Урок по теме:"Знакомство с электронными таблицами" (для 8 класса)
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме «Вычислительные таблицы » и открывает тему «Вычислительные таблицы ». Структура урока рациональна и обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Активно использована проблемно-диалогическая технология, так для обучения деятельности используется подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность – решение практической задачи. Этот настраивает на доброжелательную обстановку, активизирует внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явиляется говность к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока информатики

Дата: 18 января 2016 года

Образовательная организация: МБОУ «Школа №137 им. М.П. Агибалова» г.о. Самара

Учитель: Баранов Игорь Владимирович

УМК: Макарова Н. В. «Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)», СПб., Лидер, 2009.

Класс: 8Б

Тема урок: Знакомство с электронной таблицей Excel.

Количество учащихся в классе:  13 человек

Присутствовали на уроке:            человек

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Дидактическая задача урока: дать общее представление о том, что для выполнения сложных профессиональных вычислений необходимо более совершенное средство. В этом случае выбирают программы обработки электронных таблиц. Изучить основные возможности электронной таблицы EXCEL.

Цель урока: 

1. Образовательная:

-сформировать у учащихся представление о методах работы в электронной таблице EXCEL;

-научить учащихся пользоваться возможностями электронной таблицы EXCEL;

2. Развивающая:

-развивать способность к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

-развивать познавательный интерес;

-развивать информационную культуру.

3. Воспитательная:

- воспитывать серьезное отношение к предмету и осознание того, что можно использовать свои знания в будущем.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал для практического задания.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. (1 мин)

2.  Актуализация знаний.

(3 мин)

3. Формирование новых понятий.

(10 мин)

4. Формирование умений и навыков работы с программой  Microsoft Office Excel 2007

(10 мин)

5. «Аукцион»

(1 мин)

6. Гимнастика для глаз.

(1 мин)

7. Практическая работа Закрепление основных умений.

(10 мин)

8. Домашнее задание.

(1 мин)

9. Рефлексия

(8 мин)

(Слайд 1) Приветствие учителя

 (Слайд 2)  Вступительное слово учителя: «Чтобы обрабатывать большое количество информации, необходимо представить ее в удобной форме.  Какие вы знаете формы представления информации?

(Слайд 3) Посмотрите на доску. В какой форме эту текстовую информацию удобнее представить и почему?

Таблица – это наиболее удачный вид расположения информации и  сегодня мы начнем изучать электронные таблицы: узнаем для чего они нужны, где их используют.

 Внимательно смотрим презентацию, слушаем и заполняем опорный конспект урока. В конце будет «аукцион»:  оценку «5» продадим самому внимательному ученику.                                                                                                                          

Далее работа по презентации:

- Какие прикладные программы вам известны?

(Слайд 4)  1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме

(Слайд 5) - Где располагаются все установленные  на компьютере программы?

(Слайд 5)  3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007

- Как называется верхняя строчка в окне любого приложения?

(Слайд 6-7)  4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений (вспомним основные элементы всех приложений)

 Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

- Для чего служат три кнопки в правом верхнем углу любого окна приложения?

(Слайд  8)  5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Эти команды  находятся  в  меню  Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;

 (Слайд  9)  6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

        Числа:        Текст:       Формулы:

- Как можно изменить внешний вид текста?

В результате беседы получился опорный конспект по теме.        

 (Слайд 11,12) Запишите в соответствующих ячейках нужную информацию.

Шахматы  и морской бой.  Какое  отношение  эти игры имеют к нашей теме урока? Кто первый даст правильный ответ, тот получит оценку «5».

(Слайд 13-17)  

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

(Слайд 18)  

(Слайд 19) ПРОВЕРКА

 (Проверка практической работы в ходе её выполнения, с комментариями и внесением корректив)

- Выучить основные понятия темы из опорного конспекта урока.

- Закончить работу, начатую в классе.


(Слайд 20)    

Прошу каждого высказаться одним предложением, выбирая по порядку начало фразы из рефлексивного экрана. Рефлексивный экран
я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
мне захотелось…

(Слайд 21)  

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Ответ на вопрос: (ЧИСЛОВАЯ, ГРАФИЧЕСКАЯ, ТЕКСТОВАЯ И ЗВУКОВАЯ)

Ответ на вопрос: (В ТАБЛИЧНОЙ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НУЖНО БЫСТРО НАЙТИ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ)

Учащиеся заполняют опорный конспект урока.

Ответ на вопрос (текстовые редакторы, графические редакторы, музыкальные редакторы)

Ответ на вопрос (В КНОПКЕ ПУСК – В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ РАБОЧЕГО СТОЛА)

Учащиеся на компьютере выполняют указания учителя.

Ответ на вопрос (ГЛАВНОЕ МЕНЮ)

Ответ на вопрос (СВЕРНУТЬ, РАЗВЕРНУТЬ ВО ВСЕ ОКНО и ЗАКРЫТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ)

Ответ на вопрос (ФОРМАТИРОВАТЬ ЕГО: ВЫРАВНИВАТЬ, ИЗМЕНЯТЬ НАЧЕРТАНИЕ И ТИП)

Продолжают работать за ПК, и следуют указаниям учителя.

Ответ на вопрос -  в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

Выполняют гимнастику

Строят таблицу, заносят необходимые данные.

Проверяют свою работу (самоанализ), оценку выставляют на листе опорного конспекта.

Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задания.

Ребята по кругу высказываются


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звенит звонок , мы начинаем наш урок

Слайд 3

Три веселых человечка продавали газеты. Незнайка в понедельник продал 70 шт., во вторник – 80 шт., в среду – 70 шт. Пончик в эти же дни продал 100, 70 и 120 шт. соответственно, а Торопыжка – 90, 130 и 150 шт. Определите количество газет, проданных каждым.

Слайд 4

Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме

Слайд 5

Пуск  Все программы  Microsoft Office  Microsoft Office Excel Для запуска программы Microsoft Office Excel

Слайд 6

Вид окна MS Excel Кнопки управления окном Строка Заголовка Заголовок Кнопка « Office » Строка Меню Панели инструментов Строка состояния Рабочая область

Слайд 7

Ячейка — место пересечения столбца и строки. Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной. Каждая ячейка таблицы имеет свой собственный адрес. Адрес ячейки электронной таблицы составляется из заголовка столбца и заголовка строки, например: Al, B5, E7

Слайд 8

Элементы ЭТ: Ячейка Е6 Активная ячейка С2 Строка Столбец С2 и Е6 – адрес ячеек

Слайд 9

Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных: Текст Число Формула символы Звук и рисунок в ячейку ввести нельзя

Слайд 11

Послушал - забыл, посмотрел - запомнил, сделал - понял. Конфуций

Слайд 12

автоформат перетаскивать

Слайд 14

Е3-попал D3 -мимо Пешка: с2-с3 Конь: b1-a3

Слайд 20

Время практической работы пошло!!!!!

Слайд 21

Проверим выполнение практической работы Продукт Цена Продано Выручка Молоко 39,00 36 1404 Сметана 58,50 45 2632,5 Творог 125,50 28 3514 Йогурт 12,00 50 600 Сливки 30,00 12 360 Кефир 22,50 46 1035 Биойогурт 25,00 56 1400 Снежок 23,00 47 1081

Слайд 22

Выучить основные понятия темы из опорного конспекта урока. - Закончить работу, начатую в классе. ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Слайд 23

я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… занятия дали мне для жизни… мне захотелось… Рефлексивный экран

Слайд 24

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Задача о путешественниках:

ОБЩИЙ ПУТЬ:

Электронные таблицы – _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ДАННЫЕ В ЭТ

Пуск →Все программы→ Microsoft Office → Microsoft Office Excel 2007

Практическая работа 8.0

Знакомство с электронными таблицами

Вербальная модель:

Продуктовый магазин "Молочник" в январе месяце реализовал: молока

- 36 упаковок, сметаны - 45, сливки - 12, снежок - 47, кефира - 46 упако-

вок, творога - 28 кг., йогурта - 50 пачек, биойогурта - 56 упаковок. Опре-

делите полную выручку магазина, если известны следующие цены на про-

дукты в январе: молоко - 39 руб., сметана - 58,5 руб., творог - 125,5 руб.,

йогурт - 12 руб., сливки - 30 руб., кефир - 22,5 руб., биойогурт - 25 руб.,

снежок - 23 руб.

Откройте электронную таблицу MS Excel из паке та MS Office. Преобра-

зуйте информацию из вербальной модели в табличную форму. Таблица

должна содержать колонки: «Продукт», «Цена», «Продано», «Выручка».

Выполните необходимые расчеты, заполните таблицу. Определите полную выручку магазина, ответ запишите в отдельной ячейке.

Файл сохраните под именем Молочник_Фамилия.

Памятка для практической работы № 1.

Команды для форматирования:

Объединить и поместить в центре

Границы

Выбрать размер шрифта

Выравнивание по левому краю

Выравнивание по центру

Выравнивание по правому краю

Полужирный

Курсив

Подчеркнутый

Цвет заливки

Цвет шрифта

  1. я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. занятия дали мне для жизни…
  15. мне захотелось

Фамилия _______________________ Самооценка:___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Знакомство с электронными таблицами"

Разработка урока по УМК Босовой для 7 класса с конспектом урока и презентацией. Разработана для аттестации по-новому на первую категорию. Буду благодарна за дополнения и варианты улучшения....

Знакомство с электронными таблицами . Решение задач с помощью электронных таблиц.

Родоначальником электронных таблиц как отдельного класса ПО является Дэн Бриклин, совместно с Бобом Фрэнкстоном разработавший программу табличный редактор VisiCalc в 1979 г.  для компьютера Apple...

Знакомство с электронными таблицами "Open Office org Calc"

Конспект с презентацией для 7 класса,...

Конспект урока Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами.

Создание кроссворда по теме «Мой компьютер». Практическая работа в Excel. Раздел программы. Знакомство с электронными таблицами....

Урок на тему: "Всемирная паутина. Электронная почта" 10 класс (гуманитарный профиль)

Урок для учащихся 10 класса гуманитарного профиля выстроен по типу известной игры "Морской бой". Проводится в виде викторины....

урок в 7 классе "Знакомство с электронными таблицами"

225Урок разработан в технологии развития критического мышления...

Тест на тему "Знакомство с электронной таблицей"

тест в MS Excel для закрепления материала...