Таблицы истинности
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Унская Тамара Юльевна

Урок для 8 класса по программе Босовой Л.Л. (ФГОС) рассматривает технологию построения таблиц истинности. В разработке есть подробное описание урока, технологическая карта, презентация к уроку и раздаточные карточки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет информатика 

Учитель Унская Тамара Юльевна

Класс 8

Тема: Как построить таблицу истинности?

Тип урока: комбинированный:

  • проверка знаний – устная работа;
  • новый материал – лекция;
  • закрепление – практические упражнения;
  • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

Цель урока:

Формирование у обучающихся навыков применения технологии построения таблиц истинности для составных логических выражений.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  1. Научить составлять логические выражения из высказываний
  2. Углубить знание о таблицах истинности
  3. Выработать умение применять последовательность действий построения таблиц истинности
  4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
  1. Развивающие:
  1. Продолжить развитие умения анализировать
  2. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
  3. Формировать умения работы с таблицами
  1. Воспитательные: 
  1. Совершенствовать навыки общения
  2. Вовлечь в активную деятельность

План урока: 

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания (устный опрос) (5 мин).
  3. Объяснение нового материала (10 мин).
  4. Физкультминутка (1 мин).
  5. Закрепление
  • разбор примера (3 мин);
  • практические упражнения (12 мин);
  • задания для самостоятельной работы (10 мин).
  1. Обобщение урока, домашнее задание (3 мин).

Оборудование и программный материал:

  • медиапроектор;
  • ученические ПК;
  • белая доска;
  • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
  • демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

Применяемые технологии:

  1. Проблемного обучения.
  2. Личностно-ориентированный подход.
  3. Здоровьесберегающая.
  4. ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие: "Сегодня мы встречаемся в рамках конкурса «Учитель года». И наша совместная работа на этом уроке является вкладом в развитие педагогического мастерства не только моего, но и других учителей городского округа Химки".
  • Проверка отсутствующих в классе – раздача бейджиков: оставшиеся соответствуют отсутствующим.

2. Повторение материала предыдущего урока + проверка домашнего задания

3 учащихся работают по карточкам:

Выпишите пары соответствий в первом и втором столбцах:

1. Логика

1. Логическое сложение

2. Высказывание

2. Наука о формах и способах мышления

3. Алгебра логики

3. Логическое отрицание

4. Значение логической переменной

4. А

5. Дизъюнкция

5.

6. Инверсия

6. Наука об операциях над высказываниями

7. Конъюнкция

7. Повествовательное предложение, содержание которого однозначно может быть истинным или ложным

8.  Логическая переменная

8. ИСТИНА и ЛОЖЬ

(1 2; 2 7; 3 6; 4 8; 5 1; 6 3; 7 5; 8 4)

Остальные ученики отвечают устно:

Примеры записаны на доске: (Слайд №2)

1)   Запишите с помощью букв и знаков логических операций составное высказывание:

А) Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. (А&B)

Б) На уроке математики старшеклассники отвечали на вопросы учителя, а также писали самостоятельную работу. (А&B)

2) Приведите примеры сложных высказываний из школьных предметов (литература, биология, география, история) и представьте их с помощью логических операций.

Какие логические связки вы использовали? (И, а, но, или, хотя, но) Какие логические операции вы использовали? (Инверсия, дизъюнкция и конъюнкция)

Мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде логического выражения – формулы.

3. Объяснение нового материала

На предыдущем уроке вы находили значение составного высказывания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, как можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или ложность логического высказывания при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

Итак, тема сегодняшнего урока: «Как построить таблицу истинности?»

Кстати, что же такое таблица истинности? Как вы думаете? (Ученики высказывают свои варианты, учитель резюмирует):

Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных.

Возьмем для примера логическую формулу: ¬(A&B)

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания.

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем: (Слайд №3)

1. Определить количество строк в таблице: 

  • количество строк = 2n+1,  где n – количество логических переменных.

2.  Определить количество столбцов в таблице: 

  • количество столбцов = количеству логических переменных + количество логических операций.

3. Построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов (¬, &, V);

  • приоритеты: ( ), ¬, &, V.

4. Заполнить столбцы входных переменных наборами значений.

5. Заполнить таблицу истинности, выполняя логические операции в соответствии с приоритетами действий.

Количество строк: 22+1=5, количество столбцов: 2+2=4. Далее заполняем варианты исходных высказываний А В. Теперь заполняем другие столбцы по порядку логических операций. (Слайд №4)

А

В

A&B

¬( A&B)

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

1

0

4. Физкультминутка – гимнастика для глаз.

  1. Закрепление изученного материала
  • разбор примера.
  • практические упражнения.
  • задания для самостоятельной работы.

Построить таблицы истинности для таких составных высказываний:

Разберем следующее упражнение вместе.

1)  Тетрадь Босовой стр.51 №83а).              

Количество логических переменных: ___2____        

Значит, строк в таблице 22+1=5, столбцов 2+2=4.

A

B

A&B

A˅(A&B)

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

2) Тетрадь Босовой стр.53 №83д).     B&(A˅B˅C)                      

Количество логических переменных: ___3____           B&(A˅B˅C)

Значит, строк в таблице 23+1=9, столбцов 3+3=6.

А

В

С

A˅B

(A˅B)˅C

B&((A˅B)˅C)

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

          Для тех, кто выполнил предыдущие задания раньше всех – тетрадь Босовой: стр.53 №83г).

3) Для выполнения следующего задания прошу вас, ребята, пересесть за компьютеры и открыть программу MS Word.

Задание для самостоятельной работы «Кто быстрее?». Задание выполняется в программе MS Word.

Заготовленные карточки учащимся для работы на компьютере, в которой надо заполнить таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.

А

В

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: (Слайд №5)

А

В

С

 

 

0

0

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

  1. Обобщение урока, домашнее задание (2 мин). (Слайд №6)

На этом уроке мы закрепили понятие «таблицы истинности», познакомились с алгоритмом построения таблиц истинности, а также научились строить их для составных логических выражений, не вникая в смысл самого высказывания.

Д/З: учебник стр. 29 п.1.3.3, стр. 39 №8. Задание выполнить в тетради по аналогии с рассмотренными сегодня таблицами.

         Прошу вас оценить урок, заполнив карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока "Таблицы истинности."

Сценарий урока с использованием бюджетного варианта многопользовательской интерактивной  доски – система «Умный мел» при изучении темы "Построение таблиц истинности" в курсе информатики 10 класс....

Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности.

В данной разработке приведены план-конспект урока по теме: "Логические выражения и базовые логические операции. Таблицы истинности". Презентация с дополнительными файлами позволяет сэкономить  вр...

Один из способов построения таблиц истинности логических выражений.

Для успешной сдачи ЕГЭ по предмету  «Информатика» необходимо уметь строить таблицы истинности логических выражений. Во всех учебниках указан метод построения таблиц истинности, который, на ...

Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Решение логических задач с построением таблиц истинности (А3,А10,B15)

Задачи по теме "Логика" включены в материалы Единого государственного экзамена в достаточно большом количестве. Большинство логических задач части А и части В достаточно удобно решать построением табл...

Урок "Таблицы истинности"

Данный урок предполагает изучение нового материала по теме "Логика"...

Самостоятельная работа по теме "Логичесие операции. Таблицы истинности"

Самостоятельная работа состоит из четырех вариантов, расчитана на 15 минут. Использованы задания для подготовки к ЕГЭ (А3) из материалов К. Полякова (http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm, дата обр...

Презентация к уроку информатики "Логические операции и таблицы истинности. Решение задач."

Презентация к уроку информатики «Логические операции и таблицы истинности»Данная презентация состоит из разделов:Логические операции, примеры;Порядок выполнения логических операций;Примеры решен...