Комплекс тестовых заданий для учащихся 7 класса по теме "Информация. Информационные процессы"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Приведены примеры тестов разного типа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_testovyh_zadaniy.docx142.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
7 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»

Предмет: информатика.

Класс: 7.

КОТЗ по темам: «Информация, ее свойства», «Информационные процессы», «Всемирная паутина», «Двоичное кодирование», «Измерение информации».

Тип КОТЗ: тематический контролирующий тест.

Время выполнения – 40 минут.

Уровень сложности – средний.

УУД:

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение перевести учебное содержание из одной  знаково-символической системы в другую;

- умение структурировать знания;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей, выведение следствий;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- уметь аргументировать свою позицию, оценку, выбор;

- уметь выражать свои мысли в письменной речи.


Инструкция. Перед вами бланк с заданиями для проверки знаний по информатике. Внимательно прочитайте сначала инструкцию по выполнению каждого задания, а затем само задание. Советуем  выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция по выполнению задания: выберите верный ответ.

1) задание в форме вопроса.

Непрерывным называют сигнал:

1) принимающий конечное число определенных значений,

2) непрерывно изменяющийся во времени,

3) несущий текстовую информацию,

4) несущий какую-либо информацию.

Правильный ответ: 2.

Критерии оценки:  за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 

2) задание в форме повествования:

Поисковой системой не является

1) Google,

2) FireFox,

3) Rambler,

4) Яндекс

Правильный ответ: 2.

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 

2. Задания с множественным выбором правильных ответов из фиксированного набора вариантов.

Инструкция по выполнению задания: выберите верные утверждения.

Можно выделить следующие основные информационные процессы:

1) сбор;

2) передача;

3) обработка;

4) общение;

5) хранение;

6) кодирование.

Правильный ответ: 1; 2; 3; 5.

Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный выбор.

3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция по выполнению задания: выберите наиболее правильный ответ.

Скорость передачи данных выражается в:

1) Кбайт/мин;

2) Кбайт/с;

3) Кбит/с;

4)Кбайт/мин.

Правильный ответ: 3.

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов.  

4. Задание с альтернативным ответом.

Инструкция по выполнению задания: выбрать верное утверждение.

Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в столбике «Верно», если не согласны – в столбике  «Неверно».

п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1

Каждый язык имеет свой алфавит

2

Примером двоичного алфавита может быть 1 и 0.

3

Любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом.

4

В двоичном алфавите используется 3 символа.

5

Основные символы двоичного кода 1 и 2.

6

Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).

7

Примером неравномерного кода является Азбука Морзе.

8

Двоичное кодирование универсально.

9

С помощью 0 и 1 можно заменить только текстовую информацию.

10

Между понятиями разрядность и мощность алфавита не существует связи.

Модельный ответ:

п/п

Утверждение

Верно

Неверно

1

Каждый язык имеет свой алфавит

+

2

Примером двоичного алфавита может быть 1 и 0.

+

3

Любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом.

+

4

В двоичном алфавите используется 3 символа.

+

5

Основные символы двоичного кода 1 и 2.

+

6

Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).

+

7

Примером неравномерного кода является Азбука Морзе.

+

8

Двоичное кодирование универсально.

+

9

С помощью 0 и 1 можно заменить только текстовую информацию.

+

10

Между понятиями разрядность и мощность алфавита не существует связи.

+

Верные утверждения: 1, 2, 3, 6, 7,8; неверные: 4, 5, 7, 9, 10.

Критерии оценки: за все правильные ответы – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

5. Задания на установление соответствия.

Инструкция по выполнению задания: установите соответствие между предложенными в левом столбце определениями и понятиями, для которых они используются.

Определение

Понятие

А) процесс, связанный с изменением информации или действиями с использованием информации

1) получение информации

Б) деятельность человека, связанная с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации

2) обработка информации

В) зафиксированная каким-либо способом информация

3) информационный объект

Г) целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации

4) информационный процесс

Д) реализация способности живых организмов к отражению различных свойств окружающего мира

5) информационная деятельность

Ответ: А – 4; Б – 5; В – 3; Г – 2; Д – 1.

Критерии оценки: 3 балла – если все верно, 2 балла – если допущена одна ошибка, 1 балл – если допущены две ошибки и 0 баллов – если 3 ошибки.

6. Задания на установление правильной последовательности.

Инструкция по выполнению задания:

А) расположите величины в порядке убывания:

1024 бита, 1000 байтов, 1 бит, 1 байт,  1 Кбайт.

Б) расположите величины в порядке возрастания:

1010 байтов, 2 байта, 1 Кбайт, 20 битов, 10 битов.

Правильный ответ: а) 1 Кбайт, 1000 байтов, 1024 бита, 1 байт, 1 бит.

б) 10 битов, 2 байта, 20 битов, 1010 байтов, 1 Кбайт.

Критерии оценки: если все верно – 3 балла, 1 ошибка в последовательности снижает оценку на 1 балл, 2 ошибки – на 2 балла.

7. Задание на сортировку (ранжирование).

Инструкция по выполнению задания: установите правильную последовательность, расставив цифры.

Расположите по возрастанию единицы измерения информации:

Варианты ответов:

1) 1 Кбайт;

2) 1 бит;

3) 1 байт;

4) 1 Мбайт;

5) 1 Г байт.

Правильный ответ: 2, 3, 1, 4, 5.

Критерии оценки: если все верно – 3 балла, 1 ошибка снижает на 1 балл, 2 ошибки – на 2 балла, 3 ошибки и больше- 0 баллов.

8. Задание на исключение лишнего.

Инструкция по выполнению задания: выберите верный ответ

Что из перечисленного не является свойством информации?

А) объективная,

Б) достоверная,

В) зависимая,

Г) полная,

Д) лучшая,

Е) актуальная,

Ж) полезная,

З) своевременная,

И) понятная.

Правильный ответ: В, Д, З.

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 

9. Задание на завершение предложения.

Инструкция по выполнению задания: закончите предложение

Кодирование – это:

Правильный ответ: Кодирование – представление информации на каком-либо языке или в образной форме.

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, за неправильный 0 баллов. 

10. Задание на дополнение.

Инструкция по выполнению задания: вставьте пропущенные термины и понятие в предложение:

Язык - ____________, используемая человеком, для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают ____________ и ___________ языки.

  1. система, правильные, неправильные,
  2. знаковая система, естественные, формальные,
  3. кодовая система, двоичная, троичная,
  4. знаковая система, английские и русские.

Правильный ответ: б).

Критерии оценки: за правильный ответ 1 балл, неправильный 0 баллов.

11. Задание с неструктурированным ответом.

Инструкция по выполнению задания: расположите предложенные слова или группы слов и получите определение: Разрядность,  количество, двоичном, в коде, двоичного, кода, символов, –.

Правильный ответ: Разрядность двоичного кода – количество символов в двоичном коде.

Критерии оценки: если все правильно, то 1 балл, если нет, то 0 баллов.

12. Задание с лишними данными.

Инструкция по выполнению задания: решив задачу, укажите лишние данные.

Жители планета Альфа отправили на Землю сообщение, записанное с помощью всех символов используемого ими алфавита: МКЛКМНОНОПРОСТ! Определите информационный объем этого сообщения, зная, что алфавит, используемый землянами равен 64.

Модельный ответ при решении задачи:

Записаны правильные  формулы

Записан достоверный ответ

I = 60 бит

Определены лишние данные для решения задачи

N=64

Модельный ответ при решении задачи на уровень оценки «3»:

1. Записана правильная формула

1 балл

2. Записан  достоверный ответ

I = 60 бит

1 балл

3. Определены лишние данные для решения задачи

N=64

1 балл

Критерии оценки:

Правильно выполнены все пункты – 3 балл,

Правильно выполнены два пункта – 2 балла,

Правильно выполнен один пункт – 1 балл,

Все пункты не выполнены – 0 баллов.

13. Задание с кратким ответом.

Инструкция по выполнению задания: запишите в бланк ответ.

Самая маленькая единица измерения информации.

Правильный ответ:  1 бит.

Критерии оценки: 1 балл – если правильный ответ, 0 баллов – нет правильного ответа.

14. Вопросы с противоречивыми данными.

Инструкция по выполнению задания: укажите правильный ответ.

Известно, что наибольший объем информации физически здоровый человек получает при помощи:

  1. органов слуха,
  2. органов зрения,
  3. органов осязания,
  4. органов обоняния,
  5. органов вкуса.

Правильный ответ – 2

Критерии оценивания: правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 2 баллов

15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания).

Инструкция по выполнению задания: каких данных не хватает для решения задачи? Выберите правильный ответ.

Представлена схема «Типы обработки информации»

К какой группе обработки информации можно отнести отбор информации, кодирование и структурирование информации?

1) изменение видов информации,

2) изменение формы представления,

3) изменение внешнего вида,

4) изменение наглядного предствления.

Правильный ответ: 2.

Критерии оценки: 1 балл за правильный ответ, 0 баллов за неправильный.

16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа.

Инструкция по выполнению задания: выбрать получившийся результат с предложенным вариантом ответа.

Одно из слов, приведенных ниже, закодировано следующим образом: 2+Х=2Х. Найдите это слово.

Варианты ответов:

 1. сервер,

 2. курсор,

 3. модем,

 4. ресурс.

Правильный ответ: 4.

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, неправильный – 0 баллов.

17. Задание на вычисление ответа

Инструкция по выполнению задания: записать полное решение задачи, а также математическое преобразование и расчёты, приводящие к числовому ответу.

Некоторый алфавит содержит 128 символов. Сообщение состоит из 10 символов. Определите информационный объем сообщения.

Дано:

N=128 символов

k=10 символов

I-?

Решение.

128=2i, 27=2i, i=7 бит

I=7*10=70 бит

Указания по оцениванию

Баллы

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

1) верно записано краткое условие задачи;

2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – уравнение теплового баланса);

3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Представлено правильное решение только в общем виде, без каких- либо числовых расчётов.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи.

ИЛИ

Записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3

Критерии оценивания: если все верно – 3 балла, ошибка в конце задания снижает оценку на 1 балл, в середине – на 2 балла, если в начале, то 0 баллов.

18. Комбинированные задания.

Инструкция по выполнению задания: необходимо дорисовать чертеж и дать письменный ответ.

В таблице приведены запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество соответствующих ему страниц?

разведение&содержание&меченосцы&сомики

содержание&меченосцы

(содержание&меченосцы)|сомики

содержание&меченосцы&сомики

Заполните круги Эйлера.

Модельный ответ:

Правильный ответ: в).

Модельный ответ:

1. Правильно выполнена схема (круги Эйлера), указаны операции объединения и пересечения

3 балл

2. Выбран правильный ответ

1 балл

Максимальное количество баллов

4 балла

Критерии оценки: если все верно – 4 балла, ошибка в указании количества кругов – 1 балл, операций копирования и объединения – 2 балла, в выборе ответа –1 балл, все неправильно, то  0 баллов.

19. Мини-кейс с вариантами ответа.

Инструкция по выполнению задания: решите ситуацию и выберите ответ.

21. Задание со свободно конструируемым ответом.

Однажды мальчик по имени Семен путешествовал по сети Интернет. Для себя он поставил задачу, посмотреть, какими сервисы  сети можно использовать в личных целях. И мальчик был приятно удивлен, оказывается в ней можно воспользоваться не только электронной почтой, передачей информации, всемирной паутиной и т.д., но и можно редактировать графические изображения, сжимать файлы любого формата, набирать тексты и все это хранить в своем хранилище данных. И он для себя решил, зачем устанавливать ПО у себя дома, если все это есть в Интернете. Как выдумаете, Семен поступает правильно?

1. Семен поступает верно в связи с постоянной работой сети Интернет.

2. Семен поступает не совсем верно, так как на работу Интернет могут оказывать влияние метеоусловия.

3. Семен поступает не совсем верно, так как в глуши  интернет работает очень плохо.

4. Семен поступает неверно, так как нельзя надеяться на надежность работы сети.

Правильный ответ: 4.

Критерии оценки:  за правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

20. Мини-кейс без вариантов ответа.

Учащиеся 7 классов изучали материал по теме «Программное обеспечение». Дети решили программы разбить на следующие группы:

Входит в состав

Является элементом множества

Является разновидностью

Представлены следующие группы  объектов:

  1. Операционная система и программное обеспечение ПК,
  2. Редактор презентаций и прикладное программное обеспечение,
  3. Программа «Руки солиста» и клавиатурный тренажер,
  4. Растровый графический редактор и  графический редактор,
  5. Векторный графический редактор и  графический редактор,
  6. Paint и растровый графический редактор,
  7. Draw и векторный графический редактор,
  8. Windows XP и операционная система,
  9. Linux и операционная система,
  10. Doctor Web и антивирусная программа,
  11. Skype и коммуникационная программа,
  12. Microsoft Word и Microsoft Office.

Правильный ответ:

Входит в состав

Является элементом множества

Является разновидностью

а, в

б,  е, ж, з, и, к, л, м

г, д

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Общее количество баллов оценивается в 12 баллов. 2 ошибки  - -1 балл.

21. Задание со свободно конструируемым ответом.

Информационная деятельность человека связана с процессами сбора, представления, обработки, передачи и хранения информации.

Приведите по 3-4 примера информационных процессов в деятельности человека.

Правильный ответ: Это задание относится к категории эвристических, поэтому почти все ответы учащихся будут являться правильными

Критерии оценивания:

Показатели

Количество баллов (за каждый информационный процесс)

Приведено не менее 3 вариантов ответов, реально иллюстрирующих информационный процесс

2

Приведены верные варианты использования, но в недостаточном количестве

1

Большая часть вариантов ответов не относится к поставленному вопросу

0

22. Творческие задания.

Инструкция по выполнению задания: разгадайте кроссворд «Информация и информационные процессы».

Время на выполнение работы 10–15 минут.

Вопросы:

По горизонтали: 4. Информация обладает этим свойством, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решения. 7. Количество символов, образующих некоторый алфавит. 12. Заменитель объекта, позволяющий передающему информацию вызвать в сознании принимающего информацию образ объекта. 13. Информация обладает этим свойством, если она важна, существенна для настоящего времени. 16. Код, содержащий в кодовых комбинациях разное число символов. 18. Информация обладает этим свойством, если она позволяет получателю решать стоящие перед ним задачи. 19. Сигнал, принимающий конечное число значений. 20. Конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. 21. Для человека это содержание сигналов, которые он получает из различных источников.

По вертикали: 1. Алфавит, содержащий два символа. 2. Языки, используемые ля общения людей. 3. Величина, равная 8 битам. 5. Целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации. 6. Языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности. 8. Процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную. 9. Код, содержащий в кодовых комбинациях одинаковое число символов. 10. Специальная программа, помогающая пользователю перемещаться во Всемирной паутине. 11. Минимальная единица измерения информации. 14. Характеристика двоичного кодирования, отражающая то, что двоичного кода может быть представлена любая информация на естественных и формальных языках, а также изображения и звуки. 15. Изменение физической величины, используемое для передачи данных. 17. Сигнал, принимающий бесконечное множество значений из некоторого диапазона.

Модельный ответ:

Каждое отгаданное слово оценивается в 1 балл. В данном задании учащийся может набрать 21 балл.


Шкала перевода баллов в оценку

Максимальная оценка за тест: 74 балла

Количественная характеристика в %

Количественная характеристика в итоговой сумме баллов за тест

Итоговый балл за тест

85–100 %

От 63 до 74 баллов

«5»

70–84 %

От 51 до 62 баллов

«4»

50–69 %

От 37 до 50 баллов

«3»

менее 50 %

Менее 36 баллов

«2»

СПЕЦИФИКАЦИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УУД

№ задания

Планируемый результат

Тип задания

Уровень сложности

1

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание понятия непрерывный сигнал, поисковая система

Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

2

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание информационных процессов

Задания с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов

базовый

3

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание единиц передачи информации

Задания с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

4

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание двоичного кодирования

Задания с альтернативным ответом

базовый

5

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • умение сопоставить понятие и определение информационной деятельности

Задания на установление соответствия

базовый

6

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • сравнение, сопоставление информации
  • знание единиц измерения информации
  • умение переводить единицы измерение

Задания на установление правильной последовательности

повышенный

7

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание единиц измерения информации

Задания на сортировку

базовый

8

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание свойств информации

Задание на исключение лишнего

базовый

9

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание кодирования

Задание на завершение предложений

базовый

10

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • умение читать с пониманием
  • знание знаковых систем и видов языков

Задание на дополнение

базовый

11

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • умение схематизировать
  • применение знаний в нестандартной ситуации
  • умение классифицировать
  • умение пользоваться определениями

Задание с неструктурированным ответом

базовый

12

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • классификация объектов, выявление основания для классификации
  • применение знаний в нестандартной ситуации
  • умение пользоваться формулами для определения мощности алфавита знаковой системы, информационного объема сообщения

Задание с лишними данными

продвинутый

13

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • знание единиц измерения информации

Задание с кратким ответом

базовый

14

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • применение знаний в нестандартной ситуации
  • знание органолептической информации

Задание с противоречивыми данными

базовый

15

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем
  • умение выявить существенные признаки объекта
  • знание типов обработки информации

Задание с недостаточными данными

повышенный

16

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • умение исследовать модель
  • умение кодировать информацию

Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

повышенный

17

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение использовать формулы для решения задачи
  • умение выполнять записи для оформления задачи

Задание на вычисление ответа

базовый

18

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • умение работать с кругами Эйлера
  • уметь применять знания в знакомой ситуации

Комбинированные задания

повышенный

19

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • применение знаний в нестандартной ситуации
  • знание основных видов ПО

Мини-кейс с вариантами ответов

продвинутый

20

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • преобразование информации в другие формы
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
  • знание основных видов программного обеспечения
  • умение рассматривать множества (пересечения, объединение)

Мини-кейс без вариантов ответов

продвинутый

21

  • систематизация, анализ, отбор и обработка информации
  • умение выражать свои мысли в письменной форме точно
  • способность к самостоятельной учебной деятельности
  • умение использовать компьютер в информационной деятельности человека

Задание со свободно конструируемым ответом

продвинутый

22

  • использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
  • преобразование информации в другие формы

Творческие задания

базовый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для учащихся 5-7 классов.

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых ответовЗадания открытой формы, в которых ответ надо вписать самому в специально отведенном для этого месте Задания на установлен...

Тестовые задания для учащихся 10-11 классов по разделу "Баскетбол"

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся по разделу "Баскетбол"....

Тестовые задания для учащихся 4-х классов

Тестовые задания для учащихся 4-х классов могут быть использованы как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности (ИГЗ)...

Комплекс тестовых заданий по разделу «Оптика» для подготовки к ЕГЭ по физике

Комплекс тестовых заданий по разделу «Оптика» для подготовки к ЕГЭ по физике...

Комплекс тестовых заданий для учащихся 6 класса по теме "Морфемика. Словообразование".

Комплекс тестовых заданий для учащихся6 класса ПО ТЕМЕ «Морфемика. Словообразование». Класс: 6Предмет: русский языкУровень сложности: базовыйТип КОТЗ: при закреплении или проверке тек...