знание букв, умение читать, считать и т.д.).
  • . По характеру познавательной деятельности школьников:

репродуктивный тип (от учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений);

продуктивный или творческий тип (учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, выполнять более сложные поисковые и преобразующие мыслительные действия, составлять новый продукт).

Дифференцированный подход не исчерпывает все содержание индивидуализации обучения, однако его роль в реализации индивидуального подхода достаточно велика. Знание учителем методов и приемов работы с типологическими группами учащихся облегчает поиск мер индивидуального педагогического воздействия, которое должно учитывать и все другие отличия школьника. Обобщенные сведения о типических (групповых) особенностях учащихся и соответствующие методы и приемы дифферренцированного подхода в таких случаях играют роль канвы, на которой строится педагогическое воздействие.

В связи с обсуждением дифференцированного подхода необходимо выделить одно из его важных качеств - направленность. Обычно он применяется к отстающим или наиболее успевающим учащимся. В первом случае он направлен на ликвидацию отставания и соответствующее изменение положения учащихся в коллективе, во втором - на создание условий, обеспечивающих оптимальный для учащихся с более высокими учебными способностями темп развития.

Таким образом, нужно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Ориентация на индивидуально-психологические особенности учеников, включение в работу специальных способов и приемов, соответствующих их индивидуальным нейропсихологическим особенностям - один из путей реализации дифференцированного подхода к обучению детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроках информатики

              Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы ...

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода при контроле качества знаний и умений на уроках математики у учащихся начальной школы с множественным дефектом

Известно, что математика является одним из самых сложных предметов для детей со сложной структурой дефекта. Перед учителем-дефектологом встает нелегкая задача: подобрать задания, соответствующие уровн...

Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"

Тема самообразования "Применение дифференцированного подхода на уроках информатики"...

Статья. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках «Живой мир» в образовательной организации, реализующей АООП образования, обучающихся с ОУ.

Индивидуально-дифференцированный подход является одной из наиболее важных и сложных задач в работе учителя с детьми. Индивидуальность обучающегося выступает своеобразным условием, обеспечивающим разви...

реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ

реализация принципа дифференцированного обучения и воспитания в работе с ОВЗ...