рабочая программа по внеурочной деятельности, Общеинтеллектуальное направление
рабочая программа по математике (6, 8, 9 класс)

Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестандартных задач по арифметике, геометрии и логике, исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике.

Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений включает в себя следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку.

Занятия проводятся в форме предметно-ориентированных тренингов (занятия по формированию общеучебных умений, построенных на понятийном аппарате учебного предмета математики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoydeyatelnosti_.docx71.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

УТВЕРЖДЕНО

Директором

МБОУ «Открытая (сменная) школа»

__________Н.И. Куликовой

Приказом от 30.08.2017 г. №126/о

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Общеинтеллектуальное направление

Рабочую программу составили

учитель математики Щербакова А. В.

учитель физики Лучина Н.В.

учитель химии Цыганкова Е.В.

учитель информатики Куликова Н.И.

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2017 г. протокол №01

г. Рославль

2017 г.

6 класс «Занимательная математика» - 9 часов

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учащиеся получат возможность для формирования следующих результатов: 

Личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные:

1) регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

2) познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость ее проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

3) коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении  актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание данной программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат подборку нестандартных задач по арифметике, геометрии и логике, исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике.

Структура занятий по выполнению интеллектуальных упражнений включает в себя следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку.

Занятия проводятся в форме предметно-ориентированных тренингов (занятия по формированию общеучебных умений, построенных на понятийном аппарате учебного предмета математики).

 Арифметические и логические головоломки (1 ч)

Рассматриваются различные головоломки с числами, магические квадраты, логические задачи, ребусы.

Фейерверк нестандартных  задач (2 часов)

В данной теме предлагаются различные виды нестандартных задач и методы их решения: метод “с конца”, задачи на раскраску, метод уравнивания. Много времени отводится задачам на дроби, вводится формула сложных процентов. Для привития интереса к предмету разбираются секреты математических фокусов.

Геометрическая смесь (2 часов)

Геометрия представлена в данном курсе задачами на разрезание, построением фигур одним росчерком пера, заданиями на клетчатой бумаге.

Комбинаторные задачи (2 часов)

Рассматриваются способы решения комбинаторных задач: метод перебора, дерево возможных вариантов, графы, способ сложения. Вводится понятие факториала. Уделяется внимание решению задач с помощью уравнений в целых числах.

Математика из прошлого (2 часов)

В данном разделе осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. Эти задачи на материалах народного творчества являются частью духовного наследия народа.

Заканчивается курс внеурочной деятельности «Занимательная математика»  подготовкой и проведением игры среди шестиклассников «Математическая регата».

В качестве основных этапов каждого занятия выделяются следующие виды организации деятельности учащихся:

  1. Интеллектуальная разминка (3-5 минут)

Основная задача этапа: создание у обучающихся положительного эмоционального фона.

Содержание: система заданий, способных вызвать интерес, вопросы на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные долей юмора.

  1. Диагностический тренинг

Основная задача: проведение диагностики уровня освоения определенных мыслительных приемов  и психических познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения) с самопроверкой результатов.

Содержание: система заданий, способствующих развитию указанных качеств, позволяющие углубить знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности.

  1. Логико-поисковые задания (20 минут)

Основная задача этапа: формирование приемов мыслительной деятельности и методов решения нестандартных задач.

Содержание: система логико-поисковых заданий, нестандартных задач.

  1. Веселая переменка (2 минуты)

Основная задача этапа: развитие двигательной сферы детей, умений выполнять несколько различных заданий одновременно.

Содержание: динамическая пауза, минутки юмора (сообщение об интересных ситуациях в жизни ученых), минутки для размышлений (интересная и полезная информация).

  1. Решение творческих нестандартных задач (10 минут)

Основная задача этапа: воспитание в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Содержание: система творческих нестандартных задач.

  1. Мозговая гимнастика (2 минуты)

Основная задача этапа: улучшение мозговой деятельности детей и профилактика нарушений зрения.

Содержание: комплекс физических упражнений.

  1. Рефлексия (3 минуты)

Основная задача этапа: осуществление детьми самооценки, закрепление новоизменений в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником.

Содержание: работа с эпиграфом занятия и выяснение заключенного в нем смысла; размышление на тему; риторический вопрос и другие.

3. Тематическое планирование:

№ занятия

Тема

Виды  деятельности учащихся

Количество часов

Всего

теория

практика

Арифметические и логические головоломки  1 час

1

Что такое интеллект. Входная диагностика способности логически мыслить

Математическая теория построения магических квадратов

Задания на восстановление чисел и цифр

Арифметические парадоксы

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Выдвигать гипотезы. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент. Обсуждать особенности математического языка. Решать задачи, в том числе задачи с практическим содержанием, с реальными данными. Анализировать текст задачи, моделировать условие с помощью схем и рисунков, объяснять полученные результаты.

1

1

-

Фейерверк нестандартных  задач 2 часа

2

3

Логические задачи. Задачи со спичками

Задачи на взвешивание

Задачи на переливание

Задачи на движение

Секреты арифметических фокусов

Задачи на проценты

Применять алгоритм решения задач на переливание с использованием сосудов, на перекладывание предметов, на взвешивание

предметов;  применять графы и принцип Дирихле при решении задач. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие,

моделировать условие; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на

соответствие условию.

2

-

2

Геометрическая смесь 2 часа

4

5

Геометрические головоломки. «Танграмм»,  «Пентамино». «Волшебный круг»,  «Колумбово яйцо».

Геометрические задачи на разрезание.

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.

Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика

Распознавать, вырезать  плоские фигуры, симметричные относительно прямой. Разделять фигуры на части по заданному условию и из частей конструировать различные фигуры. Отгадывать

геометрические головоломки. Находить в окружающем нас мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Вычислять площадь неправильных четырехугольников с помощью формулы Пика.

2

-

2

Комбинаторные задачи 2 часа

6

Комбинации

и расположения.

Метод перебора

Дерево возможных вариантов

Правило умножения

Проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора возможных вариантов, в том числе, путем построения дерева возможных вариантов и кругов Эйлера-Венна. Строить теоретико-множественные модели некоторых видов комбинаторных задач.

1

1

-

7

Графы в решении задач.

Факториалы.

Таблицы и диаграммы

Определение элементов множеств с использованием кругов Эйлера-Венна.

1

-

1

Математика из прошлого 2 часов

8

Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика». Задачи из книги Магницкого. «Забава Магницкого»

Великие математики из народа: Иван Петров.

Игра Баше

Лист Мебиуса

 Задачи народов мира.  Выходная

 диагностика способности

 логически мыслить

Познакомиться с великими математиками из народа, Арифметикой Магницкого. Объяснять решение некоторых задач «из прошлого».  Показывать «фокусы» с помощью листа Мебиуса.

2

-

2

9

Всего

9

2

7

7 класс «Решение нестандартных задач по физике» - 9 часов

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как эле-менту общечеловеческой культуры;

      3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

      5. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  1. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  1. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

     4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора, информации использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  1. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  1. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  1. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  1. Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  1. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно- молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  1. Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.

  1. Осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  1. Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

  1. Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  1. Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  1. Развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
  1. Формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

       11. Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справоч-ную литературу и другие источники информации.

Программа построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров ре-шения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными источниками информации и т. д.

Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам метапредметного содержания.

  • итоге школьники могут выйти на уровень решения задач: решение по опреде-ленному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т. д. Курс рассчитан на 1 год обучения (7 класс).

2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности

Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

Что такое физическая задача. Первое знакомство. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, графические решения и т. д.

Динамика и статика (3 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Простые механизмы. Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Конструкторские задачи и задачи на проекты.

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (2 ч)

Качественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические

  • экспериментальные задачи, задачи бытового содержания. Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов. Сообщающеся сосуды. Работа тепловых двигателей.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

Физическая задача. Классификация задач

1-2

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию,

способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Составление физических задач.

2

1

1

Правила и приемы решения физических задач

3-4

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи.

Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии,

геометрические приемы.

Графические решения.

2

1

1

Динамика и статика

5

Координатный метод решения задач по механике.

Координатный метод решения задач по механике. Встреча двух

тел.

3

1

-

6

Решение задач на основные законы динамики: законы для сил тяготения.

Решение задач на основные законы динамики: законы для сил упругости.

Решение задач на основные законы динамики: законы для сил трения, сопротивления.

Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

-

1

7

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием

Подбор данных для составления задач.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, на звуковые явления.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, на световые явления.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, на закон сохранения энергии.

-

1

Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

8-9

Качественные задачи на основные положения молекулярно- кинетической теории (МКТ). Газы.

Качественные задачи на основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Жидкости.

Комбинированные задачи. Механические и другие явления.

Комбинированные задачи. Тепловые и другие явления.

2

1

1

Всего

9

3

6

8 класс «Химический практикум» - 9 часов

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

 в ценностно-ориентационной сфере - чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

 в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной

траектории;

 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

Метапредметные:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми резуль

татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, ум-заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел № 1. Введение в курс (1 час).

Модели экзаменационной работы по химии в 9 классе. Спецификация работы. Демоверсии экзаменационных работ. Государственная итоговая аттестация по химии в 9 классе: знакомство с демоверсиями КИМов. Спецификация. Кодификатор экзаменационной работы. Особенности структуры экзаменационной работы по химии в новой форме экзамена.

Радел № 2. Вещество (2 часов).

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимовязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов – физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительности отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения. Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи. Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — метал-лы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ — неметаллов: водорода, кислорода, азота, галогенов. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических ре-

акций и способы смещения химического равновесия. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Раздел 3. Химическая реакция (2 часов).

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул. Бинарные соединения неметаллов: окси-ды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов. Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Раздел 4.  Элементарные основы неорганической химии (2 часов).

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света

— реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или со-держит определенную долю примесей. Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Раздел 5. Представление об органических соединениях (1 часов).

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

          Раздел 6. Методы познания веществ и химических явлений. Химия и жизнь (1 часов). Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Формой подведения итогов

Практические работы, лабораторные опыты;

Решение экспериментальных задач;

Решение расчетных задач;

Лекции;

Дискуссии;

«Круглые столы»;

Создание компьютерных презентаций Power Point, Prezi;

Работа с электронными приложения;

Работа с Интернетом, СМИ.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в курс

1

1

-

2

Вещество

1

1

-

3-4

Химическая реакция

2

1

1

5

Элементарные основы неорганической химии

1

1

-

6-7

Представления об органических веществах

2

1

1

8-9

Методы познания веществ и химических явлений. Химия и жизнь.

2

1

1

Всего

9

6

3

9 класс «Основы программирования» - 9 часов

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения

  • делать выбор.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

2. Содержание курса внеурочной деятельности  с указанием форм организации и видов деятельности

Язык программирования Pascal. Запуск и настройка программы Pascal ABC.

Создание, запуск, сохранение программы. Структура программы. Служебные слова.

Отладка кода.

Алгоритмы и программы. Способы записи алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Основные блоки программы. Присваивание. Переменные. Арифметические, строковые, логические операции. Массив.

3. Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Программы в повседневной жизни.

Синтаксис языков программирования.

Запуск и настройка Pascal ABC.

Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.

Синтаксис  и  семантика  языка  Pascal.  Типичные  ошибки.

Сообщения об ошибках.

1

1

-

2

Данные. Типы данных. Константы.

Числовой тип данных.

Построение арифметических выражений.

1

1

-

3

Оператор присваивания. Выполнение оператора присваивания.

Операторы ввода и вывода данных.

Встроенные функции. Операции над числами.

Создание и отладка элементарной программы.

1

1

-

4

Проект. Решения задачи «А+В».

Проект. Решения задачи «Неглухой телефон».

Проект. Решения задачи «Два бандита».

1

-

1

5

Проект. Решения задачи «Журавлики».

Проект. Решения задачи «Игра».

Проект. Решения задачи «Магазин концелярских товаров».

1

-

1

6

Данные логического типа и логические выражения.

Организация программ разветвляющейся структуры.

Условный оператор. Полная и неполная формы оператора.

Ветвление алгоритма на три и более рукавов.

Вложенные условные операторы.

Оператор выбора.

1

1

-

7

Проект. Решения задачи «Больше-меньше».

Проект. Решения задачи «Зарплата».

Проект. Решения задачи «Арифметика».

Проект. Решения задачи «Счастливый билет».

Проект. Решения задачи «Две окружности».

1

-

1

8

Оператор цикла с предусловием.

Оператор цикла с постусловием.

Оператор цикла с известным числом повторений (параметром).

Вложенность циклов.

1

1

-

9

Проект. Решения задачи «Монетки».

Проект. Решения задачи «Арбузы». Проект. Решения задачи «Нули».

Проект. Решения задачи «Загадка».

Проект. Решения задачи «Сумма».

1

-

1

Всего

9

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика".

      Содержание занятий «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Удивительный мир слов".

       В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной и выразительной речи....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Мой инструмент – компьютер» для 4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ЮНЫЙ ЭРУДИТ» 7 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Юный эрудит" 7 класс содержит: пояснительную записку, личностные, метапредметные и предметные результаты освое...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ» 9 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Индивидуальный итоговый проект" 9 класс содержит: пояснительную записку,планируемые результаты освоения курса,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»

Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...