Повторительно - обобщающий урок по теме "Компьютер - основной инструмент для работы с информацией"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Стулина Галина Александровна

В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно упростился поиск необходимой информации, что в свою очередь привело к тому, что учащиеся перестали анализировать полученную информацию. Предлагаю повторительно – обобщающий урок по теме «Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией» в виде смыслового чтения. В статье предложен текст – Сказка о компьютере Александры Есиной. Мною составлены задания, вопросы, для ответов на который учащиеся будут много раз обращаться к тексту, анализировать этот текст. Это позволит хорошо усвоить учебный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_100-802-452.docx50.36 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок по теме

«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

5 класс

Учебник: Информатика, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.

Цель обучения: усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе.

Форма учебного занятия: диспут, учебная игра.

Форма обучения: групповая (микрогруппы), индивидуальная.

Планируемые результаты, УУД:

  • Регулятивные  - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.
  • Познавательные - умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • Личностные - самопознание и самоопределение, построение образа, включая самоотношение и самооценку.

В современном информационном мире дети неохотно читают книги. Это отмечено педагогами, родителями, общественностью. С приходом в нашу жизнь сети Интернет, мобильных телефонов, смартфонов существенно упростился поиск необходимой информации, что в свою очередь привело к тому, что учащиеся перестали анализировать полученную информацию. Предлагаю повторительно – обобщающий урок по теме «Компьютер – универсальное устройство для работы с информацией» в виде смыслового чтения. Для этого подбираю подходящий интересный текст, составляю задания, вопросы, для ответов на который учащиеся будут много раз обращаться к тексту. Это позволит хорошо усвоить учебный материал.

Подготовительный этап:

         Учащихся  распределяются по микрогруппам (3-4 человека в группе). Каждая группа обеспечивается текстом, который может быть на компьютере и на обычном листе бумаги.  В данном уроке предложена сказка о компьютере  Александры Есиной.  http://www.stihi.ru/2009/05/30/5169 .

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание

Вид и форма деятельности

Время

(мин)

1.

Организация начала занятия

Приветствие. Подготовка учащихся к работе на уроке.

Сообщение учителя.

2

2.

Подготовка к основному этапу

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.

Сообщение учителя, выдача раздаточного материала: текса и заданий.

3

3.

Закрепление знаний и способов действия

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уроке в условиях групповой деятельности.

Работа в группах.

15

4.

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по предложенной теме, выделение ключевых вопросов по теме.

Работа в группах, индивидуальная деятельность учащихся.

20

5.

Подведение итогов занятия.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Оценить работу групп и каждого ученика отдельно на основании выполненных заданий.

3

6.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

На дом: задание № 16

2

 

Пояснения к этапам урока

     Этап 2. Короткий рассказ учителя о применении компьютера в различных областях деятельности человека: издательское дело, банковское, медицина, транспорт, образование, охрана природы и т.д. Компьютер – инструмент для обработки, поиска, хранения информации. Обратить внимание учащихся на схему прохождения и обработки информации в компьютере, на взаимодействие различных типов устройств. Раздача текста для смыслового чтения.

Текст

Сказка о компьютере

Александра Есина

Жили – были  клавиатура, монитор, память и  процессор. Жили  они  дружно,  пока  не  возник у  них спор, кто  из них  главнее.

   Клавиатура  говорит:

- Я  главнее, чем  вы.  Я  нужна  для ввода  числовой  и   текстовой   информации.  Я  имею  104  клавиши   и  3  световых   индикатора  в  правом  верхнем  углу,  информирующих   о  режимах  работы.  У  меня   есть  несколько  групп  клавиш:  алфавитно-цифровые,  клавиши   редактирования  и  листания  документов,  управления   курсором,  специальные,  функциональные,  Windows – клавиши, цифровой  блок,  клавиши  управления  питанием.  Без  меня  вы  не  сможете  ввести  информацию,  даже  на  калькуляторе   не  посчитаете,  т.к.  цифры  я  ввожу – то.

- Да, это  ты  права, - говорит монитор. – Но  я  всё  равно  главнее.  Смотрите,  если   информация  вводится   при  помощи  клавиатуры,  то  где  она  выводится?  Я, я, а  не  она  являюсь   универсальным  устройством  вывода  информации.  Информация   на   моём  экране  представляется      в  виде  растрового  изображения,  которое  формируется   из  отдельных   точек   (пикселей). Качество  изображения  определяется   моей  разрешающей   способностью.  Так что главный  только  я!

- Куда тебе! – говорит  память. – Я самая  главная. Данные  и  программы  хранятся  в   памяти, т. е.  во   мне. Я   представляю   собой   последовательность  пронумерованных,  начиная  с  нуля,  ячеек.   А  у  вас  так  нельзя!  Меня  называют  «мозгом»!   Значит,  я  главная!

-  Вас  послушаешь, я  вообще  тогда не  нужен!  А  на  самом – то  деле,  я  ведь  самый  главный!  Я, процессор!  Я  центральное  устройство  компьютера,   которое  обрабатывает  данные  в  соответствии  с  заданной  программой.  Я  со  всеми  вами  работаю. Я  самый  главный!

-Нет, я!

-Нет, я!

-Нет, я!

-Нет, я!

А  человек  спор  слышал  и  сказал:

-Что  вы  спорите?  Вы  же  сами  ответили  на  вопрос,  кто  из  вас  главнее!

-Мы  ответили?

-Вы. Главные  вы  все. Только в  совокупности, когда  вы  все  вместе, компьютер  будет  работать! Кто  будет  вводить  информацию, если  не   клавиатура, и  выводить, если  не  монитор?  Кто  будет  хранить  её,  если  не  память? Кто  будет  обрабатывать данные  в  соответствии с  заданной  программой,  если  не    процессор?    Не  знаете? Вот! Так  что  вы  зря спорите.  Ведь  главные  вы   все!

Подумали  клавиатура, монитор, память  и  процессор  и  помирились. С  тех  пор  они  живут  счастливо. Ведь  сила  их – в  единстве!

     Этап 3. Учащиеся  получают задания к тексту.

Задания

  1. Перечисли персонажей сказки ________________________________________________

2. Сколько на клавиатуре клавиш? Выберите правильный ответ.  

  103 клавиши

  104 клавиши

   105 клавиш

3. Сколько на клавиатуре световых индикаторов?

4. Кого из персонажей сказки называют “мозг компьютера” и почему? _____________________

5. Кто помог разрешить спор?__________________________

6.  Раздели текст на абзацы и придумай заголовок к каждому абзацу.

 

Абзац №

Заголовок абзаца

7.  Дополни предложения, используя текст сказки

Клавиатура нужна для ….

Монитор является универсальным устройством …

Данные и программы хранятся в ….

Процессор - центральное устройство компьютера, которое ….

8. Какие утверждения соответствуют содержанию текста?

Верно

Неверно

Не сказано

а)

Клавиатура нужна для ввода числовой и текстовой информации.

б)

Монитор не является универсальным устройством вывода информации

в)

Память представляет собой последовательность нумерованных ячеек

г)

Оперативная память позволяет компьютеру работать быстрее

д)

Процессор хранит данные и программы

е)

Информация на компьютере представляется в виде растрового изображения

ж)

Клавиатура нужна для ввода графической информации

з)

Жесткий диск требуется для сохранения информации на компьютере

9.  Укажи (зачеркни) ложные утверждения (не соответствующие содержанию текста).

  • Процессор обрабатывает данные в соответствии с заданной программой;
  • В этом тексте сказано, что колонки тоже важны;
  • Этот текст рассказывает о дружбе;
  • Пиксели бывают разных размеров;
  • Ячейки памяти нумеруются, начиная с единицы;
  • На клавиатуре 104 группы клавиш.

10. Ответь на вопрос: Так кто же всех главнее? Подтверди словами из текста? (Анализ)

11. Охарактеризуй функции персонажей сказки одним словосочетанием

12. На клавиатуре есть несколько групп  клавиш. К каким группам относятся клавиши?

      Клавиша

    Группа клавиш

https://docs.google.com/a/school777.ru/drawings/d/sOvHkjtxaa-uuuILpQQFzSQ/image?w=100&h=100&rev=1&ac=1 Клавиша Del - определение в компьютерном словареhttps://docs.google.com/a/school777.ru/drawings/d/sOvHkjtxaa-uuuILpQQFzSQ/image?w=100&h=100&rev=1&ac=1 https://docs.google.com/a/school777.ru/drawings/d/sOvHkjtxaa-uuuILpQQFzSQ/image?w=100&h=100&rev=1&ac=1

https://docs.google.com/a/school777.ru/drawings/d/sOvHkjtxaa-uuuILpQQFzSQ/image?w=100&h=100&rev=1&ac=1 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3a5751d7faaa1e87b4ba48e461c88fdc&n=22

_Page_Up_T.png

13. Каких персонажей ты добавил бы в сказку? Аргументируй свой ответ.

14. Придумай другой конец сказки, в котором будет больше персонажей.

15. В чем смысл последней фразы текста? Возможно ли ее отнести к обществу? Аргументируй свой ответ на конкретном примере.

16. Выберите одно из предложенных заданий:

16.1. Придумай свою подобную сказку о споре между персонажами, где в итоге оказалось бы, что все они очень важны и только их совместная работа, а не работа каждого из них по отдельности имеет смысл.

16.2. Приведи примеры ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, подобных той, что описана в сказке.

16.3. Попробуй придумать историю или пример реальной ситуации, где в споре, подобном тому, что описан в сказке, побеждает один персонаж.

 

16.4. Приведи примеры литературных произведений (сказок, басней), имеющие подобную историю.

Учащиеся работают в группах. Каждая группа находит ответы на вопросы и задания, работая с текстом.

     Этап 4. Каждая группа  отвечает на вопросы и задания. Обсуждая ответы, находим правильные решения и ответы.

     Этап 5. Подводим итог урока. Коллективно оцениваем работу каждой группы, по возможности - каждого ученика.

     Этап 6.  Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. На дом: задание № 16, письменно.

                                                                Стулина Галина Александровна,

                                                                учитель информатики и ИКТ

                                                                ГБОУ Школы № 777 г. Москвы

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Дидактические многомерные инструменты как метод организации повторительно-обобщающих уроков

—Дидактические  многомерные инструменты  как метод организации повторительно-обобщающих уроковвыступление на заседании МПКПопытка на примерах практической работы учителя показать возмож...

Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой

КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...

Повторительно - обобщающий урок с элементами лабораторно - практической работы в 11 классе по теме "Решающие сражения Великой Отечественной войны"

Данный урок направлен на актуализацию и контроль знаний учащихся, их подготовку к ЕГЭ,  формированию мировоззрения    в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеал...

Повторительно- обобщающий урок по теме «СССР в 1953 г.- середине 60-х гг. XX века». Работа с документом.

Повторительно- обобщающий урок по теме  «СССР в 1953 г.- середине 60-х гг. XX века». Работа с документом....

Тема урока: «Человек и природа. Экология и нравственность. Пр.р.№2: «Работа с документами по теме «Экология». (повторительно-обобщающий урок).

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о человеке и его взаимосвязи с природой;2.Углубить представление учащихся о взаимосвязи человека, общества и природы, выявить их взаимозависимость и спец...