Использование интерактивных методов на уроке "Хранение и обработка информации в базах данных"
консультация по информатике и икт на тему

Никитин Павел Васильевич

Материал показывает,, как можно применить интерактивные методы обучения на уроке информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_na_uroke_.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных методов на примере темы «Хранение и обработка информации в базах данных»

 В курсах информатики разных авторов, на изучение данного раздела отводится разное количество часов. Так, например, в учебном курсе Н. Д. Угриновича на изучение данной темы отводится 11 часов и проходится она в 8-м классе, а в учебнике И. Г. Семакина – 12 часов и проходится в 9-м классе.

Основные цели данной темы:

  • Дать представление о назначении информационных систем и баз данных.
  • Познакомить с основами реляционных баз данных.
  • Обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД.
  • Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.

Тема «Базы данных и информационные системы» достаточно насыщена как теоретическими понятиями, так и прикладными возможностями. Теоретические вопросы пересекаются с другими содержательными линиями базового курса: информационное моделирование, представление информации (в частности, логической информации, структуры данных).  Прикладная составляющая связана, во-первых, с приобретением учениками навыков поиска информации в справочных базах данных, во-вторых, с обучением приемам создания  несложных информационных  систем средствами реляционной СУБД.

Система уроков «хранение и обработка информации в базах данных» по учебнику И. Г. Семакина состоит из отдельных тем:

  • Основные понятия;
  • Что такое система управления базами данных
  • Создание и заполнение баз данных
  • Условия выбора и простые логические выражения
  • Сортировка, заполнение и удаление записей.

Урок по параграфу «основные понятия» является вводным. Поэтому, наиболее применимым интерактивным методом к данному уроку является «Мозговой штурм». Для организации данного метода, потребуется выполнить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. Рекомендуется составить из учеников две группы, которые, непосредственно, будут генерировать идеи, и назначить членов комиссии, которые будут эти идеи обрабатывать. Для постановки проблемы, учитель может сказать: «Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу. В рамках данной темы мы узнаем, как происходит хранение и обработка информации в базах данных. Но для начала нам следует разобраться с основными понятиями данной темы. Что вы понимаете под термином База данных? Что такое, по-вашему, первичный ключ?», и т.д.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила данного этапа. Главное правило — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Можно комбинировать и улучшать любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Используя данный интерактивный метод в рамках этого урока можно достичь следующих результатов:

  • Так как ученики сами генерируют идеи, то это способствует лучшему запоминанию ключевых моментов, при этом зачастую даже их не заучивания. Следовательно, улучшается качество знаний.
  • В связи с тем, что ученики разделены на две группы, то создается эффект некоторого соперничества или соревнования, т.е. ученики вовлекаются в некоторую интеллектуальную игру. Этим достигается повышение активности на уроке и интереса к предмету.
  • Доброжелательная обстановка позволяет ученикам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие.

Урок по параграфу «Что такое система управления базами данных?» лучше всего провести в форме дебатов. Данный выбор обусловлен тем, что тема достаточно сложная, объемная и противоречивая. Однако, при проведении такого типа урока появляется возможность лучшего восприятия и запоминания большого объема информации. Для проведения дебатов необходимо реализовать несколько этапов:

  • Подготовительный этап. Необходимо создать 2 команды по 3 человека. Остальные учащиеся тоже должны быть вовлечены в процесс. Из оставшихся учеников объявляется таймкипер, а остальные учащиеся являются либо «рецензентами», либо судьями. Тех учащихся, которые не захотели участвовать в игровом процессе, остаются пассивными слушателями. слушателями. Очевидно, что в данном случае дебаты чаще всего выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Минимум 6 человек (либо все учащиеся) получают опережающее задание подготовиться к дебатам. Если готовятся все учащиеся, перед уроком определяются те из них, которые будут выступать в качестве спикеров. Следует предусмотреть, чтобы все учащиеся перед игрой были ознакомлены с правилами. «Классический» (имеется в виду не измененный) формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационно-моделирующей игры. В этом случае учащиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль, создают образ и т.п. Моделирование дает возможность воспроизвести исторические события, общественные процессы. Ученик оказывается «погруженным» в конкретную историческую ситуацию, в определенную эпоху. Следует отметить, что перед началом дебатов должен быть 5-и минутный таймаут, чтобы спикеры могли посоветоваться с группой поддержки.
  • Постановка задачи. На данном этапе ставится определенная задача, или задается «больной» вопрос, на основе которого спикерами и будут приводиться аргументы «за» и «против». В качестве таких вопросов, можно предложить: «Какие базы данных наиболее распространены?» Один из спикеров приводит свои аргументы с комментариями, а другой должен приводить контраргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Хранение и обработка информации в базах данных"

Заключительный урок раздела "Хранение информации" примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. Использование ЭОР в образовательном процессе...

Тест по теме: Поиск информации в базах данных

Тест содержит вопросы по теме "Поиск информации в базах данных", составлен из заданий аналогичных заданиям ГИА. Может быть использован пр иподготовке к ГИА. Содержит задания в выбором ответа и задания...

Поиск информации в базе данных по сформулированному условию. 9 класс

Поиск информации в базе данных по сформулированному условию.  Материал используется для самостоятельной работы учащихся по теме Запросы к БД. Можно использовать при подготовке к ГИА. ...

Тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

Тест по теме«Хранение и обработка информации в базах данных»...

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Конспект-урока информатики и ИКТ в 11 классе. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных

Конспект урока информатики и ИКТ в 11классе Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных...