Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС
статья

Озонова Ольга Валерьевна

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к жизни. Наиболее важная задача реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения учителю необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistiema-otsienivaniia-obrazovatiel-nykh-dostizh-2.docx226.03 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка предметных результатов на уроках

 информатики в условия введения ФГОС

учитель информатики

МБОУ «ООШ № 15» г. Улан-Удэ

О.В. Озонова

.

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к жизни. Наиболее важная задача реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения учителю необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.

При организации педагогического контроля рекомендуется соблюдать следующие принципы:

- связь с процессом образования и воспитания;

- объективность, справедливость и гласность;

- надежность, эффективность, валидность;

- системность и всесторонность.

Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:

- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»

- «Что именно надо сделать, чтобы исправить итоговую отметку?»

ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге

(внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих

овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал

учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

В 3-е правило технологии оценивания внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих

овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило стараюсь применять регулярно.

Для контроля знаний учащихся  я использую следующие формы и методы:

  1. Устная контрольная работа

(Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.)

При чем для устных ответов используются следующие критерии оценивания

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Оценка

ставится, если учащийся:

5

(высокий уровень)

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов

4

(достаточный уровень)

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- нет определенной логической последовательности, неточно используется специализированная терминология и символика;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов.

3

(средний уровень)

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии,  исправленные после нескольких наводящих вопросов;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

2

(начальный уровень)

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов.

1

(критичный уровень)

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

  1. Летопись урока

Помогает  учащимся  оценить  свою деятельность  на уроке. Например,  на  уроке    по   теме «Ввод информации в память компьютера» учащиеся  7 класса  работали  на  протяжении   всего  урока  со  следующей таблицей:
Летопись урока информатики________________ (дата)

 

Учебные задания урока

Количество баллов

1.

Запись устройств ввода информации (за каждое правильно записанное устройство 1 балл)

 

2.

Запись  групп клавиш (за каждую правильную  группу 1 балл).

 

3.

Распределение клавиш по группам  (за каждую правильно записанную клавишу 1 балл)

 

4.

Составление названий клавиш  (за каждое правильно составленное слово 1 балл)

 

5.

Тест (за каждое задание теста, выполненное верно- 1 балл)

 

 

Всего баллов:
 

 

С  обратной стороны листа оценивания:
Оцени свою работу на уроке:
1) 23-22 балла - отличный результат. Спасибо за работу!
2) 21-18 баллов – хорошие знания по теме. Подумай, над чем ещё надо поработать. Спасибо за работу!
3) 17-14 баллов – получилось  не  всё. Подумай, как исправить свои ошибки. Повтори  параграф по теме. Выполни тренировочные упражнения из  рабочей тетради. 
4) Менее 14 баллов – не огорчайся. Отрицательный результат, тоже результат. Задумайся, с чем связаны твои ошибки, что ты можешь сделать, чтобы их исправить. Помни: « Терпенье и труд всё перетрут». 

  1. Прием «Корзина» идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

  1. Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»

Одной из возможных форм контроля эффективности изучения теории  является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.

В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию

  1. Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные определения , предложения , задания в рабочей тетради .

Эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления.

Общепризнанные знаки:

«v» - если информация известна;

«+» - информация, которая услышана впервые;

«-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями;

«!» - сведения, которые вызвали интерес

«?» - то, что осталось непонятным.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.)

  1. Создание «Таблицы успеха»

Цель приема: содействовать осмыслению обучающимися своей учебной деятельности, самооценки .

Главное: личный прирост знаний и умений (поменять «-» в первой строке таблицы на «+» в третьей строке)

  1. Рефлексию деятельности на уроке можно организовать, используя  опросник: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания?

Или используя такие  приемы  как: «Заверши фразу», «Письмо самому себе», «Барометр настроения» и другие.

В заключении хочется сказать, что все эти методы и приемы  осуществляют информирование учителем ученика о результатах оценивания, и наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе. Причем очень важно, чтобы оценивание поддерживало учение, укрепляло мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не на неудачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

Система оценки достижения планируемых предметных результатов по математике в контексте требований ФГОС ОО.

Будет представлен опыт по организации рефлексии на  уроках математики, о рейтинговой оценке обучающихся, о «Портфеле достижений ученика».Рефлексия дает возможность учителю научить обучающихся...

Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС

ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. В данной статье представлены различные методы оценива...

Оценивание предметных, метапредметных результатов освоения учебной программы по биологии в условиях введения ФГОС ООО

Деятельностный подход в образовании меняет и систему оценивания биологических знаний. В своей статье я делала упор на оценивание знаний с использованием такого приема, как работа с текстом....

ОЦЕНИВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИИ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

Деятельностный подход в образовании меняет и систему оценивания биологических знаний.Оценивание может быть внутренним и внешним.Оценивание включает в себя такие компоненты, как: информирование обучающ...

Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС

laquo;Современные подходы к оценке образовательных результатов в условиях введения ФГОС»       Особенности оценки предметных результатовОценка предметных резу...