Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»
рабочая программа по информатике и икт на тему

Чернышева Елена Валерьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_vneurochka_2015.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №15»

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Утверждаю

Директор МАОУ «Лицей №15»

__________________________

«___»________________2015г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«Мой инструмент – компьютер»

4«А», 4«В» классов

Составитель:

учитель математики и информатики

Чернышева Елена Валерьевна

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная  программа по информатике «Мой инструмент - компьютер» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) и проводится в форме «Фабрики идей». На основе  авторской программы курса информатики для 5 классов Л.Л.Босовой, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности.

Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося; творческой самореализации; умственного и духовного развития.

Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново.

Дополнительное образование по информатики «Мой инструмент - компьютер» основной школы является частью организационного продолжения курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Цель программы:

Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.

Данная цель достигается решениями следующих задач:

Задачи:

  • развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств;
  • формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развивать алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Место предмета в учебном плане

Дополнительная образовательная программа по информатике «Мой инструмент - компьютер» рассчитана для обучающихся 10-11 лет сроком на 1 год обучения. Всего 34 ч., по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в группе по 10-13 человек.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу в дополнительном образовании по информатике «Мой инструмент - компьютер» используются учебники Босовой Л.Л. (Информатика 5 класс. М.: Бином. Лаборатория знаний), а также используются презентации, цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

 Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:

  • словесного (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником);
  • наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  • проектного.

Планирования результатов освоения курса

Сформулированная цель реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам дополнительного общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Календарно-тематическое планирование

 (1час в неделю, 34 часа в год)

Тема

План. дата

Факт. дата

План. дата

Факт. дата

Инструктаж по ТБ. Как устроен компьютер.

07.09

07.09

Ввод информации в память компьютера.  Клавиатурный тренажер.

14.09

14.09

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера.

21.09

21.09

Основные устройства компьютера. Клавиатурный тренажер.

28.09

28.09

Устройство компьютера: процессор, память.  Клавиатурный тренажер.

05.10

05.10

Информация. Действия с информацией.

12.10

12.10

Хранение и носители информации.

19.10

19.10

Передача информации.

26.10

26.10

Кодирование информации.

09.11

09.11

Рабочий стол. Запуск программ.

16.11

16.11

Главное меню. Диалоговое окно.

23.11

23.11

Текстовые редакторы. Текстовая информация.

30.11

30.11

Ввод и редактирование текста.

07.12

07.12

Работа с фрагментами текста. Форматируем текст.

14.12

14.12

Таблицы в текстовом редакторе.

21.12

21.12

Решение задач с помощью таблицы.

Построение диаграмм.

Обработка информации. Формы представления информации.

Поиск информации в Интернете.

Вставка рисунков и текста в текстовый редактор.

Обработка числовой информации.  Работа с  Калькулятором.

Компьютерная графика.  Графические редакторы.

Проект: «Мой рисунок».

Векторная и растровая графика.

Изучаем Paint. Простейшие инструменты.

Редактирование рисунков в Paint.

Создание объемных фигур и орнамента в Paint.

Проект: «Мой рисунок».

Растровый редактор  Gimp.  Инструменты.

Редактирование фотографий.

Создание презентаций.

Структура презентаций. Вставка рисунков.

Создание движущихся объектов.  Проект: «Прыгающий мячик».

Эффекты анимации.  Проект: «Восход солнца».

Итого: 34 часа.

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Программные средства

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

Список используемой литературы

  1. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. Поурочные разработки по информатике: 5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2010.
  4. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2006.

Интернет ресурсы.

«Согласовано»                                                   «Согласовано»

Председатель МО                                                Зам. директора по УВР

________________                                                ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".

       В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление

Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестанда...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...