Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Шуина Елена Павловна

ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. В данной статье представлены различные методы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся по информатике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx228.85 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС

Как, наверное, и у многих педагогов, на моих уроках можно наблюдать

следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры (определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы). Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я, вдруг, резко перехожу в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?», могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?».

Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4).

Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими

размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"», т.е. пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:

- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»

- «Что именно надо сделать, чтобы исправить итоговую отметку?»

ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге

(внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих

овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал

учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

В 3-е правило технологии оценивания внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих

овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.

Для контроля знаний учащихся использую следующие формы и методы:

  1. Устная контрольная работа

(Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.)

При чем для устных ответов используются следующие критерии оценивания

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Оценка

ставится, если учащийся:

5

(высокий уровень)

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов

4

(достаточный уровень)

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.

3

(средний уровень)

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии,  исправленные после нескольких наводящих вопросов;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

2

(начальный уровень)

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

1

(критичный уровень)

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

  1. Летопись урока

Помогает  учащимся  оценить  свою деятельность  на уроке . Например,  на  уроке    по   теме «Ввод информации в память компьютера» учащиеся  5  класса  работали  на  протяжении   всего  урока  со  следующей таблицей:
Летопись урока информатики________________ (дата)

 

Учебные задания урока

Количество баллов

1.

Запись устройств ввода информации (за каждое правильно записанное устройство 1 балл)

 

2.

Запись  групп клавиш (за каждую правильную  группу 1 балл).

 

3.

Распределение клавиш по группам  (за каждую правильно записанную клавишу 1 балл)

 

4.

Составление названий клавиш  (за каждое правильно составленное слово 1 балл)

 

5.

Тест (за каждое задание теста, выполненное верно- 1 балл)

 

 

Всего баллов:
 

 

С  обратной стороны листа оценивания:
Оцени свою работу на уроке:
1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!
2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай, над чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!
3) 17-14 баллов – получилось  не  всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори  параграф по теме. Выполни тренировочные упражнения из  рабочей тетради. 
4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: « Терпенье и труд всё перетрут». 

  1. Прием «Корзина» идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  1. Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности изучения теории  является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию

  1. Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные определения , предложения , задания в рабочей тетради .

Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.)

  1. Создание «Таблицы успеха»

Цель приема: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки .

Главное: личный прирост знаний и умений (поменять «-» в первой строке таблицы на «+» в третьей строке)

  1. Рефлексию деятельности на уроке можно организовать, используя  опросник: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

Или используя такие  приемы  как: «Заверши фразу», «Письмо самому себе», «Барометр настроения» и другие.

В заключении хочется сказать, что все эти методы и приемы  осуществляют информирование учителем ученика о результатах оценивания, и наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе. Причем очень важно, чтобы оценивание поддерживало учение, укрепляло мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС

Решение  текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

Преподавание информатики в условиях введения ФГОС нового поколения.

План проведения МО учителей информатикиПреподавание информатики в условиях введения ФГОС нового поколения.  Практическая работа «Разработка технологической карты урока на основе использовани...

Инновационные модели деятельности учителя информатики в условиях введения ФГОС нового поколения

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...

Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к жизни. Наиболее важная задача реформы системы образования - управление качество...

Достижение планируемых результатов в области «Технология» в условиях введения ФГОС

Достижение планируемых результатов в области «Технология» в условиях введения ФГОС...

Использование метода проектов на уроках информатики в условиях введения ФГОС

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка сам...