Рабочая программа по информатике. 6 класс
рабочая программа по информатике и икт (6 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_6_klass._rypova_n.a.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 6 класса разработана на основе:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089). ( Включая изменения от 31.08.09 № 320, от19.10.09 № 427)
  • Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приложение к приказу МОНО от 31.07.13 №1830).
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • «Программы курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» Босова Л.Л., изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».
  • Учебника для 6 класса: «Информатика и ИКТ» Босова Л.Л. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  • Рабочей тетради для 6 класса: «Информатика и ИКТ» Босова Л.Л. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Программа является составной частью учебно-методического комплекта по информатике для учащихся основной школы:

  1. Босова Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборато-рия знаний, 2012.

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Ла-боратория знаний, 2012.

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  1. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  2. Пакет офисных приложений.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.

В 6 классе программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ-16
  • контрольных работ-3

Цели и задачи

Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 – 7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ


в 6 классе необходимо решить следующие задачи:

  •       включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  •      показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
  •      расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  •      организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  •      создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

Основное содержание тем, изучаемых в 6 классе

Название темы

Основное содержание тем

Количество

часов

1

Компьютер и

Компьютер - универсальная машина для

информация

работы с информацией. Файлы и папки.

Цифровые данные. Двоичное кодирование

11

цифровой информации. Тексты в памяти

компьютера. Изображения в памяти

компьютера. Единицы измерения информации.

2

Человек и

Информация и знания. Чувственное познание

информация

окружающего мира. Мышление и его формы.

12

Понятие, суждение, умозаключение как форма

мышления.

3

Алгоритмы и

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.

11

исполнители

Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов.

Итого:

34

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Учащиеся должны:

  • уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  • уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • уметь различать необходимые и достаточные условия;
  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь  переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;
  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  • уметь определять назначение файла по его расширению;
  • уметь выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • уметь создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

  1. Компьютер
  1. Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.
  2. Использование клавиатуры:
  • знать назначение клавиш на клавиатуре;
  • иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
  • вводить прописные и строчные буквы;
  • фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.
  1. Выполнять действия с мышью:
  • перемещение указателя мыши;
  • щелчок левой кнопкой мыши;
  • щелчок правой кнопкой мыши;
  • двойной щелчок;
  • перетаскивание объекта с помощью мыши.
  1. Уметь правильно организовать свое рабочее место.
  2. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.

2.  Операционная система

  1. Рабочий стол:
  • называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;
  • выделять значок на Рабочем столе;
  • запускать программы с помощью главного меню;
  • изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;
  • изменять свойства панели задач;
  • узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;
  • упорядочивать значки на Рабочем столе.
  1. Действия с окнами:
  • открывать окно;
  • перемещать окно;
  • сворачивать окно в значок на панели задач;
  • восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
  • разворачивать окно на весь Рабочий стол;
  • восстанавливать окно;
  • изменять размер окна по своему усмотрению;
  • пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;
  • закрывать окно.
  1. Управление компьютером с помощью меню:
  • различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
  • различать доступные и недоступные команды меню;

  • различать выбранные и невыбранные команды меню;
  • выбирать команду меню;
  • понимать назначение элементов управления диалоговых окон;

  • заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;

  • выбирать элемент списка диалогового окна;
  • открывать (сворачивать) раскрывающийся список;
  • различать переключатели и флажки;
  • включать (выключать) переключатель;
  • устанавливать (снимать) флажок;
  • работать с различными вкладками диалогового окна;
  • понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.
  1. Действия в окне Мой компьютер:
  • называть объекты в окне Мой компьютер и понимать их назначение;
  • просматривать содержимое дискеты и жесткого диска. 2.5. Действия в окне Мои документы:

  • создавать новый файл (новую папку);
  • переименовывать файл (папку);
  • перемещать файл (папку);
  • копировать файл (папку);
  • удалять файл (папку) в Корзину;
  • упорядочивать файлы и папки.

3.  Графический редактор

  1. Запускать графический редактор:
  • с помощью главного меню;
  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.
  1. Устанавливать размеры области рисования:
  • с помощью маркеров;
  • с помощью меню.
  1. Работа с палитрой:
  • устанавливать основной и фоновый цвета;
  • изменять цветовую палитру.
  1. Работа с набором инструментов:
  • называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;
  • создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
  • изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
  • создавать надписи;
  • изменять масштаб.
  1. Отменять ошибочные действия.
  2. Очищать рабочую область.
  3. Работать с фрагментами:
  • выделять фрагмент;
  • удалять фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • поворачивать фрагмент;
  • растягивать фрагмент;
  • наклонять фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент;
  1. Работа с файлами:
  • сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением bmp;

  • сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением gif;
  • открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
  • сохранять измененный файл под тем же именем;
  • сохранять измененный файл под новым именем;
  1. Закрывать окно программы.

4.  Текстовые процессоры

  1. Запускать текстовый процессор:

•   с помощью главного меню;

•   с помощью ярлыка на Рабочем столе.

  1. Ввод и редактирование текста:

вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;

  • удалять ошибочно введенный символ;

  • понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;

  • создавать новый абзац;
  • находить нужное слово;
  • осуществлять замену;
  • вводить тексты на английском языке;
  • вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
  • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
  • осуществлять проверку орфографии;
  • работать с несколькими документами одновременно;
  • отменять результат выполнения команды.

4.3. Работа с фрагментами текста:

  • выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент);

  • удалять фрагмент;
  • перемещать фрагмент;
  • вырезать фрагмент;
  • копировать фрагмент;
  • размножать фрагмент.
  1. Использование панели инструментов Форматирование:

•   задавать гарнитуру шрифта;

•   задавать размер шрифта;

•   задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;

•   задавать цвет шрифта;

•   задавать отступ;

•   выравнивать текст;

•   создавать нумерованный список;

•   создавать маркированный список;

•   создавать многоуровневый список;

•   изменять формат списка;

•   разбивать текст на колонки;

•   добавлять в документ колонтитул;

•   выполнять форматирование по образцу;

•   использовать стили форматирования.

  1. Работа с таблицами:
  • добавлять таблицу;
  • переходить в произвольную ячейку таблицу;
  • переходить в смежную ячейку таблицу;
  • выделять таблицу;

  • удалять таблицу;
  • добавлять строки и столбцы в таблицу;
  • удалять строки и столбцы из таблицы;
  • объединять ячейки таблицы;
  • разбивать ячейки таблицы;

  • форматировать текст в таблице;

  • использовать для таблицы готовый формат. 4.6. Работа с графическими объектами:

  • вставлять в текст рисунок;
  • перемещать рисунок;
  • изменять размеры рисунка;
  • создавать надписи и их модифицировать;
  • добавлять (вписывать) текст в автофигуру;
  • строить разнообразные схемы;

  • создавать простейшие диаграммы с помощью мастера диаграмм;
  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
  • конструировать сложные объекты из автофигур;

  • создавать объемные изображения средствами текстового процессора. 4.7. Размещение информации на странице и печать:

  • устанавливать поля;
  • выбирать размер и ориентацию листа бумаги;
  • вставлять нумерацию страниц;
  • выводить на печать подготовленный документ.

4.8. Работа с файлами:

•        сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением doc;

•        сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением rtf;

•        открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;

•        сохранять измененный файл под тем же именем;

• сохранять измененный файл под новым именем; 4.9. Закрывать окно текстового процессора.

5. Создание презентаций 5.1. Запускать редактор презентаций:

  • с помощью главного меню;

  • с помощью ярлыка на Рабочем столе. 5.2. Создание презентации:

  • создавать пустую презентацию;
  • выбирать тип слайда;
  • добавлять новый слайд в презентацию;
  • вводить, редактировать и форматировать короткие тексты в соответствующих окнах

слайдов;

  • вставлять на слайды графические объекты;
  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;
  • выполнять настройку анимации;
  1. Переходить в режим просмотра презентации.
  2. Работа с файлами:
  • сохранять собственную презентацию в указанной папке;
  • открывать ранее созданную презентацию и вносить в нее изменения;
  • сохранять измененную презентацию под тем же именем;

  • сохранять измененную презентацию под новым именем; 5.5. Закрывать окно программы.

6. Создание графиков и диаграмм:

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы;

  • строить графики известных учащимся математических функций;
  • представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.

6.4. Работа с файлами:

  • сохранять созданные таблицы в указанной папке;
  • открывать ранее созданные таблицы и вносить в них изменения;
  • сохранять измененные таблицы под тем же именем;
  • сохранять измененные таблицы под новым именем;

6.5. Закрывать окно программы

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

Дата

Тема урока

§

по

фактиче

урока

плану

ская

Глава 1. Компьютер и информация -11 часов.

1

Компьютер  –  универсальное  устройство  для

§1.1

работы  с  информацией.  ТБ.  Клавиатурный

тренажер в режиме ввода слов.

2

Файлы и папки. П./р. № 1: «Работа с файлами и

§1.2

папками».

3

Информация  в  памяти  компьютера.  Системы

§ 1.3

счисления.

П./р.

2

(1):

«Ввод,

(введе

редактирование и форматирование текста».

ние)

4

Двоичное кодирование числовой информации.

§ 1.3

П./р.№   2   (2):   «Ввод,   редактирование   и

(1)

форматирование текста».

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему

§ 1.3

счисления. Работа с приложением калькулятор.

(1)

6

Тексты  в  памяти  компьютера.

П./р.№  3  (1):

§ 1.3

«Редактирование   и   форматирование   текста.

(2)

Создание надписей».

7

Кодирование текстовой информации. П./р.№ 3

§ 1.3

(2): «Редактирование и форматирование текста.

(2)

Создание надписей».

8

Создание  документов  в  текстовом  редакторе

П./р.

Word. Практическая контрольная работа.

№ 1-3

9

Растровое

кодирование

графической

§ 1.3

информации.

(3)

10

Векторное

кодирование

графической

§ 1.3

информации.

ТБ.  П./р.№

4:

«Оформление

(3)

текста в виде списков. Нумерованные списки».

11

Единицы  измерения  информации.  П./р.№

5:

§ 1.4

«Оформление    текста    в    виде    списков.

Маркированные списки».

Глава 2. Человек и информация -12 часов.

12

Контрольная  работа.  Информация  и  знания.

§ 2.1

П./р.№ 6 (1, 2): «Создание таблиц».

13

Чувственное

познание   окружающего

мира.

§ 2.2

П./р.№6 (3, 4): «Создание таблиц».

14

Понятие  как

форма  мышления.  П./р.№

7:

§ 2.3

«Таблицы. Размещение текста и графики».

(Введ)

15

Как  образуются  понятия.

П./р.№  8

(1,

2):

§ 2.3

«Таблицы. Построение диаграмм».

(1)

16

Структурирование и визуализация информации.

П./р.

Практическая контрольная работа.

№ 4-8

17

Содержание и объем понятия. ТБ.

§ 2.3

П./р.№ 8 (3): «Таблицы. Построение диаграмм».

(2)

18

Отношение

тождества,

пересечения

и

§ 2.3

подчинения.   П./р.№   8   (4,   5):   «Таблицы.

(3)

Построение диаграмм».

19

Отношение   соподчинения,   противоречия   и

§ 2.3

противоположности.

(3)

П./р.№ 9 (1, 2): «Графический редактор Paint».

20

Определение

понятия.    П./р.№

9

(3-6):

§ 2.3

«Графический редактор Paint».

(4)

21

Классификация. П./р.№ 9 (7, 8): «Графический

§ 2.3

редактор Paint».

(5)

22

Суждения как форма мышления.

§ 2.4

П./р.№  10  (1,  2):  «Графические  возможности

редактора Word».

23

Умозаключение как форма мышления.

§ 2.5

П./р.№  10  (3,  4):  «Графические  возможности

редактора Word».

Глава 3. Алгоритмы и исполнители – 11 часов.

24

Контрольная работа. Что такое алгоритм.

§ 3.1

П./р.№ 11: «Рисунок на свободную тему».

25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

§3.2, 3.3

26

Формы

записи

алгоритмов.

Создание

П./р.

графических

объектов.

Практическая

№ 8, 9

контрольная работа.

27

Линейные алгоритмы. ТБ. П./р. № 12: «Power

§ 3.4

Point. «Часы».

(1)

28

Линейные алгоритмы. П./р. № 12: «Power Point.

«Часы».

29

Алгоритмы с ветвлениями. П./р. № 13: «Power

§ 3.4

Point. «Времена года».

(2)

30

Алгоритмы с ветвлениями. П./р. № 13: «Power

Point. «Времена года».

31

Циклические алгоритмы.

§ 3.4

П./р.№ 14: «Power Point. «Скакалочка».

(3)

32

Циклические алгоритмы.

П./р.№ 14: «Power Point. «Скакалочка».

33

Контрольная

работа.

Систематизация

§ 1.2

информации. П./р.№ 15: «Работа с файлами и

папками (часть 2)».

34

Итоговое тестирование. П./р.№ 16: « Создание

слайд-шоу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...