Использование инструментов дистанционного обучения как элемент построения современной информационно-образовательной среды.
статья по теме

Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дистанционное образование38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инструментов дистанционного обучения как элемент построения современной информационно-образовательной среды.

Неотъемлемыми компонентами для достижения качества образования, формирования предметных и ключевых компетентностей являются информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии.
        Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, повышению мотивации и познавательной активности обучающихся. У обучающихся совершенствуется навык работы с информацией: ее поиск в сети Интернет, классификация, анализ, сопоставление,  что способствует повышению информационной культуры.
        Педагоги, активно использующие ресурсы сети Интернет, коммуницируют друг с другом, делятся педагогическими находками и опытом практической деятельности в обучении и воспитании обучающихся. Учителя, применяющие в своей практике ИКТ, используют различные возможности для активизации образовательного процесса и приобщения обучающихся к работе в различных сетевых проектах. Тем самым педагоги и обучающиеся становятся участниками мирового информационно-сетевого сообщества.
       Одним из самых перспективных направлений информационно-образовательной среды являются инструменты дистанционного обучения.

В контексте школьного образования наиболее актуальными будут следующие элементы дистанционного образования: среда передачи информации, библиотека контента, среда применения инструментов контроля (дифференциация подхода в зависимости от уровня обучающегося), широкая линейка методов, связанных с технической стороной процесса обучения.

Говоря о среде передачи информации, следует упомянуть как достаточно обыденные вещи такие, как взаимодействие учителя и обучающегося посредством электронной почты (передача учебной информации, контроль полученных знаний), так и достаточно новые элементы опыта педагога                     (создание учебных блогов и образовательных каналов на видеохостингах в сети Интернет).

Богатейшая коллекция контента в сети Интернет позволяет проводить, например, виртуальные экскурсии по музеям не только своей страны, но и мира; знакомиться с шедеврами музыки, живописи, архитектуры, кино и театра, находясь перед монитором компьютера.

Проверить полученные умения и навыки участникам образовательного процесса поможет широчайшая линейка средств контроля (начиная от удаленного написания творческой работы и заканчивая онлайн-тестированием на основе материалов самостоятельно разработанных педагогом). Средства контроля на основе ИКТ могут выступать как средство формирования самооценки и самоконтроля учащихся.
Подводя итог, следует отметить, что внедрение в образовательный процесс в школе элементов дистанционного образования при грамотном выборе инструментария и должном планировании данного процесса  –   безусловно нужное и прогрессивное решение. Дистанционное образование имеет массу достоинств: индивидуальный темп обучения, свобода и гибкость обучения, доступность обучения – независимо от географического положения или состояния здоровья, эффективное осуществление обратной связи между учителем и учеником, высокая технологичность образовательного процесса, креативность – благоприятные условия для творческого самовыражения ученика в процессе усвоения знаний.
 Но существуют и очевидные минусы:

Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и учителями. Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности ученика.

Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету. Однако в этом обучающимся могут помочь библиотеки, в которых есть возможность пользоваться Интернетом бесплатно. В том числе пользоваться полнотекстными базами литературы по различным отраслям знания.

Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

  Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная.  Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

  Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективности образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

Современные инструменты дистанционного обучения в преподавании педагогических дисциплин

Современные инструменты дистанционного обученияв преподавании педагогических дисциплинМы живем в условиях, когда изменяется не только производство, но ивесь уклад жизни, система ценностей. Если ...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...