Использование метода проектов на уроках информатики в современной информационной образовательной среде
статья по информатике и икт ( класс) по теме

Кучинская Валентина Николаевна


Из опыта использования метода проектов на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_proektov.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В. Н. Кучинская, учитель информатики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Первомайская общеобразовательная школа Татарского района, kuchvalentina@yandex.ru

Деятельность - единственный путь к знаниям
Бернард Шоу

   Современное общество ставит перед школой ряд важнейших задач в области образования и воспитания школьников, которые нашли отражение в образовательных стандартах второго поколения. В связи с этим в Политику МБОУ Первомайской средней образовательной школы в области качества образовательной деятельности включены (кроме прочих) следующие стратегические цели:

      * подготовка выпускников,  мотивированных на дальнейшее образование, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, обладающих коммуникативной культурой, высокими гражданскими и нравственными качествами

      *достижение всеми субъектами образовательного процесса самореализации и личностного роста в условиях модернизации системы образовании.

В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому особую значимость для развития детей приобретают умения собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная задача. Выполнить эту задачу, призван учебный предмет «Информатика и ИКТ», используя метод проектов в рамках уроков информатики.  

Поэтому определяю цель данной работы: исследовать метод проектов как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся и показать его применение на уроках информатики.

Исходя из этой цели, ставлю перед собой задачи:

  • раскрыть сущность метода проектов.
  • изучить требования к использованию метода проектов.
  • определить роль учителя в проектной деятельности обучающегося.
  • раскрыть эффективность применения метода проектов на уроках информатики.

 Проектная деятельность согласуется с принципами современного образования, такими как:

  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
  • креативный принцип.

На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям XXI века. «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект». В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемой задачи – развития познавательных способностей ученика. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на личность ребенка. Разработке этого направления посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д.- Симоненко, П.С. Лернера, Н.С. Полат, И.Д. Чечель, Ю.Л. Хотунцева, И.Л. Сасовой, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой и др. В настоящее время идея развития личности вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения. Метод проектов широко внедрился в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего.

Профессор Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. [2]

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде  всего, понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов условно определена по следующим признакам: доминирующий вид деятельности в проекте; число участников; продолжительность проекта.

Учебный творческий проект – это целенаправленная поэтапная деятельность учащегося под руководством учителя от идеи до ее воплощения, результат которой обладает субъективной или объективной новизной (В.Д. Симоненко).

Использование элементов метода проектов на уроках информатики наиболее удачно вписывается в современный образовательный процесс, обеспечивая достижение указанных целей, т.к. создают равные стартовые возможности для учащихся с разным уровнем базовых знаний. Ведущие принципы такой деятельности:

  • каждый свободен в выборе вида деятельности; каждый несёт ответственность за свой выбор;
  • индивидуальное и коллективное взаимодействие на основе равенства, открытости, доброжелательности, сотворчества;
  • свободный выбор способа предъявления результата; свободное самовыражение, внутренняя независимость;
  • объективное проявление самооценки и самокоррекции.

Структура учебных проектов включает ряд последовательных этапов:

  • замысел, который возникает в различных ситуациях учебного процесса;
  • планирование проектной деятельности, выделение отдельных ее этапов и распределение во времени;
  • собственно выполнение проекта, которое происходит, как правило, вне рамок класса и урока и определяется содержанием проекта;
  • презентация результатов проекта – важнейший этап проектирования, который организуется в различных формах: специально организованных уроках, тематических праздниках, конференциях и т. д.

При создании проекта можно структурировать следующую схему системы действий учителя и учеников (приложение 1 таблица 1)

Считаю целесообразно следовать по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Проекты при этом могут быть небольшие  на один урок (как правило, это уроки обобщающие знания) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.

На уроках информатики в рамках предмета обучающиеся осваивают следующие прикладные программы: текстовой  и графический редакторы, электронные таблицы и базы данных. В рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего использую на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

При использовании метода проектов в старших классах, по сравнению с базовым курсом, для меня, учителя, и обучающихся появляются дополнительные возможности использования метода проектов т.к. большинство обучающихся уже имеют навыки работы на ПК. Изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности. Формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой. В силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности, им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность.

Все эти причины определяют необходимость формирования новой среды обучения и общения. И, конечно, опять незаменимым помощником для организации подобной среды является метод проектов.

Проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, на мой взгляд, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале. И самым сложным становится именно процесс проявления и уточнения интересов учащегося, совместного с ним формулирования замысла будущего проекта. Проект может помочь решению личностной проблемы или оказаться способом проникновения в новую заинтересовавшую сферу, к которой до этого было непонятно, с какой стороны подойти. В старших классах  проекты по информатике могут выступать в роли интегрирующих факторов, их целевой установкой является практическое применение накопленных знаний по различным предметам.

Данная деятельность направлена на достижение следующих целей при обучении старшеклассников:

  • формирование основ научного мировоззрения;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности;
  • овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.

На мой взгляд, приемлемой является следующая система. Сначала даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем следует переходить к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по предмету. После этого переходить к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

 Приведу примеры проектов, которые мы выполняем с обучающимися на уроках информатики. Проекты представлены согласно образовательным линиям программы базового курса. Кроме этого Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.  ,Угринович Н.Д изданы методические  комплексы, включающие в себя и проектные работы. По программе Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой в 5-7 классах предполагаются итоговые проекты, которые учащиеся выполняют с большим интересом. При выполнении таких проектов, учащиеся демонстрируют знания и умения за весь учебный год. Темы проектов предлагаю на выбор (например, «Мышь», «Клавиатура»,  и другие),  в которых они представляют информацию об объектах окружающего мира с помощью словесных описаний, таблиц, диаграмм, схем и других информационных моделей.

Созданные презентации впоследствии используются для обучения следующих потоков обучающихся.  

На всех этапах работы над проектом  учитываю психолого-педагогические особенности возраста обучающихся и степень их самостоятельности.

Проект «Кроссворд - проверь свои знания». Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word по различным темам «Устройство компьютера», «Кодирование информации» и т.п. В ходе проекта обучающиеся осуществляют отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами, создают макет кроссворда на бумаге, а затем на ПК.  (Приложение 3)

В процессе изучения темы “Технология обработки текстовой информации” в 10 классе обучающиеся получают следующее задание: оформить мини-реферат по конкретной теме, оформить его в соответствии с правилами, подобрать и вставить иллюстрации и создать грамотное оглавление. При выполнении этого задания необходимо уметь работать в многооконном режиме, форматировать документ, задавать параметры страницы, форматировать абзацы, создавать, редактировать и форматировать таблицы, вставлять сноски, указатели, создавать оглавления, печатать документ. К неделе Безопасного Рунета обучающими были приготовления буклеты «Советы родителям», «Как защитить себя в сети», газеты «Интернет. Территория безопасности».

После изучения темы “Основы языка гипертекстовой разметки документов” и создания тренировочной Web-страницы по теме, предложенной учителем, обучающиеся также получают задание-проект. Оно заключается в создании сайта небольшого по объему (5-7 Web-страниц) по одной из тем любого школьного предмета. На этом же этапе учащиеся создают собственную Web-страничку.  

Для того чтобы обучающиеся могли анализировать свой уровень знаний по учебной теме, вести мониторинг своей успешности в приобретении новых умений и навыков метапознания, сотрудничества, самоуправления в процессе обучения, планировании предлагаются:

  1. лист затруднений,
  2. контрольный лист работы над проектом,
  3. оценочные бланки для взаимной оценки и самооценки,
  4. критерии оценки работ (приложение 5).

Критерии оценки работ по результатам исследований позволяют каждому ученику работать в комфортном режиме. При этом, если проект краткосрочный, то критерии его оценивания могут формулироваться в соответствии с тематикой проекта (см. пример урока в приложении).

На этапе защиты проектов заслушиваются выступления учащихся, где подводятся итоги проделанной работы. В ходе защиты проекта учитывается ораторское искусство, умения аргументировано выступать перед аудиторией, представлять результаты визуальными способами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, необходимые критерии оценивания - краткость и полнота выступлений, грамотность, творческий подход и т.д. На данном этапе проекты оцениваются в соответствии с выбранными ранее критериями. Начиная работу над проектом, учащиеся знакомятся с теми критериями, по которым будет оцениваться их работа. Критериями можно пользоваться и как инструкцией, которая показывает, что надо сделать, чтобы получить наивысший балл. Полученная таким образом оценка достаточна, объективна, демонстрирует ученику сильные и слабые стороны его работы, показывает, что необходимо совершенствовать. Примеры оценочных таблиц приведены в приложении 5.

Рефлексия - обязательный и очень важный этап проектной деятельности обучающихся, в ходе которого учащиеся оценивают свою работу. Цель – анализ работы каждого ученика и всего класса в ходе проекта. Отмечаем положительные результаты, анализируем причины неудовлетворённости, намечаем задачи на будущее, пути продвижения в обучении. Для этого можно использовать карту успешности ученика (приложение 5).

Занятия внеурочной деятельности позволяют получить углубленные знания по различным темам, выполнить практические задания более высокого уровня, подготовиться к участию в конференциях и конкурсах. Был создан сайт «Писатели подросткам» при  сотрудничестве  с учителем  русского языка и литературы, сайт «Наша библиотека» совместно с учителем русского языка и школьным библиотекарем. Мои обучающиеся неоднократно были призерами районных научно-практических конференций,  призеры районного конкурса  творческих работ с использованием информационных технологий «Школьный ералаш»(2010 г), призер II и III областных олимпиад по мультимедийным технологиям (2010-2011учебный год, 2011-2012 учебный год). Проект «Виртуальный музей», подготовленный обучающимися совместно с руководителем музея, -  удостоен Малой медали Памяти Мельникова М.Н. в IX региональном конкурсе «Через прошлое к будущему» в рамках Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2012».  

Разработанный мною сайт, содержащий работы обучающихся, по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления» включен в учебник по информатике, разработанный методистом учебно-методического отдела Областного центра информационных технологий Выграненко М.В. – http:/iikt.narod.ru/index.htm

Таким образом, общая идея организации проектной деятельности на уроках информатики следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от учащегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.

Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность (выпускники МБОУ Первомайской СОШ  успешно  обучаются в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) на факультетах «Прикладная информатика в информационной среде», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», Техническом университете).

Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетентности учащихся: трудовая, коммуникативная, социальная, информационная.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  2. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
  3. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Собственные наблюдения показали, что  проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются

  • положительная динамика успешности  при 100% успеваемости;

  • рост участия в конкурсах проектов и т.п.  и достижения в них.

        

Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2011 г.

2.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.

3.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm

4.Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема системы действий учителя и ученика при создании проекта

Таблица 1.

Этапы разработки проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Приложение 3.    Примеры проектов

Проект "Кроссворд - проверь свои знания".

 В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико-ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда (самостоятельный выбор  программы, в которой будет выполнена работа)

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.

Предметно-содержательная область: информатика

Длительность: два урока

Ход проекта:

· определение темы вопросов для кроссворда;

· отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;

· создание макета кроссворда на бумаге;

· создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.

· Запись вопросов и ответов к кроссворду;

· Представление результатов работы учителю.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы распечатываются и используются учителем  на уроках. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Пример результата

По горизонтали:

1. Устройство для передачи данных по телефонной линии, преобразующее цифровые сигналы в аналоговые и обратно.

2. Основной рабочий компонент компьютера, который:
- выполняет арифметические и логические операции, заданные программой;
- управляет вычислительным процессом; и
- координирует работу всех устройств компьютера.

3. Устройство, содержащее комплект расположенных в определенном порядке клавиш, нажатие на которые обеспечивает ввод в компьютер символов или команд

7. Координатное и манипуляторное устройство, заменяющее мышь в портативных ПЭВМ

9. Программа, которая предназначена для управления устройствами ввода-вывода ЭВМ, а также для подключения к ЭВМ новых внешних устройств

10. Устройство отображения данных, используемое для прямого их считывания, а также контроля и управления работой системы.

12. Специализированный процессор, предназначенный для управления внешними устройствами: накопителями, мониторами, принтерами и т.п.

15. Накопитель на жестком магнитном диске (дисках), служащий основой внешней постоянной памяти ПК.

17. Набор проводников (и схем их управления) для передачи информации и/или питания между функциональными электронными блоками

По вертикали:

4. Устройство, предназначенное для вывода данных на бумажный носитель в форме рисунков или графиков.

5.  Накопитель на магнитной ленте (НМЛ), применяемый для оперативного резервирования значительных по объему массивов записей (от десятков Мбайт до 100 Гбайт на одну кассету).

6. Координатное и манипуляторное устройство ЭВМ в виде рукоятки с кнопками. Используется в тренажерах и совместно с игровыми программами.

8. Се́нсорная пане́ль — устройство ввода, применяемое вместо мыши, чаще всего, в ноутбуках.

11. Манипуляторное и координатное устройство ЭВМ. Является дополнением к клавиатуре и необходимой частью оборудования при пользовании графическим интерфейсом.

13. Устройство, предназначенное для ввода данных (в том числе и текстовых данных в графической форме, изображений, штрихкодов и т.п.) в компьютер.

14. Электроакустический прибор для преобразования звуковых колебаний в электрические.

16.Внутренняя память, непосредственно связанная с основными процессами, выполняемыми ЭВМ

18. Диск, вышедший из употребления, на котором хранили или переносили с одного компьютера на другой файлы (текстовые, графические и пр.)

Приложение 4

Проект «Компьютерные сети»

Этап проекта

№ урока

Содержание занятия

1 этап – погружение в проект

1

Вводный урок. Погружение в проектную деятельность

2     этап     –     организация деятельности

3    этап    –    осуществление деятельности

2

Сбор информации по теме

3

Создание web-страниц. Работа с текстом, списками

4

Создание web-страницы.

Работа с изображениями, гиперссылками.

5

Создание web-страниц. Работа с таблицами

6

Создание продукта проектной деятельности.

4 этап – презентация

(защита проектов)

7

Защита проектов

В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями: компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP, домен.

исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и умения анализировать выполненную работу.

Мы выделили следующие вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: Что нас объединяет?

Проблемные вопросы:

  1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом?
  2. Какие существуют способы передачи информации?
  3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

Учебные вопросы:

  1. Что такое компьютерная сеть?
  2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей?
  3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? Ваши родители? Дома на работе?
  4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют?
  5. Как настроить сетевое оборудование?
  6. Как передавать файлы по сети?
  7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

Данную тему мы привязали к теме разновидности компьютерных сетей, возможности глобальной сети Интернет.

Содержание деятельности на уроке

Занятие 1.

  1. Актуализация тематики проекта: проведение беседы о возможности связи людей (почтовая служба, общение через Интернет), выявление наиболее быстрого и удобного способа обмена информацией;
  2. краткий перечень мероприятий, которые учащиеся должны сделать в ходе проекта;
  3. проведение интерактивной игры «Разбитые квадраты»;
  4. показ презентации о компьютерных сетях

Занятие 2.

Оглашение плана работы на уроке:

  1. определение понятий компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW;
  2. поиск интересных фактов по проблеме (история, статистика и т.д.);
  3. поиск иллюстраций, видео, графики по теме.

Дать домашнее задание: систематизировать найденный материал, разместить в отдельных папках графическую и текстовую информацию.

Занятие 3.

  1. Знакомство с языком гипертекста HTML, теговой моделью;
  2. познакомить учащихся с тегами форматирования текста, вставки списков на web-странице;
  3. создание web-страниц: размещение собранной информации на своих web-страницах.

Занятие 4.

  1. Знакомство с тегами вставки изображений и гиперссылок на web-страницу;
  2. продолжить  разработку  web-сайта:   размещение  изображений, обеспечение связи между страницами при помощи гиперссылок.

Занятие 5.

  1. Знакомство с тегами создания и форматирования таблиц на web-страницу;
  2. продолжить разработку web-сайта: размещение таблиц.

Занятие 6.

  1. Редактирование продукта проектной деятельности (web-сайта);
  2. подготовка к защите проекта.

Занятие 7.

  1. Защита проектов (выступление групп с докладами, представление продукта проектной деятельности);
  2. оценивание проекта членами других групп и учителем.

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; возможно углубленное изучение темы; осуществляется воспитание целеустремленности, работоспособности; обучающиеся учатся анализировать собственные результаты и результаты товарищей.

Приложение 5. Инструменты оценивания проектной деятельности

5.1Карта успешности

Поставь оценку каждому проектному умению по шкале от «1» до «5».

Умения

проектирования

Умения

Шкала оценки уровня развития

Проблематизация

 могу выявлять проблемы

1

2

3

4

5

умею выбирать из множества проблем главную

1

2

3

4

5

· умею решать проблемы самостоятельно

1

2

3

4

5

· выбираю проблемы путем согласования для совместного решения

1

2

3

4

5

Целеполагание

· могу ставить цели и добиваться их

1

2

3

4

5

· умею согласовывать цели с другими

1

2

3

4

5

· осуществляю поиск способов достижения цели

1

2

3

4

5

Планирование

· умею планировать свою деятельность

1

2

3

4

5

· могу организовать планирование в группе

1

2

3

4

5

Карта З-И-У

Вопрос

Что я знаю

Чем я интересуюсь

Что я узнал

Какова цель проекта?

5.2. Анкетирование участников проекта

  1. Я лучше всего делаю, когда …
  2. Мне нравится работать с другими, когда …
  3. В этом проекте меня больше всего привлекает …
  4. Я хотел бы узнать ещё больше о …
  5. В моей работе мне хотелось бы улучшить …
  6. Мне нужна помощь в …
  7. Прежде чем приступить к работе над этим проектом, мне …
  8. Когда мне нужно что-то изучить, я …
  9. Работая в группе, я мог бы …

5.3 Критерии оценки защиты проекта

Критерии

Максимальный балл

Балл

1. Качество доклада: композиция,

полнота представления работы.

20

2. Культура речи.

5

3. Чувство времени (не более 10 минут).

5

4. Умение удерживать внимание слушателей.

5

5. Умение отвечать на вопросы.

5

6. Доброжелательность.

5

Итого

45

Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 6 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество авторов; учебное учреждение, где учатся  авторы проекта и их классы.
  • Следующим слайдом должно быть содержание. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  • Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
  • В последнем слайде презентации должен быть  список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках информатики для развития творческой личности учащихся

В основу этого метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значи...

Использование метода проектов на уроках информатики

Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Использование инструментов дистанционного обучения как элемент построения современной информационно-образовательной среды.

Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективн...

Урок в условиях современной информационной образовательной среды (ИОС)

Поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) стал появлением новых ФГОСов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяю...

Проектирование урока математики в современной информационно - образовательной среде

Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образова...

Использование метода проектов на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное ...